Тема 8. Роль социальных стратегических альянсов в современной экономике.

Социальные альянсы могут быть представлены разнообразными формами функционирования и составом участников. Формы функционирования социальных альянсов должны определяться договором о партнерстве между его участниками и будут отличаться целями создания, сроками и видами сотрудничества.

При этом участие предприятий в составе альянсов может характеризоваться выделением различных видов ресурсов: финансовых, информационных, кадровых и др. Кроме того, рассматриваемые альянсы могут функционировать как в виде традиционных, так и в виде виртуальных партнерств. Отличительной чертой последних является осуществление связей и управленческих действий на основе интегрированных и локальных информационных систем и телекоммуникаций. Это значительно сократит время на согласование действий и позволит образовывать альянсы предприятий в смежных областях деятельности или на различных территориях.

Состав участников стратегических социальных альянсов может быть гомогенным. В этом случае он будет представлен промышленными предприятиями одной отраслевой принадлежности, территориального расположения и одинакового размера.

Альянс может характеризоваться и гетерогенным составом, то есть включать как крупные, так и мелкие фирмы, различных видов деятельности, университеты, государственные структуры, некоммерческие организации, а также зарубежные и транснациональные корпорации. При этом интеграция компаний и сохранение долгосрочных отношений может осуществляться до тех пор, пока это считается выгодным.

 

Отличия и преимущества стратегических социальных альянсов

Социальные альянсы имеют принципиальные отличия от производственных и маркетинговых альянсов промышленных предприятий, наиболее значимыми из которых являются:

– отсутствие зависимых отношений между участниками альянса;

– невозможность проникновения в капитал друг друга;

– отсутствие юридического оформления совместной хозяйственной структуры деятельности;

– отсутствие риска рыночной экспансии;

– объединение усилий промышленных предприятий в рамках социального инвестирования;

– передача технологий, знаний и ноу-хау, проведение совместных социальных исследований, обучение персонала;

– влияние на уровень социальной ответственности отечественного бизнеса.

Преимуществами стратегических социальных альянсов являются:

– реализация значимых социальных проектов;

– снижение затрат предприятия на социальные программы, на основе совместного использования ресурсов;

– возможность использования предприятием различных видов ресурсов (не только финансовых) для участия в социальных инициативах;

– формирование условий для реализации долгосрочных социальных проектов и социального инвестирования;

– совместное финансирование функционирования объектов социальной инфраструктуры;

– возможность выбора промышленным предприятием вида социальных программ на основе критерия экономической выгоды;

– разработка и использование социальных инноваций;

– развитие межорганизационного аутсорсинга социальных услуг;

– формирование более высоких стандартов социальной ответственности отечественных предприятий;

– создание новых знаний в сфере разработки и реализации социальных инноваций;

– более широкие возможности изучения и использования практического опыта отечественных и зарубежных предприятий в сфере социальной деятельности и др.

Безусловно, что формирование стратегических социальных альянсов – процесс, требующий обязательного учета стратегических направлений развития каждого субъекта взаимодействия. Поэтому моделирование системы долгосрочных отношений предприятий будет включать несколько этапов:

– выбор субъектов стратегического взаимодействия;

– формирование модели взаимоотношений, позволяющей закономерно выстроить, понять и оценить систему взаимосвязей;

 

– управление процессом межорганизационных отношений (установление, поддержание, развитие, сокращение).