Тема 2. Модели корпоративной социальной ответственности: зарубежный опыт

Каждой стране присуща определенная национальная модель КСО, базирующаяся на исторически сложившихся особенностях социального партнерства. На основе проведенного исследования автор выделяет две региональные модели КСО – американо-канадскую и европейскую.

Экономика США характеризуется минимальным вмешательством государства в регулирование социально-экономических отношений. В то же время страна известна традициями систематического участия бизнеса в финансировании различных некоммерческих проектов. Основным инструментом проведения политики КСО для американских компаний становится создание корпоративных фондов, нацеленных на решение разнообразных социальных проблем посредством бизнеса. Социально ответственное поведение корпораций поощряется соответствующими налоговыми льготами и зачетами, закрепленными на законодательном уровне. Кроме того, в США имеется большой процент «этичных потребителей», которые предъявляют высокие этические требования к корпоративному сектору. По информации консалтинговой компании Cone/Roper, в США 78% покупателей охотнее купят продукцию, если часть средств от покупки пойдет на благотворительную деятельность, а 66% готовы сменить привычную торговую марку на марку компании, которая поддерживает социальные проекты1. И наоборот, если продукты компании небезопасны или некачественны, то такие фирмы будут «наказаны» либо отсутствием спроса и «бойкотированием» продукции, либо судебными исками с требованием материальной или моральной компенсации.

Большое влияние на корпоративный сектор и социальную ответственность американских компаний оказывают различные неправительственные и некоммерческие организации, которые представляют интересы различных социальных, религиозных и общественных групп. Тем не менее, в последнее время американская модель претерпевает некоторые изменения в направлении более активного вмешательства государства в социальные проблемы. К примеру, с 2002 года в США действует закон Сарбейнса-Оксли, который стал следствием многочисленных корпоративных скандалов в крупнейших американских компаниях («Энрон» и «УорлдКом»).

Закон значительно ужесточил требования к финансовой отчётности открытых акционерных обществ, в частности, требуя от них большей социальной ответственности, прозрачности, полноты и усиления внутреннего контроля. Кроме того, в США на повестке дня стоят возможные социальные реформы, связанные с внедрением системы обязательного медицинского страхования.

Американская модель КСО схожа с канадской моделью по основным признакам, и следует лишь отметить, что в Канаде многие организации сотрудничают с Национальным институтом качества Канады, внедряющим специальный канадский стандарт КСО – модель совершенства качества и здорового рабочего места.

Модель КСО континентальной Европы можно охарактеризовать наличием государственного регулирования социальной сферы, поэтому эту модель зачастую относят к скрытым формам КСО. Так, во многих европейских странах законодательно закреплены обязательное медицинское страхование и охрана здоровья работников, пенсионное регулирование, природоохранная деятельность предприятий и ряд других социально значимых вопросов. Другими словами, базовый уровень КСО для европейских компаний уже подразумевает большое количество социальных инициатив. При рассмотрении европейских страновых моделей КСО, стоит особо выделить британскую модель, где наряду с типично европейским вниманием государства и общества к социальной деятельности организаций присутствуют элементы инициации социальных программ со стороны частных компаний. В связи с этим англо-американскую модель КСО нередко выделяют в отдельную подмодель.

Конечно, существуют определенные различия в применении принципов КСО в разных странах Европы, однако схожего между ними больше. Это проявляется, прежде всего, в том, что европейские политики придают существенное значение поддержке всевозможных инициатив в области КСО, в том числе и на наднациональном уровне. Многие исследователи полагают, что на данный момент именно Европа, а не Америка, вышла в лидеры как по масштабам применения, так и по эффективности КСО. К сегодняшнему дню в мире из 22 тысяч корпоративных нефинансовых отчетов более половины приходится на отчеты компаний Евросоюза. Кроме того, европейскими компаниями представлены более половины организаций, подписавшихся под основным международным сводом принципов КСО – Глобальным Договором ООН. Из более чем трех тысяч некоммерческих компаний, консультирующих в области КСО, 37% работают в ЕС.

Благодаря нарастанию процессов глобализации и активности ТНК, концепция КСО начала проникать и на азиатские рынки, став одним из важнейших направлений деятельности многих азиатских компаний. Тем не менее, для большинства стран Азии данная концепция является достаточно новой и полностью не оформившейся. Многие инициативы КСО в конечном итоге заимствуются азиатскими компаниями у Запада, однако претерпевают определенные изменения в силу специфики азиатской культуры и философии. Многоликость и многогранность Азии не позволяет выделить единую модель КСО, характерную для всего азиатского региона, так как страны Азии находятся на разных уровнях развития, имеют свою специфику, и во многих из них концепция социально ответственного бизнеса еще не укоренилась в достаточной степени. В данной работе рассмотрение особенностей КСО азиатского региона опирается на анализ опыта трех стран – Японии, Китая и Сингапура.

Наиболее прочно принципы КСО укоренились в Японии – страна считается одним из лидеров в области экологической ответственности и подготовки корпоративной социальной отчетности. Японские компании находятся «в тренде» общемирового вектора КСО, используют схожие с Западом инструменты корпоративной социальной политики и не ограничиваются декларированием своих инициатив КСО, а создают специальные органы контроля за выполнением этих инициатив. Социально ответственное поведение, уважение к людям и природе заложены в традициях японской культуры, что придает японской модели КСО определенную специфику. Стоит также отметить, что многие исследователи говорят о схожести японской модели КСО с аналогичной моделью Южной Кореи.

Специфика китайской модели КСО заключается в превалирующей роли государства, которое стремится продвигать практику ответственного поведения в вопросах экологии и социальной сферы, в связи с нарастающими социальными рисками и надвигающейся экологической катастрофой в стране. В 2006 году правительство КНР опубликовало Рекомендации по составлению корпоративной социальной отчетности в Китае. Государство активно призывает компании внедрять стратегию КСО с целью улучшения бренда, репутации и конкурентоспособности китайских товаров. В частности, Китай стремится избавиться от негативного восприятия потребителями товаров бренда «made in China».

Сингапурская модель КСО формируется достаточно быстрыми темпами, заимствуя опыт, прежде всего, англо-американской модели, чему во многом способствует отсутствие языкового барьера. Вопросы КСО в Сингапуре являются предметом трехстороннего сотрудничества между правительством, бизнесом и профсоюзами. В Сингапуре нефинансовая отчетность в большей степени характерна для транснациональных компаний, которые осуществляют свою экономическую деятельность в Сингапуре, и в меньшей степени, для национальных компаний страны.

Этические инвесторы -это не только физические лица, но и крупные институциональные инвесторы, пенсионные фонды, трасты, финансовые организации, учебные заведения и т.п. Они используют информацию, как из СМИ, так и из различных специальных источников.

При этом оцениваются такие параметры, как:

-реализация благотворительных проектов, наличие программ помощи незащищенным слоям населения и т.п;

-отношения с профсоюзами, сотрудниками, схемы предоставления льгот, наличие пенсионных программ;

-доля алкогольных, табачных изделий в общем объеме выпуска продукции;

-наличие токсичных выбросов, производство химикатов, уничтожение отходов и пр.

Индекс ДОУ-ДЖОНСА - усредненный показатель динамики рыночной цены обращающихся на Нью-Йоркской фондовой бирже ценных бумаг. Являясь индексом биржевой конъюнктуры (хотя как среднеарифметический показатель страдает определенными неточностями), индекс Доу-Джонса по существу отражает более точно, чем индексы, рассчитываемые на других мировых фондовых биржах, динамику предпринимательской активности и в этом качестве является ориентиром для бирж и в целом бизнеса всего мира. Впервые был рассчитан в 1897 г. гл. редактором «Уолл-стрит джорнэл» X. Доу.

В настоящее время при расчете индекса берется средний курс акций 30 промышленных корпораций, 20 транспортных, 15 компаний коммунального обслуживания и сводный курс по всем 65 корпорациям. Наиболее весомым является показатель промышленных корпораций. Индекс рассчитывается как среднеарифметическая сумма курсов тех долей капитала, которые представляли акции отобранных для расчета компаний в момент включения их в индекс. При этом постоянно осуществляется корректировка знаменателя среднеарифметической суммы, а также перечня корпораций, акции которых включены в индекс (вследствие чего достигается соответствие индекса структуре экономики США).