МЕНТАЛИТЕТ ГОССЛУЖАЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ. 5 страница

Дэвид Киппер отмечает, что психодраме Морено недоставало масштабности и размаха общей теории личности. Первоэлементом ролевой игры является поведение, воспроизводящее или представляющее некое другое поведение. Психолог показывает терапевтическую ценность клинических ролевых игр, имитационного моделирования поведения — воссоздание ситуации взаимодействия человека с окружающей средой. Психодрама, считает Д. Киппер, располагается где-то между современной терапией катарсиса и поведенческой терапией, поскольку признает важность как катарсиса, так и переобучения.

Психокоррекция личности осуществляется акмеологом, актуализирующим не столько ее проблемы или состояния, сколько ее потенциальные возможности, т.е. адресуясь к ней как к субъекту, совместно с ней, опираясь на ее способность самопознания.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАДРОВ ГОССЛУЖБЫ. Психологическая культура - интегративная характеристика личности госслужащего, представленная личностным конструктом “Я - профессионал”, которая интегрирует 5 структурных (аксиологический, социальный, психологический, когнитивный, профессиональный) и 5 функциональных (диагностический, целеполагающий, моделирующий, интерпретирующий, регулирующий) компонентов. (К.А.Абульханова, Н.Т.Селезнева). Способы связи и закономерности их развития проявляются в качественных изменениях профессионального самосознания, ценностных отношений, способностей творческой реализации в ответственных профессиональных позициях ( информатора, лидера, определителя, партнера, субъекта - партнера). Психологическая культура обусловливает ценностно-смысловую и технологическую модель успешного овладения ответственными профессиональными позициями - как партнера и субъекта-партнера в управлении.

Процесс развития психологической культуры госслужащих - процесс целостного, целенаправленного, многоуровневого, долгосрочного, проектно-регулирующего, профессионально-личностного саморазвития, который детерминирует присвоение профессионально-позиционной, ценностной сущности как субъекта-партнера управления. Этот процесс обусловлен: пониманием и принятием руководителями себя и партнеров в качестве уникальных саморазвивающихся личностей; выстраиванием адекватной самооценки; рефлексивным моделированием личностного конструкта “Я - профессионал”; принятием ответственности; оцениванием резервов психики на уровне рефлексии и переживаний разных состояний; актуализацией творческого потенциала; проектированием и регуляцией способов саморазвития в позициях управления, а также удовлетворенностью, уверенностью, самостоятельностью, рефлексивностью, креативностью, высоким уровнем притязаний, выраженностью “Я”, экстравертированностью, целенаправленностью, максимальным психическим обеспечением, интегрированностью личностных качеств. (Н.Т.Селезнева).

Личностные особенности госслужащих, лежащие в основе развития психологической культуры - ответственность и рефлексия, позволяют охарактеризовать четыре типа личностей: ответственный - рефлексивный, ответственный - нерефлексивный; рефлексивный - не ответственный и неответственный -нерефлексивный - и определить особенности развития их психологической культуры.

Стратегическое направление акмеологии - изучение деятельности госслужащих с точки зрения содержательных и оценочных аспектов системы представлений о самих себе как профессионалах в различных профессионально значимых позициях, выделенных при исследовании развития психологической культуры (Е.Н.Богданов, Н.Т.Селезнева, И.Н.Семенов). Для содействия ее развитию необходимо акцентирование внимания госслужащих на блоке важнейших профессионально значимых личностных качеств; формирование у госслужащих в процессе подготовки и профессионального совершенствования навыков самоуправления, приобретение опыта управленческих действий в нестандартных ситуациях взаимодействия, установки к взаимодействию; развитие установки госслужащих на личностное самосовершенствование путем познания своих возможностей и адекватной самооценки достигнутого управленческого мастерства.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА —образец специалиста с высшим образованием, основанный на изучении особенностей личности и структуры деятельности лиц, успешно работающих после окончания вуза. Чем ближе к окончанию вуза находится студент, тем ближе к модельным должны быть его личностные качества, знания, умения и навыки.

Лаборатория Казанского университета разработала модель специалиста, которая состоит из четырех уровней, каждый из которых включает в себя нижележащие. Первый, самый высокий уровень — уровень отношений. На этом уровне задача высшей школы состоит в формировании знаний и умений, необходимых специалисту для понимания других людей, совместной работы с ними, самоуправления отношения с товарищами по учебе и труду.

Второй уровень поведения. Оптимальное поведение личности предполагает наличие научных знаний о структуре личности, умение понимать свои сильные и слабые стороны, учитывать их как во взаимоотношениях с другими людьми, так и в своей деятельности.

Третий — уровень деятельности. В основе его лежит структура профессиональной деятельности, учебной деятельности и профессиональной подготовки.

Четвертый — уровень психических состояний. Успешная деятельность специалиста зависит от оптимальной активности его личности. Низкая активность или слишком высокое психическое напряжение приводят к желаемому результату ценой больших затрат или потерь времени, энергии и информации. Специалисту необходимо умение точно оценивать свое состояние, настроение, степень психической напряженности при решении задач разной сложности, владеть приемами самоуправления.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА — процесс формирования, закрепления и активизации готовности личности, коллектива к определенному виду деятельности или выполнению задачи.

П. п. к выполнению конкретной задачи — это воздействие на личность, группу с целью настройки на ее выполнение и создание субъективных условий для эффективного использования и проявления знаний, навыков, умений, способностей, других качеств в процессе предстоящей деятельности. П. п. должна отражать психологическую структуру предстоящей деятельности. П. п. спортсмена, врача, учителя, юриста, художника, инженера, руководителя имеет свои особенности. Есть и общие черты в П. п. представителей разных профессий и специальностей. Они связаны с качественными характеристиками мышления, воли, мотивов, чувств, знаний, навыков, умений, нравственных черт человека.

П. п. является целенаправленным процессом обучения, воспитания, освоения технологии определенного вида деятельности, овладения опытом других. П. п. к выполнению конкретной задачи предполагает в сложившейся ситуации активизацию способностей и возможностей человека, мобилизацию его духовных, нравственных и физических сил, всего творческого потенциала.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ — вид помощи, которую оказывает квалифицированный психолог или акмеолог человеку или группе людей в оптимизации психофизиологических состояний, познавательных процессов, поведения, общения, реализации индивидуальной и особенно групповой деятельности.

П. п. необходима специалистам, работающим в экстремальных условиях, а также тем людям, которые страдают психическими расстройствами. Значимость П. п. имеет тенденцию к возрастанию, она становится существенной частью психологической службы.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ – качественная сторона межличностных отношений коллектива, характеризующееся единой направленностью потребностей, интересов, ценностей, стилем психологических отношений, основанных на сотрудничестве, взаимопомощи, взаимоответственности, взаимоуважении, взаимодоверии. В коллективе складываются психологические отношения, выступающие в качестве продукта, результата взаимного восприятия, познания и оценки людьми друг друга. Психологические отношения в коллективе имеют сложную многоуровневую структуру. Согласно стратометрической концепции А.В.Петровского (см. работу автора: Психологическая теория коллектива. М., 1982) в структуре психологических отношений можно выделить три слоя. Первый, внутренний глубинный слой образуют отношения каждого члена группы к целям, задачам, продукту и смыслу совместной работы; во втором слое группируются межличностные отношения, опосредованные содержанием и процессом совместной деятельности, внутригрупповым взаимодействием, третий, поверхностный, или вернее – внешний слой фиксирует собственно межличностные отношения, относительно независимые от деловых, часто их называют неформальными. Люди воспринимают друг друга не только в качестве исполнителей той или иной функции, но и со стороны их чисто человеческих качеств. Эти отношения выражаются в формах: симпатии или антипатии, дружелюбия или отчуждения, взаимной заинтересованности или безразличия и т.д.

Межличностные отношения в коллективе регламентируются системой писаных и неписаных норм, сто числе и моральными регуляторами. В качестве механизма регулирования выступает система взаимных оценок на основе выработанных эталонов.

Непосредственно реальной формой реализации межличностных отношений является общение. Гармонизация межличностных отношений зависит от внешних и внутренних факторов. К первым относится социально-психологическая ситуация в обществе, сфера деятельности, к которой принадлежит коллектив, которая во многом определяется объективными условиями. Внутренние факторы связаны с характером деятельности коллектива, уровнем его развитости, наличием или отсутствием коллективных норм, интересов, ценностей. Не менее значимым является фактор культуры общения. Формирование культуры общения во многом способствует гармонизации межличностных отношений и повышению чувства удовлетворенности каждого человека своими отношениями с другими. Формирование коммуникативной, интерактивной и перцептивной культуры у членов коллектива является важным условием создания и поддержания благоприятного психологического климата.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ - одно из центральных понятий психологической науки ("Всю историю психологической мысли можно... трактовать как историю поиска ответа на вопрос о сущности, природе, критериях эффективности психологического воздействия", А.А.Бодалев и др., 1985); относящееся к одной из трех функций общения - регуляционно-коммуникативной (Б.Ф.Ломов); представляющееся собой перенос информации с помощью различных психологических средств от одного субъекта П.в. к другому. П.в. - основной элемент взаимодействия и общения. Классификация П.в.: 1. По характеру информационного носителя: 1) вербальное (в виде сообщения), 2) паравербальное, 3) кинетическое; 2. по дистантности: 1) непосредственное, 2) опосредованное; 3. По цели индуктора: 1) произвести какие-либо изменения со стороны реципиента: а) формирование в структуре его личности психических новообразований (желаний, потребностей, установок, положительных или отрицательных эмоций, др.), б) представление ему возможности реализовать свои потребности (в общении, самоутверждении, в том числе и за счет индуктора), в) приобретение реципиентом новой информации или какого-либо материального объекта; 2) произвести какие-либо изменения со стороны самого индуктора: а) формирование в структуре своей личности психических новообразований: новых установок ("Убедите меня в этом и тогда я ..."), эмоций положительных или отрицательных (последнее возможно, например, при наличии установки на мазохизм), собственной привлекательности (см. Аттракция), б) реализация своих потребностей (в общении, самоутверждении, в том числе и за счет реципиента), в) приобретение новой информации или материального объекта; 4. По отношению реципиенту к П.в.: 1) принимаемое, 2) не принимаемое (в этом случае при продолжении коммуникации П.в. может принять частную форму - убеждающего воздействия), 3) индиферентное; 5. По степени осознанности П.в. самим индуктором: 1) осознаваемое, преднамеренное, 2) неосознаваемое, непроизвольное; 6. По степени осознанности П.в. реципиентом: 1) осознаваемое (например, при убеждающем воздействии), 2) неосознаваемое (например, внушающее воздействие в гипнотическом или бодрствующем состоянии реципиента); 7. В зависимости от актуализируемой сферы психики реципиента: 1) рациональное (сообщение адресовано разуму, логике, интеллекту), 2) иррациональное (адресованное чувствам); 8. По степени активности волевого компонента реципиента в реализации П.в.: 1) принудительное, 2) добровольное; 9. В зависимости от нравственной оценки содержания П.в.: 1) нравственно негативно оцениваемое, нравственно позитивно оцениваемое, 3) нравственно нейтрально оцениваемое.

 

ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛЫХ - новый раздел возрастной психологии, поскольку возрастная психология в основном имела своим непосредственным предметом изучения психологию детей, подростков и юношей, но не взрослых. "Отсутствие генетического подхода к рассмотрению психики взрослых тормозило разработку проблем возрастной изменчивости

ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА– взаимосвязанные области знания о человеке, личности, реальная связь которых воплотилась: 1) в философских представлениях об идеальной, гуманной сущности человека; 2) в теориях воспитания, направленного на совершенствование личности и ее нравственности как осознанного побудителя ее реальной жизни, отношений к людям и обществу; 3) в теориях о высших потребностях личности, концепциях морального развития (Кольберга и др.), теориях о ценностных механизмах сознания и исследованиях ценностей.

Однако достижения практики воспитания, исследования ценностей, их иерархий, динамики и т.д. еще не привели к преодолению определенного ригоризма в постановке проблемы нравственной личности. Теории воспитания (в том числе психологические) не раскрывают реальных психологических механизмов развития нравственной личности, оставаясь часто рассуждениями об этических принципах и ценностях. Ключом к установлению и обеспечению реальной взаимосвязи психологии и этики явится акмеология как наука о совершенствовании и совершенстве человеческой сущности и практике его достижения. Операциональным понятием для решения проблемы нравственной личности явится понятие субъекта, разрешающего жизненные этические противоречия и в способе этого решения проявляющего меру достижения человечности (С.Л.Рубинштейн. Человек и мир. Л., 1997).

 

ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ - область педагогической психологии, изучающая изменение психики человека, появление психологических новообразований в процессе обучения. П.о. выявляет условия, повышающие эффективность учения (как деятельности обучающихся) и преподавания (как деятельности педагога).

П.о. исходит из рядя принципов:

· обучение является развивающим и личностно-ориентированным, если оно не сводится к передаче знаний, к отработке действий, умений, навыков, а направлено на общее психическое развитие и развитие личности обучающихся средствами учебного предмета;

· развивающее и воспитывающее влияние на личность обучающихся оказывают активные формы учебной деятельности и общения ученика, сами находящиеся в процессе формирования, совершенствования;

· обучение должно строиться с учетом индивидуальных особенностей личности обучающихся, но не только как приспособление к ним, а как проектирование новых уровней деятельности и личности учащихся, как активизация зоны их ближайшего развития;

· личностно-ориентированное обучение может обеспечить только зрелая личность педагога, постоянно осуществляющая свое профессиональное саморазвитие и т.д.;

· Акмеология использует положения психологии обучения при организации и модернизации профессионального обучения с целью продвижения человека к высшим уровням профессионализма.

 

ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – отрасль психологии, изучающая массовидные общественно-психологические явления. Объект с.пс. – общественная психология, психология больших и малых социальных групп и общностей, личности как носителя той или иной групповой позиции. Общественная психология выступает как способ духовного освоения группой условий ее жизни, образа жизни, опыта, представляя собой сплав рациональных эмоциональных и волевых компонентов. Будучи непосредственно вплетена в жизнь группы, общественная психология представляет собой духовно-практическое образование. Предмет с.пс. – закономерности возникновения, проявления и изменения общественно-психологических явлений, законы внутри- и межгруппового взаимодействия.

Основные категории с.пс.: общественные потребности и интересы; общественные чувства и настроения; общественные взгляды, убеждения, обыденное сознание, массовые представления; ценностные ориентации, установки, мотивы; общественное мнение, традиции; социально-психологические процессы; идентификации, обособления; механизмы; стереотипизации, рационализации, каузальной атрибуции; внушение, убеждение, подражание, эмоциональное заражение.

Психология группы “здесь” и “сейчас” определяется: содержанием составляющих ее элементов, их соотношением, динамикой.

Основные разделы социально-психологической теории: психология больших социальных групп; психология малых социальных групп; психология личности; психология межгруппового взаимодействия; общение как социально-психологический феномен, прикладные области социальной психологии.

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА - отрасль психологической науки, изучающая психические особенности и закономерности различных видов трудовой деятельности и отношения человека к труду, деятельность индивида в производственных условиях и условиях воспроизводства его рабочей силы.

 

ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ — отрасль психологической науки, изучающая психические особенности и закономерности воздействия субъектов управления на его объекты с целью оптимизации этого процесса.

 

ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ - две подструктуры: 1) «развитие профессионализма личности»; 2) «развитие профессионализма деятельности» (А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин, В.М. Дьячков, А.А.Мироедов). В подструктуру “развитие профессионализма личности” входят: освоение новых технологий и алгоритмов решения профессиональных задач (анализа, прогноза и принятия управленческих решений), совершенствование стиля руководства, формирование акмеологических инвариант профессионализма, развитие некоторых личностно-деловых качеств ( инициативности, ответственности, организованности), раскрытие потенциала личности, изменение системы мотивов и ценностей. В подструктуру “развитие профессионализма деятельности” входят: повышение профессиональной компетентности (расширение системы профессиональных знаний, повышение дифференциально - ауто и социально-психологической компетентности), совершенствование системы профессиональных умений (освоение новых технических средств деятельности, новых видов делопроизводства, компьютерных и информационных технологий, развитие коммуникативных умений).

 

ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И СРЕДСТВА ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ госслужащих оптимизирующие процессы повышения престижа деятельности на государственной службе, повышения социального статуса и правовой защищенности госслужащих (К.А.Абульханова, В.И.Виноградов, Р.Л.Кричевский, Е.А.Яблокова), совершенствования системы повышения квалификации и переподготовки госслужащих (различные формы, применение интенсивных методов, создание индивидуальных и авторских программ развития), развития личностно-профессиональных качеств, совершенствования стиля руководства.

Психологические факторы, препятствующие личностно-профессиональному развитию: индивидуально-обусловленные ограничения, “размытость”, индивидуалистическая ориентация, нечеткость целей и мотивов достижений, негативный морально-психологический климат в коллективе, администрации.

ПСИХОТЕХНИКА (от греч. psycho... и techne - искусство, мастерство) - отрасль психологии, предметом которой является приложение психологии к решению практических вопросов, в основном связанных с трудовой деятельностью человека; по своему содержанию и методам в значительной степени совпадает с психологией труда. Термин был предложен в 1903 г. немецким психологом В. Штерном, а в 1908 г. его соотечественник Г. Мюнстерберг сделал попытку оформить п. как науку, определив ее содержание и методы. Широкое распространение в 20 30-е гг. п. получила в СССР (в этот период издавались журналы «Психология труда и психотехника») Для п. 20 30-х гг. были характерны и неизбежные ошибки роста, чрезмерное увлечение тестами, что породило у некоторых практиков, педагогов, психологов критическое отношение к ней. В настоящее время содержание п., ее проблемы и методы вошли в сферу психологии труда, индустриальной, инженерной, прикладной психологии.

 

Р

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ - способность личности, группы людей заниматься определенной деятельностью на заданном уровне эффективности в определенном временном режиме. Эта способность проявляется в определенном уровне развития как физиологических, так и психических функций. Психический компонент р. дееспособность.

 

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ — это развитие ее мировоззрения, самосознания, отношений к действительности, характера, способностей, психических процессов, накопление опыта. Различают ряд ступеней в индивидуальном развитии человека: ранний детский возраст, дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский, зрелый, пожилой. Психические изменения в личности нельзя объяснять только механическим взаимодействием двух факторов — биологического и социального. Историко-эволюционный подход рассматривает взаимодействие между природой, обществом и личностью. В этой схеме биологические свойства личности (например, тип нервной системы, задатки) выступают как безличные предпосылки развития личности, которые в процессе жизненного пути становятся результатом этого развития, а общество выступает как условие осуществления деятельности, в ходе которой человек приобщается к миру культуры. Основанием и движущей силой Р. л. является совместная деятельность, в которой осуществляется усвоение личностью заданных социальных ролей. Однако ролевое поведение — это только начальная точка отсчета Р. л. Преобразуя нормативно-ролевую деятельность в ситуации выбора, личность заявляет о себе как об индивидуальности, жизненный путь которой часто становится историей отклонения альтернатив.

Предвосхищая свое будущее, осознавая свои достижения и недостатки, человек стремится к самосовершенствованию посредством собственной деятельности, учения, игры, труда, общения с другими людьми, самообразования.

 

РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИИ АКМЕОЛОГИИ представляет собой три основных этапа:

1. имплицитный - развитие представлений о совершенствовании человека (в истории, философии, науках, культуре), особенно методологических принципов, проблем и идей в психологии, педагогике и других областях человекознания, побуждающих и содействующих становлению акмеологии;

2. эксплицитный - становление акмеологии как науки, связанной с определением специфики ее предмета, на котором реально проявилась оперативная роль общих принципов гуманитарного знания и специальных методологических принципов; а также с разработкой ее "технологической", операциональной практики;

3. рефлексивный этап, на котором осуществляется осмысление методологических принципов, их содержания, связей, функций. (И.Н.Семенов)

 

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛОВ осуществляется при подготовке кадров и совершенствовании их квалификации: возрастной аспект направлен на диагностику задатков и способностей средствами педологии (изучающей детей и юношей), андрогогики взрослых (в том числе студентов и профессионалов) и геронтологии (ветеранов труда). Образовательный процесс нацелен на диагностику и развитие знаний и умений в системе общего, профессионального и непрерывного образования. Профессиональный аспект связан с определением возможностей и результатов осуществления трудовой деятельности через выяснение профпригодности, психологической готовности к данному виду труда и степени социальной ответственности за его процесс и результаты. Креативный аспект определяет затрачиваемые усилия и успешность их реализации путем выяснения уровня профессионализма, рефлексивно-инновационного потенциала его совершенствования до степени мастерства и оценки социальной значимости инноваций, полученных в процессе творчества. Рефлексивный аспект (связанный с самосознанием личности как развивающегося “Я” и пониманием партнеров по коммуникации в процессе трудовой деятельности) является системообразующим фактором, обеспечивающим оптимальное взаимодействие выделенных акмеологических аспектов профессионализации человека. Разработанные приемы индивидуальной, диалогической и групповой игрорефлексики (И.Н.Семенов, 1993) позволяют развивать творческие способности взрослых, учащихся, студентов и профессионалов в ситуациях как решения профессионально-творческих задач (А.В.Советов, И.Н.Семенов, 1989), так и применения интенсивно-игровых методов культивирования рефлексии (С.Ю.Степанов, И.Н.Семенов, 1987) с учетом структурных аспектов акмеологического подхода к подготовке профессионалов на основе рефлексивно-психологической концепции развития творчества, обеспечивающей реализацию в практике обучения акмеологических и образовательных технологий.

 

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА - проблематику развития творчества можно рассматривать в различных аспектах. Категориально основными являются оппозиции, определяемые двумя ракурсами анализа: диахроническим и синхроническим. Согласно первому из них развитие трактуется как становление. При этом акцент в рассмотрении развития падает на анализ его как становящегося целого. Функционирование же этого целого в тот или иной момент времени процесса становления (как наличного данного развития в виде изучаемого “развивающегося состояния”) рассматривается в рамках синхронического подхода. В психологии диахроничность обычно трактуется как онтогенетичность или сукцессивность, а синхроничность - как процессуальность и симультанность. Если онтологически важным для конкретно-психологического исследования развития является спепифический предмет изучения (например, творческое развитие как особый тип активности), то методологически значимым оказывается временной масштаб анализа психики, определяющий хронологические рамки выделения эмпирических проявлений развития. Ключевым в изучении творческого развития при диахроническом подходе является его анализ в рамках оппозиции “онтогенез-социогенез”, а при синхроническом - “актуалгенез- функционалгенез”.

Охарактеризуем каждый èç четырех выделенных типов анализа развития применительно к проблематике творчества с тем, методологически логизировать категориальное пространство проводимого нами экспернментального исследования рефлексивных механизмов развития. Внедрение уже “созревших творений через имеющиеся каналы социализации путем встройки их в соответствующие социальные сферы общественного потребления и представляют собой развитие творчества в аспекте его социогенеза как такого длительного во времени процесса социализации личности в профессиональной деятельности, который обеспечивает социальное признание творческого продукта в качестве практически или общественно значимого. Если методом изучения социализированных творческих продуктов является их экспертная оценка компетентными профессионалами и психологами, то для психологического исследования процесса социализации служат различные методы изучения личности творца.

Возрастное же становление способностей личности к творчеству как идивидуальных предпосылок создания творческих продуктов при соответствующих социально-психологических условиях является не чем иным, как онтогенетическим развитием творчества. Развитие способностей во многом определяется психолого-пелагогическими воздействиями, обеспечивающими как адекватное вскрытие творческой активности субъекта, так и ее конструктивную направленость на продуктивную реализацию в виде социально-значимых форм. Таким образом, онтогенез творчества разворачивается, с одной стороны, как саморазвитие личности через все усложняющиеся формы ее творческой активности, а с другой как становление психических процессов, обеспечивающих ее продуктивную реализацию. Закономерности онтогенеза творчества изучаются с помощью методов исследования саморазвития личности, становления общей одаренности, развития способностей, а также возрастных различий в функционировании и взаимодействии психических процессов, в том числе и лонгитюдиально.

Если социогенез и онтогенез творчества изучаются диахронически, то специфика функционирования психических процессов у творческой личности требует уже синхронического подхода к выявлению их творческих особенностей. Функционалгенез, понимаемый как раскрытие или возникновение психических процессов в наличных условиях их осуществления, одновременно представляет собой и их своеобразное микроразвитие - поскольку они проявляются в конкретных обстоятельствах, образующих новую для субъекта проблемно-конфликтную ситуацию (И.Н.Семенов, С.Ю.Степанов, 1983). Специфика этой ситуации заключается в том, что ее разрешение предполагает преодоление как вставшей перед субьектом познавательной проблемы, так и возникшего у него при поиске ее решения личностного конфликта.