Вопросы по предмету: «Человек и его потребности»

(84) 1. Человек как предмет познания. Биологическая и социальная природа человека

История происхождения человека теряется в далеком прошлом, и современная наука не дает окончательного представления о времени и причинах появления человека на Земле. В процессе появился ряд гуманитарных наук, предметом изучении которых стал человек. Есть 3 основные версии происхождения человека:

религиозная – сотворение человека Богом,

палеовизит – пришельцы из космоса запустили человека на Землю,

эволюционная - от простейших элементов в процессе эволюции живых существ появился человек.

Самым сложным для человечества оказалось дать определение человека. Учеными дано много определений, но во всех обозначается то, что человек – это животное, часть природы, входит в ее систему, взаимодействует с ней. Платон: человек- животное о 2х ногах, Кант: человек- единственное животное, которое должно работать. Человек– это представитель вида «Homo Sapiens», биосоциальное существо, генетически связанное с др формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, облад-ее членораздельной речью, мышлением и сознанием, являющееся субъектом исторического процесса, развития материальной и духовной культуры Земли.

Изучение человека происходит разными науками и с различных аспектов:

1. формационное: развитие человека с развитием производительных сил, когда человек начал трудиться,

2. изучение расовых различий,

3. с т.зр. потребностей и потребления:

- изменения начались с появления человека «прямо ходящего» - освободились руки, стал удовлетворять свои потребности,

- «человек разумный» - стал понимать что нужно, а что нет, рациональность,

- «человек экономический» - с появлением капитализма, цель – не только личное потребление, но и производственное, т.е. вложить часть накопленных благ в производство новых,

- «человек-потребитель»- 2 пол. 20 в. потребление стало смыслом жизни, позиционирования человека в жизни – статуса.

Существует около 70 гуманитарных наук, предметом изучения которых явл. человек: история, философия, антропология, археология (рассказать об 1-2х что изучают).

Человек явл. сложным биосоциальным существом. В нем сочетаются 3 формы бытия:

Биологическое: как биологич. явление человек существует, подчиняясь комплексу естественных потребностей (питание, сон, размножение). У каждой нации свой биологический потенциал- состояние здоровья, способность к деторождению. В наст. время возрастает угроза деформации биологич. природы человека (экология, вредные привычки, стресы), т.е. истощается биол. ресурс.

Социальное: человек не может жить вне общества (пример Робинзона – даже там был Пятница), влияние социального окружения на человека очень велико.

Духовное: стремление к лучшему, прекрасному. Основу составляют идеалы и понимание смысла жизни.

Биологическое и социальное постоянно взаимодействуют, могут противоречить. Сознание, изменившее биологич сущность человека возникает только в обществе и передается индивиду и возникает феномен – человек, биосоциальное существо.

Понимание сущности человека с материалистич, науч позиции связ прежде всего с сознательной человеческой деятельностью по преобразованию окруж действительности и себя как неотъемлемой части.

 

(85) 2. Потребности как предпосылка и продукт деятельности людей.

Основа жизни людей - их деятельность. Деятельность – универсальный способ удовлетворения потребностей путем активного преобразования мира. Труд – самая естественная форма деятельности человека, которая направлена на приспособление природы своим потребностям. Основу жизнедеятельности человека составляет хоз. деятельность, которая складывается из производства, распределения, обмена и потребления различных благ. Деятельность человека должна быть целенаправленной, т.е. направленной на потребность. Процесс производства тоже нацелен на потребность. Спрос - платежеспособная потребность. К основным целям деятельности относят: мат. блага, власть и слава, знания и творчество, духовное совершенство.

Многие дисциплины применяют этот термин. Смысл понятия в разных науках определяется по-разному. С т.зр. экономики потребность – нужда, облаченная в социально – культурную форму. Нужда – нехватка чего-либо (нужда – голод, потребность – рыба, сало), в психологии – недостаток, тревожное переживание недостающего.

Для общего определения потребности следует выделить 3 сущностных признака: потребность – психологическое отношение личности, противоречие между тем, что требуется и тем, чего не достает, потребность – движущая сила поведения.

 

(86) 3. Сущность и классификация потребностей.

Многие дисциплины применяют этот термин. Смысл понятия в разных науках определяется по-разному. С т.зр. экономики потребность – нужда, облаченная в социально – культурную форму. Нужда – нехватка чего-либо (нужда – голод, потребность – рыба, сало), в психологии – недостаток, тревожное переживание недостающего.

Для общего определения потребности следует выделить 3 сущностных признака: потребность – психологическое отношение личности, противоречие между тем, что требуется и тем, чего не достает, потребность – движущая сила поведения.

Потребности рождаются с появлением новых предметов потребления. Условием рождения потребностей является опыт потребления. Особенности потребления могут характеризовать личность и ее жизненный опыт.

Производство новых предметов потреб развивает новые потребности человека.

Т.к. человеческая природа многогранна, трудно выделить стойчивые группы потребностей. Существует более 120 подходов к классификации потребностей. например, авторские:

Классификация Алдерфера :

1 уровень. Экзистенциальные потребности. Они должны быть удовлетворены для безопасного выживания индивида.

2 уровень. Пот-ти в установлении связей в сантиментах( нежные чувства ). Это мотивы, имеющие целью установление контакта с др людьми, а так же выражающие чувства близости с др людьми.

3 уровень. Пот-ти развития. Они выражают стремление человека к созиданию, к внесению новизны в ситуацию, стремление к самоутверждению.

Достоевский: потребности в мат. благах, познании и всеобщем объединении людей

А. Маслоу предложил иерархическую систему пот-ей из 5 уровней :

1. физиологические

2. пот-ти в безопасности

3. пот-ти в принадлежности

4. пот-ти в достойной оценке и признании другими людьми, а так же пот-ть в высокой самооценке.

5. пот-ть в самоактуализации.

По Маслоу, более высокие пот-ти диктуют его поведение, поскольку удов-ны более низкие.

Общепринятый подход выделяет 2 осн. группы потребностей:

Базовые – присущи всем людям, но в разной мере (материальные - блага и духовные – познание, воспитание, образование, формой выражения явл. духовность, биологические и социальные – общение, познание, индивидуальные и коллективные)

Ценностно-ориентированные: разумные и неразумные-курение, истинные и ложные, прогрессивные и разрушительные.

Чем более развита личность, более здорова, тем сочетание потребностей гармоничнее. Различают уровни удовлетворения потребностей: минимальный – обеспечивает выживание, базовый – материальные и духовные потребности удовлетворены, уровень роскоши – выше базового, стремление согласно закону возвышающихся потребностей.

 

(87) 4. Взаимосвязь потребностей и мотивов. Мотивация и модель поведения потребителей.

Понятия потребность и мотив близки, но это не одно и то же. Мотив – опредмеченная потребность, образ продукта, который удовлетворит потребность человека., способ удовлетворения потребности. Мотив – это то, ради чего совершается действие. Потребность может удовлетворяться через ряд мотивов. Но 1 мотив может реализовать ряд потребностей (пример: мотив пойти на диско удовлетворяет несколько потребностей: пообщаться, послушать музыку, самовыразиться).

Потребность – объективна, мотив- субъективно-объективен. Т.е. человек сам выбирает как удовлетворить потребность.

Совокупность действий, вызванных одним мотивом, называется деятельностью, или особым видом деятельности. За одними и теми же действиями у разных людей могут стоять разные мотивы. Ведущий мотив не всегда осознается личностью. Мотивы человека образуют иерархическую систему. В одних случаях она будет подобна пирамиде, а в других – она может иметь несколько вершин. Мотивация определяет модель поведения. Сила мотива – стремление достичь результата, определяется близостью цели, целеустремленностью характера.

 

(88) 5. Рекреационные потребности и мотивы. Систематизация туристских мотиваций.

Рекреационный туризм - это передвижение людей в свободное время в целях отдыха, необходимого для восстановления физических и душевных сил человека. Из этого следует, что потребностная база рекреации явл. многоплановой.

Туристическая мотивация может быть определена как побуждения человека, направленные на удовлетворение рекреационных потребностей, в зависимости от его индивидуальных взглядов, ценностей, склонностей, образования и т.д.

Туристическая поездка имеет в своей основе мотивацию, которая является одним из важнейших факторов принятия решения о путешествии и выбора туристского продукта и его составных элементов. Мотивация выбора туристского путешествия (время, продолжительность, направление, вид, затраты, характер деятельности) важнейшая характеристика, влияющая на поведенческие инициативы туриста при планировании им отдыха, выборе, приобретении и совершении тура.

Выделяют первичные рекреационные потребности: регулярный отдых, сон, двигательные процессы, вторичные: социальные и духовные. Структура рекр. потребностей по Квартальному:

физиологические: активности, сна, передвижения,

сексуальные: курортные романы,

экзистенциональные: безопасности отдыха и лечения,

социальные: общение, соц. комфорт во время отдыха,

самореализации и самоутверждения,

духовные.

Специфические интересы различных туристских групппозволяют выделить четыре категории туристических мотивов, элементы которых определяют выбор туриста.

1. Природные и климатические мотивы. Рельеф местности, растительность, температура воздуха и т.д. чрезвычайно привлекательны для туриста, играют существенную роль в создании таких форм туризма, как спортивный, водный, горнолыжный и т.д. отражают психологические и биологические потребности населения урбанизированных городов, которое ищет в туризме отдых и смену окружающей обстановки.

2. Культурные мотивы. Исторические места, музеи, картинные галереи, выставки, археологические памятники, народные ремесла и другие составляют культурное наследие страны.

3. Экономические мотивы. Охватывают стоимость жизни в месте туристского назначения, стоимость путешествия и т.д.; играют существенную роль в формировании недорогостоящих пакет-туров, оказывают существенное влияние на количество туристов со средним доходом.

4. Психологические мотивы. Побуждают человека путешествовать, отвечают психологическим потребностям туриста. Доказано, что не многие туристы приезжают снова в те места, где они уже были, за исключением случаев, когда туристом движут сентиментальные причины или сильный экономический мотив.

Цели путешествияявляются основой первоначального отличия туристских мотивов. Среди целей путешествия можно выделить следующие:

- отдых, досуг, развлечение;

- познание;

- спорт и его сопровождение;

- лечение;

- паломничество;

- деловые цели;

- гостевые цели.

Виды отдыхапозволяют составить условную классификацию туристских мотиваций при выборе путешествия.

1. Забота о здоровье. Для реализации этого мотива предусмотрены туры культурно-оздоровительные, лечебные, с использованием оздоровительных видов спорта, а также экзотические туры, например для желающих бросить курить.

1. Занятия спортом. Туры, содержащие разнообразные виды спорта.

3. Обучение. Туры, связанные с изучением иностранных языков и разговорной практикой, предусматривающие ежедневные занятия и различные виды рекреационной деятельности; туры, обучающие различным видам спорта; а также профессиональные программы обучения (менеджмент, маркетинг, экономика и др.). наибольшую группу составляют обучающие туры по интересам (например, кулинария, астрономия и т.д.).

4. Возможность самовыражения и самоутверждения. Приключенческие туры: высококатегорийные туристские походы, сафари, охота, покорение горных вершин, экспедиции и пр.

5. Возможность заняться любимым делом (хобби) в среде единомышленников. Специальные туры для автолюбителей, фанатов и спортивных болельщиков на спортивные соревнования, чемпионаты и олимпиады; туры для паломников, коллекционеров, гурманов. Например, существуют «сырный тур» по Чехии.

6. Решение деловых проблем. Деловые, конгресс-туры и др. В частности, крупнейший российский туроператор ВАО «Интурист» предлагает специализированные деловые поездки и инсентив-туры, организует конгресс-обслуживание, культурную и туристско-экскурсионную программу, а также весь комплекс необходимого обеспечения для проведения такого рода мероприятий.

7. Развлечение и потребность в общении с людьми. Путешествия в праздничные дни и туры с развлекательно-познавательными программами.

8. Удовлетворение любопытства и повышение культурного уровня. Этот туристский мотив реализуется во всех вышеперечисленных турах, но наиболее характерен для познавательных туров (например, туры по известным городам, столицам, историческим и культурным центрам).

При выборе турпродукта турист, как правило, руководствуется целой гаммой мотивов, из которых лишь определенные имеют существенную значимость. Эти мотивы часто объединяются в многокомпонентные комплексы ощущений и желаний, в значительной мере усиливающих свое влияние на механизм и результат принятия потребителем окончательного решения. Таким образом, потенциальным туристом может быть принято решение о выборе путешествия, соответствующего одновременно нескольким мотивационным исходам.

Соотношение главной и вторичных целей отдыха,которые определяют выбор туриста, позволяет классифицировать мотивационные исходы следующим образом.

1. Единый четко преобладающий и обоснованный мотивационный исход.

2.Один превалирующий мотивационный исход и несколько вторичных, или ожидаемых, исходов, решение о выборе которых может быть принято при соответствующем стечении обстоятельств во время поездки.

3. Главный мотивационный исход и несколько четко выделенных сопутствующих исходов, например при выборе пляжного отдыха. Выбор географического направления (конкретного курорта) и уровня отдыха в значительной степени зависит от компании, наличия денежных средств и опыта предыдущих поездок.

 

(89) 6. Общая модель поведения потребителей. Типы потребителей туристского продукта и их общая характеристика

Анализируя поведение потребителей, надо быть очень осторожным в своих оценках. Поведение потребителя никогда не бывает простым, поскольку на него оказывает влияние множество факторов.

Чэмберс, Чако и Льюис подвели итог своим наблюдениям за поведением потребителей в виде пяти постулатов. Эти постулаты могут послужить хорошим отправным пунктом для начала обсуждения вопросов, связанных с поведением потребителя.

1. Поведение потребителя целенаправленно.

2. Потребитель имеет свободу выбора.

3. Поведение потребителя представляет собой процесс. Для ведения маркетинговых операций необходимо понимать этот процесс.

4. На поведение потребителя можно влиять.

5. Потребителя надо воспитывать. Часто потребители действуют вопреки собственным интересам из-за недостатка знаний.

Что и как покупает человек – предопределяется его культурными, социальными, личностными и психологическими характеристиками. Большую их часть маркетинг не может контролировать, но принимать во внимание должен.

Занимаясь маркетингом, необходимо иметь представление о том, каким образом обычно принимаются решения о покупке и какую роль в этом процессе играет каждый из его участников. Можно выделить пять таких функциональных ролей:

1. Инициатор – тот, кому первому пришла в голову идея сделать покупку товара или услуги.

2. Влияющий – человек. Обладающий достаточным авторитетом, чтобы оказать влияние на принятие окончательного решения.

3. Принимающий решение – тот, чье слово оказалось решающим для принятия решения о покупке по всему вопросу или его части.

4. Покупатель – человек, который совершает саму покупку.

5. Пользователь – тот, кто употребляет купленный товар по назначению или пользуется услугой.

Процесс принятия решения о покупке.

1. Осознание проблемы. Процесс покупки начинается с осознания покупателем проблемы или нужды.

2. Поиск информации. Вслед за возникновением потребности что-то купить может возникнуть потребность в информации о товарах, способных удовлетворить ее.

3. Оценка вариантов.

4. Решение сделать покупку. На стадии оценки устанавливается рейтинг товара среди тех, из которых предстоит сделать выбор, и формируется намерение купить товар, которому отдается предпочтение.

5. Потребительское поведение после покупки. После покупки потребитель может чувствовать удовлетворение или недовольство.

Типология потребителей очень емкая:

В зависимости от процесса принятия решения о покупке: сложное покупательское поведение – продукт дорогой, смотрит справочники, неуверенное поведение покупка рисковая, но разница вариантов невелика, привычное – товары повседн. исп-ия, поисковое - экспериментирует.

С т.зр. следования нормам поведения: отклоняющееся (девиантное и делинквентное) и в рамках норм.

По отношению к целям и средствам: конформист - приспосабливается, новатор – необычные средства, ритуалист - следует одним принципам, мятежник – создает новую систему целей и средств.

В туризме (по Квартальному): погруженный в себя искатель наслаждений, активная целеустремленная личность, представитель деловых кругов, «синие воротнички», традиционный домосед.

По поведению в тур. группе: конкурент, доминатор, онтогонист, уточнитель, весельчак.

(90) 7. Факторы потребительского выбора: демографические, личностные, социальные, культурные, этнические, географические и другие.

Существует ряд факторов, оказывающих влияние на туристские мотивы, которые необходимо учитывать при изучении спроса на турпродукт и при формировании программ обслуживания. Принято выделять доминирующие и побочные факторы туристской мотивации, обладающие определенными возможностями усиливать свое влияние на поведение потребителя и процесс принятия им решения о путешествии и выбор туристского продукта.