Возникновение и особенности политических идей Древнего мира.

Изучая данную тему, выделите основные этапы развития политических идей и их особенности на каждом из этапов, также различия в американской, западноевропейской и российской политической мысли.

Зарождение политических идей относится к древнему периоду истории. Политическая мысль на этом этапе была обусловлена неразвитостью общества и науки. Природа власти объяснялась с религиозно-мифологических позиций. Власти приписывался сакральный характер, ее источником объявлялся бог. Политика и мораль не разграничивались. Первые научные исследования имели в основном прикладной характер. В трудах Конфуция, Аристотеля, Платона давались ответы на конкретные вопросы: какая форма правления лучше, кто должен управлять и др.

В трудах Конфуция (551–479 гг. до н.э.)содержится концепция власти, опирающаяся на моральные методы управления. Его патерналистская теория власти исходит из того, что государство большая семья, где правитель – отец, а подданные – сыновья.

Социально-политическая иерархия строится на принципе неравенства людей: «темные люди», «простолюдины», «низкие» должны подчиняться «благородным мужам». Конфуций выступает за аристократическое правление, при этом призывает правителей, чиновников и подданных строить отношения на началах добродетели. По его мнению, добродетель заключается в послушании всем вышестоящим; в свою очередь высшие слои должны обладать высокими моральными качествами: соблюдение ритуала (ли), человеколюбие (жень), забота о людях (шу), почтительное отношение к родителям (сяо), преданность правителю (чжун).

Вся эта целостность, за исключением закона (фа) представляет собой единство моральных и правовых явлений. Конфуций жил во время правления династии Чжоу. Они не приняли его программы. Но после смерти философа, во время правления династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.) конфуцианство становится официальной религией китайского государства.

Платон (живший в 570–500 гг. до н.э., работы: «Государство»; «Законы») считал несовершенными формами государственного правления – тимократию (правление военных), олигархию (правление немногих богатых), демократию и тиранию.

Идеальное государство – аристократия (власть философов-

мудрецов, власть лучших). Основным принципом идеального государства он считал справедливость, которая в его представлении означает: Каждому гражданину – особое занятие и особое назначение. Трем началам человеческой души – разумному, яростному и вожделяющему должны быть аналогичны три схожих начала в государстве – совещательное (т. е. философы), защитное (т.е. воины) и деловое (т.е. ремесленники и земледельцы). Философам подобает господствовать, править; воинам – быть вооруженной защитой под началом философов; философы и воины управляют ремесленниками, земледельцами и другими производителями. «Пока в государствах не будут царствовать философы, – писал мыслитель, – до тех пор государства не избавятся от зол»2. Правление философов и действие справедливых законов для Платона – два взаимосвязанных аспекта идеального проекта государства.

Аристотель (живший в 384 – 322 гг. до н.э., работа «Афинская политиия») считал правильными формами монархию, аристократию, политию, неправильными: тиранию, олигархию, демократию. Его идеал – полития, где правит большинство, обладающее имущественным и образовательным цензом. Основой стабильности государства, по его мнению, является соблюдение справедливости. Он различает два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую. Критерием уравнивающей справедливости является «арифметическое равенство», а сферой – область гражданско-правовых сделок, возмещение ущерба, наказания. Распределяющая справедливость исходит из геометрического равенства и означает деление благ по достоинству, пропорционально вкладу каждого.

Аристотель предпринял попытку разработки науки о политике. Политика как наука у него тесно связана с этикой. Объектами политической науки является прекрасное и справедливое, но те же объекты в качестве добродетелей изучаются и в этике. Этика предстает как начало политики, введение к ней.

Политическое правление – это, по Аристотелю, правление закона, а не людей: правители, даже лучшие, подвержены чувствам и аффектам, закон же – «уравновешенный разум». Влияние Аристотеля на последующее развитие западной

мысли было огромным. Его труды оказали большое влияние на исламскую фософию и в течение веков доминировали над европейской мыслью.

Марк Туллий Цицерон, римский мыслитель (живший в 106 – 43 гг. до н. э., работы «О государстве»; «О законах») дал юридическую трактовку государства, считая его соединением многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов, выступал за смешанную форму правления. В организации общества Цицерон отвергал идею равенства, полагал справедливым социальное расслоение и неравенство в общественно-политических отношениях. Рабство, по Цицерону, справедливо, потому что обусловлено самой природой, которая дарует «лучшим людям владычество над слабыми для их же пользы». В основе права, по его мнению, лежит присущая природе справедливость. Значительная заслуга древнеримского мыслителя в обоснованности принципа необходимости и обязательности соблюдения договоров в международных отношениях. Им заложены основы теории международного права.