МЕНТАЛИТЕТ ГОССЛУЖАЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ. 1 страница

Профессиональный менталитет госслужащего позволяет очертить целостность человеческого фактора в социально-правовой системе госслужбы и эксплицировать тем самым предмет ее изучения и научного обеспечения в психолого-акмеологическом аспекте при взаимодействии с правом и политологией. В отличие от понятия “профессиональное сознание”, которое редуцирует предмет изучения госслужбы до выделения лишь ее психолого-акмеологического аспекта, категория “профессиональный менталитет” интегрирует в себе как указанный аспект, так еще правовой и политологический аспекты госслужбы (причем, не редуцируя их от политологии и права). При этом структура профессионального менталитета госслужащих может быть представлена взаимодействием различных уровней: акмеологического, концептуального, технологического, рефлексивного, коммуникативного, информационного.

Так, на акмеологическом уровне – через формирование системы профессиональных ценностей госслужащего, обеспечивается его идентификация с менталитетом российского общества, его культурой и государственностью, строящейся на гуманистических, демократических и правовых принципах, которые реализуются посредством конкретных ценностных ориентаций, поведения и деятельности, адекватных условиям принятия и исполнения управленческих решений. На концептуальном уровне – через формирование системы профессиональных представлений о целях, содержании, формах и средствах осуществляемой управленческой и исполнительной деятельности (или поведения), задаваемой как ее социально-правовой нормировкой, так и научно-методическим и материально-информационным обеспечением. На технологическом уровне – через формирование системы профессиональных способов осуществления выполняемой деятельности (или поведения) обеспечивается последовательная реализация конкретных шагов (действий) по достижению ее целей, принятых решений и т.п. На рефлексивном уровне – через формирование системы профессиональных аналитических, критических, прогностических и организационных процедур – обеспечивается целостное осмысление, контролирование, регуляция и самосовершенствование осуществляемой деятельности (поведения) для оптимизации процесса ее выполнения и интерпретации полученных результатов. На коммуникативном уровне – через формирование системы профессиональных коммуникаций – обеспечение непосредственной презентации (и понимания, принятия) результатов осуществления деятельности (поведения) партнерам по ее выполнению или потребителям ее продуктов. На информационном уровне – через формирование системы профессиональной документации – обеспечение (посредством печати, факсов, компьютеров) фиксации, обоснования и трансляции информации о продуктивности и значимости результатов осуществленной деятельности (поведения) для специалистов данного профиля в системе госслужбы.

Системообразующим фактором взаимодействия указанных уровней образующих структуру “профессионального менталитета госслужащих” выступает его центральный – рефлексивный – уровень, обеспечивающий взаимосвязь всех остальных уровней и их интеграцию в оптимально функционирующий ансамбль различных аспектов человеческого фактора такой социально-правовой системы, каковой является государственная служба.

Дальнейшая разработка предложенной рефлексивно-акмеологической концепции профессионального менталитета госслужащего как целостного предмета изучения и научного обеспечения эффективности госслужбы предполагает изучение этого менталитета, с одной стороны, как специфической формы социально-профессионального мышления, а с другой стороны, социально-деятельностно ориентированной рефлексии. В современной психологии и акмеологии имеется богатый и конструктивный арсенал концепций и методов изучения и развития выделенных уровневых аспектов профессионального менталитета госслужащего. Эти методы позволяют диагностировать, корректировать и активизировать такие элементы как: ценностные ориентации, мотивация, самооценка, самоанализ, рефлексия, социальное мышление, акмеологичность личностного, профессионального и социального роста, акмеограммы и продуктивные алгоритмы профессиональной деятельности, стратегии профессионального самосовершенствования; профессиональная, рефлексивная, коммуникативная, информационная компетентность и т.п. Одной из перспективных задач дальнейших комплексных исследований госслужбы при взаимодействии акмеологии, психологии, права и политологии является интеграция указанных методов в систему эффективных методических средств диагностики и развития профессионального менталитета госслужащих.

 

“МЕТАТЕХНИКИ” (â ñèñòåìå ïîäãîòîâêè ãîññëóæàùèõ) отвечают не только доминирующим потребностям личности, ее направленности, внутренней позиции и т.д., но и объективным требованиям ситуации профессиональной деятельности. С помощью овладения “метатехниками” госслужащий получает возможность учитывать динамику внешних обстоятельств, гармонично сочетать требования внешних обстоятельств и внутренних тенденций, приобретает возможность действовать самостоятельно, правильно локализовывать причины своих неудач, выявлять реальные и конструктивные перспективы в своей профессиональной жизнедеятельности.

Концептуальный план личностно-профессионального развития, через развитие метатехник связан с тем, что госслужащий может оформить свои притязания и ожидания в виде целей (как далеких, так и близких, образующих смысл конкретных жизненных этапов), намечать планы и программы достижения целей, строить в соответствии с ними свои действия, оценивать события своей профессиональной жизни, требующие изменения стереотипных к ним подходов.

Для решения задач по развитию метатехник профессионального самоутверждения на кафедре акмеологии и психологии профессиональной в Российской академии государственной службыразработаны тренинги и спецкурсы личностно-профессионального роста. Личностно-профессиональный рост рассматривается как непрерывный процесс, в рамках которого госслужащий приобретает способность управлять текущими событиями, формировать конструктивные и позитивные межличностные взаимоотношения, интеллектуальные, организаторские способности как “по вертикали” так и “по горизонтали”, воспринимать жизнь во всем ее многообразии, быть открытым для жизненного и социального опыта и т.д.

 

МЕТОД (от греч. methodos - путь исследования или познания, теория, учение) — совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. М. акмеологии: хотя порой и называются как в психологии, но отличаются комплексностью и направленностью на исследование высших достижений людей в различных видах человеческой деятельности.

МЕТОД АНАЛИЗА ДОКУМЕНТОВ - один из основных методов исследования психологии, заключающийся в оценке личности, групп людей на основе анализа документов (автобиографий, личных дел, протоколов и т. д.).

 

МЕТОД БЕСЕДЫ - один из основных методов психологии, который предполагает получение информации об изучаемом на основе вербальной коммуникации как от исследуемой личности, членов изучаемого коллектива, группы, так и от окружающих их людей. В последнем случае б. выступает как элемент метода обобщения независимых характеристик.

МЕТОД ВНУТРИГРУППОВОЙ ЭКСПЕРТНОЙ ВЗАИМООЦЕНКИ — взаимный опрос членов группы (экспертов) для оценки личностных качеств, поведения, статуса друг друга в значимых ситуациях общения и совместной деятельности.

 

МЕТОД ВЫРАБОТКИ СОГЛАШЕНИЯ - способ исследования меж личностных отношений в коллективах, группах на основе анализа деятельности, мнений их членов в процессе выработки какого-то принципиально важного для группы решения. Данный метод формализован, с его помощью можно вскрыть межличностные отношения в группе за очень короткий срок. Метод предложен Г. А. Давыдовым в 80-х годах.

 

МЕТОД ОБОБЩЕНИЯ НЕЗАВИСИМЫХ ХАРАКТЕРИСТИК (в психологии и акмеологии) - один из основных методов исследования психологии, предполагающий получение необходимой информации путем учета мнений об исследуемой личности (коллективе) других людей (экспертов), отбираемых по определенной процедуре.

 

МЕТОД ОПРОСА - метод сбора первичной информации в форме постановки стандартизированной системы вопросов, применяемый в социальных, психологических и др. исследованиях. Методики о. можно свести к двум основным типам: анкетирование и интервьюирование. Анкетирование (от франц. engiete - список вопросов) - метод исследования, предусматривающий письменные ответы на систему поставленных в анкетах вопросов, каждый из которых связан с центральной задачей исследования. В социальной психологии при проведении анкетного опроса предварительно решается вопрос объема и однородности выборки, а также ее репрезентативности, т. е. возможности распространения выводов, полученных при изучении выборки по отношению ко всей совокупности.

МЕТОД ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ - один из способов профессионального отбора, заключающийся в исследовании поведения испытуемого (например, абитуриента) в условиях искусственного включения его в предполагаемую будущую профессиональную деятельность. М. п. п. является разновидностью метода эксперимента.

МЕТОД САМОНАБЛЮДЕНИЯ - один из основных методов психологии заключающийся в использовании способности сознания оценивать психические явления, свойственные его носителю (перeживaния, мысли, чувства и др.); это отражение сознанием самого себя. В современной психологии данные с. не принимаются на веру, а учитываются в качестве фактов, требующих научного истолкования.

МЕТОД САМООТЧЕТА - один из основных методов психологии заключающийся в анализе личностью деятельности (ее условий, результатов) субъектом которой она является. С. бывают свойственны систематические ошибки, важнейшая из которых состоит в том, что значительная часть испытуемых склонна представлять себя в возможно более выгодном свете.

 

МЕТОД СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - способ сравнительного исследования социально-психических явлений, характерных при переходе от индивидуальной деятельности к групповой и наоборот. Например, процесс решения конкретной задачи в группе может существенно отличаться от ее решения каждым ее членом в отдельности.

МЕТОД ТЕСТИРОВАНИЯ - один из методов исследования личности, заключающийся в диагностике (психопрогностике) личности, ее психических состояний, функций на основе выполнения какого-либо стандартизированного задания с заранее определенной надежностью и валидностью.

МЕТОД ЭКСПЕРИМЕНТА (от лат. experimentum - проба, опыт) - общенаучный метод исследования, который в психологии заключается в активной теоретико-практической деятельности экспериментатора, определенным образом преобразующего ситуацию для планомерного изучения объекта в процессе естественного или искусственного, однако зара-нее запланированного, его развития и функционирования. М. э. предполагает возможность повторения исследования как с относительно неизменными, так и с измененными условиями. Различают э. естественный (дублирующий реальный мир), искусственный (улучшающий реальный мир) и лабораторный; индивидуальный и групповой; реальный и мысленный; безупречный (внутренняя и внешняя валидность которого стремятся к 1), идеальный (в котором исследуется только само отношение между зависимой и независимой переменной), бесконечный (количество проб, испытаний не ограничено) и т. д.; кросс-индивидуальный (в котором используется много уровней независимой переменной в определенной последовательности), межгрупповой (влияние независимой переменной проверяется на различных группах испытуемых), интраиндивидуальный (в котором предъявляются все состояния независимой переменной исследуемым) и др. Существует статистическая теория эксперимента как метода исследования.

МЕТОДОЛОГИЯ – в самом широком смысле научно обоснованный способ, метод познания явлений действительности, обеспечивающий в силу своей научной или философской обоснованности раскрытие их сущности. Методология раскрывает стратегию познания, отвечая на вопрос, как оно осуществляется. В этом ее отличие от объекта (предмета) познания, указывающего на о, что познается.

Различают области – философской методологии как философски обоснованного способа познания и методологию науки. Философская методология представляет собой превращенные в способ познание философские принципы, положения, идеи. Однако методология не тождественна этим положениям, поскольку последние очерчивают область познаваемого, способ его интерпретации в философской системе и категориях, раскрывают детерминацию познаваемых явлений.

Методология представляет собой операционализацию этих положений и принципов, которая предполагает их качественное превращение, связанное и с конкретизацией, направленной на объект познания, и с обеспечением оптимальности способа его познания. Понятие методологии шире, чем понятие метода, поскольку в методологии науки она содействует выделению предметов исследования, превращению объекта в предмет исследования, построению теории.

Методология науки – понятие ХХ века, хотя имплицитно оно существовало и ранее в системе философского знания. Ее отличие от философской методологии в том, что она обеспечивает наиболее оптимальный способ, стратегию познания, получения знаний, тогда как первая скорее дает ориентиры, координаты, направления научного познания. Однако это различие предполагает и их взаимосвязь: философская методология, ориентируя научную методологию, научный способ познания, сокращает путь поисков, случайность, эмпиричность познания, придавая ему определенность.

В системе психологической науки методология занимает высший иерархический уровень, определяя и конкретизируя уровень теории, предмета науки и, затем, ее гипотез и методов исследования. Методология психологии была подвергнута неправомерной критике, отождествлена с идеологией, с избыточной философской надстройкой над наукой, препятствующей ее развитию. Однако и в психологии, и особенно в акмеологии на современном этапе роль методологии становится все более очевидно и значимой. В акмеологии как специфическом комплексном знании методология особенно важна как операционализация разных подходов разных областей знания в форме стратегии познания и оптимизации технологий практического совершенствования ее объектов. В акмеологии методология выступает как синтез научно-практических стратегий, т.е. и познания, и практического изменения объекта. Но поскольку акмеология имеет своей целью оптимизацию психологии личности, взаимоотношений людей, их профессиональной деятельности и жизненного пути в целом, то оптимальность познания их закономерностей, обеспечиваемая методологией, является решающим условием достижения этой цели.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ - совокупность форм, приемов и средств обучения, основанная на единой теоретической концепции, и используемая для достижения дидактических целей. Метод обучения в прикладной акмеологии является средством для достижения поставленных дидактических задач в учебном процессе.

МИНЕСОТСКИЙ МНОГОФАЗНЫЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК (mmpi) — один из наиболее распространенных личностных тестов, широко применяемый в целях изучения личности, в том числе для профессионального психологического отбора, в армиях США, Англии и др. Данный тест стандартизирован и на отечественной выборке людей. Этот вариант называется — стандартизированный метод исследования личности (СМИЛ). Тест содержит 556 вопросов, на которые испытуемый дает ответы по трехбальной системе: «правильно», «неправильно», «затрудняюсь ответить». Данный тест позволяет измерить степень склонности тестируемого к ипохондрии (чрезмерным опасениям за свое здоровье) - HS; депрессии — D; истерии - НY; психопатии — PD; маскулинности (фемини-зированности) — М (F); паранойе — РА; психастении - РТ; шизофрении - SC; гипомании — МА; социальной интроверсии — SI и др. Тест рассчитан на диагностику лиц с психическими отклонениями, однако нередко применяется и для изучения индивидуально-психических особенностей нормальных людей. Большой вклад в развитие данного теста сделали отечественные психологи Ф. Березин, Л. Собчик и др. В акмеологии многие исследования в области личностно-профессионального потенциала страны проведены с помощью данного метода.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЛИЧНОСТИ - система взглядов на мир в целом, на отношение человека к обществу, природе, самому себе; основная форма направленности личности.

 

МНЕМОТЕХНИКА - (от греч. mneme -память и techne - искусство) - совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. В акмеологических технологиях интенсивного обучения используются приемы, когда между заранее известным обучаемому рядом понятий создаются ассоциативные связи для запоминания новых понятий по принципу сходства, общности, различия, контраста и пр. Создаваемые ассоциативные связи между старым и новым рядами значительно улучшают запоминание новой последовательности.

МОДЕЛЬ (от франц. modele—мера, образец, норма) —искусственная копия или схема какого-либо объекта, процесса, явления; вспомогательный объект (или система), заменяющий изучаемый объект, представленный в наиболее общем виде.

 

МОДЕЛЬ АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ – определяется на основе концепции М.Вартофского, выделяющего ее следующие существенные функции:

Воссоздание и умножение знаний об оригинале.

Конструирование его новых свойств.

Управление им и развитие его.

Модель задает перспективы, средства и цели развития оригинала. “Оригинал” – это наличное, данное состояние (“стартовое” – по терминологии Б.Г.Ананьева) личности, группы, организации и т.д. Модель в акмеологии проектирует соотношение настоящего состояния оригинала и будущего, которого еще нет в реальной действительности, по Вартофского – способ движения к этому будущему, который определяется внешней и внутренней детерминантами. Внешней является акмеологическая поддержка (различные гуманитарные технологии,, содействующая развитию, внутренней – самосовершенствование субъекта. (Эти идеи Вартофского актуализированы Е.Б.Старовойтенко, А.А.Деркачем, Г.С.Михайловым).

Идеальный объект или модель акмеологии включает интеграл наличного состояния личности, способа его изменения (развития) и его финишное, оптимальное состояние. Финишное состояние должно отвечать критериям, которые выявлены акмеологией, – высший уровень компетентности, профессионализма, самовыражения, “акме” в этом смысле инвариантны. Переменным является наличное отправное состояние (“оригинал”), которое должно диагносцироваться по критериям уровня развития – дефицита, нормы, оптимальности.

Понятие моделирование употребляется в акмеологии и в более частном значении: моделируются гуманитарные технологии (А.С.Гусева).

 

МОДЕЛЬ ОБРАЗНО-КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ - система представлений оператора о реальном и прогнозируемом состоянии объекта деятельности и арготической системы, о целях и способах реализации своей деятельности.

 

МОТИВ – динамическое смысловое выражение потребности, включающее то, чего хочет (хотел) сделать человека, почему и в какой степени он хочет этого, на какие затраты, мобилизацию (жертвы) он готов (значимость мотива). В широком смысле слова мотивы включают в себя (или через них реализуются) самые различные личностные и психические образования, побуждающие поведение: потребности, влечения, интересы, стремления, цели, ценностные ориентации, установки, идеалы. А.Н.Леонтьев и другие различают смыслообразующую и побудительную функции мотива. Некоторые психологи понимают под мотивом лишь осознанные потребности, другие допускают наличие неосознанных мотивов (при более широком их понимании).

Мотивы образуют иерархическую систему, включающую как ситуативные, с кратким временным периодом действия и узко конкретным содержанием, так и принципиальные по ценностно-смысловому содержанию и устойчивые во времени, характеризующие личность человека в целом. Проблема противоречий в мотивационной системе, “борьбы” мотивов поставлена в отечественной психологии С.Л.Рубинштейном.

 

МОТИВАЦИОННАЯ РЕГУЛЯЦИЯ - построение деятельности и поведения личности в целом в соответствии с актуально действующими мотивационными образованиями. В М.р. деятельности фигурирует, с одной стороны, нежелательное для человека состояние наличной действительности, а с другой - желательное состояние действительности, фиксируемое в побуждении. Процесс М.р. - это процесс преобразования действительности через акт деятельности. При этом уровень деятельностной мобилизации и готовность к функциональным, временным и материальным затратам примерно эквивалентна уровню значимости актуального побуждения. Переживаемая значимость ожидаемого результата может быть выше, но мобилизация, строго говоря, не может быть выше сложившегося уровня значимости. В процессе М.р. действует, как правило, целый ряд и даже множество мотивов (полимотивированность деятельности), когда одни мотивы обеспечивают процессуальную сторону деятельности, другие - направленность всего акта деятельности; одни мотивы обеспечивают, скажем, в основном количественные показатели, другие - в основном качественные; одни компоненты деятельности обеспечиваются модальностью типа желательности, другие - модальностью типа необходимости, отражающей возможные негативные последствия, и т.д. Важной особенностью М.р. деятельности является оптимальность ее стимуляции, в соответствии с которой слабая мотивационная стимуляция не приводит к необходимому эффекту, но чрезмерная стимуляция в ряде случаев также блокирует высокую мотивацию виду либо функциональной перегрузки, либо снижения ожидаемой вероятности успеха (закон Йеркса-Додсона, данные Дж.Аткинсона, О.Хебба и др.). Принцип оптимальности в данном случае, как в ряде других, отражает ключевые акмеологические закономерности, лежащие в основе высших достижений профессионального и иного плана. В последнее время в русле этих представлений развивается зональная концепция мотивационной регуляции поведения (В.Г.Асеев).

 

МОТИВАЦИОННАЯ СИСТЕМА - относительно целостная совокупность мотивационных образований личности: влечений, потребностей, стремлений, мотивов, целей, ценностных ориентаций, идеалов. Одной из тенденций онтогенетического развития личности является преобразование рядоположного набора небольшого количества побуждений в иерархическую систему огромного количества мотивов, с выделением сознательно-волевого уровня регуляции, противостоящего ситуативным и импульсивным влияниям, формированием сложной структуры «Я» и соответствующих рефлексивных механизмов, включая самосознание, самооценку, самоотношение. Мотивационная система личности включает как содержательно-смысловую сторону, фиксирующую желательные или нежелательные состояния действительности, так и динамическую, связанную с функциональной стороной самого процесса деятельности (см. Мотивация). М.с. включает в себя как актуально действующие мотивационные образования, так и потенциальные, латентные, сложившиеся лишь частично, в виде относительно слабо переживаемых человеком ценностно-значимостных фиксаций, которые тем не менее выполняют важную функцию начального этапа и резервной смысловой зоны мотивационных новообразований. М.с. содержит как «знаемые», но не побуждающие мотивы, так и смыслообразующие и реально действующие. По всеобщему признанию, в основе мотивационной системы лежат потребности, варьирующие от узко ситуативных до общеличностных. Потребность, отражая нужду, необходимость человек в чем-либо, вместе с тем в некоторых своих видах содержит характерный уже для мотива позитивный момент желательности, удовольствия как от результата, так и от процесса деятельности. Такие мотивационные образования, как ценностные ориентации, идеалы или мечты характеризуются в основном позитивной модальностью. Поэтому в ряде концепций мотивации различаются низшие и высшие мотивы, рутинные и идеальные, «гигиенические» и собственно мотивирующие (С.Л.Рубинштейн, А.Маслоу, Ф.Герцберг и др.). Одной из важных тенденций развития М.с. является тенденция к непротиворечивости, смысловому единству. При этом целостность иерархического типа сочетается с целостностью общесистемного плана, отражающего все многообразие сфер взаимодействия человека с действительностью по принципу дополнительности. Одним из механизмов реализации такого единства являются смысловые барьеры, выполняющие в ряде случаев позитивную защитную функцию, предотвращая мотивационную систему как таковую от разрушения. В периоды возрастных кризисов и стрессовых событий в жизни человека М.с. претерпевает глубокие структурные и содержательные изменения. В ряде случаев возникают состояния потери смысла жизнедеятельности, вплоть до суицидальных попыток. Прогрессивное развитие М.с. связано с наличием позитивной временной перспективы для данной личности и в обществе в целом.

МОТИВАЦИЯ - побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Термин «Мотивация», взятый в широком смысле, используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека и животных. По своим проявлениям и функции в регуляции поведения регулирующие факторы могут быть разделены на три относительно самостоятельных класса. При анализе вопроса о том, почему организм вообще приходит в состояние активности, анализируются проявления потребностей и инстинктов как источников активности.

М. смысловая детерминация поведения личности. В широком смысле слова под мотивацией имеется в виду совокупность всех психологических моментов, определяющих поведение человека. В более узком смысле под мотивацией подразумевают систему смысловых образований личности, имеющих определенную субъективную значимость (Н.Ф.Добрынин, А.Н.Леонтьев, Ф.В.Бассин и др.). В этом плане мотивация определяется как отражение в субъективной значимости и регулятивное осуществление объективно важных для личности состояний действительности (В.Г.Асеев). Мотивация как движущая сила человеческого поведения занимает ведущее место в структуре личности, пронизывая все ее образования: направленность, эмоции, характер, способности, деятельность и психические процессы. Различают два истока и структурные составляющие мотивации: содержательную, фиксирующую желательные (нежелательные) состояния действительности результативно-целевого типа, и динамическую, связанную с мотивационной характеристикой самого процесса деятельности (потребность в деятельности или функциональном покое). Результативно-целевые установки в принципе могут быть реализованы вне деятельности самого человека, другими людьми или машинами. Роль динамической составляющей мотивации состоит в том, что через нее в виде потребности в самых разнообразных видах деятельности осуществляется биологическая, психологическая и социальная самореализация человека как личности (А.Маслоу и др.). Роль динамических побуждений особенно важна в таких видах деятельности, как творческая и игровая. В плане положительной или отрицательной модальностей различают мотивацию достижения, как устойчивую ориентацию на достижение успеха в ведущих видах деятельности, и мотивацию избегания, как ориентацию на предотвращение отрицательных событий в жизнедеятельности и некоторый умеренный уровень достижений (Дж.Аткинсон, Х.Хекхаузен и др.).

 

МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ - выработанный в психике механизм достижения, действующий по формуле: мотив - «жажда успеха» активность - цель - «достижение успеха». М. д. отражает потребность личности всеми доступными средствами избежать неудачи и достичь желаемого результата. Основные типы м. д. складываются от 3 до 13 лет и формируются под влиянием родителей, особенно матери, и других окружающих ребенка людей. Формирование м. д. - важная задача при формировании «акме» личности.

МЫШЛЕНИЕ — сложный психический процесс, характеризующийся обобщенностью и опосредованностью. Оно позволяет познавать как наглядные связи, отношения объектов, явлений, так и их сущность. Различают наглядно-практическое, образное, теоретическое мышление. Все виды М. обычно выступают в единстве, преобладание того или иного из них зависит от задачи, опыта, знаний, индивидуальных особенностей, интересов и возраста человека (см. Мышления виды).

М. начинается с постановки задачи, вопроса. Затем идет поиск, построение предварительного ответа (гипотезы), умственная или практическая проверка принятого решения. Особый характер носит творческое М., которому чужд способ проб и ошибок или простейший перебор известных вариантов решения сходных задач. Творческое М. предполагает выход за пределы исходных данных, нахождение новых связей и отношений между объектами, широкую, но целенаправленную мобилизацию знаний, опыта. Творческое М. связано с решением проблем или новых задач с созданием нового знания, концепций, парадигм.

Творческий подход специалиста к поставленной задаче невозможен без широкой мобилизации и правильного применения имеющихся знаний, разностороннего анализа данных и сопоставления различных способов ее решения. Целеустремленные тренировки и проигрыш основных вариантов вероятных задач повышают темп и эффективность М.



r.php"; ?>