МЕНТАЛИТЕТ ГОССЛУЖАЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ. 4 страница

Связь сознания и деятельности была выражена в формуле “сознание (и личность – добавим мы сегодня) проявляется и развивается в деятельности”. Таким образом, связь эта носит двусторонний характер: в деятельности реализуются цели, мотивы, устремления, притязания субъекта и его способности (что Д.Н.Узнадзе назвал термином “объективация”) и одновременно происходит обратное влияние реализованных возможностей субъекта на его сознание, способности, дальнейшее развитие.

 

ПРИНЦИП ЛИЧНОСТНОГО ПОДХОДА - принцип психологии, требующий рассмотрения отдельных психических функций, явлений не изолированно от их субъекта, а под углом влияния на них личности как таковой, ее социальных качеств.

 

ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ - принцип, требующий рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении, в постоянном разрешении противоречий под влиянием системы внутренних и внешних детерминант. П. р. в психологии рассматривается обычно в двух аспектах: исторического развития психики от ее зарождения до современного состояния — филогенеза психики и развития психики конкретного человека — онтогенеза психики. Кроме того, возможно и необходимо рассматривать различные психические компоненты личности в их развитии — потребност-но-мотивационная сфера, характер, личностные качества и т. д. и т. п.

 

ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ – методологический принцип, основанный на понимании психического (человек, личность, психические процессы и явления) как системы, не сводимый к простой совокупности своих элементов, а как упорядоченного целого, имеющего структуру, прямые и обратные связи, состоящие из элементов, группировок в необходимое и достаточное число подсистем со всесторонними связями между ними (Берталанфи Л., Ганзек В.А., Кузьмина В.П., Ломов Б.Ф., Платонов К.К., Тюхтин В.С., Юдин Э.Г. и др.).

Системный подход явился своего рода реакцией на длительный процесс дифференциации в науке, но он не является синонимом простой интеграции, это упорядоченное единство интеграции и дифференциации. В психологии системный подход предусматривает рассмотрение психического в упорядоченном множестве внешних и внутренних отношений.

Б.Ф.Ломовым были сформулированы основные принципы применения системного подхода в психологии: рассмотрение системы как части более сложной макросистемы в плане внешних взаимодействий: рассмотрение явления как многомерного; как иерархически организованного; как связанного множественностью отношений. Таким образом, в психологии система – это нечто целое, многоуровневое, имеющее структуру, взаимосвязанные подсистемы (элементы), необходимое множество прямых и обратных связей. Психологическая система всегда целеустремленная и изменяющаяся (в большинстве своем развивающаяся).

Разновидностями системного подхода является комплексный, структурный, структурно-функциональный и целостный.

В психологии с системный позиций изучается психологическое знание, личность, деятельность, общение, взаимодействия. Известны психологические описания системных качеств (т.е. тех, которые есть продукт системы соседнего, иерархически более высокого уровня, скажем, психологическое есть системное качество по отношению к психофизиологическому).

В акмеологических исследованиях системный подход применяется к описанию процессов прогрессивного развития личности и профессионализма. Выдвинуто положение о существовании акмеологической системы профессионализма. В нее входят субъект деятельности, условия и факторы, связи и системообразующий фактор. Структурные компоненты акмеологической системы могут выступать в разных качествах: как уровни профессионализма с соответствующим акмеологическим содержанием, подсистема профессиональных знаний и умений. Системообразующим фактором могут быть эталоны и идеалы АКМЕ движущей силой – смыслообразования, потребность в самореализации, “выход на индивидуальность” (по Б.Г.Ананьеву). Средства взаимодействия могут быть так же разными – от самовоздействий до внешнего активного управления. Системный подход в акмеологии нуждается в углубленной разработке.

 

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ - акт волевого действия и одновременно этап управленческого цикла, когда личность на основе переpаботанной информации, как правило в результате борьбы мотивов, приходит к необходимости сохранения одного из них как ведущего, главного, смыслообразующего, которому она подчиняет свою конкретную деятельность.

 

ПРИТЯЗАНИЕ - стремление личности достигнуть определенного статуса, определенной цели, определенного результата деятельности. Завышенный уровень притязаний с одной стороны способствуют развитию активности личности, интенсификации ее деятельности, с другой может служить непосредственной причиной разочарования, скепсиса, а нередко и неврозов. Заниженный же уровень притязаний не способствует оптимальной активности личности.

 

ПРОБЛЕМА – понятие, обозначающее наличие в бытии некоторого противоречия, которое оформляется, присваивается сознанием субъекта в виде проблемы. Проблема – идеальная форма репрезентации в сознании и познании человека объективно существующего противоречия. Рубинштейн связывает наличие проблемности с бесконечностью взаимосвязей существующих явлений, при которой одна из составляющих дана сознанию эксплицитно, а другая – лишь имплицитно и должна быть раскрыта в процессе познания. “Бесконечность взаимосвязанности всего сущего образует онтологическую основу проблемности познания, а в проблемности познания берет свое начало мышление” (С.Л.Рубинштейн).

Основная сложность исследования проблемности мышления в общей психологии заключается в том, что проблема должна быть поставлена самим субъектом, что практически невозможно в экспериментальной ситуации. Даже составление новых задач для респондентов представляет сложность, отсутствующую при решении готовых, сформулированных задач (Э.Д.Телегина).

Однако для социального мышления личности проблема существует объективно в социальной действительности, будучи формулирована обществом. Способность личности осознать существующую проблему или сформулировать новую называется проблематизацией, которая была исследована в контексте изучения социального мышления личности.

 

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ (от греч. prognosis — предвидение) - опережающее отражение действительности; конкретное научное исследование перспектив какого-либо явления (См. психопрогностика).

ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ (ТЕСТЫ) (от лат. projectio - выбрасывание вперед) - методики исследования личности, построенные главным образом на интерпретации ответов личности на внешне нейтральные вопросы, реакции на ситуации, допускающие множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми. По этим реакциям исследователь пытается понять глубинную сущность, психические особенности личности, например специфику мотивации или систему личностных смыслов и т. д. Наиболее известные проективные тесты — тест Роршаха, ТАТ (тематический апперцептивный тест), тест анализа продуктов творчества и др.

 

ПРОФЕССИОГРАММА — системное описание социальных, психологических и иных требований к носителю определенной профессии и определение, исходя из этих требований необходимых для данного вида деятельности качеств личности, составляющих основу профессиональной пригодности людей. В последнее время п. все чаще создается в единстве качественных и количественных характеристик, которые допускают использование современных математических методов, ЭВМ. Ядром п. является психограмма.

 

ПРОФЕССИОГРАММА — документ, в котором описываются особенности специальности, профессии (психологические, производственно-технические, медико-гигиенические и др.). Помимо особенностей профессии, П. включает в себя квалификационный профиль, в котором все качества, необходимые работнику, находят количественное выражение.

Определение особенностей будущей практической деятельности и ее требований к специалисту проводится с помощью профессиографии (см. Профессиография), на основании которой составляется П. Психологически ориентированная П. включает психограмму — описание требований профессии к психическим процессам, состояниям и свойствам личности работника, а также даваемых профессией возможностей самоутверждения и его роста как личности. На основе П., дающей перечень и описание общетрудовых и специальных знаний, умений, навыков, личностных качеств, необходимых для успешного выполнения определенной профессиональной деятельности, определяется профессиональная пригодность и проводится профотбор. [182]

 

ПРОФЕССИОГРАФИЯ— раздел психологии труда, предметом изучения которого является мир профессий. П. описывает профессии и соответственно их требованиям к личности. Результатом П. является составление профессиограммы. Выявляя психологические особенности деятельности, требования к личным качествам специалистов, распределение их рабочего времени, инженерно-психологическое своеобразие рабочего объекта, требования к психическим процессам, условиям обитаемости на рабочих местах, психологические причины возникновения ошибок в ходе работы, характер напряженных ситуаций, особенности профессионально важных психологических качеств и свойств личности специалиста, П. способствует проведению профессиональной ориентации и отбора, формированию психологической готовности к обучению и труду, выработке рекомендаций по распределению выпускников учебных заведений.

Основным методом проведения П. является метод экспертной оценки в ходе наблюдений за работой специалистов. Кроме того, могут применяться беседы, хронометраж рабочего дня и отдельных циклов работы, различная аппаратура объективного контроля, изучение документов, регламентирующих деятельность специалистов, а также их самоотчеты для выявления личного отношения к происходящим явлениям.

П. - направление комплексных научных исследований, имеющее целью создание профессиограмм различных профессий и на этой основе их описание и классификацию. В настоящее время наметилась тенденция рассматривать п. как составную часть профессиологии.

 

ПРОФЕССИОЛОГИЯ — научная дисциплина, появившаяся на стыке философии, социологии, психологии и целого ряда других наук и изучающая закономерности и тенденции профессионализации.

 

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ - это интегральная характеристика человека труда, включающая в себя его сформированность как субъекта профессиональной деятельности, профессионального общения, зрелость личности профессионала. Психологическими показателями профессионализма являются: владение профессиональными духовными ценностями ориентации (менталитетами) и следование им; усвоение на уровне хороших образцов средств труда, выработанных в профессии (профессиональных знаний, способов и действий, профессиональных «техник» и технологий, приемов профессионального мышления, способов профессионального самосознания и др.); достижение человеком высоких профессиональных результатов в соответствии с эталонами профессии (профессиональное мастерство); обогащение опыта профессии своим оригинальным индивидуальным вкладом (профессиональное творчество); развитие себя как личности средствами профессии; овладение несколькими специализациями внутри профессии (универсальность профессионала); стремление и умение повысить социальный престиж профессии в обществе, усилить интерес общества к результатам своего труда в своей профессии и др.

У представителей разных профессий могут преобладать различные стороны профессионализма; у успешных профессионалов признаки профессионализма также могут проявляться в разных сочетаниях и в форме разных индивидуальных профилей; у одного и того же специалиста на разных ступенях его развития профессионализм достигается за счет усиления разных качеств.

 

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – качественная характеристика субъекта деятельности, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой продуктивностью.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ЛИЧНОСТИ – качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных и личностно-деловых качеств, акмеологических инвариант профессионализма, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста.

По мнению ряда исследователей, профессионализм личности должен включать в себя профессиональные стандарты, ориентирующие на высокое качество выполнения деятельности – “профессионал своего дела”, систему нравственных норм регуляции поведения, делающих профессионалов в известной мере личностями исключительными. Таким образом, профессионализм накладывает на субъекта труда определенные жесткие обязательства, отражающие не только качество деятельности, но и влияющие на систему его отношений. Иными словами, профессионал всегда и во всем ограничен рамками высоких стандартов.

Как свидетельствуют акмеологические исследования, развитие профессионализма у специалистов различных профессий осуществляется по сходным закономерностям, которые связаны с формированием акмеологических инвариант профессионализма (В.Г.Зазыкин).

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ — форма руководства профессиональным самоопределением личности путем оказания ей научно обоснованной психолого-педагогико-акмеологической помощи в самооценке способностей и выборе профессии. Стихийная П. к. осуществляется родителями, знакомыми. Научная П. к. дается психологом, прошедшим специальную подготовку, владеющим методами индивидуальной психологической диагностики. П. к. работающих преследует цель помочь «найти себя», адаптироваться к профессии, коллективу и обрести свой почерк, свой индивидуальный стиль в работе. П. к. включает ряд методов и среди них особенно важный — профессиональная беседа. В ней различают ряд аспектов — психодиагностический, педагогический, информационно-ознакомительный и некоторые другие.

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ (от франц. установка) — оказание помощи в профессиональном самоопределении личности в соответствии с ее способностями и с учетом рынка профессий, а также задачами формирования конкретных профессиональных качеств.

П. о. преследует в основном две цели: во-первых, помочь оптимальному выбору профессии; во-вторых, оказать помощь каждому молодому человеку в выборе такой работы, которая давала бы ему наибольшее творческое, моральное и материальное удовлетворение.

Актуальной является профессиональная переориентация — научно обоснованное исправление ошибок профессионального самоопределения личности, а также профориентация, профессиональная консультация и начальный профотбор тех лиц, которые, потеряв работу в силу тех или иных причин, хотели бы выбрать другую профессию и специальность.

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ — возможность и способность успешно переключаться на другую деятельность или менять вид труда. П. м. предполагает владение системой обобщенных профессиональных приемов и умение эффективно их применять для выполнения каких-либо заданий в смежных отраслях производства и сравнительно легко переходить от одной деятельности к другой. П. м. предполагает также высокий уровень обобщенных профессиональных знаний, готовность к оперативному отбору и реализации оптимальных способов выполнения различных заданий в области своей профессии. В условиях быстрых изменений техники и технологии производства П. м. выступает важным компонентом квалификационной структуры специалиста.

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ - это устойчивые системы отношений работника к труду, к обществу, к себе, к другому человеку. Профессиональная позиция выражает также профессиональную самооценку, уровень притязаний человека, его отношение к тому месту в системе социальных отношений в трудовом процессе, которое он занимает и то, на которое он претендует. Могут быть выделены: обобщенная профессиональная позиция как отнесенность работником себя к большому профессиональному сообществу, к профессии, стремление повысить престиж своей профессии в обществе управленца, педагога и др., а также частные профессиональные позиции, связанные с развитием у работника отдельных профессиональных способностей (например, позиция управленца-аналитика, педагога-методиста и др.).

Профессиональные позиции могут изменяться в ходе профессионализации человека, сами по себе являясь то предпосылкой, то результатом профессионального развития.

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ - соответствие личностных качеств обследуемого требованиям профессиограммы, его способность овладеть данной профессиональной деятельностью.

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ - процесс появления качественных прогрессивных изменений психики человека труда в ходе овладения им профессией и выполнения профессиональной деятельности. Профессиональное развитие означает дифференциацию и интеграцию различных психологических функций и свойств, появление психологических новообразований на отдельных этапах профессионализации человека, возникновение новых психологических структур, механизмов, процессов: психологической готовности к труду, трудолюбия и работоспособности, профессионального самоопределения, позиции зрелого профессионала, устойчивых профессиональных притязаний, адекватной профессиональной самооценки, удовлетворенности трудом и др. Частным случаем профессионального развития являются регресс, выпадение или искажение ранее имеющихся профессиональных качеств, появление новых негативных признаков и деформаций, распад профессиональной деятельности.

Профессиональное развитие тесно связано с личностным становлением человека труда, то опережая, то блокируя его.

Человека как субъект своего профессионального развития характеризуется зрелым целеполаганием, умением самостоятельно намечать и реализовывать планы своего профессионального совершенствования, адекватно оценивать свою профессиональную зрелость, обогащать свою личность опытом профессии, преобразовывать себя как профессионала по мере изменения требований профессии, созидать себя как творческую личность профессионала.

Акмеология изучает пути оптимизации профессионального развития, разрабатывается способы стимулирования человека как субъекта своего профессионального саморазвития, активизируя премы его наиболее полной самореализации, достижения вершин профессионализма.

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ госслужащего - специфический процесс его профессионально-личностного развития, который определяется совмещением ориентаций госслужащего на свои собственные способности, возможности, притязания, мотивы и контекст профессии, включая социальную роль, специфику деятельности, взаимоотношения и т.д. (В.Г. Асеев, Н.Н. Сащенко, С.Б. Наседкин). Профессиональное самоопределение госслужащего связано как с нормативно-ролевым, так и морально-нравственным аспектом ценностных ориентаций госслужащего, зависит от усвоенности культурных и профессиональных норм, нравственного потенциала, воспитания, условий социальной макро- и микросреды, а также его способностей и склонностей. Психологическая готовность государственного служащего к профессиональному самоопределению представляет собой сложное многоуровневое образование , структура и компоненты которого претерпевают существенные изменения с возрастом в соответствии с установленной в психологии и акмеологии спецификой развития взрослой личности.

Профессиональное самоопределение - процесс развития личности в профессиональной деятельности на основе наиболее полного использования своих способностей и индивидуально-психофизиологических возможностей. Этот процесс не может быть ограничен лишь каким-то одним этапом, он занимает весь период активной трудовой деятельности. На каждой стадии профессионального самоопределения личностью осознаются и формулируются определенные цели и задачи, которые соотносятся и реализуются в соответствии с общественно выработанными требованиями, нормативами и собственными “ресурсами”, интересами, потребностями и ценностными ориентациями. (Борисова Е.М.). В результате профессионального самоопределения достигается профессиональная компетентность в определенной сфере, зрелость и мастерство.

Процесс профессионального самоопределения государственного служащего охватывает существенную часть жизненного пути человека, развитие личности приобретает специфический характер на каждом этапе ее становления. Оно не ограничивается формированием профессиональной пригодности, а является составной частью личностного самоопределения в целом.

Главными структурными составляющими профессионального самоопределения государственного служащего являются профессиональные способности, профессиональная мотивация, профессиональное самосознание, межличностные отношения, которые интегрируются в качественно-своеобразные иерархические структуры на разных этапах овладения профессией. Личностное самоопределение (Козловская С.Н.) - формирование индивидуального стиля деятельности госслужащего.

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ — процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности — кем стать, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать.

П. с. явление двустороннее: с одной стороны, тот кто выбирает (субъект выбора), с другой — то, что выбирают (объект выбора). И субъект, и объект обладают большим количеством характеристик, чем объясняется неоднозначность явления выбора профессии.

П. с.— важное событие на жизненном пути человека. Оно связано не только с прошлым опытом личности, но и простирается далеко в будущее, участвуя в формировании образа «Я», предопределяя в конечном счете многие стороны жизни. Наиболее изученным и признаваемым фактором П. с. являются интересы субъекта. Не менее важным и в достаточной степени изученным фактором выбора профессии являются

способности. П. с. отражает определенный уровень личных притязаний, основанный на оценке своих способностей и возможностей.

Решение о выборе профессии принимает активно действующая личность, осознающая свою ответственность за успешное выполнение деятельности и реализацию своих способностей. Динамика П. с. детерминирована в значительной мере содержанием, методами и формами профессионального просвещения и консультации.

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР – система мероприятий, направленных на выявление лиц, которые по своим психофизиологическим характеристикам, свойствам личности, способностям и задаткам, соответствуют требованиям конкретных специальностей и наиболее пригодны к обучению. Профессиональный отбор применяется в тех случаях, когда деятельность сложна и предъявляет к субъекту труда повышенные требования или когда количество вакансий существенно меньше кандидатов на них. Профотбор предполагает оценку конкретного человека – состояния его здоровья, физического развития, уровня образовательной подготовки, профессиональных способностей.

Основанием, обусловливающим целесообразность профотбора, является следующее: по своим психическим и физическим качествам люди не равны от рождения, не равны они также в возможностях своего развития в процессе обучения и воспитания.

Профотбор осуществляется поэтапно. Каждый этап – это определенная разновидность профотбора. Основные этапы:

1. Медицинский. В задачу медицинского отбора входит выявление людей, которые по состоянию своего здоровья могут заниматься данным видом трудовой деятельности.

2. Образовательный отбор направлен на выделение лиц, исходные значения которых достаточны для овладения специальностью и успешной дальнейшей работы.

3. Анкетный (он же мандатный, специальный отбор) призван выявить круг лиц, которые по своим специальным характеристикам могут успешно заниматься данной деятельностью. Ранее этот вид отбора играл во многих случаях существенную роль. В настоящее время его значимость резко снизилась.

4. Психологический. Психологический профессиональный отбор позволяет выявить круг людей, индивидуально-психические особенности которых соответствуют требованиям, предъявляемым спецификой обучения и деятельности по конкретной специальности. Психологический профотбор целесообразно проводить в основном для тех специальностей, которые предъявляют реальные требования именно к психологическим особенностям людей, причем эти требования нельзя удовлетворить путем совершенствования техники или специального обучения. Например, жесткие требования к моторным функциям или к развитости образного мышления.

Структура самого профессионального отбора – это комплекс необходимых мероприятий, а именно:

выяснение целесообразности создания системы профессионального отбора кандидатов на конкретную специальность;

четкое определение конкретных задач профессионального отбора;

психологическое исследование деятельности в целях определения профессиональных требований к кандидатам;

подбор и(или) разработка методических приемов оценки характеристик личности (в зависимости от задач отбора и характера деятельности);

экспериментальное изучение надежности, прогностической дифференцирующей способности выбранных методических приемов;

разработка и экспериментальная проверка критериев профессиональной пригодности лиц, прошедших психологическое обследование (кандидатов);

разработка организационно-методических форм проведения профессионального отбора.

Спецификой составления профессиограммы в целях психологического отбора является ориентация на определение относительно устойчивых, стабильных качеств, дифференцирующих людей по эффективности труда. При этом профессиограмма должна определить не одно какое-то изолированное качество, а их совокупность, образующую психологическую структуру профессиональной деятельности, а также психологические противопоказания.

С акмеологической точки зрения профессиональный отбор является базисом, позволяющим выявить тех, у кого имеется необходимый психологический потенциал для прогрессивного личностно-профессионального развития до уровня АКМЕ. Поэтому профессиональный отбор нельзя рассматривать как законченное самостоятельное профессиональное мероприятие, он должен быть этапом в решении акмеологических задач.

 

ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ - определенный, временный уровень целостного функционирования психики, непосредственно влияющий на характер и эффективность деятельности личности, который, будучи устойчивым проявлением психики индивида, закрепляется и повторяется в ее структуре.

 

ПСИХОБИОГРАФИЯ (от греч. psyche - душа и biographia —жизнеописание) — психоаналитический метод изучения, исследования конкретных личностей на основе анализа их жизненного пути, биографических данных, когда основное внимание уделяется душевным переживаниям человека на его жизненном пути.

 

ПСИХОГИГИЕНА (от греч. hygienos - целебный) - отрасль знаний на границе гигиены, психотерапии и психологии, изучающая и предлагающая меры и средства сохранения и укрепления психического здоровья людей и предупреждения психических заболеваний.

 

ПСИХОГРАММА - главная часть профессиограммы, в которой сконцентрированы психологические требования к личности конкретного спе-; циалиста, а также личностные, психофизиологические качества, обеспе-чивающие успешное овладение данной профессиональной деятельностью. В акмеологии чаще используют акмеограммы.

ПСИХОДИАГНОСТИКА (от греч. psyche - душа и diagnostikos - способный распознавать) - направление психологических исследований, определяющее уровень и характер развития личности или ее отдельных функций в данный момент. П. имеет ближнюю cферy предвидения развития исследуемых явлений, психопрогностика - дальнюю.

ПСИХОКОРРЕКЦИЯ — деятельность психолога по исправлению тех особенностей психического развития, которые по определенным критериям не соответствуют принятой модели. Методы П. многообразны и выбор их зависит от того, к какой психологической школе принадлежит психолог. Так, например, в рамках поведенческого подхода отклонения трактуются соответственно принципам бихевиоризма и П. связывается с необходимостью формирования оптимальных поведенческих навыков. Экзистенциально-гуманистические методы П. основаны на философии экзистенциализма, подчеркивающей важность проблемы человеческого становления и ответственность человека за свое становление. Психоаналитические методы П., по 3. Фрейду, сводятся к катарсису, т. е. «очищению», переживанию заново травматических событий детства, отреагированию тех чувств, которые подавлялись.

Для К. Г. Юнга основным выступал метод «активного воображения», предполагающий возможность встречи и взаимодействия с символами бессознательного и духовного высвобождения.

У К. Хорни одним из ведущих выступал метод совместного с клиентом анализа жизненного пути.

Г. С. Салливен основное внимание уделял «общей эмоции», возникающей между психологом и клиентом.

Психодрама как метод П. осуществляется в работе психолога с группой путем рассказа, в театрализованной форме участником группы о событиях его жизни. Нужна импровизация и доброжелательность группы.

Психодрама выделяет элементы реальности социального мира и стремится восстановить их как в сознательном, так и бессознательном, придавая им рациональную форму.