Тема 8. Роль социальных стратегических альянсов в современной экономике.
Социальные альянсы могут быть представлены разнообразными формами функционирования и составом участников. Формы функционирования социальных альянсов должны определяться договором о партнерстве между его участниками и будут отличаться целями создания, сроками и видами сотрудничества.
При этом участие предприятий в составе альянсов может характеризоваться выделением различных видов ресурсов: финансовых, информационных, кадровых и др. Кроме того, рассматриваемые альянсы могут функционировать как в виде традиционных, так и в виде виртуальных партнерств. Отличительной чертой последних является осуществление связей и управленческих действий на основе интегрированных и локальных информационных систем и телекоммуникаций. Это значительно сократит время на согласование действий и позволит образовывать альянсы предприятий в смежных областях деятельности или на различных территориях.
Состав участников стратегических социальных альянсов может быть гомогенным. В этом случае он будет представлен промышленными предприятиями одной отраслевой принадлежности, территориального расположения и одинакового размера.
Альянс может характеризоваться и гетерогенным составом, то есть включать как крупные, так и мелкие фирмы, различных видов деятельности, университеты, государственные структуры, некоммерческие организации, а также зарубежные и транснациональные корпорации. При этом интеграция компаний и сохранение долгосрочных отношений может осуществляться до тех пор, пока это считается выгодным.
Отличия и преимущества стратегических социальных альянсов
Социальные альянсы имеют принципиальные отличия от производственных и маркетинговых альянсов промышленных предприятий, наиболее значимыми из которых являются:
– отсутствие зависимых отношений между участниками альянса;
– невозможность проникновения в капитал друг друга;
– отсутствие юридического оформления совместной хозяйственной структуры деятельности;
– отсутствие риска рыночной экспансии;
– объединение усилий промышленных предприятий в рамках социального инвестирования;
– передача технологий, знаний и ноу-хау, проведение совместных социальных исследований, обучение персонала;
– влияние на уровень социальной ответственности отечественного бизнеса.
Преимуществами стратегических социальных альянсов являются:
– реализация значимых социальных проектов;
– снижение затрат предприятия на социальные программы, на основе совместного использования ресурсов;
– возможность использования предприятием различных видов ресурсов (не только финансовых) для участия в социальных инициативах;
– формирование условий для реализации долгосрочных социальных проектов и социального инвестирования;
– совместное финансирование функционирования объектов социальной инфраструктуры;
– возможность выбора промышленным предприятием вида социальных программ на основе критерия экономической выгоды;
– разработка и использование социальных инноваций;
– развитие межорганизационного аутсорсинга социальных услуг;
– формирование более высоких стандартов социальной ответственности отечественных предприятий;
– создание новых знаний в сфере разработки и реализации социальных инноваций;
– более широкие возможности изучения и использования практического опыта отечественных и зарубежных предприятий в сфере социальной деятельности и др.
Безусловно, что формирование стратегических социальных альянсов – процесс, требующий обязательного учета стратегических направлений развития каждого субъекта взаимодействия. Поэтому моделирование системы долгосрочных отношений предприятий будет включать несколько этапов:
– выбор субъектов стратегического взаимодействия;
– формирование модели взаимоотношений, позволяющей закономерно выстроить, понять и оценить систему взаимосвязей;
– управление процессом межорганизационных отношений (установление, поддержание, развитие, сокращение).