Вопрос № 15.3аконодательная общественная и государственная защита прав потребителей.
Становление консюмеризма обычно связывают с речью президента Дж. Кеннеди от 15 марта 1962 г., в кот. он выдвинул идею Билля (закона) о правах потребителей. Кеннеди назвал 6 прав:
1) право на безопасность, т.е. защиту от Т. и У., угрожающих здоровью или жизни. Во избежание спорных вопросов производитель д. документировать схему использования Т., особенно касающихся здоровья при нетрадиц. использ-нии Т.; определить ожидаемые вероятности нечастных случаев и уровень безопасности.
2) право на информацию, т.е. предоставление фактов, необходимых для обоснованного выбора, защита от обманных, ложных и вводящих в заблуждение заявлений.
3) право на выбор – гарантированный доступ к широкому разнообразию Т. и У. по конкурентным ценам.
4) право на возмещение – гарантия на быстрое и полное возмещение ущерба. По данному вопросу существует обширная законодательная база, регулирующая процессы и способы возмещения. Вопросы возмещения не рекомендуется доводить до состояния, когда требуется вмешательство власти. Завоеванная приверженность потребителей, к.пр., окупает затраты фирмы.
5) право жить в чистой и здоровой окруж. среде;
6) право малообеспеченных и др. меньшинств на защиту их интересов.
Политика, осуществляемая в этой сфере, преследует 2 основные цели:
1. Информировать потребителя об имеющихся Т. и У. для того, чтобы он соответствующими решениями по их выбору смог способствовать эффективному функционированию рынка.
2. Защищать потребителя в том случае, когда его положение как слабой стороны не позволяет ему играть роль двигателя экономических интересов общества.
Забота об экономическом процветании и социальном спокойствии побудила отд. государства, а затем и мировое сообщество вырабатывать единые принципы и создавать системы гос. защиты прав потребителей.
В 1973 г. ЕС принял хартию защиты потребителей, 9 апреля 1985 г. Ген. ассамблея ООН приняла Руководящие принципы для защиты интересов потребителей. В числу основополагающих интересов потребителей ООН относит: защиту от ущерба здоровью и безопасность; охрану их эконом. интересов, право на инф-цию, просвещение потребителей, наличие эф. методов для рассмотрения жалоб; право на здоровую окруж. среду; право на выражение своих интересов.
В основе защиты лежат следующие принципы:
1. Исключение злоупотребления правами потребителей в односторонне составленных договорах.
2. Представление потребителям средств защиты от ложной рекламы.
3. Обеспечение достоверной информацией относительно качества и свойств товара на упаковке или иным способом.
4. Обеспечение послепродажного обслуживания продуктов длительного пользования.
5. Предоставление широкого ассортимента.
Согласно данному документу государства берут на себя обязательства по защите прав и интересов населения на рынке Т. и У. Такая политика м. включать в себя помощь в создании складских и торговых сетей, стимулирование развития потребительской самопомощи и контроля за условиями предоставления Т. и У. в этих районах.
До принятия 19 ноября 1993 г. Верховным Советом РБ Закона «О защите прав потребителей» не было закона прямого действия, а следовательно, и единой скоординированной системы по защите прав. Существовала разрозненная и не скоординированная в плане организационного взаимодействия, но все же довольно эффективная защита населения как потребителя в лице партийного, профсоюзного, народного контроля, ведомственных контрольных органов и др. С нарушением прав потребителей боролись и СМИ. Практически во всех точках реализации населению Т. и У. контроль осуществлялся ч/з книгу жалоб и предложений. Нормативно-правовой основой защиты прав потребителей является Конституция РБ и действующее законодательство. Конституция определяет общие принципы, дает ориентиры для разработки и реализации гос. соц. политики.
Основополагающие принципы Конституции РБ:
1. Беларусь является социально – правовым государством
2. Человек является высшей ценностью государства и общества
3. Обеспечение прав и свобод граждан – высшая цель государства.
Деятельность органов по защите прав в РБ подразделяется на: 1) государственная защита,
2) общественная защита в том числе и судебная.
Действующее законодательство вкл. в себя закон «О защите прав потребителей», законы и положения о министерствах и ведомствах, а также об общественных объединениях и подзаконные нормативные акты в виде инструкций, правил, уставов и др. условия и правила реализации населению Т. и У.
9 января 2002 года была принята новая редакция закона в РБ, изменения в редакцию закона вносили 8 июля 2008г и 16 января 2009г.
Закон «О защите прав потребителей»
1 глава: - общие положения и основные термины, включает в себя 14 статей:
1статья – основные термины и их определение
2статья – сфера деятельности закона
3статья – правовое регулирование отношений
4статья – международные договора
5статья – права потребителей
6 статья – обеспечение права потребителей на просвещение
7статья – информация о товаре
8 статья – информация об изготовителях
9 статья – режим работы продавца
10 статья – право потребителя на свободный выбор
11 статья – право потребителя на надлежащее качество
12 статья – обязанности изготовителя по обеспечению безопасности товара
13 статья – права и обязанности изготовителя по установлению срока службы
14 статья – обязанности изготовителя по обеспечению возможности использования товара
Права потребителя в соответствии с законом:
- на просвещение
- на информацию
- на надлежащее качество
- на возмещение убытков
- на государственную защиту
- на создание обществ потребителей
2 глава: гражданско-правовая ответственность (ГПО) за нарушение прав потребителей
1 статья – ГПО продавца за нарушение прав потребителей
2 статья – ГПО продавца за ненадлежащую информацию о товаре
3 статья – возмещение вреда, причинённого вследствие недостатка товара
4 статья – компенсация морального вреда
5 статья – недействительность условий договора, ограничивающих права потребителей
3 глава: защита прав потребителей при реализации ему товара.
1 статья – права потребителей в случае реализации товара ненадлежащего качества
2 статья – сроки предъявления требований
3 статья – безвозмездное устранение недостатков
4 статья – права потребителей при нарушении продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара
5 статья – сроки предъявления отдельных требований потребителя
6 статья – ответственность лиц за просрочку выполнения требований потребителя
7 статья – право потребителя на обмен и возврат товара ненадлежащего качества
4 глава: защита прав потребителя при выполнении работ по оказанию услуг
1 статья – сроки выполнения работ
2 статья – последствия нарушения исполнения сроков выполнения работ
3 статья – право потребителя при обнаружении недостатков выполнения работы
4 статья – сроки устранения недостатков выполнения работы
5 статья – сроки устранения отдельных требований потребителя при выполнении работ
6 статья – смета или калькуляция на выполненные работы
7 статья – выполнение работы из материалов исполнителя
8 статья – выполнение работ из материалов потребителя
9 статья – обязанности исполнителя информированности потребителя об обстоятельствах, которые могут повлиять на качество выполняемых работ
10 статья – порядок расчётов за выполнение работ
11 статья – правила бытового и иных видов обслуживания потребителей
12 статья – регулирование выполнения отдельных видов работ
5 глава: государственная защита прав потребителей
Основные статьи:
– государственные органы, осуществляющие защиту прав потребителей
– полномочия Министерства торговли в области защиты прав потребителей
– полномочия местных исполнительных и распорядительных органов в области защиты прав потребителей
– судебная защита прав потребителей
– обжалование предписаний и решений уполномоченных государственных органов по защите прав потеребителей
Гос. защита. Необх-ть развития системы гос. защиты прав потребителей вытекает также из Конституции РБ, основополагающие принципы кот.: республика является соц. – прав. государством (ст. 1); человек является высшей ценностью государства и общества (ст. 2); обеспечение прав и свобод граждан – высшая цель государства (ст. 21).
Деят-ть органов по защите прав потребителей в РБ классиф-ся на виды: гос. защита и общественная.
Закон определяет общие правовые, экон. и соц. основы защиты прав граждан – потребителей Т. и распространяется на отношения их с предприятиями, организациям, учредителями независимо от форм собственности, условий хозяйствования. Гос. защита прав потребителей: ст. 40 – полномочия мин. торговли РБ: направляет: предложения об отмене или изменении принятых нормат. актов, предписания изготовителям о прекращении продажи Т. с истекшим сроком годности, материалов для возбуждения угол. дел по вопросам защиты прав потр-лей; имеет право: обращаться в суд в случае нарушения прав потр-лей. Должностные лица мин-ва торговли имеют право посещать гос. органы и ИП. Решения министерства торговли являются обязательными к исполнению. Ст. 42: полномочия местных исполнительных и распорядительных органов в области защиты прав потребителей. Ст. 43: Судебная защита прав потребителей. Ст. 44: обжалование предписаний и решений уполномоченных органов по защите прав потребителей.
6 глава: Общественная защита прав потребителей.
Основные статьи:
- право потребителей на создание общественных объединений потребителей
- права общественных объединений потребителей
. Потребители вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РБ (ст. 45).
Общественные объединения потребителей вправе (ст. 46):
· участвовать в разработке норм.-технич. документации, устанавливающей требования к качеству и безоп-ти товаров;
· проводить независимую экспертизу товаров, цен и тарифов;
· проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового и других видов обслуживания;
· изучать потребительские свойства товаров, спрос на них;
· проводить опросы населения для выявления общественного мнения о качестве товаров и др.
По поручению потребителей общественные объединения потребителей вправе обращаться с претензией к продавцу, изготовителю (предприятиям, осуществляющим их функции), исполнителю об устранении нарушений и возмещении потребителям причиненного этими нарушениями ущерба.
К защите прав потребителей так или иначе имеют отношение практически все министерства, местные органы исполнительной власти (с 1998 г в соответствии с приказом Министерства предпринимательства в РБ были введены в структуры местных исполнительных и распорядительных органов власти уполномоченные лица по защите прав потребителей. Основные: министерство торговли, здравоохранения; культуры; образования; связи; с/х и продовольствия; природных ресурсов и охраны окруж. среды.
Сегодня в РБ:
1. Практически отсутствует система информрования и просвещения населения по вопросам потребительской грамотности.
2. Не развернута систематическая информационная и просветительская работа ч/з СМИ.
3. Отсутствует конкретный гос. орган, ответственный за реализацию закона.
4. Не определены роль и полномочия местных органов власти.
5. Нет четкого разграничения полномочий органов гос. управления и общ. объединений.
6. Отсутствует сеть консультационных пунктов по вопросам защиты прав потребителей.