МЕНТАЛИТЕТ ГОССЛУЖАЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ. 8 страница

 

СОЦИАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ (Scial cognition)– направление исследований, распространенное в американской и западно-европейской психологии, которое отражается в журнале с аналогичным названием. Наиболее известным в мире и России исследователем, работающим в данном направлении, является Серж Московичи (его ученики и коллеги – Дениз Ходеле, Роберт Фарр, Вилем Дуаз, Поль Абрик и др.). Они развивают концепцию социальных представлений (см. “социальные представления”). С опорой на концепцию социальных представлений С.Московичи, интегрируя отечественные исследования в области социальной перцепции, социального интеллекта и познания, а также исследования мышления в школе С.Л.Рубинштейна, в последнее десятилетие разработана концепция социального мышления личности, включающая его теоретически обоснованную структуру: процедуры проблематизации, репрезентации, интерпретации и категоризации, и обширные кросскультурные исследования каждой из процедур в отдельности. Социальное мышление – функционирование индивидуального сознания личности, зависящее от ее жизненной и социальной позиции и представляющее собой способ субъектной, интеллектуальной, эмоциональной “проработанности”, “принятости” этой позиции. Социальное мышление принадлежит к числу психосоциальных явлений, т.е. является способом мышления (отвечающим жизненным, интеллектуальным, социальным) потребностям и способностям данного типа личности. Кроме целостности, образующей “гештальт” российского менталитета, были выявлены особенности с. мышления разного типа личностей.

Исследования социальных представлений охватили как социально-ориентированные (т.е. социальные в буквальном смысле слова), так и личностно-ориентированные представления. К числу первых относятся политические, правовые, моральные, экономические, к числу вторых – представления о связи “я”-общество, представления об ответственности, счастье, умном человеке, своей деятельности, жизненном пути, лжи, правда, справедливости и т.д. Комплекс, образованный этими представлениями, в сравнении с соответствующим комплексом представлений респондентов других стран позволил сделать некоторые предварительные суждения о специфике российского менталитета, включающие в себя не только собственно когнитивные характеристики (проблематизацию), но и ценностные и эмоционально-смысловые. Типология дает возможность выявить существенный для акмеологии комплексный личностный потенциал, зависящий от степени плотности связи составляющих, их знака, профессиональной сферы приложения интеллектуальных потребностей и способностей (или личностные дефициты, свидетельствующие о низкой “дееспособностей” адаптированности некоторых типов).

 

СОЦИОМЕТРИЯ (от лат. общество и измеряю) — методика количественного измерения общественных явлений, которая используется в социологии, социальной психологии, психологии образования. С. была разработана Я. Морено и применялась для оценки межличностных эмоциональных связей в группе. В основе теоретической С. лежит стремление объяснить все стороны социальной жизни — экономические, политические — состоянием эмоциональных отношений между людьми, их симпатиями и антипатиями по отношению друг к другу. Я Морено и его последователи пришли к выводу, что все проблемы современного общества, вне зависимости от его типа и структуры, могут быть разрешены путем перестановки людей в соответствии с их эмоциональными предпочтениями, так чтобы «социометрическая» революция позволила гармонизировать общественные отношения, являющиеся, по их мнению, системами взаимного предпочтения или отвращения людей. Одно из центральных понятий этой теории — «теле» — термин, обозначающий простейшую единицу чувств, передаваемую от одного индивида к другому, детерминирующую количество и успешность межличностных отношений, в которые они вступают. В результате социометрической процедуры, определения предпочтительных выборов для участия в определенной деятельности составляются социометрическая матрица, социограмма, вычисляются социометрические коэффициенты групповой сплоченности. Однако для более полной характеристики группы необходимо выявить мотивы межличностных выборов, совершаемых членами групп, учитывать их психологическую совместимость и др.

 

СПЛОЧЕННОСТЬ - степень единства коллектива, проявляющаяся в единстве мнений, убеждений, традиций, характере межличностных отношений, настроений и других компонентах его психики, а также в единстве практической деятельности.

 

СПОСОБНОСТИ — психические и личностные особенности человека, которые позволяют ему успешно овладевать тем или иным видом деятельности, профессией, совершенствоваться в них, эффективно выполнять функциональные обязанности в сложных ситуациях.

Различают общие и специальные способности. Первые носят общий характер, проявляются в большинстве видов деятельности, например умственные и физические С., С. к обучению; вторые — узкий, специальный: технические, операторские, педагогические, управленческие, музыкальные, литературные, математические. Будучи взаимосвязанными, общие и специальные С. развиваются в единстве. При этом каждая С. включает целый ряд индивидуальных психических особенностей человека и зависит от них. К таковым можно отнести, например, внимательность, наблюдательность, определенные качества памяти, воображения, мышления (глубина, критичность, гибкость, быстрота). Природными предпосылками развития являются задатки, а также индивидуально-типологические особенности (Б.М.Теплов).

Личностно-психологическими предпосылками развития С. являются мотивы, а также эмоциональные и волевые свойства: любовь к своему делу, настойчивость и активность в преодолении трудностей и др. В практической деятельности человека велика роль склонностей, которые отличаются от С. личности. Склонности обусловливают интересы человека. Вызывая его активность, они положительно влияют на развитие С., помогают овладению специальностью. Формирование С. предполагает совершенствование внимания, памяти, творческого воображения, мышления и других психических процессов и свойств личности.

Наиболее крупным теоретиком проблемы способностей в отечественной психологии является Б.М.Теплов, проводивший исследование музыкальных способностей. С.Л.Рубинштейн определял способности как обобщение психических деятельностей, подчеркивая их индивидуальный характер, с одной стороны, с другой, сближая способности выдающихся личностей (таланты) со способностями обычных людей. В шкале Рубинштейна проблема способностей была поставлена в контексте соотношения потенциального и актуального (Т.И.Артемьева, Г.С.Тарасов и др.), который существенен для акмеологии. Актуальные способности не исчерпывают всех не раскрытых, нереализованных возможностей человека, которые необходимо диагносцировать, актуализировать, поддерживать.

В современной психологии и акмеологии наиболее актуальной оказывается, во-первых, проблема соответствия (несоответствия) способностей его профессиональной деятельности (последнее, согласно акмеологии, должно быть минимизировано), во-вторых, проблема личности как субъекта, использующего свои способности максимально (минимально), целенаправленно (стихийно).

 

СПОСОБНОСТИ АДАПТАЦИОННЫЕ– личностные и профессиональные способности субъекта, которые оптимально соответствуют внутренним и внешним условиям деятельности, поддерживают конкурентоспособность субъекта, обеспечивают высокий профессионализм его деятельности на технологическом уровне.

СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ выражает его управленческие способности и профессиональную компетентность, ведущие мотивы и ценностные ориентации, свойства интеллекта и характера, общую культуру, нравственность и психологический такт. Будучи подсистемой стиля руководства, формой передачи руководящих воздействий, С. о. р. воплощает его властные полномочия по отношению к подчиненным. Успешность руководства, взаимоотношения в коллективе, авторитет руководителя находятся в прямой зависимости от эффективности его стиля общения.

К уровням С. о. р. относятся личностный и ситуативный. Личностный уровень обусловлен устойчивыми коммуникативными чертами характера; ситуативные детерминанты приводят к возможности выбора способов общения, нетипичных для руководителя, однако личностный уровень является ведущим.

Различаются форма стиля общения и его структура. Под формой понимается совокупность характеристик поведения в ситуации. Структура стиля — это устойчивая, закономерная взаимосвязь внутренних и внешних компонентов, задающих качественную определенность и индивидуально-типологическое своеобразие стиля.

 

СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ — устойчивая совокупность личностных и социально-психологических характеристик руководителя, посредством которых реализуются те или иные методы воздействия на группу (коллектив). В практике и теории управленческой деятельности стили руководства различают по признаку преобладания личных или групповых способов влияния на людей, входящих в организацию, подразделение, учреждение. Это — авторитарное управление: руководитель сам определяет групповые стили, сам принимает решения, на подчиненных воздействует, главным образом, приказом, распоряжениями, которые не подлежат обсуждению; демократичное управление: руководитель активизирует группу на общую разработку решений и коллективную их реализацию, организует систематический обмен информацией, мнениями, на подчиненных влияет убеждением, советами, доказательствами; либеральное (пассивное) управление: низкий уровень требований к подчиненным, главные способы влияния на них — просьба, информация. Демократический стиль управления, справедливое отношение к подчиненным способствуют формированию у них доброжелательности, готовности к сопереживанию и взаимоподдержке. Авторитарный стиль, грубость, пренебрежение достоинством людей порождают безразличие, безнравственность, жестокость.

СТИМУЛЯЦИЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ - предъявление больших объемов учебной информации в объемах, превышающих значения психологических барьеров. Основатель суггестологии Г.К.Лозанов доказывает наличие нескольких психологических барьеров для усвоения информации. Первый информационный барьер назван им критически-логическим, он обнаруживается при предъявлении массива информации более 20-30 логических единиц информации (слов, понятий). Второй барьер, названный им интуитивно-аффективным, соответствует массиву 400-500 логическим единиц информации. Существуют еще эмоциональные, морально-этический и другие барьеры, которые характеризует не только количество информации, но ее содержательная сторона. В прикладной акмеологии для достижения состояния «акме» преодоление психологических барьеров является одним из эффективных приемов в процессе обучения.

 

СТИМУЛЯЦИЯ СУГГЕСТИВНАЯ - процесс психологической подготовки обучаемого для преодоления психологических барьеров при усвоенииинформации. В прикладной акмеологии этот процесс осуществляется

приемами психической саморегуляции состояния, а также рефлекторным подкреплением речевых суггестивных сигналов с помощью изменения физических параметров аудиовизуальных сигналов (например, суггестивная формула об изменении цветового восприятия визуальных сигналов обучаемым сопровождается предъявлением таких визуальных сигналов, которые вызывают зрительную иллюзию изменения цветового восприятия).

 

СТРАТЕГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОУТВЕРЖДЕНИЯ - совокупность саморегулятивных способов личностной активности госслужащего, определяемых обобщенными моделями осознания, выражения и осуществления потребности госслужащего в профессиональной деятельности. Стратегии профессионального самоутверждения госслужащего позволяют согласовывать индивидуальные особенности самосознания госслужащего с профессиональными требованиями и направлены на достижение личностно значимых результатов в профессиональной сфере. В зависимости от выбираемых способов достижения результата, а также позиции госслужащего, характеризующейся ее направленностью на реальные достижения ценностным характером, выделялись базовые стратегии профессионального самоутверждения. (В.Н. Кузнецов, С.Б. Наседкин, И.Н.Никитин),

Госслужащие проявляют и развивают свою профессиональную индивидуальность; достигают самоидентичности, профессиональной идентичности, сохраняя устойчивость профессионального “Я-образа” во времени и различных интерперсональных и транзактных ситуациях профессиональной деятельности; согласуют собственную самооценку с оценками других и т.д.

Психологические показатели профессионального самоутверждения в мотивационно-ценностной сфере (В.Г. Асеев, С.Б. Наседкин) - ценность профессиональной деятельности; ценность профессиональных межличностных отношений (как индикатор признания профессиональных заслуг руководителями, подчиненными и партнерами); наличие профессиональных притязаний; профессиональная интернальность; стремление к профессионально-личностному росту; удовлетворенность, как критерий конгруэнтности профессиональных притязаний достигаемым результатам как на уровне ситуаций, так и на личностном уровне (к профессиональной жизни в целом).

Содержание профессионального самоутверждения определяется сформированностью профессиональной “Я-концепции”, согласованностью результатов профессиональной карьеры с собственными ожиданиями, профессиональными притязаниями, ценностно-смысловой позицией в реализации профессиональных взаимоотношений, способностью госслужащего к структурированию временной пролонгированности профессиональной жизни, степенью уверенности в себе и умением оформлять свои притязания в виде генерализованных мотивов-целей (К.А. Абульханова, А.А. Деркач, С.Б Наседкин).

Основными направлениями деятельности акмеолога и психолога в изучении и регулировании профессионального самоутверждения госслужащих может выступать:

а) психодиагностика - выявление доминирующих стратегий профессионального самоутверждения госслужащего и особенности их проявлений в служебной деятельности, доминирующий тип мотивационного обеспечения профессионального самоутверждения, выявление ценностно-смысловых профессиональных позиций госслужащего, сформированности его профессионального самосознания и т.д.;

б) психологическое консультирование - содействиепрофессиональной интернальности, сформированности жизненного (профессионального) проекта, большей вовлеченности госслужащего в профессиональную деятельность, пролонгированности профессионального пути (карьеры), способам саморегуляции, формируя конструктивные и минимизируя неконструктивные, способам постановки решения социальных и профессиональных задач и проблем.;

в) психологическая коррекция - использование тренинга личностного роста .

В стратегиях профессионального самоутверждения взаимно действуют события профессиональной жизнедеятельности госслужащего и его индивидуально-типологические особенности. Обладая потенциально равными возможностями в выборе стратегии профессионального самоутверждения и способов личностной саморегуляции, госслужащие выбирают не всегда адекватные и эффективные приемы их реализации.

Исследуются (И.Н.Никитин, В.А.Храпик) обогащение доминирующих стратегий более эффективными приемами совладения с задачами профессионального самоутверждения (развитие социально-перцептивных, когнитивных, коммуникативных, рефлексивных способностей, возможность перехода от тактик “резервирования” прошлого к тактикам “опережающего времени”, выработка более тонких механизмов оценивания и самооценивания и т.д.), овладения “метатехниками” (Г.И. Марасанов, С.Б. Наседкин, А.П. Ситников).

 

СТРАТЕГИЯ ЖИЗНИ – понятие, связанное с концепцией личности как субъекта жизненного пути – ее организатора, регулятора времени, событий, способного разрешить жизненные противоречия. Понятие стратегии жизни определяется в рамках типологического подхода к личности и обозначает (в тенденции) способность личности строить и регулировать свою жизнь в соответствии со своим типом личности для оптимального использования своих личностных возможностей и способностей. Стратегия это оптимальное использование времени жизни для продуктивной деятельности, саморазвития и самовыражения. Построение стратегии возможно только на основе не стереотипного, а проблемного отношения к собственной жизни. Последнее необходимо и неизбежно в силу того, что личность осуществляет свою жизненную линию, выстраивает свою “логику” жизни в различных, в том числе препятствующих ей условиях и обстоятельствах. Соотнесение последних со своими желаниями, ценностями образует личностную проблему, которую субъект должен понять, осознать и найти, соответственно, жизненно-практические способы ее решения. Стратегии жизни в самом широком смысле слова делятся на активные и пассивные, последние представляют собой скорее тактики, т.е. поиски выхода из уже не зависящего от субъекта положения . По другому основанию делит стратегия жизни Э.Фромм, ставя проблему “быть”, т.е. осуществлять свою сущность в соответствии со своими ценностями, или “иметь” (потреблять). Третье основание связано с эгоцентрическим (индивидуалистическим) типом личности и тем, который придерживается стратегии объективации (не коллективизма, как это недавно подразумевалось), но служения делу, призванию. Наконец, четвертое основание, в некоторой степени связанное со вторым, может выделяться на основе типа притязаний личности – у одних они ориентированы на легкость жизни и достижений (отказе от того, что дается трудом, усилиями), у других – на преодоление трудностей, более того, их интерес к жизни связан со сложностью, интенсивностью (иногда риском).

Стратегия жизни представляет собой составление субъектом определенной семантической, смысловой композиции из того, чем он располагает, обладает, использует, потребляет, из того, что он создает соотносительно с тем, что от него требуется, которая определяет в итоге то, чего он способен достичь. Эта композиция неизбежно включает не только совокупности личностных и жизненных “ресурсов”, но и осознанный учет той цены, которую человек готов платить за свои достижения (ценой может быть как чрезмерность усилий, так и потери, отказ от удовлетворения желаемого ради достижения более значимого, принципиального). Стратегия жизни, как писал С.Л.Рубинштейн, неизбежно связана с временными отступлениями, при которых человек, однако, не отказывается от своих ценностей, задач, “не уступает”.

Стратегия жизни как ее практическая реализация и организация самым непосредственным образом связана со способностью организации времени. Кроме известных и многократно описанных способностей прогнозирования и предвидения, существует особенность организации времени, которую можно назвать “своевременностью”, т.е. оптимальным совпадением активности личности с логически соответствующим моментом жизни: активность, проявленная слишком рано или слишком поздно, даже при ее максимуме, не дает желаемого результата. Жизненная суетливость, погоня за мелкими успехами и делами не имеет ничего общего с своевременностью, которая как раз предполагает точный расчет соотношения внешних и внутренних обстоятельств для “главного усилия”.

Другая способность личности заключается в способе саморегуляции, при котором личность в состоянии в данный момент концентрировать оптимально совместив все психические, личностные возможности, минимизировать внутреннюю неопределенность, аморфность. Это необходимо в стратегически “поворотные” периоды и моменты жизни, которые могут определить весь ее дальнейший ход. Способность к организации времени жизни заключается в умении не судорожно, а разумно распределить все важные жизненные дела, занятия, общение, чтение в определенной последовательности и “разместись” их в масштабе жизни для полноценного ее осуществления.

Стихийная стратегия жизни, пассивность, неподлинность приводят к личностным или жизненным потерям, утратам: одни происходят в силу неспособности раскрыть свой потенциал, вторые – от неадекватного его применения, третьи, в результате нерешенных жизненных противоречий.

Резюмируя, можно сказать, что стратегия жизни не является только узко понятым приведением в соответствие своего типа и способа жизни, своеобразным жизненным стилем. Отношение к себе как субъекту, источнику жизненных перемен, причине событий и поступков, позволяет не ограничивать себя рамками своего типа, а выявлять новые, еще никогда не испробованные возможности, стремления, силы. Тогда стратегия жизни превращается в подлинное творчество жизни и самого себя.

 

СТРЕСС(от англ. давление, напряжение) — состояние психического и физиологического напряжения, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия, как неспецифический адаптационный синдром, сущность которого звключается в приспособлении организма к фактору, воздействие которого может оказаться губительным. В развитии стресса различают три стадии: тревоги, резистентности и истощения. Стресс - как неспецифическая реакция адаптации, является системным явлением всего живого мира. Применительно к человеку принято говорить о психическом стрессе, развитие которого включает в себя сложную иерархию психических процессов, опосредующих влияние стрессогенной ситуации. Т.о. возникновение эмоционального стресса ставится в зависимость от особенностей личности и ее предшествующего опыта, характера индивидуального восприятия и индивидуальной интерпретации стимула. С. вызывается ситуацией опасности, возрастания ответственности, необходимостью быстро принять важное решение, большими умственными и волевыми нагрузками и т. д. Теория С. была создана Г. Селье (1907—1982), канадским биологом и врачом.

Под воздействием стрессорных стимулов на психику человека, развертывание событий идет, по Г. Селье, в следующей последовательности: после воздействия стрессора от коры головного мозга импульс поступает в гипоталамус (центр эмоций), затем происходит стимуляция нервной системы, и в результате раздражается мозговое вещество надпочечников, которое увеличивает отдачу адреналина в кровь. Адреналиновая секреция стимулирует сердечную деятельность, повышает обменные процессы и т. д. Когда на психику человека выпадает сильная нагрузка, она проходит три стадии. Вначале ему чрезвычайно трудно, затем он привыкает, обретает «второе дыхание» и в конце концов все же теряет силы и вынужден прекратить работу. Ресурсы организма, которые человеку помогали первое время, Г. Селье назвал «адаптационной энергией».

В состоянии С. нарушаются прежде всего сложные действия и интеллектуальные процессы, тогда как простые обладают относительно большей устойчивостью. Отрицательное влияние С., например, в деятельности учащихся, выражается в ухудшении внимания, памяти, мышления, в скованности действий, несоразмерности или даже хаотичности движений и т. д. Положительные эффекты С. выражаются в активизации психики, ускорении психических процессов, гибкости мышления, улучшении оперативной памяти и т. д.

Устойчивость к С., сохранение эффективности деятельности в напряженной ситуации, определяется прежде всего высоким уровнем профессионального мастерства, направленностью личности, мотивами поведения, готовностью к активным действиям, а также умением быстро улучшить свое самочувствие с помощью приемов аутогенной тренировки.

 

СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ определяется порогом ранимости и характером нервно-психической реактивности личности.

Нервно-психическая реактивность есть наиболее высоко организованная форма отражения действительности, обеспечивающая индивидуальные возможности человека.

Под порогом ранимости понимается минимальная степень изменения в системе человек-среда, необходимая для возникновения признаков стресса. Высокий порог обеспечивается активностью жизненных позиций и пластичностью жизненного стереотипа.

Активная жизненная позиция отражает стремление к овладению ситуацией путем деятельности, направленной на целесообразное изменение и эффективную трансформацию взаимодействия со средой. Предпочитаемое создается деятельностью самого человека. Поведение отличается отсутствием выраженной тревоги по поводу возможных неудач, стремлением к соревновательной деятельности и высокой активностью в поиске наиболее продуктивных стратегий адаптации. Это качество особенно ценно в тех условиях, где изменения среды носят проблемный характер и адаптивный результат часто не удается достичь с помощью ранее использованных форм поведения.

СУБЪЕКТ – изначально философское понятие, в концепции Гегеля обозначавшее имманентный источник активности. В гуманистической психологии (К.Роджерс) обозначающее, скорее, ценностный подход к личности, пациенту. В отечественной психологии категория субъекта разрабатывается в двадцатые годы в контексте философской антропологии С.Л.Рубинштейном. Однако, в официальной советской психологии первоначально удалось реализовать только категорию деятельности, трактовка структуры которой также отправлялась от философской формулы “цель-средство-результат”. Постепенно С.Л.Рубинштейн и А.Н.Леонтьев сумели включив в нее мотивационную составляющую, раскрыть ее психологическую специфику. Последнее понимание деятельности фактически совпадало с понятием активности.

Одновременно С.Л.Рубинштейн выдвигает принцип единства сознания и деятельности (см. “Принцип единства сознания и деятельности”), в котором под деятельностью подразумевалась не внутренняя психическая (идеальная) деятельность, а реально-практическая, а у (сознания – своя) специфическая сущность, структура и функции: в деятельности оно проявляется и развивается, но с ней не совпадает. За связью сознания и деятельности уже реально стояла личность, которая и в которой осуществлялась эта связь, т.е. имплицитно подразумевался субъект.

Официально понятие субъекта в отечественной психологической литературе впервые употребляется Б.Г.Ананьевым (в 60-х годах), хотя философско-психологическая концепция субъекта уже была изложена С.Л.Рубинштейном в его рукописи “Человек и мир” конца пятидесятых годов (она была опубликована лишь в 1973 г.). Б.Г.Ананьев раскрывает понятие субъекта в его дифференциальном значении, опираясь на него, стремится выявить отличие, специфику субъекта деятельности, от субъекта общения, а последнего – от субъекта познания. Однако, важно подчеркнуть, что, во-первых, и Ананьев и Мясищев понимали под деятельностью реальную деятельность человека (Мясищев специально ставил вопрос о положительном или отрицательном отношении к деятельности прежде всего как труду).

С.Л.Рубинштейн в книге “Человек и мир” воспроизводит свои ранние идеи (20-х годов) о самодеятельном субъекте, о его самодетерминации и саморазвитии, о детерминации, идущей от субъекта, т.е. изменении им окружающей действительности, одновременно вбирает в его определение понимание детерминизма, предложенное им в пятидесятых годах как диалектику внешнего и внутреннего (см. “Внешнее и внутреннее”), т.е. утверждает специфичность организации, избирательность, активность. Наконец, он выдвигает собственно философское понятие человека как субъекта – центра бытия, обладающего специфическим способом осуществления своей сущности, и философско-психологическую концепцию личности как субъекта жизненного пути. Здесь понятие субъекта определяется через способность ценностным образом регулировать, направлять и осуществлять свою жизнь и объективировать себя в ней. Категория субъекта, что существенно для акмеологии, обозначает его постоянное совершенствование, развитие “по восходящей”.

Категория субъекта оказалась парадигмальной в отечественной психологии; понятие субъекта стало употребляться и для обозначения особого качества коллектива в социальной психологии, и для дискуссии по поводу соотношения общения и деятельности (см. “Субъект-субъект”) в общей психологии, и в социологии и т.д. Эта генерализация понятия субъекта грозила превратиться в иррадиацию, лишающую его точного значения.

В связи с этим в школе С.Л.Рубинштейна были разработаны концепции (и соответствующие понятия) субъекта деятельности и субъекта жизненного пути. Понятие субъекта деятельности предполагало не просто автора деятельности, но ее инициатора, организатора ее объективного контура, в котором он обладает способностью выделять из совокупности условий и требований, определенных задачи, выстраивать их последовательность, иерархию и решать, гарантируя, неся ответственность за достижение результата своими силами при непредвиденных трудностях и обеспечивая нормативно и субъективно требуемый качественный уровень осуществления деятельности и сроки ее завершения. Теоретически в этой концепции было соединено представление о творческом инициирующем качестве субъекта, но вместе с тем преодолено представление о его (приписанном ему социалистической философией) всемогуществе – способности изменять природу и общество. Деятельность была определена не только как реально-практическая, но как предъявляющая требования к субъекту, соответствующие ее нормам, режимам, профессиональной специфике и т.д. Становясь субъектом деятельности, личность изменяет всю свою организацию, а не только использует способности, выявляет цели и опирается на свои мотивы. Субъект деятельности в акмеологии – это личность профессионала, обладающая определенными знаниями, умениями и способная целесообразно использовать свои личностные, психические профессиональные ресурсы. Изменения и превращения личностных способностей в профессионально важные качества, организация новых систем связей в структуре личности была детально раскрыта В.Д.Шадриковым.

Итак, можно выделить две основные функции субъекта: его способность связывать свои возможности, мотивы, способности, притязания с требованиями деятельности, разрешать противоречия между ними и его способность на основе саморегуляции и самоорганизации использовать свои психические и личностные возможности, ресурсы оптимальным для личности и эффективности деятельности способом (см. “Субъект деятельности”).