Тема 7. Особенности механизма социального инвестирования.

Концепция социальной эффективности инвестиций ставит своей целью выработку четкой методики исследования, измерения и декларирования социальных, политических, экологических и других неэкономических

результатов, которые создаются проектами и организациями. В основе анализа социальной эффективности лежат анализ затрат и выгод и социальный аудит, направленный на выявление социальной ценности (social value, иногда в научной литературе переводится как социальная стоимость, но в русском языке стоимость имеет в большей степени смысловую связь с затратами, а не с конечными благами и их пользой для общества), создаваемой в проекте, путем нахождения материальных, финансовых и нефинансовых, эквивалентов для социальных результатов. Анализ SROI измеряет ценность создаваемых благ и затраты на создание этих благ. Формально социальная эффективность инвестиций представляет собой отношение чистой приведенной ценности благ к чистой приведенной стоимости инвестиций. Например, отношение 3 к 1 означает, что один рубль инвестиций создает на три рубля социальных результатов. Однако, анализ социальной эффективности инвестиций не следует сводить к определению одной единственной цифры. Наоборот, сама суть анализа SROI состоит в том, что один или даже несколько показателей, какими бы ценными они не были, не могут показать социальные результаты проекта, так как они эти результаты имеют достаточно сложную природу. Таким образом, анализ социальной эффективности должен представлять собой методику для исследования цепочки создания социально политической ценности, и при этом так называемая монетизация играет существенную, но не единственную, и далеко не самую ключевую роль.

Большинство передовых компаний и консультантов используют термин социальный аудит для обозначения внутренней (по отношению к компании) эффективности социально связанной деятельности.

CRA комплексно оценивает деятельность компаний по пяти основным экономическим и социальным показателям:

системы менеджмента качества;

энергосбережение и охрана окружающей среды;

отношения с персоналом;

трудовые отношения и права человека;

отношения с местным сообществом.

CRA оценивает основные показатели компании по отношению к системе ценностей компании, этике бизнес-поведения, внутренней операционной практике, системе менеджмента и ожиданиям ключевых стейкхолдеров (собственников, сотрудников, клиентов, поставщиков и местных сообществ). Кроме того, система дает компаниям возможность увеличивать репутационный капитал, повышать прибыльность, эффективность и производительность труда, проводит количественный анализ стратегического и финансового эффекта от активной и ответственной практики бизнеса с учетом интересов всех стейкхолдеров. Эта методика интегрирована во все основные международные системы рейтингов социальной ответственности бизнеса.

CRA оценивает <скрытую стоимость> социально безответственного поведения компаний, включающего в себя чрезмерные затраты на утилизацию отходов, затраты на набор, удержание и увольнение персонала, завоевание новых клиентов, поддержание качества продукции и производительности труда.

Пример из жизни. Крупная компания, занимающаяся грузовыми автомобильными перевозками, решила сократить расходы за счет недоплаты рабочим за сверхурочные. Начался саботаж: рабочие намеренно допускали нарушения сроков отгрузки, неправильно размещали груз. Это вызвало рост недовольства клиентов, рекламации и судебные иски. Потери компании в сотни раз превысили копеечную прибыль от экономии на людях.

Неизмеримые социальные риски включают производство опасных для индивидуумов или для общества продуктов (например, сигарет) или социально спорное поведение (поощрение азартных игр или размещение производства в странах, где нарушаются права человека).

Среди основных причин, по которым компании внедряют социальный аудит, - улучшение бизнес-показателей. Не случайно CRA делает акцент не столько на социальных вопросах, сколько на социально-экономических и экономических последствиях управленческих решений и связанной с ними политики компании. Кроме того, социальный аудит нужен, чтобы соответствовать ожиданиям социально ориентированных инвесторов (пенсионных и инвестиционных фондов), имеющих собственные системы оценки социальной ответственности компаний. Самый известный фондовый индекс социальной ответственности Domini Social Index 400 разработан компанией Kinder, Lydenberg, Domini (KLD). Он оценивает 400 ведущих компаний по десяти категориям, включающим отношения с персоналом, местными сообществами, потребителями, экологию, отсутствие дискриминации.

Дополнением к системе аудита корпоративной ответственности является Econometric Impact Index (Индекс эконометрического эффекта), разработанный все той же SmithOBrien. Эта методология позволяет оценивать суммарный эффект, который компания оказывает на местные сообщества, где она оперирует. Эта система применима как для самих компаний, так и для органов местной власти, озабоченных оценкой влияния компаний на местные сообщества, в том числе в вопросах сокращения или расширения производства, регулирования налогов и цен, зонирования, влияния компаний на принятие ключевых для территорий решений.

Сегодня социальный аудит включает в себя внешний аудит (как оценивают компанию внешние стейкхолдеры) и внутренний, включающий в себя традиционный финансовый аудит. Некоторые компании выпускают социальные отчеты, куда входят сравнительные показатели за годы проведения социального аудита. Так, Ben&Jerry в своем отчете Social Performance Report 1998 поставила целью набирать и удерживать <цветных> сотрудников. В следующем году компания отчиталась, что в ее штате работает 3% <небелых> сотрудников, что в процентном отношении больше, чем у других компаний в Вермонте, родном штате Ben&Jerry.