МЕНТАЛИТЕТ ГОССЛУЖАЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ. 10 страница

В научном Т. большую роль играют гипотеза, умственный эксперимент, догадка. В художественном Т.— наглядные образы, их яркость. Т. основано не только на воображении, но и на мышлении, оно следствие включенности в деятельность всей личности, ее способностей, направленности и мотивов поведения.

ТЕМПЕРАМЕНТ (от лат. надлежащее соотношение частей, соразмерность) — индивидуально своеобразная совокупность динамических проявлений психики.

Т. влияет не только на проявление чувств или скорость переключения внимания, но и на другие психические процессы, а также на проявление черт характера, на поведение, например, учащихся на занятиях, на их реакции в сложных ситуациях, на вопросы, задания, оценки. Т. влияет на ход и результаты различных видов деятельности.

По взглядам ряда физиологов и психологов, основные нервные корковые процессы — это возбуждение и торможение. У разных людей они различны по силе, уравновешенности и подвижности. Эти особенности нервных процессов, сочетаясь, образуют типы нервной системы, выражением которых являются Т. Сильный, возбудимый, неуравновешенный тип — это физиологическая основа холерического Т.; сильный, подвижный, уравновешенный — сангвинического; сильный, малоподвижный, инертный тип лежит в основе флегматического; слабый тип — в основе меланхолического Т.

Физиологический механизм индивидуально-типологических различий исследовался Б. М. Тепловым (1961), В. Д. Небылицыным (1966), В. С. Мерлиным (1958, 1964), И. П. Палеем (1961) и др. Как указывают авторы, несмотря на то что свойства типа нервной системы оказывают заметное влияние на динамику поведения, высокий уровень достижений в деятельности (учебной, трудовой, спортивной) возможен на различном типологическом фоне.

 

ТЕОРИИ ИМПЛИЦИТНЫЕ– понятие, обозначающее реальные жизненные житейские представления людей, например, об интеллекте (умном человеке), личности, ответственности, которые отличаются от научных теорий, опирающихся на научные теории и критерии. Имплицитные теории принадлежат обыденному сознанию и всегда имеют культурно-специфический характер, различаясь в том или ином обществе, у разных наций, разных групп.

Имплицитные теории интеллекта личности стали, в свою очередь, предметом особенно острого интереса в последнее десятилетие (Sternberg, R. Conway D., Azuma H., Koshiwagi K., Fitzgeralol J., Mellor, S. и др), а У.Найсером было выдвинуто понятие “прототипа”, которое по существу содержит строгую модель переходов от реальной личности, реального интеллекта и т.д., абстрактность определения которых на бытовом уровне оказывается достаточно низкой, на более высоком уровне абстракции в прототип входят этнические, возрастные, культурно-специфические особенности. В отечественной психологии в последние десять лет был проведен целый цикл исследований имплицитных теорий, которые фактически являлись социальными представлениями (в терминах концепции С.Московичи) об интеллекте, своей личности соотносительно с обществом, ответственности, правде и лжи, счастье (удовлетворенности-неудовлетворенности) и т.д.

Проведенное Н.Л.Смирновой сравнение прототипов интеллектуальной личности в американской, японской, финской и российской выборках показали, например, что для американцев характерна совокупность трех факторов: способности к практическому решению проблем, вербального интеллекта, и социальной компетентности, для японцев, кроме социальной компетентности, оказался важным фактор социальной эффективности и оригинальности, для финских мужчин лидирующей оказалась способность решения проблем. Обобщая можно обнаружить, что ведущим для американского и финского общества является когнитивный фактор (в разных его конкретных модификациях), а в японском и российском – социальный фактор (в России – социально-этический).

 

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ - теория отечественной психологии (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия), уделяющая особое внимание онтогенезу психики, процессу интериоризации и экстериоризации, социализации, развитию личности, исследованию соотношения «натуральных» и «культурных» психических функций.

 

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ В.Н.МЯСИЩЕВА – основывается на определении личности как отношений, тем самым значительно отличаясь от подходов, который строили в известном смысле закрытую структуру личности. Отношения, согласно Мясищеву, это и внутреннее и одновременно его проявление во внешнем. Понятие отношений позволяет преодолеть и дохотомию внутреннего и внешнего; и дихотомию субъективного и объективного, интра- и интер психического; отношения – это способы связей внутреннего с внешним личности с миром и т.д., это антисубстанциональный подход к самой личности. Для Мясищева отношения имели определенные психологические модальности, дифференцируясь на позитивные и негативные, активные и пассивные, противоречиво или гармонично связанные друг с другом, имеющие значимость , устойчивость-неустойчивость и т.д.. В число отношений он включает: 1. интерес как особое интеллектуальное отношение; 2. оценочные отношения и, что особо важно; 3. отношение к деятельности. Тем самым признается объективный, общественно необходимый характер деятельности, а не только отвечающий потребностям и интересам личности (что характерно, например, от леонтьевского понимания деятельности). Теория Мясищева обладает такой системой конкретизирующих абстракций, которая дает возможность обобщать все реально существующее многообразие личностей.

 

ÒÅÎÐÈß ЛИЧНОСТИ С.Л.РУБИНШТЕЙНА - различается по своему содержанию в разные периоды его творчества. Первое определение личности он дал в аспекте ее развития, связав последнее с деятельностью: «личность проявляется и развивается в деятельности.» Тем самым была в известном смысле преодолена ограниченность возрастного подхода и стадиального принципа анализа развития. Эта формула открыла перспективу исследованиям, составившим целый этап отечественной психологии, так называемому деятельностному подходу. Второе определение личности Р. связывает уже не с деятельностью, с более широким временем и пространством жизненного пути личности, фактически рассматривая ее как субъекта жизненных изменений, поворотных событий (1935). Третье определение личности С.Л.Рубинштейн дает в "Основах общей психологии" (1940; 1946) через триединство того, чего хочет человек (его потребности, мотивы и направленность, ценности, идеалы, установки), что может человек (это его способности, дарования), наконец, что есть он сам, т.е. что из его тенденций, установок и поведения закрепилось в его характере. В этом определении непротиворечиво соединены и динамическая характеристика личности (мотивация) и ее устойчивый психический склад (характер).

Личностный склад - это способ реализации человеком своих возможностей и устремлений в жизни. На следующем этапе (50-е гг.) Рубинштейн разрабатывает новое понимание принципа детерминизма как диалектики внешнего и внутреннего (в отличие от традиционно отмечаемой причинно-следственной связи) и определяет психику и особенно личность как совокупность внутренних условий, через которые преломляются и которыми опосредствуются внешние воздействия. Этим подчеркивается специфичность личностной организации (склада), а ее активность, избирательность, способность к саморегуляции, самодетерминации и детерминации - в качестве субъекта - своими действиями условий и обстоятельств жизни, событий и изменений.

Наконец, в конце 50-х гг. в философско-психологическом труде "Человек и мир" Р. Детально разрабатывает концепцию личности как субъекта жизни. На всех этапах конкретизации концепции личности Р. Раскрывал ее сущность в развитии и функционировании. Субъекта характеризует способ реализации ценностей в жизни, борьба за них, что одновременно связано и с разрешением жизненных противоречий и с развитием - совершенствованием самой личности как субъекта.

 

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ Д.Н.УЗНАДЗЕ – обычно не включается в перечень личностных теорий, хотя Д.Н.Узнадзе одним из первых разработал психологическое содержание категорий субъекта, оригинальную концепцию объективаций, как механизма возникновения сознания, осознания в условиях невозможности осуществления деятельности на основе установки, связал определение личности именно с наличием у нее сознания и, наконец, предложил не совсем строгую, но очень интересную типологию личности.

 

ТЕОРИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ - одно из направлений деятельностных теорий учения (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, И.И.Ильясов и др.), впервые экспериментально обосновавшая возможность управления учением через планомерное формирование умственных действий (УД). Согласно этой теории умственные действия проходят путь интериоризации от внешних предметных действий, их выполнения в материальной и материализованной форме к внешне речевой и умственной форме; важным средством выполнения человеком умственных действий с требуемыми качествами (форма, мера обобщения, самостоятельности и др.) являются усваиваемые эталоны, мерки из социального опыта. Качество УД зависит от осуществляемой обучающимся: наиболее эффективным является так называемый третий тип учения и ориентировки, состоящий в том, что обучающийся самостоятельно строит свои учебные действия на основе анализа условий и полной ориентировки в них, учебные действия формируются быстро, выполняются без ошибки и широко применяются в новых условиях; при первом типе учения учебные действия строятся путем проб и ошибок без осознанной ориентировки; второй тип является промежуточным.

Некоторые разделы профессионального обучения могут строиться по методу планомерного формирования учебных трудовых действий.