Реорганизация туристской организации.

Когда анализ состояния туристской организации подтверждает невозможность ее сохранения в существующем виде, может быть использован метод реорганизации. Это позволит выйти из кризиса путем изменения формальной организации и правового положения хозяйствующего субъекта. Реорганизация туристской организации как юридического лица может быть осуществлена как по решению его учредителей, так и по основаниям, предусмотренным законодательством. При этом ее права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим типам в соответствии с разделительным балансом.

Реорганизационные процедуры направлены на поддержание (или развитие) деятельности и (или) оздоровление туристской организации с целью предотвращения ее ликвидации. Реорганизационные процедуры могут быть связаны с банкротством и иметь принудительный характер, а могут быть добровольными.

Принудительная реорганизация включают наблюдение, внешнее, управление имуществом должника и санацию. Выбор одной из названных форм принудительной реорганизации зависит от конкретной ситуации и возможностей организации-должника, но все три формы используются в случае наличия серь­езных финансовых проблем.

Наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику в цпелях обеспечения сохранности его имущества посредством проведения анализа финансового состояния и разработки рекоменда­ции повышения финансовой устойчивости должника.

Внешнее управление, своего рода судебная санкция, применяе­мая к должнику для восстановления его платежеспособности с передачей полномочий по управлению должником внешнему управ­ляющему. Внешнее управление имуществом должника — реорганизационная процедура, направленная на продолжение деятельности организации-должника, назначаемая арбитражным судом по заявлению должника, собственника организации-должника или креди­тора и осуществляемая на основании передачи функций по управлению организацией-должником арбитражному управляющему.

В зависимости от результатов проведения внешнего управления имуществом должника и характера заявления арбитражного управ­ляющего арбитражный суд может:

- принять решение о прекращении внешнего управления иму­ществом должника, признании должника несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

- внести определение о завершении внешнего управления иму­ществом должника и прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) туристской организации;

- внести определение о продолжении проведения внешнего управления имуществом.

Санация (оздоровление) организации-должника представляет собой реорганизационную процедуру, когда организации-должнику оказывают финансовую помощь собственник, кредитор (кредиторы) или иные лица. Основанием для проведения санации является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность организации- должника для продолжения деятельности путем оказания финансовой помощи собственником и (или) иными лицами. Если в течение 36 месяцев повторно подано заявление о возбуждении производства по делу о несостоятельности данной туристской организации, арбитражный суд не вправе выносить определение о проведении еще одной санации.

А добровольная реорганизация осущест­вляется по инициативе собственников и далеко не всегда свидетельствует о существовании трудностей в бизнесе. Она может быть осуществлена одним из следующих способов: слиянием, присоединением, выделением, разделением, преобразованием.

При слиянии туристских организаций права и обязанности переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. Слияние осуществляется путем объединения контрольных пакетов акций с последующей конверсией акций либо путем изъятия акций одного общества с эквивалентной заменой акциями другого общества и консолидацией балансов.

При присоединении туристской организации к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоеди­ненного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Присоединение осуществляется путем приобретения одной организацией всех акций другой организации, с утратой последней хозяйственной самостоятельности и прав юридического лица и с консо­лидацией балансов.

При выделении из состава туристской организации одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом. Открытием филиа­лов и представительств занимаются практически все туристские организации, удержавшиеся на рынке туристских услуг более одно­го сезона. Это позволяет организациям существенно увеличить свое присутствие на рынке, хотя и требует значительных инвестиций.

При разделении туристской организации одно юридическое лицо делится на два юридических лица и более, к которым переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соот­ветствии с разделительным балансом.

При преобразовании туристской организации одного вида в юри­дическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Туристская организация считается реорга­низованной в форме преобразования с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.