МЕНТАЛИТЕТ ГОССЛУЖАЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ. 6 страница
Тем самым при функционалгенезе имеет место единство как когнитивного, так и личностного микроразвития субъекта. Если когнитивный аспект функционалгенеза познавательной активности традиционно изучается методами определения продуктивности психических процессов, то анализ личностного аспекта предполагает обращение к метакогнитивному плану, выражающемуся в виде рефлексивных механизмов творческой активности, изучение которых требует построения соответствующих методов исследования функционалгенеза, причем показывающих его взаимосвязь с актуалгенезом как с другим аспектом синхронического анализа развития. Рефлексия, обеспечивая саморегуляцию психических процессов и самоорганизацию их субъектом, выступает одновременно фактором его саморазвития (при актуалгенезе, механизмом развития творческой активности.
Актуалгенез представляет собой совершенствование психических процессов при их неоднократном осуществлении в специальных развивающих условиях. Эти условия могут создаваться как “извне” в результате специально организованного обучения, так и “изнутри”, т.е. самим субъектом, стремящимся направить свою активность на усовершенствование механизмов психических процессов, проявившихся в результате их функционалгенеза, и на культивирование рефлексии, обеспечивающей саморазвитие субъекта вследствие актуалгенеза.
Если актуалгенез, задающийся “извне” в условиях обучения изучается методом формирования способностей, то осуществляющийся “изнутри” как процесс саморазвития творческой личности - методом культивирования ею своей индивидуальности как целостного “Я” (И.Н.Семенов, 1973). В обоих случаях актуальное микроразвитие все более углубляется, создавая потенциальные возможности для закрепления, совершенствования и перехода возникающих в результате актуалгенеза новообразований в формирование соответствующих способностей.
Таким образом, актуалгенез становится фактором онтогенеза, а синхронически в целом - моментом дияхронизма И это понятно: ибо êëåòî÷êîé развития актвности является функционалгенез психических процессов в конкретной проблеме - конфликтной ситуации, преодолевающейся путем ее рефлексии, переосмыслениячерез внешний или внутренний диалог. Механизм этих процессов, совершенствуясь в результате актуалгенеза от ситуации к ситуации, постепенно обретает свойства соответствующих психических способностей, достигающих при благоприятных условиях в онтогенезе своих зрелых форм, которые в случае успешного социогенеза выступают в качестве социализированных обществом продуктов индивидуального или коллективного творчества.
Абстрагируясь пока от изучения закономерностей социогенеза, нами экспериментально исследовалась роль рефлексивных механизмов в функционалгенезе, актуалгенезе и онтогенезе познавательной активности на материале дискурсивного решения творческих задач, моделирующих процесс разрешения проблемно-конфликтных ситуаций. Использование этих задач (“на соображение” в качестве заданий для испытуемых позволяет имитировать осуществление психических процессов, специфичных для творческого мышления, и тем самым экспериментально моделировать его функционалгенез и актуалгенез, а также изучать онтогенез на различных возрастных ступенях. При этом поиск решения осуществляется как разворачивание творческой активности в проблемно-конфликтной ситуации.
Разработанные нами на основе системного и типологического подходов основополагающие принципы и базовые процедуры метода содержательно-смыслового анализа дискурсивного мышления позволяют дифференцировать различные теоретически выделенные уровни его организации и соответствующиеим формы познавательной акгивности: деятельностную, предметную, рефлексивную, личностную, коммуникативную (И.Н.Семенов, 1976) и построить ряд моделей.
Проведенный цикл экспериментальных исследований функционалгенеза творческой активности при решении задач выявил три ее основные формы - ïродуктивную, непродуктивную, репродуктивную, которые различаются характером взаимодействия регулируемого содержательного (предметно-операционального) плана мышления и регулирующего его смыслового плана (рефлексивно-личностного и коммуникативно-кооперативного). Экспериментально установленные закономерности функционалгенеза представлены в виде системы соответствующих показателей структурно-динамической организации мышления.
РЕАБИЛИТАЦИЯ (от лат. rehahililo — восстанавливаю) - комплекс медицинских, педагогических, профессиональных, акмеологических: психологических мероприятий, направленных на восстановление здоровья и трудоспособности лиц с ограниченными в результате перенесенных заболеваний и травм физическими и психическими возможностями.
РЕСПОНДЕНТ (от англ. respondent - отвечающий) - участник исследования в качестве опрашиваемого. В зависимости от xapaктера исследования р. выступает в разных качествах: испытуемого, клиента, информанта, пациента, собеседника и др.
РЕФЛЕКСИВНАЯ КУЛЬТУРА включает в себя готовность и способность творчески, по-новому осмысливать и превозмогать проблемные моменты, выходить из внутренних и внешних конфликтных состояний и ситуаций, умение обретать новые силы, смыслы и ценности, вовлекать и вовлекаться в непривычные системы межличностных и деловых отношений, ставить и решать неординарные практические задачи.
Государственная служба как социально-правовой институт занимает особое место в достижении общенациональных целей и играет важную роль в механизме управления государством. Человек в аппарате государственных органов – главная движущая сила превращения государственных замыслов, программ и принятых законодательных актов в действительность. Как известно, в последнее время происходит существенная ценностная, статусная, деятельностная переориентация госслужбы в условиях демократических и рыночных реформ общественно-политической жизни россиян. И, следовательно, особую значимость приобретает проблема формирования нового корпуса госслужащих, их подготовки и повышения профессионализма. Своеобразие условий профессиональной деятельности каждого госслужащего в контексте демократической политической системы и рыночной экономической системы весьма велико и определяется разнообразием конкретных управленческих задач, вытекающих из геополитической специфики региона, социально-экономической ситуации, национально-культурных особенностей населения и т.п. С этим, в частности, связана необходимость не просто расширение объема профессиональных знаний, умений и навыков госслужащего, но и развитие его рефлексивной культуры, обеспечивающей развитие и реализацию его профессиональных возможностей при постановке и решении уникальных творческих задач.
В связи с этим обнаруживается принципиальное противоречие между имеющейся системой профессиональной подготовки кадров госслужбы, ориентированной преимущественно на формирование специальных знаний, алгоритмов решений, технологий, и необходимостью разработки образовательно-управленческих методов, обеспечивающих становление и реализацию готовности госслужащих к творческому мышлению, принятию управленческих решений в ситуации повышенной неопределенности и ответственности, т.е. всех основных компонентов рефлексивной культуры.
Все эти аспекты, востребованные современной жизнедеятельностью госслужащего, с особенной остротой выявляют актуальность акмеологически ориентированных исследований и практик, связанных с разработкой различных психолого-педагогических и психолого-управленческих моделей достижения им состояния профессионального и творческого подъема и посредством развития рефлексивной культуры.
На фоне повышенного уровня социально-психологической и политической напряженности, которыми изобилует любое общество в переходный период, культивирование рефлексивных процессов чревато обострением не только проблемных, но и конфликтных моментов в сознании и деятельности госслужащих. Причем это может оборачиваться негативной стороной не только для них самих, но и для осуществляемой ими деятельности в системе госслужбы. Это связано с тем, что само по себе переосмысление и изменение стереотипов любого опыта (т.е. рефлексия) субъективно воспринимается человеком чаще всего, как эмоционально-негативный и личностно-конфликтный процесс, поскольку сопряжен с необходимостью отнестись, и при этом весьма критично, прежде всего к себе самому. Но даже если самому человеку удастся справиться с подобными трудностями успешно и он в результате выйдет на реальные инновационные подвижки в собственном опыте, то это еще не гарантирует ему плавности их реализации в профессиональной деятельности, включенной в систему общения и деятельности других людей. Инновация, как и рефлексия ее порождающая, вызывает естественное сопротивление, а значит потенциально, но весьма часто и реально имеет конфликтогенный характер. Это обстоятельство может еще более усугубляться спецификой профессиональной гиперответственности и установками консервативного характера, присутствующими и достаточно выраженными в системе деятельности государственных служащих.
Сущностные характеристики рефлексивной культуры, проявляются в виде:
– сотворчества, обеспечивающего неразрушительные способы само- и взаиморазвития, когда при решении любой задачи все участники вне зависимости от исходного уровня компетентности вовлекаются (как субъекты совместного созидания) в принципиально избыточное, инновационное и открытое взаимодействие не только друг с другом, но и с социокультурными контекстами;
– субъектной паритетности, достигаемой не за счет уравнивания участников рефлексивно-инновационного взаимодействия, но за счет признания уникальности и творческой самоценности любого его участника;
– полилогического самоопределения, обеспечивающего осмыс-ленную самоактуализацию (смыслотворчество) и действенную самореализацию (жизнетворчество) каждой личности, участвующей в коллективном созидательном процессе, с учетом не только зоны ближайшего собственного развития, а также развития другой личности, но и на основе отдаленных перспектив их преображения;
– полифоничности, определяющей парадоксальность целостного и многоаспектного восприятия и преображения человеком себя и окружающего мира, т.е. позволяющей более комплексно видеть и анализировать актуальные проблемы и возможные пути личностного и профессионального развития и саморазвития.
На этой основе для кадров госслужбы различного уровня и профессионального профиля разработаны инновационно--гуманистические методы и рефлексивно адаптированы некоторые традиционные методики диагностики: личностного, ролевого и профессионального самоотношения и взаимоотношения, смысловых позиций в групповом взаимодействии, личностно-профессиональных ожиданий, профессионально-психологических инноваций, профессио-нально-этических норм взаимодействия в экстремальных ситуациях, проблемных областей профессионального и личностного сознания и деятельности, стилей общения и взаимодействия, профессионально-ролевых позиций субъектов управления в образовательных системах, готовности к инновациям и другие.
Разработаны концептуальные принципы рефлепрактики (как метаметода инновационно-гуманистического развития рефлексивной культуры) и способы ее проектирования (сенарирования) на основе различных культурных аналогов и прототипов, а также психолого-организационной и психолого-диагностической ее инструментовки для различных сфер государственной службы и непрерывного профессионального образования. К способам-этапам сценарирования (и одновременно творческой подготовки рефлепрактика или рефлексивной команды) относятся: информационно-ориентировочный; проблемно-целевой и конфликтно-ценностный; предметно-содержа-тельный и символико-смысловой; инструментально-методический и организационно-операциональный; функционально-хронологический и структурно-топологический; исполнительско-импровизационный.
Осуществлена практическая реализация инновационно-гуманистических методов развития рефлексивной культуры для решения задач повышения профессионального мастерства и творчества за счет построения сотворческих образовательных систем и программ взаимодействия педагогов и учащихся.
Смысл понятия "рефлексивная культура" в контексте гуманитарно-культурологического направления наиболее рельефно определяется по отношению к понятию "культура рефлексии". В отличие от последней первая осуществляется не за счет привнесения интеллектуальных (концептуально-теоретических, понятийно-категориальных) эталонов мышления или методологического нормирования содержания или форм осуществления профессиональной деятельности извне (что само по себе, разумеется необходимо и имеет конструктивную направленность), но за счет пробуждения процессов переосмысления и созидания инноваций изнутри осуществляемой профессиональной деятельности. При этом всякая существующая система профессиональной деятельности априори (т.е. по самой сути гуманитарно-культурологической ориентации в психологии развития) рассматривается как своеобразная культура одного из видов общественной практики, со своей внутренней логикой, функциональной дифференциацией, ценностно-содержательной определенностью, позиционно-ролевой и нормативно-коммуникативной структурированностью. Именно поэтому любая попытка внедрения иной культуры (хотя бы и культуры рефлексии) может восприниматься - и, как правило, так психологически обычно и воспринимается - в качестве своеобразной "интеллектуальной интервенции" извне. Главное же в нашем подходе - это не предложение или навязывание какой-либо иной культуры (пусть даже "культуры рефлексии"), но актуализация и психолого-акмеологическое развитие процессов переосмысления сложившихся в самой профессиональной традиции шаблонов и стереотипов деятельности как необходимой предпосылки личностного развития специалистов, в частности госслужащих.
Рефлексивная культура в методологическом плане рассматривается как концептуально выстроенная образовательная или управленческая система сотворческих отношений и взаимодействий, обеспечивающих построение и использование инновационно-гуманистических методов, которые позволяют преодолевать конфликтогенные и деструктивные эффекты активизации рефлексивных процессов.
В праксиологическом аспекте рефлексивная культура творчества предполагает готовность и способность госслужащих осуществлять рефлексивно-гуманистически ориентированную самодиагностику, а также саморазвитие процессов творчества и сотворчества в конкретных видах управленческой деятельности, например, при принятии управленческих решений.
Инновационно-гуманистические методы развития рефлексивной культуры определяют гетерогенный и полифункциональный характер организации процессов мышления в решении творческих задач и развития самооценки личности как в процессе непрерывного общего и профессионального образования, так и в реальной практике управленческой деятельности.
Реализация инновационно-гуманистических методов и способы их проектирования (сценарирования) на основе различных культурных аналогов и прототипов, а также психолого-организационная и психолого-диагностическая инструментовка этих методов обеспечивают развитие сущностных характеристик рефлексивной культуры (сотворчества, субъектной паритетности, полилогичности самоопределения, полифоничности) в различных сферах профессиональной деятельности кадров государственной службы.
Развитие рефлексивной культуры инновационно-гуманистическими методами обеспечивает повышение: 1) эффективности решения творческих задач; 2) успешности преодоления проблемно-конфликтных ситуаций межличностного общения и делового взаимодействия в профессиональных коллективах; 3) конструктивно-сти моделирования и проектирования различных инфраструктур управления; 4) творческой уникализации человека в его профес-сиональной деятельности; 5) продуктивности деятельности в различных сферах государственной службы.
РЕФЛЕКСИЯ (от лат. обращение назад, отражение) — самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и течения собственной деятельности, внутренней жизни субъектом.
К Р. относятся такие явления, как самопознание, переосмысление и перепроверка своего мнения о себе, о других людях и о том, что, по мнению субъекта, думают о нем другие люди, как они его оценивают и к нему относятся. Без Р. невозможно устанавливать правильные взаимоотношения с другими людьми.
Смысл Р.— переход неявного знания в явное, формализованное и логически расчлененное. Способы Р.— выдвижение гипотез, идеализация, анализ причин того или иного впечатления, переживания. Потребность в Р. возникает вследствие сомнений относительно исходных позиций своей жизнедеятельности. Р.— это не только интроспекция собственной психики, но и осмысление своей жизненной программы, соотношения целей, мотивов, ценностей, установок, стремлений, социальных и нравственных требований.
Благодаря Р. собственный образ «Я» более адекватно отражает реальное «Я».
Термин «рефлексировать» означает обращать сознание на самое себя, размышлять над своим психическим состоянием. В философии Р. понимали по-разному. Локк считал ее источником особого знания. Для Лейбница Р.— внимание к тому, что в нас происходит. По Юму, идеи — это Р. над впечатлениями, полученными извне. Для Гегеля Р.— взаимное отображение одного в другом. В социальной психологии под Р. понимали осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнерами по общению. Р.— не только знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает «рефлексирующего» индивида.
В настоящее время наиболее изучена Р., сопровождающая собственную индивидуальную деятельность человека по решению нестандартных (творческих) задач. Такую Р. называют интеллектуальной. Исследуется Р. в процессе общения, а также некоторые аспекты Р. в педагогической деятельности.
РЕЧЬ — исторически сложившаяся в процессе деятельности людей форма их общения, опосредованная языком Р. выполняет ряд функций: обозначения (каждое слово, предложение имеют определенное содержание); сообщения (передача сведений, знаний, опыта); выражения (обнаружение через интонацию, ударения, построение, использование сравнений, пословиц и т. п. чувств, потребностей, отношений); воздействия (побуждение к выполнению задач, проявлению активности, к изменению взглядов). Функции Р. по-разному проявляются в таких ее видах, как внешняя устная и письменная и внутренняя. Устная Р. делится на диалогическую и монологическую. Диалогическая Р. имеет место в процессе беседы. Наличие контакта с собеседником помогает опустить отдельные моменты в Р. Внешнее выражение чувств — интонация, жесты, паузы, ударения — позволяет понимать друг друга с полуслова. Однако в некоторых случаях возникает необходимость полнее и точнее оформить диалогическую Р. Например, во время научного спора, в беседе преподавателя с обучаемым по вопросам учебы и т. п.
Монологическая — это Р. одного человека (лекция, доклад). Здесь меньше непосредственный контакт, труднее оценить, как понимает аудитория сообщение. Монологическая Р. требует больших знаний, общей культуры, владения собой, активной и планомерной передачи информации.
Устная Р. обслуживает и повседневное общение. При этом она более свободна в выборе слов, интонаций. Она помогает эффективно налаживать контакт, устанавливать взаимопонимание.
Р. человека непосредственно связана с мышлением. В любом виде мышления обнаруживается роль Р. Слово является средством образования и выражения понятий, суждений, отражения предметов, явлений в сознании. Содержание и форма Р. человека зависят от его профессии, ситуации, опыта, темперамента, характера, способностей, интересов, состояний.
РИСК (от франц. risque -- подвергаться опасности) - деятельность в условиях опасности, отсутствия полной уверенности в успехе.
РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ (СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ) (от франц. role) - совокупность норм поведения, а также само поведение личности, реализующее эти нормы в системе межличностных отношений; социальная функция личности.
РУКОВОДИТЕЛЬ - лицо, осуществляющее процесс управления людьми в системе должностных отношений, обладающее набором властных полномочий, позволяющих использовать систему административных санкций, в т.ч. психологического характера, в отношении подчиненных. Наряду с собственно управленческими функциями Руководитель реализует и ряд психологических функций: представительскую, экспертно-консультативную, квазитерапевтическую, воспитательную и др. Руководитель на протяжении всего профессионального пути, обобщая свой оптимальный опыт, разрабатывая перспективные стратегии управления, совершенствуя партнерские отношения по "вертикали" и "горизотали", обретает свое индивидуальное "акме".
С
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ (от лат. действительный, настоящий) — одно из концептуальных понятий гуманистической психологии (см. Гуманистическая психология). По взглядам А. Маслоу, С.— это желание стать всем, чем возможно; это потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала. Этот путь труден, он связан с переживанием страха неизвестности и ответственности, но он же путь к полноценной, внутренне богатой жизни. Человек, вышедший на уровень С., не отягощен завистью, злобой, цинизмом, дурным вкусом, он не склонен к депрессии и пессимизму, эгоизму и т. д. Понятие «самоактуализация» было предложено психотерапевтом К. Гольдштейном в книге «Организм. Холистический подход» (1939). Гольдштейн считал, что любой организм, и в особенности человеческий, стремится к актуализации тех возможностей, которые заложены в нем от природы. Процесс выявления этих возможностей Гольдштейн и назвал самоактуализацией, рассматривая ее в качестве основного мотива и цели человеческой жизни.
Понятие «С.» в центре концепции одного из популярных психологов XX века—Карла Роджерса (1902—1987). Для него С.— сила, которая заставляет человека развиваться насамых различных уровнях, определяя и его овладение моторными навыками, и высшие творческие взлеты. Человек, полагает Роджерс, имеет врожденную тенденцию жить, расти, развиваться. Все потребности подчинены этой тенденции — они должны быть удовлетворены в целях позитивного развития. Ребенок должен знать, что он любим, независимо от того, что он делает, тогда потребность в положительном отношении и самоотношении не будет в противоречии с потребностью в самоактуализации; лишь при этом условии активно будет психологически цельным, «полностью функционирующим». Жесткость, антисоциальность, незрелость и т. п.— результат страха и психологической защиты. Задача психолога — помочь человеку открыть свои позитивные тенденции, которые на глубинных уровнях присутствуют у всех, пробудить, поддержать стремление к возможно полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В. Франкл считал, что реализация себя как жизненная цель, по сути дела, крайне эгоцентрична. Необходимо обращение к другим, смысловым категориям бытия, и тогда самоактуализация будет лишь средством достижения особых «смысловых», «надличностных» целей бытия.
САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩАЯСЯ ЛИЧНОСТЬ (от лат. aktualis действительный, настоящий) - тип личности по классификации А. Маслоу, для которой характерно непрерывное стремление к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. С. л. свойственно дружелюбие, отсутствие агрессивности, способность к глубоким привязанностям; при этом они легко переносят одиночество, проявляют независимость, отстаивают свою точку зрения, свои принципы. Это личности, способные к творчеству, полноценному общению, активному саморазвитию. Акмеология изучает особенности развития и функционирования с. л.
САМОВОСПИТАНИЕ — сознательная и целенаправленная работа личности по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств.
Необходимым условием С. является наличие истинного знания о себе, правильной самооценки, самосознания. С. обусловлено рядом субъективных и объективных причин: стремлением стать лучше, требованиями общества к гражданам, их образованию и качествам; педагогическими воздействиями, которым подвергается учащийся в процессе обучения и воспитания. Под влиянием этих причин создаются внутренние предпосылки для С., формируются потребности, взгляды и убеждения, уточняются или складываются жизненные идеалы и цели.
Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, С. предполагает наличие ясно осознанных целей, личностных смыслов. Необходимыми компонентами С. являются: самоанализ личностного развития, самоотчет, самоконтроль. В приемы самовоспитания входят: самоободрение, самосуждение, самовнушение, самоубеждение и самоприказ. С. чаще возникает в подростковом возрасте, но его можно наблюдать и в поведении людей более раннего возраста. В подростковом возрасте решающую роль в С. играет самооценка. Важным мотивом становится недовольство собой, несоответствие своим идеалам. Самовоспитанием большинство людей практически занимаются всю жизнь.
САМОВЫРАЖЕНИЕ – понятие, обозначающее мало исследованное в отечественной психологии явление и механизм личности. В традициях гуманистической персонологии самовыражение может быть объяснено в связи с понятиями самореализации, потребность в которой Ш.Бюлер считала основной врожденной потребностью личности и самоактуализации – потребности, введенной А.Маслоу в число ведущих высших личностных потребностей. Особое место занимает хорошо исследованная способность к самореализации, связанной, с одной стороны, с уверенностью в себе как собственно личностным качеством, с другой – со способностью презентации себя окружающим и потому со степенью владения социальными умениями, имиджелогией и т.д. В отечественной психологии понятие самовыражения и суть этого сложного личностного механизма может быть раскрыта путем преодоления расширительного понимания теории отражения и трактовки сознания, чувств как механизмов отражения. Личность не только отражает внешний мир, но согласно С.Л.Рубинштейну, В.Н.Мясищеву и др. определенным образом относится к нему. Свое отношение она выражает не только в форме отдельных чувств, поступков, слов, тем более не только в виде мимики и жестов, не презентирует миру свое “я”, свою личность (а не свой имидж) с большей или меньшей степенью оригинальности, свободы и выразительности. Личность самовыражается в своих притязаниях. Согласно Д.Н.Узнадзе, личность объективирует себя – в деятельности, в общении, но и в своей объективации она самовыражается определенным способом.
САМОКОНТРОЛЬ — одно из проявлений сознательной регуляции человеком собственного поведения и деятельности в интересах обеспечения соответствия их результатов поставленным целям, предъявляемым требованиям, правилам, образцам. Предназначение С. заключается как в предупреждении, так и в исправлении допущенных ошибок, неточных действий. Благодаря регулирующей функции С. человек способен реализовать предложенный кем-либо или самостоятельно принятый план деятельности. Важную роль в процессах С. личности играет ее самооценка, самокритичность, осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Появление С. определяется социальными, этическими и психологическими требованиями к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию. Процесс С. предполагает наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях. Волевая регуляция основана на С. человека, как компоненте саморегуляции, в то же время С. может быть объектом волевой регуляции, например, в стрессовых ситуациях. Основными видами С. являются: констатирующий, ситуационный, предвосхищающий. В литературе С. расширительно трактуется и отождествляется с саморегуляцией, с планированием, с процессом корректирования деятельности.
С. способствует, например, реализации и уточнению уже существующего плана, но не тождествен планированию, которое осуществляется с целями, мотивами, программой деятельности личности. Человек обладает значительно развитым С., но, не имея достаточных знаний и навыков, может плохо
выполнить то или иное новое для него трудовое задание. Развитие самоконтроля наряду с другими необходимыми условиями облегчает человеку путь овладения той или иной деятельностью, но это не означает, что процесс его регуляции и С. тождественны.
С. может быть непреднамеренным (непроизвольным) и преднамеренным (произвольным), определяемый сознательно поставленной целью — следить за точностью реализации программы своей деятельности. Непроизвольный С. может осуществляться в структуре восприятия, функционировать автоматически. Предметом непроизвольного самоконтроля, осуществляющегося в структуре восприятия, является не деятельность в целом, а лишь процессуальная сторона деятельности. Функцию самоконтроля по реализации программы действий внутри деятельности условно можно назвать функцией стабилизации действий, или первой функцией С. Вторую функцию С. по корректированию, стабилизации деятельности в соответствии с ее мотивами, повышению ее устойчивости к непроизвольной смене называют функцией стабилизации деятельности. Преднамеренный С. в отличие от непроизвольного С. обладает значительными возможностями стабилизации деятельности. С.— это лишь звено в процессе самовоспитания, он дает высокие результаты во взаимодействии с другими средствами самовоспитания, среди которых выделяют самоприказ, самоубеждение и др.