Тема 4. Спонсорство и благотворительность как инструменты социальных технологий.
Спонсорство —это целевые субсидии для достижения взаимных целей, т.е. взаимовыгодное сотрудничество, реализация совместных проектов. Спонсорская поддержка оформляется договором, содержащим взаимные обязательства сторон.
1. Спонсорство является одним из негосударственных институтов социальной поддержки, через этот институт частные ресурсы перераспределяются их обладателями в социальных целях. Этот тип социального взаимодействия можно интерпретировать в терминах социальной ответственности и корпоративного гражданства.
2. Особенности спонсорства, отличающие его от иных видов социальной поддержки, следующие: это вид материальной поддержки в различных формах, основанный на социальном обмене, который в обязательном порядке предусматривает встречную услугу; это деятельность, как правило, юридических, а не физических лиц; это деятельность, которая ставит спонсируемого в зависимость от требований спонсора; это составная часть маркетинговой стратегии успешных организаций; это инновационная по своей сущности деятельность.
3. В России идет процесс институционализации спонсорства, выражающийся, в частности, в формировании сети специализированных организаций по оказанию подобного рода услуг, в развитии системы экспертизы спонсорских проектов, в алгоритмизации социальных технологий спонсорства. В настоящее время процесс становления не завершен и. значительно видоизменяется под влиянием внешних факторов экономического и правового характера.
4. Спонсоринг — это конкретный комплекс мероприятий по организации спонсорства, т.е. целенаправленной деятельности по поддержке различных проектов с целью создания информационных поводов и, в конечном счете, - повышения известности спонсора как социального актора. Спонсоринг предполагает выбор объекта спонсирования в соответствии с интересами, целями и задачами как спонсора, так и самого благополучателя, а также комплекс мероприятий по подготовке и реализации спонсорского проекта. На инструментальном уровне спонсоринг — уникальная интегрированная технология, позволяющая органично объединить и использовать возможности всех известных видов продвижения компаний и брендов: прямой рекламы, связей с общественностью, мерчендайзинга, прямого маркетинга и пр.
5. Роль спонсорства в формировании имиджа организации анализируется на основе разработанной в ходе практической деятельности автора информационно-коммуникативной модели имиджа. Информация о спонсорских акциях является составляющей информационной компоненты имиджа. Информация эта должна быть включена в процесс коммуникации с аудиторией, доведена до нее, спонсорское событие должно стать известным членам целевой аудитории фирмы. Управление имиджем фирмы - часть корпоративного социального управления. В контексте спонсорства управление имиджем представляет собой управление двумя процессами - организацией спонсорского акта (события) и распространением информации о нем. На практике эти два аспекта планируются и реализуются одновременно в рамках спонсоринга как технологического алгоритма спонсорства.
6. Спонсорская деятельность наиболее эффективна в случае формирования долговременных связей между спонсором и благополучателем. Компании, формирующие одни и те же, пусть и не самые крупные, спонсорские события с заданной или предсказуемой периодичностью, добиваются более позитивных результатов, нежели планирующие крупные, но одномоментные кампании.
7. Критерием эффективности спонсорской акции является достижение желаемого изменения показателя, который изначально, еще на стадии планирования, был целью участия фирмы в спонсорской акции.
Под понятие благотворительности сегодня попадают и пожертвования, и спонсорство, и меценатство, и социальная ответственность, и социальные инвестиции, и даже в большей своей части частно-государственное партнерство.
"Корпоративная благотворительность" приобрела свое название скорее за неимением другого определения социальной деятельности коммерческих организаций. Это явление, опирающееся на традиции шефства и социальных программ организаций советского времени, широко распространено, но в настоящий момент переживает стремительные изменения.
Термин «благотворительность» обозначает весь спектр социальной активности компаний. Именно поэтому стимулирование благотворительности проводится одновременно в нескольких направлениях. Если бы терминологическая база успевала за жизнью, мы могли бы разделить стимулирование программ социальной ответственности, программ социальных инвестиций, внутренних корпоративных социальных программ и благотворительности. Но на сегодняшний момент мы лишены возможности провести такое разделение, а потому практики стимулирования благотворительности рассматриваем вкупе, так, как они выявлены в муниципальных документах.
Благотворительность. В самом общем виде благотворительность - оказание безвозмездной помощи. По определению Д. Берлингема, это «деятельность, посредством которой частные ресурсы добровольно распространяются их обладателями в целях содействия нуждающимся (в широком смысле слова) людям для решения общественных проблем, а также усовершенствования условий общественной жизни».
Корпоративная благотворительность – добровольная деятельность коммерческой организации по оказанию помощи нуждающимся или по поддержке социальных проектов – собственных или других организаций. При этом сфера вложения средств не имеет прямой связи с основной деятельностью компании. В отличие от бизнес-структур, для которых благотворительность – дополнительная деятельность, не связанная напрямую с существованием самой компании, для благотворительных фондов это основная деятельность. Можно сказать, что фонды профессионально занимаются благотворительностью и ничем больше. Источником средств для фондов в большинстве случаев выступают частные и корпоративные безвозмездные пожертвования, но иногда фонды обладают и своим капиталом. Ряд фондов существует на проценты с капитала или ценных бумаг (их называют фондами местного сообщества, что является калькой английского community foundation). Некоторые компании для осуществления благотворительной деятельности создают собственные фонды (Благотворительный фонд «ЛУКОЙЛ»).
Частная благотворительность – наиболее распространенный вид благотворительной деятельности, она заключается в жертвовании частными лицами на определенные цели как денег, так и вещей, медикаментов, словом, любых ресурсов. Для фондов такая благотворительность является источником значительных, если не основных средств. Если корпоративные благотворители сам выбирают социальные задачи под свои средства (часто этот выбор определяется интересами и вкусами руководства), то фонд откликается на имеющиеся в обществе острые проблемы и ищет средства их решения. Кроме этого горизонтального деления благотворительности есть также деление вертикальное – по масштабам деятельности и объему средств. Так, крупные компании способны осуществлять систематическую поддержку науки, решать – в масштабах региона или страны в целом – проблемы в области образования и здравоохранения. Такие проекты носят характер социальных инвестиций. Средний и малый бизнес обычно поддерживает конкретные учреждения – детский дом, хоспис, общество инвалидов, ветеранов. Некоторые предприятия выделяют для помощи не деньги, а свою продукцию (продукты - для детского дома, приюта), либо услуги (строительная фирма помогает возводить храм).
Филантропия. Слово греческого происхождения (philanthropia), означающее «любовь к людям». В словарях говорится, что «филантропия» - то же самое, что благотворительность, то есть это – полные синонимы. С функциональной точки зрения с этим, пожалуй, трудно поспорить: и то, и другое проявляется как добровольное распределение частных ресурсов в интересах нуждающихся. Однако можно представить ситуацию, при которой благотворительность не являлась бы филантропией. Например, оказание безвозмездной помощи животным национального парка нельзя назвать «любовью к людям», то есть филантропией, но можно назвать благотворительностью. С одной стороны, такое вложение средств стратегически направлено на общественное благо в целом (сохранение экологического баланса), с другой - благотворительность помогает отнюдь не людям, а животным. Если так, то разница между филантропией и благотворительностью лежит не в конкретных формах действия, а исключительно в сфере мотивации. Хотя по большому счету, помощь не конкретным людям и их группам, а вложение средств в природу, искусство, науку рано или поздно «дойдет» до общества в виде улучшения экологической обстановки, новых открытий, произведений искусства и т.д.
Меценатство. Изначально меценат – имя собственное. Гай Цильний Меценат был другом и советником императора Августа и прославился тем, что поддерживал начинающих поэтов. Конкретных примеров его деятельности до нас дошло не много, но о том, что таковая имела место, мы можем судить хотя бы по высказыванию Марциала: «Будь Меценаты у нас – и Вергилии сразу нашлись бы!». На первый взгляд, меценатство отличается от благотворительности более узкой сферой деятельности: меценат оказывает поддержку лишь проектам в области культуры, науки и искусства. Однако можно найти и более глубокое различие между благотворительностью и меценатством, лежащее в сфере мотивации. Меценат помогает не столько человеку, сколько, если так можно выразиться, той общественной роли, которую он играет. Он поддерживает нищего гениального художника не потому, что тот беден, а из-за того, что он художник. То есть поддерживается не сам человек, а его талант; его роль в развитии культуры, науки, искусства.
Спонсорство. Этот вид непрофильного использования средств компании зачастую вообще не относят к социально полезным, а трактуют как одну из статей расходов на рекламу. Между тем это не совсем верно. Благотворительность – безвозмездная помощь. Это означает только то, что компания не должна получать от этой деятельности непосредственной финансовой выгоды. Но это не значит, что от нее не должно быть вообще никакой пользы. Безусловно, в большинстве случаев спонсор продвигает свой брэнд за счет проводимых под его маркой благотворительных акций, и с точки зрения маркетинга, это не самое худшее вложение средств. Однако экономическая мотивация здесь не единственная. Образно говоря, если благотворитель помогает человеку потому, что тот беден, меценат – ради его таланта, то спонсор помогает бедному художнику, заказывая ему картину со своим логотипом. То есть спонсорская помощь налагает на получателя и некоторые обязательства.
Социальная ответственность бизнеса. Существует множество толкований этого понятия. В одних случаях акцент делается на том, как деятельность компании влияет на окружающую среду, а ее продукция – на потребителя, в других она понимается как добровольный вклад в развитие общества. Если суммировать эти определения и вывести из них нечто среднее, можно сказать, что социальная ответственность бизнеса – это добровольный, выходящий за рамки законодательного минимума вклад компании в развитие общества, включающий ответственность делового партнера, работодателя, гражданина и участника социальных отношений. В определении особое значение имеет слово «ответственность» - нельзя быть ответственным за то, что от тебя не зависит, или за то, что не имеет к тебе никакого отношения. Социальная ответственность бизнеса чаще всего выражается в поддержке местных сообществ в регионах присутствия компании (что приобретает наибольшие масштабы в случае с градообразующими предприятиями, когда компании фактически выполняют функции местной администрации: строят школы, больницы, котельные, ремонтируют дороги, коммуникации и так далее). Нередко бизнес считает для себя необходимым хотя бы отчасти нейтрализовать вредное влияние, которое оказывает выпускаемая им продукция. Например, табачные компании занимаются изданием и распространением информационных брошюр о вреде курения и поддержкой научных исследований в области рака легких.
Функции благотворительности в обществе заключаются в следующем:
- экономическая: обеспечение достойного существования тех граждан, которые в силу объективных особенностей и жизненных ситуаций не способны самостоятельно позаботиться о себе;
- социальная: снятие социальной напряженности путем выравнивания уровня жизни, поддержки самых обездоленных слоев населения, которые по объективным обстоятельствам не могут адаптироваться в новых условиях;
- рыночная: восполнение недостатков социальной политики государства и функционирования рыночных механизмов, прежде всего за счет оперативности и адресности доставляемой помощи, т.е. повышение ее эффективности;
- общественная: восполнение перекосов общественных отношений, приводящих к отходу не по своей воле отдельных категорий населения от принятых стандартов жизнедеятельности, что ограничивает их возможности потребления общественных благ и самореализации; одновременно – воздействие на общественное мнение;
- политическая: реализация механизмов обратной связи населения и властных структур, формулирование социальных приоритетов от имени тех, кто в социальном плане в силу объективных причин не способен отстаивать свои права;
- маркетинговая: удовлетворение потребностей филантропов, оказание донорам услуг по осуществлению благотворительных проектов, одновременно – культивация альтруистических и человеколюбивых настроений в обществе.
Цель благотворительности состоит в обеспечении возможности достижения социально приемлемого уровня жизни для тех групп населения, которые под воздействием социальных рисков не могут самостоятельно реализовать свои общепринятые социальные права.
Эта стратегическая цель благотворительной деятельности осуществляется через достижение определенных конкретных целей, главные из которых следующие:
- социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовывать свои права и законные интересы;
- содействие населению в преодолении последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
- оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
- содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, региональных, национальных, религиозных конфликтов;
- содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;
- деятельность в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
- содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;
- охрана окружающей среды и защита животных;
- охрана и должное содержание и использование зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культурное или природоохранительное значение, и мест захоронения. 34
На основе обобщения, систематизации и анализа зарубежного и российского опыта благотворительности выработаны важнейшие принципы функционирования системы благотворительности.
Прежде всего, это принцип равноправия всех членов общества на участие в благотворительной деятельности без какой-либо национальной, этнической, политической дискриминации как для граждан, так и беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без гражданства.
Принцип адресности предполагает оказание любой формы благотворительной помощи конкретным группам нуждающегося населения в соответствии с законодательно принятыми критериями и пожеланиями благотворителей.
Достаточность благотворительной помощи предусматривает такой ее объем, который будет удовлетворять базовым потребностям благополучателей на социально приемлемом уровне и минимальному возмещению материального ущерба от различных социальных рисков и непредвиденных чрезвычайных обстоятельств. Социальная эффективность благотворительности проявляется в обеспечении социально приемлемого уровня жизни благополучателя и, в тоже время, предотвращает возникновение социального иждивенчества трудоспособного населения.
Принцип правовой обеспеченности достигается за счет разработки новых и упорядочивания действующих законодательных и иных нормативных актов, регулирующих сферу благотворительности.
Устойчивость благотворительной деятельности обеспечивается за счет наиболее полного, целесообразного, прозрачного использования средств из всех источников. Гибкость благотворительных акций предполагает систематический пересмотр направлений, форм, методов, механизмов и технологий оказания благотворительной поддержки в соответствии с изменяющимися социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества.
Управляемость системы благотворительности достигается за счет четкого разграничения функций, полномочий, ответственности и ресурсного обеспечения различных организаций, осуществляющих благотворительную поддержку различных благополучателей, как частных лиц, так и организаций. Научная обоснованность системы благотворительности предполагает применение теоретических, методических и экспериментально опробированных механизмов и технологий, доказавших на практике свою эффективность в решении проблем благотворительности.
Важным принципом встраивания благотворительности в систему социальной политики является информационная достаточность сопровождения благотворительных акций. Необходимым критерием эффективности функционирования благотворительных организаций является доступность предоставляемых благ нуждающимся группам населения, т.е. способность благотворителей своевременно, четко выявлять и максимально осуществлять свои уставные функции.
С учетом текущей социально-экономической ситуации наибольшие налоговые преимущества и другие привилегии должны представляться участникам благотворительной деятельности, которые сосредоточены на решении проблем малоимущих слоев населения, социально ущемленных групп и жертв социальных, природных и техногенных катаклизмов. Налоговое стимулирование других благотворительных проектов должно осуществляться в меньшем объеме и увеличиваться по мере улучшения экономической ситуации и, в частности, ситуации с наполнением бюджетов.
2006год в России был провозглашен годом благотворительности. Это направление социального развития, несмотря на его широкую распространенность, до сих пор не имеет в России четко очерченных рамок и даже единого понимания. Под понятие благотворительности сегодня попадают и пожертвования, и спонсорство, и меценатство, и социальная ответственность, и социальные инвестиции, и даже в большей своей части частно - государственное партнерство. Мы развиваем сферу общественных отношений столь стремительно, что не успеваем за количеством терминов добиться качественного восприятия тех явлений, которые, собственно, и стоят за этими терминами. Немалую роль в неоднородности понимания термина “благотворительность” играет и устоявшаяся культурная традиция России, где благотворительность была долгие века делом духовным, а потому сакральным и жертвенным. В общественном сознании закреплено понимание «тайного творения добра», что позволяет транслировать благотворительность в безотчетное действие, которое не приносит иного результата жертвователю, нежели благодарность. В таком понимании стимулирование благотворительности может происходить только через развитие духовной культуры и быть направленным исключительно на благотворительность личную, частную, но никак не на корпоративную.
Корпоративная благотворительность приобрела свое название скорее за неимением другого определения социальной деятельности коммерческих организаций, нежели из-за самого подхода к благотворительности. Это явление, опирающееся на традиции шефства и социальных программ организаций советского времени, широко распространено, но в настоящий момент переживает стремительные изменения. Именно этими изменениями вызван интерес бизнеса к понятиям и технологиям социальной ответственности, социального партнерства, социальных инвестиций и т. д.
Необходимость поиска новых путей в развитии благотворительности продиктована чисто экономическими причинами. Находясь в экономической модели социализма, бизнес не являлся чем-то отчужденным от общества, он выполнял производственные функции и являлся базисом для всеобщей социальной надстройки. Являясь шефом какого-либо социального или культурного объекта, предприятие ничего не требовало взамен. Во-первых, это была практика единая для всех, во-вторых, руководители и трудящиеся компании-шефа пользовались услугами социальных и культурных организаций, «подшефных другому бизнесу». Такое равноперераспределенное социальное благо, не оказывающее влияния ни на себестоимость, ни на прибыльность, ни на устойчивость самого предприятия, не могло быть предметом экономического воздействия, а потому не нуждалось ни в экономическом осмыслении, ни в стимулирующих мероприятиях.
В условиях частной собственности и конкуренции предприятия не могут придерживаться такой модели благотворительности, которая описывается двумя словами «отдал и забыл». И несмотря на то, что долгое время государство старалось не замечать изменившихся требований бизнеса к собственным социальным программам, настаивая на продолжении советских традиций, общественное и корпоративное давление привело власть к необходимости начать заниматься систематизацией этой деятельности, определять ее рамки и правила игры. «Государственный рэкет» (общепринятый термин, обозначающий выдавливание государственным аппаратом средств бизнеса на реализацию общегородских или общерегиональных социальных программ) начал утрачивать свою эффективность прямо пропорционально уменьшению зависимости бизнеса от государства. Сегодня уже на принятие решения о социальных программах большее воздействие имеют инвестиционные, нежели административные рычаги.
Однако сам термин «благотворительность» не исчез из языка корпоративного общения. Им, как сказано выше, обозначают весь спектр социальной активности компаний. Именно поэтому стимулирование благотворительности проводится одновременно в нескольких направлениях. Если бы терминологическая база успевала за жизнью, мы могли бы разделить стимулирование программ социальной ответственности, программ социальных инвестиций, внутренних корпоративных социальных программ и благотворительности. Но на сегодняшний момент мы лишены возможности провести такое разделение, а потому практики стимулирования благотворительности рассматриваем вкупе, так, как они выявлены в муниципальных документах.