Методы психологии.

Основные: Наблюдение, Эксперимент.

Вспомогательные: Психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа, проективные методики и др.); анализ продуктов деятельности; биографические методы и др.Таким образом, психодиагностические методы относят к вспомогательным методам психологии.

Чувства человека, его переживания, установки, картина мира, структура взаимоотношений с окружающими являются совокупностью явлений, составляющих психодиагностические поле личности. Для такого проникновения необходимы специальные психодиагностические методы. Как теоретическая дисциплина психодиагностика рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, правила «диагностических умозаключений», с помощью которых осуществляется переход от признаков проявления определенного психического состояния, структуры, процесса - к констатации наличия и выраженности этих психологических «переменных» у объекта исследования.

Современная психодиагностика как самостоятельная наука основана на двух дисциплинах: психологии экспериментальной и дифференциальной. Из экспериментальной заимствованы экспериментальные процедуры, позволяющие фиксировать те или иные психические особенности. В эксперименте, который всегда проводится для подтверждения или опровержения некоторых Теоретических предположений, гипотез, предполагается, что большинство испытуемых будут действовать примерно одинаково. Но в отличие от эксперимента в психологии, в психодиагностике прослеживается обратная тенденция: считается успешной именно та процедура, которая дает максимальный разброс результатов (дифференцирующая сила методики).

Непосредственно начало психологическому тестированию было положено в конце XIX века. Первыми были простые тесты, разработанные биологом Ф,Гальтоном; такие как, например, линейка для измерения глазомера, свисток для определения высоты звука и т.п. Ф. Гальтон первым применил анкетирование и технику свободных ассоциаций. Далее были разработаны «умственный тест» (1890, Дж.Кеттел), методика «Счет с наращиванием» для диагностики объема оперативной памяти (Э. Крепелин). Первым интеллектуальным тестом стала шкала Бине-Симона, разработанная в 1905 году. Здесь было введено понятие «умственный возраст». IQ определялся как отношение между умственным возрастом и фактическим (хронологическим) возрастом, умноженное на 100%.

Другим направлением психодиагностики стала разработка личностной психодиагностики. Началом такого тестирования можно считать использование Э Крепелиным и Р.Соммером методики свободных ассоциаций для обследования больных с психическими отклонениями. Ассоциативный эксперимент стимулировал появление ряда проективных методик типа «Незаконченное предложение» для изучения личностных особенностей. Но самой популярной проективной психодиагностической методикой стал тест «Чернильные пятна» Германа Роршаха. Он предъявлял людям с различными психическими нарушениями чернильные пятна, оставленные на бумаге, и выяснял какие ассоциации они вызывают. Обобщив полученные результаты, он пришел к выводу, что существует связь между ответами и характером психического заболевания.

Термин «психодиагностика» заимствован психологией из медицины (точнее из психиатрии) и означает распознавание состояния определенного объекта путем регистрации его параметров и соотнесения их с некоторой диагностической категорией (постановка диагноза), позволяющей спрогнозировать дальнейшее развитие событий и наметить пути воздействия для достижения нужного результата.

В настоящее время психодиагностикаэто область психологической науки, разрабатывающей методы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека, и психологической практики, в ходе которой используются те или иные психодиагностические методы и методики для постановки диагноза конкретному человеку.

Объектом изучения психодиагностики как науки является человек, обладающий психикой. Основным методом психодиагностики как науки является дифференциально-диагностическое исследование - комплекс теоретических и экспериментальных работ, направленных на формулирование концепции (нахождение скрытого фактора, влияющего на эффективность и характер деятельности), на выявление диагностических признаков, по которым можно судить о заданном свойстве, на создание и испытание методик регистрации обнаруженных признаков. Результатом работы в данном направлении считается разработка и/или внедрение в практику психодиагностических методик.

Практическая психодиагностика проводит обследование испытуемых с использованием уже разработанных теоретиками психодиагностических методов и методик, результатом чего является получение информации о психических свойствах и особенностях конкретных людей.

Общепринятыми являют три критерия классификации психодиагностических методик:

1. По типу диагностируемых психологических свойств методики психодиагностики можно разделить на следующие группы:

методики диагностики познавательных способностей (оценки особенностей восприятия,, памяти, внимания, интеллекта, креативности); специальных способностей (музыкальных, актерских, технических, деловых качеств и т.д.); личностных черт; самосознания; индивидуального сознания; мотивационной сферы и др.,

2. Мера «объективности - субъективности» результатов психодиагностических методик является следующим критерием их классификации. В случае объективных методик влияние психодиагноста на результаты минимально, при применении субъективных методик результаты обследования зависят от опыта и интуиции исполнителя.

3. Необходимость выполнения психодиагностом различных технологических операций является еще одним критерием для классификации методик. В этом классе выделяют:

· аппаратурные методики диагностики психофизиологических показателей (частота сердечных сокращений, электрокардиограмма, функции дыхания, кожно-гальваническую реакцию)

· аппаратурные поведенческие методики - определение времени простых и сложных сенсомоторных реакций на различные стимулы, диагностика чувств равновесия и психомоторной координации, тремор, точность движений, и др.

· тесты способностей - это батареи различных заданий типа «меню»: с различными вариантами ответов или «открытые» - без возможных вариантов ответов (тесты: шкала умственного развития Стенфорд-Бине (IQ), шкалы измерения интеллекта Векслера, тест структура интеллекта Амтхауэра, тест на концентрацию внимания, тест на вычеркивание, тест общих способностей).

· методики диагностики креативности. В них априори присутствует правильный ответ; оценка креативности определяется по показателю статистический редкости ответа (Южнокалифорнийский тест интеллекта, тест креативности Торренса и методика отдаленных ассоциаций).

· личностные тесты- опросники - представляют собой ряд вопросов и утверждений с возможными вариантами ответов (как правило два или три). В личностных тестах отсутствуют объективно правильные или неправильные ответы, но ответ на каждый пункт опросника предполагает степень выраженности той или иной черты.

 

(109) 2. Психология общения. Вербальные и невербальные параметры диагностики психологических особенностей партнера по общению.

Общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми. Общение важная сторона жизнедеятельности человека, поскольку обуславливает всю систему психического, ее структуру и динамику развития. Общение и психика внутренне взаимосвязаны. В актах общения раскрывается субъективный, внутренний мир другого человека, предполагая тем самым наличие этого внутреннего мира.

Выделяют три уровня общения:

1-ый - макроуровень - общение на протяжении всей жизни человека. На этом уровне проявляется содержание деятельности личности через круг общения, через сложившийся стиль общения.

2-ой - мезауровень - это тематические контакты личности, реализация темы может осуществляться одним лицом, или группой, может ограничиваться одним взаимодействием, или потребовать нескольких встреч. У человека, как правило, несколько тем, которые он реализует параллельно или последовательно.

3-ий - микроуровень - элементарный акт общения - «вопрос-ответ», взгляд, рукопожатие, мимическое движение. Через элементарные единицы складываются темы, из которых складывается вся система общения.

Виды общения:

Личность-Личность (межличностное),

Личность-Группа (между личностью и группой),

Группа-Группа (межгрупповое).

Деловое - Дружеское

Вербальное - Невербальное

Непосредственное - Опосредованное.

Стороны общения:

1. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения.

2. Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками (интерактивная сторона).

3. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга (перцептивная сторона).

Средства общения. Происхождение вербального и невербального языков.Содержание общения реализуется через средства и способы общения.

· Для человека главными являются вербальные средства общения - это язык и речь.

· Однако, параллельно с речевыми, используются невербальные средства общения - это внешний облик, жесты, мимика, положение партнеров по общению относительно друг друга, изображения и др.

Вербальные средства общения - язык и речь.

Язык и речь являются важнейшими содержательными и структурными компонентами психики человека, связанными со всеми психическим процессами. Язык - это объективно существующее явление в духовной жизни общества. Язык является средством фиксации мысли, орудием мысли и сознание человека принимает наличие языка как факт. Язык существует в сознании непрерывно как способность мыслить. Мысли каждого человека существуют и выражаются в слове. Таким образом, благодаря языку можно наблюдать наличие мыслительных операций и формировать языковые сущности.

Самая глубокая часть языка - постоянная работа мысли - реализуется на практике как возможность говорить. Таким образом, в отличие от языка, речь имеет временную природу (в момент говорения или думания).

Совместно язык и речь образуют речевую деятельность.Виды речевой деятельности - говорение, слушание, письмо; чтение. Исходным моментом речевой деятельности является речевая ситуация - это стечение обстоятельств, побуждающих человека к речевому высказыванию. Таким образом, язык и речь являются вербальными средствами общения, при этом между ними существуют различия: язык - это объективное явление, он един для нации, народа и охватывает все многообразие явлений, познанных людьми: а речь это психическое явление, она индивидуальна и носит отпечаток субъективною отражения объективной реальности и выражения индивидом отношения к ней.

К невербальным средствам общения относят экспрессию человека: внешний облик, жесты, мимика, позы и положения партнеров по общению относительно друг друга, изображения, танцы и т.п. Основой происхождения невербальных средств общения является энергия эмоциональных переживаний (как положительных, так и отрицательных). Организм человека не может полностью скрыть эмоцию, то есть эмоции (в силу определенных внешних или внутренних обстоятельств), не находящие выражения на одном канале, выражаются по другому каналу. Как отрицательные (фрустрация, раздражение, гнев, враждебность), так и положительные (удовольствие, симпатия, любовь) переживания - часть социального существования, поэтому, если выражение какой-то из них приостанавливается, то она более или менее заметно передается через невербальное поведение. Эти средства выражения, хотя и менее очевидны, но, одинаково понимаются многими людьми в различных культурах.

Таким образом, вербальные и невербальные средства передачи информации тесно взаимосвязаны между собой в процессе общения. Разделение их возможно только теоретически, на практике они проявляются и интерпретируются в комплексе.

(110) 3. Экспрессия человека как психодиагностический параметр.

Термин «экспрессия» [с лат. expressio выразительность] - яркое проявление чувств, настроений. Для человека потребность в выражении чувств, в демонстрации своих эмоций и переживаний в какой-то форме активности, столь же естественна и обшечеловечна как потребность в дыхании или пище.

Известно, что каждое действие человека связано не только с его актуальными переживаниями и состояниями, но и его внутренними свойствами. Следы этих состояний, переживаний и свойств сквозь действия могут быть замечены другими. Физиологам, психологам, психоаналитикам хорошо известна идентичность многих соматических процессов с психологическими явлениями. К этой идентичности относится идея о том, что человек гораздо яснее выражает себя в движениях, нежели в словах. Поза, жест, мимика - все говорит на языке, предвосхищающем и превосходящем по выразительности любые слова.

Поэтому экспрессия - это не только проявление чувств и эмоций, но так же и предъявление вовне (другому человеку, группе лиц) скрытых для непосредственного наблюдения психологических особенностей личности. Экспрессивность же означает степень выраженности того или иного чувства, настроения, состояния, отношения и т.д.

Изучение экспрессии как внешнего Я личности в России было заложено еще в конце XIX века такими работами как: Иван Сеченов (1829-1905) [Рефлексы головного мозга.], Д.Авербух [Душа и внешность. ]:«Внутренние перемены человека влекут за собой перемены и в его внешности», И.А Сикорск'ий [Всеобщая психология с физиогномикой. Киев, 1912]: связал экспрессию с профессиональной деятельностью, описал типологию экспрессивных репертуаров людей. Сергей Рубинштейн [Основы общей психологии. М., 1940] пишет: «действие не исчерпывается внешней своей стороной, а имеет и свое внутреннее содержание и выражение отношения человека к окружающему, является внешней формой существования внутреннего, духовного содержания, духовного содержания личности, также и выразительные движения не просто лишь внешнее, пустое сопровождение эмоций, а внешняя форма их существования или проявления».

Структура экспрессивного Я личности описывается следующими параметрами выражения:

1. устойчивые - кнд и видно-конституциональные характеристики человека, физиогномика;

2. среднеустойчивые - оформление внешности: прическа, косметика, украшения, одежда;

3. динамические - экспрессивное, невербальное, выразительное поведение.

Все эти параметры перестраиваются по ходу развития психофизиологических, психологических и социально-психологических компонентов структуры личности и организуются в пространственно-временные структуры. Практическая значимость исследований в данном направлении обусловлена тем, что каждый человек, общаясь с другими, думая о себе, постоянно испытывает различные эмоций. Способ экспрессии этих эмоций является одним из важнейших факторов оптимизации межличностных отношений. Если в отношениях между людьми возникают какие-то проблемы, то это происходит не потому, что люди испытывают те или иные чувства, а потому, что часто не умеют адекватно их выразить и/или не могут адекватно интерпретировать.

Физиогномика - это учение о выражении человека в чертах лица и формах тела; в более широком смысле ~ это учение о выразительных формах какой-либо области действительности и искусство толкования внешнего облика наблюдаемых явлений.

Систематизация эмоций и их лицевых выражений позволяет составить схему описания мимики шести основных эмоциональных состояний (радость, гнев, страх, страдание, отвращение, удивление).

Характерная особенность «мимических картин» эмоциональных состояний проявляется в том. что каждое мимическое выражение включает признаки, которые одновременно являются универсальными, специфическими для выражения одних состояний и неспецифическими для выражения других.

Особо важное значение для физиогномического анализа имеют те неосознанные выражения, которые словно «примерзают» к лицу настолько, что окружающие воспринимают их как часть личности. Когда некое выражение «припечатывается» к лицу, человек перестает его замечать, оно становится частью его самого и он осознает только его отсутствие.

Один из главных выводов физиогномического подхода к экспрессивному Я личности является заключение о том, что люди со сходной внешностью имеют однотипную структуру личности, но это утверждение подвергается сомнению многими исследователями как слишком обобщенное.

Мимика - это выразительные движения мышц лица, одна из форм проявления чувств человека. Наблюдая за человеком, можно понять эту игру чувств.

Систематизация эмоций и их лицевых выражений позволяет составить схему описания мимики шести основных эмоциональных состояний (радость, гнев, страх, страдание, отвращение, удивление). Для диагностики такая «картина выражения» достаточно проста, так как представлена четко. Более сложными для распознавания являются те выражения, которые соответствуют переходным состояниям, неинтенсивным аффектам. В них мимические признаки непостоянны и менее выражены, однако, и в этом случае лицевое выражение представляет вариации мимики основных эмоциональных состояний.

С целью исследования экспрессии лица применяются различные методические приемы, в основе которых лежит процедура наблюдения, дополненная различными способами фиксации: вербальное описание сокращений мышц лица, пиктограммы, рисунки, фото-кино-видеозапись.

Основные функции экспрессии лица и мимики по мнению многих исследователей следующие: развитие контактов матери с ребенком, демонстрация отношения к другому, установление обратной связи; информация о состояниях человека; комментирование речевого поведения.

Экспрессия лица: яйляясь важнейшим элементом внешнего Я личности, неразрывно связана со взглядом человека. Приступая к изучению выражения лица как мерила личности и характера, человек оказывается на более или менее знакомой почве, поскольку неосознанно занимается этим всю жизнь. Большинство людей в процессе общения концентрируют свое внимание на лицах партнеров. Основное внимание здесь должно быть направлено на глаза. Везде и повсюду глаза считаются зеркалом души.

Конечно, выражение глаз меняется, но чтобы понять человека, нужно определить типичное для него выражение глаз. Одни глаза грустные, другие злые, одни холодные и безжалостные, другие кроткие и зовущие. «Контакт глаз» - это обмен взглядами, время фиксации взгляда на партнере и направление взгляда. На динамику контакта глаз влияют следующие факторы: степень знакомства партнеров, пол, возраст, личностные особенности, система отношений между партнерами. Анализ контакта глазами позволяет проанализировать характер отношений между партнерами. В качестве критериев анализа контакта глаз в диаде, группе рассматриваются:

1. временные параметры смотрения друг на друга (частота, длительность контакта),

2. пространственные характеристики взгляда (направление движения глаз: глаза в глаза, в сторону, вверх-вниз, вправо-влево).

3. интенсивность взгляда (пристально, «бросить взгляд», «скользнуть взглядом»).

Поза - это определенное положение частей тела человека (головы, плеч, туловища, рук, ног) в пространстве. Поза оформляет экспрессивный репертуар человека. Она требует соответствующего выражения лица, жестов, направленности и качества взгляда. Особую роль поза играет в выражении отношения к человеку, в подчеркивании своего и чужого социального и социально-психологического статуса (поза «победителя», поза «провинившегося ребенка», поза «высокомерного человека»).

Позы позволяют диагностировать:

1. этапы общения (начало контакта (расположенность к общению) проявляется в повороте и наклоне не только головы, но и всего туловища, включая ноги (носки ног) в сторону партнера; о выходе из контакта говорят в первую очередь носки ног и поворот корпуса, а затем только поворот головы);

2. степень эмоционального напряжения (напряженные позы - жесткие, неподвижные, наклонены вперед, либо назад);

3. агрессивность партнеров по общению (сокращение дистанции общения, наклон корпуса вперед, напряженность позы в целом).

Кроме того, для правильного понимания позы необходимо учитывать: культурные традиции; возрастные ограничения; половые различия в использовании тех или иных поз.

Дистанция - величина расстояния между людьми, влияющая на их поведение и отношения, и зависящая от них. Характеристики дистанции эволюционно связаны с ареалом обитания, пропитанием и безопасностью.

По физическому расстоянию между общающимися выделяют следующие дистанции общения:

1. интимная, ближняя (менее 40 см) - для родственников и ближайших друзей;

2. личная (50-120 см) - для хорошо знакомых людей , для друзей;

3. деловая (120 см) - для приемлемых людей, деловых партнеров;

4. общественная, социальная (более 120 см) - для малознакомых и незнакомых, малоприемлемых людей.

Размеры дистанций индивидуальны и зависят от условий, в которых жил, живет и работает человек, от его общественного положения, национальных особенностей, от его общительности, контактности и др.

Темперамент — характеристика динамических особенностей индивида: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов.

Основные типы темпераментов:

Сангвиник - сильный, уравновешенный, подвижный тип НС.

Флегматик - сильный, уравновешенный, инертный.

Холерик сильный, неуравновешенный, подвижный.

Меланхолик - слабый, неуравновешенный, инертный.

Итак, темперамент входит в структуру характера, но не отражает содержательную сторону личности (мировоззрение, убеждения, интересы), которая связана с характером. В анализе структуры характера на первое место выдвигается отношение личности к объективной действительности, а затем уже свойства темперамента.

Походка в меньшей степени, чем другие элементы экспрессии, поддаются регуляции и поэтому на ее основе можно говорить об устойчивых индивидуальных характеристиках человека, о его психомоторной активности (то есть о свойствах темперамента).

Жесты- движения рук и кистей рук. В психологии невербального общения жесты принимаются прежде всего как средство выражения и передачи информации, то есть выполняют диагностическую, коммуникативную, регулятивную и выразительную функции. Жест может сказать о желании человека, о его состоянии, об интенсивности переживания человека и о многом другом.

Самая широкая классификация жестов - это деление их на две группы:

1. естественные и

2. искусственные языки жестов (язык глухонемых, жесты дирижера, «ручной язык» биржевиков).

Классификация жестов на основе их ведущей функции в общении:

1. коммуникативные жесты, заменяющие в речи элементы языка - приветствие, прощание, угроза, привлечение внимания, приглашение, запрещение, оскорбление, утверждение, отрицание, вопрос, благодарность, примирение. Все перечисленные жесты понятны и без речевого контекста и имеют собственное значение в общении.

2. описательно-изобразительные, подчеркивающие жесты - сопровождают речь и вне речевого контекста теряют смысл.

3. модальные жесты - выражают оценку, отношение к предметам, людям, явлениям окружающей среды: жесты одобрения, неудовольствия, иронии, недоверия, неуверенность, незнание, страдание.

Таким образом, жесты выполняют различные функции в общении, в том числе они свидетельствуют об интенсивности переживаний, о модальности отношений, о культурной, групповой принадлежности. Жесты как и мимика, могут нести самостоятельную информацию о человеке, независимо от его речи или других составляющих процесса общения. Жесты, объединяясь с другими элементами экспрессии человека, создают эффект динамичности, интенсивности предъявления экспрессивного Я личности.

 

(111) 4. Психологические аспекты деструктивного общения.

Деструктивное общение - это те формы и особенности контактов, которые негативно сказываются на личности партнера и осложняют взаимоотношения. Деструктивным характером может обладать даже молчание, если оно принимает форму наказания партнера, а также умолчание.

Целью такого общения может быть материальная или какая-либо другая выгода, самоутверждение, месть, соперничество и др. Однако, не все люди допускают в своих отношениях такую форму общения. В основе деструктивного общения могут лежать такие личностные черты как лицемерие, хитрость, склонность к клевете, мстительность, язвительность, цинизм и т.д.

К деструктивным относят такие виды контактов между людьми:

1 корыстные формы общения, направленные на получение выгоды - вранье, обман, ложь.

2. агрессивные взаимодействия, обусловленные стремлением «достать» партнера.

3. затрудненное общение, обусловленное межличностными трениями и конфликтами.

Психологические составляющие деструктивного общения.

Данные формы общения неразрывно связаны с переживанием специфических (и в большей степени негативных) эмоций и чувств. Все люди в состоянии осознавать переживаемые чувства, но мало кто из людей стремится к тому, чтобы испытать негативные чувства, поэтому большинство людей во время деструктивного общения вынуждены скрывать свои истинные, переживаемые в данный момент чувства. В свою очередь ограничение или сокрытие чувств мешают человеку вести себя конструктивно в отношении с другими. Отсюда - осознаваемые (а, следовательно, и регулируемые) составляющие - это чувства и эмоции, переживаемые в момент деструктивного общения:

Корыстные формы общения психологически сопровождаются общим психическим напряжением (тревогой), переживанием боязни и страха разоблачения, или упоением от достигнутого.

Агрессивные взаимодействия - сопровождаются (или вызывается) гневом, обидой и ненавистью.

Затрудненное общение - сопровождается (или вызывается) враждебностью, недоверием, подозрительностью, равнодушием, невнимательностью или подавлением по отношению к партнеру.

Механизмы психологической защиты - помогают личности сохранить свою целостность и систему существующих взглядов при воздействии разрушающей информации.

Основные механизмы:

1. Вытеснение и отрицание - «мотивационное забывание». Удаление из сознания, из памяти неприемлемых влечений, мыслей и чувств, причиняющих страдание.

2. Проекция - человек приписывает собственные неприемлемые чувства, мысли и поведение другим людям или окружению (если человек говорит, что нельзя никому верить, возможно, он сам частенько обманывает).

3. Замещение - смена объекта чувств, их перенос с того объекта, который послужил источником отрицательных эмоций на более безопасный.

4. Рационализация - искажение реальности, защищающее самооценку по принципу интеллектуального, разумного объяснения («не очень-то и хотелось»). Рациональное объяснение своих действий, поступков, имеющих иррациональную природу.

5. Реактивное образование — выражение в поведении и мыслях противоположных побуждений.

6.Регрессия - возврат к примитивным формам поведения и мышления (несдержанность недовольство, «надуться и не разговаривать» и др.).

7. Идентификация - бессознательное уподобление угрожающему объекту.

8. Сублимация - преобразование энергии сексуального влечения в социально-приемлемые формы активности (спорт, творчество, искусство), то есть изменяется объект импульсов без сдерживания их проявления и др.

Таким образом, различные психологические защиты личности искажают восприятие и оценку информации и могут являться несознаваемыми составляющими деструктивного общения. Но в то же время, знания о механизмах психологической защиты могут сделать межличностное общение более конструктивным, так как позволяют глубже понять другого человека (до уровня бессознательного).

Индикаторы неискренности:

- более закрытая поза

- мало жестикулирует, кивает головой, но много улыбается;

- мало говорит, но много речевых ошибок.

 

(112) 5 Межличностное познание в общении.

Первоначально процесс познания человека в общении изучался психологией через проблемы восприятия человека человеком. Надо сказать, что из всех аспектов общения данная проблема является наиболее изученной.

Исследование механизмов и феноменов межличностного восприятия показало, что одного «восприятия человека человеком» оказывается недостаточно для полного познания людей. И впоследствии к восприятию добавилось понятие «понимание человека», что предполагает подключение к процессу восприятия человека и других познавательных процессов. Понимание - это процесс и способность личности постигать содержание и смысл явлений. Результат понимания - это само толкование постигаемого явления (текста, поведения, сновидения и т.д.). Для того, чтобы понимание произошло, явление должно быть воспринято, а его значения осмыслены.

Именно таким образом, взаимодействуя, дополняя друг друга, процессы восприятия и понимания другого человека образуют процесс познания личности (или формируют «межличностное познание»). Таким образом, познание личности ~ восприятие + понимание.

Структура процесса познания:

1. субъект восприятия (т.е. я - как субъект межличностного познания). Особенности субъекта влияют на глубину, объективность, скорость познания другого человека. Восприятие другого человека зависит от объективных (пол. возраст, национальность, темперамент) и субъективных (социальный интеллект, психическое состояние, установки, здоровье, ценностные ориентации, профессиональная деятельность) факторов.

2. объект восприятия (т.е. другой человек как предмет познания). Данный элемент структуры познания включает характеристики воспринимаемой личности (другого человека). В этом плане основным понятием является внешний облик познаваемого, включающий в себя физический и социальный аспекты. Физический облик: анатомические особенности (рост, телосложение, голова, руки, ноги и др.) - информация о возрасте, этнической принадлежности, сост. здоровья: физиологические характеристики (дыхание, кровообращение, потоотделение) - информация о возрасте, темпераменте, состоянии здоровья: функциональные особенности (осанка, поза, походка); паралингвистические особенности общения (мимика, жесты). Социальный облик: одежда, обувк украшения, аксессуары - дают информацию о чертах характера ценностных ориентациях, соц. статусе, материальном положении, национальности и др.; проксемика - дает информацию об отношениях и статусе общающихся; речевые особенности - лексика, фонетика, грамматика, подтекст - говорят о ценностных ориентациях, вкусах, социальном статусе, деловых и личностных качествах, возрасте и др. особенностях собеседника; особенности действий совершаемых объектом в различных видах деятельности (учеба, труд, игра) - позволяют определить отношение человека к деятельности, профессиональные и характерологические черты. При восприятии другого человека физические характеристики по сравнению с социальными более достоверны и проявляются раньше. Но наиболее информативны социальные особенности воспринимаемого объекта.

3. процесс познания человека человеком включает (содержание процесса): механизмы, влияющие на адекватность восприятия человека человеком в общении, механизмы межличностного познания, обратную связь от объекта - постоянное слежение за объектом познания, коррекция образа воспринимаемого, условия, в которых происходит восприятие - ситуация, время и место общения.

При восприятии человека и его понимании субъект неосознанно выбирает различные механизмымежличностного познания:

/. Механизм интерпретации (соотнесения, отождествления) личностного опыта познания людей с воспринимаемым человеком. В основе данного механизма лежит фундаментальное свойство человека сравнивать себя (свою личность, поведение и состояние) с другими людьми. Чем больше сходства между воспринимающим и воспринимаемым, тем легче и быстрее данный механизм срабатывает.

2. Механизм идентификации. В межличностном познании оно представляет отождествление себя с другим человеком, В случае если механизм интерпретации не срабатывает, то воспринимающий осознанно ставит себя на место воспринимаемого. При уподоблении другому человеку важная роль принадлежит воображению.

3. Механизм каузальной атрибуции. Данный механизм предполагает приписывание воспринимаемому определенных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности.

4. Механизм рефлексии другого человека включает осознание субъектом того, как он воспринимается объектом. Результатом рефлексии другого человека является тройное отражение, в котором представлено мнение субъекта о себе; отражен образ субъекта в понимании объекта и отражено представление объекта о субъекте. Использование данного механизма предполагает определенный уровень развития личности, ее способности к саморефлексии, познанию других людей и фиксации признаков обратной связи от объекта.

 

(113) 6. Межличностные отношения в группе.

Личность невозможно изучать вне общества и группы. В социальной психологии ведется изучение больших и малых групп. Большая группа - это народ, нация, массы, толна: или класс, партия, ассоциация. Большие группы изучаются в контексте массовых психологических явлений (общественная психология -управление народом, массами, формирование идеологии и мн. др.). Малая группа - это как минимум 3 человека, так как в группе из 2-х человек не могут формироваться групповые социально-психологические феномены при отсутствии согласия, единства членов диады (это нижняя граница малой группы). При определении «верхней границы» малой группы рассматриваются в большей степени ее качественные характеристики: контактность, то есть возможность каждого члена группы регулярно вступать в непосредственный контакт с другими ее представителями, общаться, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информациями, взаимными оценками и воздействиями. Малая группа - семья, трудовой коллектив, компания сверстников, друзей.

Не любое объединение людей можно называть группой. Группа обладает существенным признаком - психологической общностью, в основе которой лежит разделение на «мы» и «они».

Люди объединяются в формальные (трудовые коллективы, учебные коллективы) - создаются обществом для удовлетворения общественных потребностей; и неформальные малые группы — объединения людей на основе внутренних, присущих самим индивидам потребностей, прежде всего в общении, принадлежности: понимании, симпатии, любви (компании сверстников, друзей,. пары любящих друг друга, группы по интересам...).

Объединение в группы обусловлено потребностями человека в совместных действиях с другими людьми. Современные методы исследования позволили выделить основные потребности, побуждающие человека к различным формам взаимодействия в группе.

Аффилиация - такая форма взаимодействия обусловлена базовой потребностью человека принадлежать к обществу себе подобных, стремлением человека быть в обществе других людей, потребностью в общении, эмоциональных контактах. Аффилиация формируется в отношениях с родителями, сверстниками и зависит от стиля воспитания в семье.

Выделяют пять уровней аффилиаиии: сильная антипатия, умеренная антипатия, нейтральное отношение, умеренная симпатия, сильная симпатия.

Аффилиация возрастает, усиливается в потенциально опасных, стрессовых ситуациях, порождающих тревогу и неуверенность в себе. В этом случае именно общество позволяет человеку проверить избранный способ поведения и характер реакция на опасную обстановку. В известных пределах близость других людей приводит к прямому снижению тревожности.

Блокировка аффилиации вызывает чувство одиночества, бессилия, отчужденности, отвержения, потери Я и пр. Помимо этого, блокировка аффилиации, как и блокировка любой другой потребности, вызывает фрустрацию, выражающуюся в отрицательных эмоциях, гневом, раздражением, антипатией к другим людям, чувством вины и т.д. Во взаимоотношениях аффиляция проявляется в том, что человек заводит друзей, стремится оказывать какую-либо помощь, поддержку другим, принимать помощь и поддержку от других людей.

Взаимодействия в группе, направленные на доминирование изучаются в социально-психологических исследованиях феномена лидерства. Данные взаимодействия основаны на стремлении человека к самоутверждению. Принятие позиции доминирования в группе зависит от индивидуальных особенностей человека (кандидата в лидеры), личностных характеристик других членов группы и ее структуры, сложившейся ситуации и выполняемой задачи. Лидерство в малой группе — это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведения группы в целом и отдельных ее членов.

Лидер - член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

3-ей формой взаимодействия в группе является включенность - уподобление эмоционального состояния субъекта эмоциональному состоянию социальной группы (или другой личности); при этом в индивидуальном сознании субъекта отражается отношение социальной группы (или другого человека) к происходящим с нею (с ним) событиям.

Различают:

- включенность вследствие непроизвольного неосознаваемого эмоционального заражения и охватывающие субъекта при непосредственном, как правило, случайном контакте с испытывающими те или иные эмоции людьми (например, мгновенно распространяющиеся во внешне связанной группе людей страх или радость),

- включенности, которые представляют в индивидуальном сознании субъекта соответствующий уровень межличностных отношений, опосредованных совместными делами, общими целями и ценностями социальной группы (например, радость по поводу успеха и сострадание по поводу неудачи кого-либо из членов группы). В их основе лежит эмоциональная идентификация, когда индивид как бы ставит себя на место другого в совместной деятельности.

Таким образом, каждый человек испытывает потребность в общении и эмоциональных контактах с другими людьми, поэтому общество и группа являются мощным стимулом для формирования и развития личности.

Исследования социальных психологов показали, что в присутствии других людей изменяется не только поведение человека, но и протекание психических процессов. В присутствии других людей у индивидов наблюдаются три феномена

1. феномен социальной ингибиции - подавления, угнетения психических функций (снижаются чувствительность (болевая, слуховая, обонятельная), объем и концентрация внимания, точность выполнения простых арифметических действий, генерирование оригинальных идей);

2. феномен фасилитации - поддержки, усиления психических функций (повышаются - сила мышечного напряжения, показатели долговременной памяти).

3. Конформизм - приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления. Исследования показали, что от 30 до 80% «наивных субъектов», вслед за группой давали неверные ответы, то есть демонстрировали конформное поведение

На конформизм оказывают влияние: Пол — женщины более конформны, чем мужчины. Возраст-конформность чаще в старческом возрасте. Психическое и физическое состояние - плохое самочувствие, усталость, психическая напряженность. Численность группы. С увеличением численности группы возрастает конформность (максимальная — в присутствии 5-8человек).

Факторы эффективности психологического влияния:

Физическая привлекательность. Люди, склонны автоматически приписывать индивидам, имеющим приятную внешность, такие положительные качества, как талант, доброта, честность, ум.

Фактор сходства. Его смысл заключается в том, что людям обычно нравятся индивиды похожие на них самих. Причём не имеет принципиального значения, проявляется ли данное сходство во внешности, мнениях, личностных качествах, происхождении, стилях жизни.

Похвала. Информация о том, что человек кому-то нравится, может являться чрезвычайно эффективным средством, вызывающим ответное благорасположение и желание уступать.

Использование ассоциаций. Существует естественная тенденция испытывать неприязнь к человеку, который сообщает неприятную информацию, даже если данный человек не имеет никакого отношения к фрустрирующей информации и не связан с причиной её возникновения. Однако данная связь возникает путём ассоциации, которая может вызвать антипатию к кому-либо. Аналогичным образом, человек ассоциирует информацию положительного характера, с тем, кто данную информацию сообщил.

Факторы автоматического подчинения (использование условных рефлексов). С раннего детства человек усваивает на уровне социального рефлекса, что подчинение общественным авторитетам является правильным, а неповиновение им - неправильным. Поэтому в большинстве случаев люди не способны критически оценивать распоряжения признанных авторитетов. Перед тем, как выполнить какое-либо требование, человек не рассматривает ситуацию в целом, а обращает внимание только на отдельные её аспекты (признаки авторитета) и реагирует соответствующим образом.

Феномен дефицита. Его смысл заключается в том, что ценность чего-либо позитивного в восприятии людей возрастает, если оно становится недоступным.

Конкуренция. Как только какие-либо ресурсы ограничиваются, важную роль в стремлении к ним начинает играть конкуренция. Человек особенно сильно начинает желать предмет, когда вынужден вступить из-за него в отношения конкуренции.