Статья 17. Стандарты организаций
1. Стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно исходя из необходимости применения этих стандартов для целей, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.
Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно с учетом положений статьи 12 настоящего Федерального закона.
Проект стандарта организации может представляться разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. На основании результатов экспертизы данного проекта технический комитет по стандартизации готовит заключение, которое направляет разработчику проекта стандарта.
(39) 4. Стандартизация и классификация туристских услуг. Основные стандарты на туристские услуги.
Услуги в сфере туристско- экскурсионного обслуживания подразделяют на следующие виды однородных услуг:
Реализация туристских, экскурсионных и курортных услуг., Туристские путешествия., Экскурсии., Санаторно - курортные., Турпоходы., Рекламно- информационные., Транспортные., Бытовые., Размещение., Питание., Культурно- массовые и т. д.
Основные методы, применяемые при стандартизации и классификации туристских услуг и услуг средств размещения:
- Классификация: Кодирование, Каталогизация
- Упорядочение- систематизация, селекция, симплификация, типизация, оптимизация
- Унификация
- Специализация производства
- Программно- целевой метод
Классификация –разделение множества объектов на подмножества по их сходству или различию в соответствие с принятыми методами. Система классификации - совокупность методов и правил классификации. Классификатор – офиц. документ, представляющий систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и объектов классификации.
Основные параметры, применяемые при классификации:
- эргономика;
- ресурсосбережение;
- эстетичность;
- норма- положение стандарта, содержащее требования, которые обязаны быть удовлетворены;
- норматив- норма, содержащая количественную и временную характеристики;
- качество (ГОСТ ИСО 9000- 01)- это степень соответствия имеющихся характеристик его требованиям;
ГОСТ Р 50644- 94 «Туристско- экскурсионное обслуживание. Правила по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов.» 1-ый раздел отмечает, что стандарт устанавливает требования к туристским и экскурсионным услугам, обеспечивающим жизнь и здоровье туристов и экскурсантов, методы их контроля. Раздел 4-ый. Классификация факторов риска:
Травмоопасность:
· Опасные участки территории должны иметь ограждения и защитные устройства;
· Использование средств индивидуальной защиты и соответствующей одежды;
· Туристское снаряжение и инвентарь должны соблюдать эргономические требования;
· Техническое состояние и соответствие транспортных средств;
· Соблюдение правил эксплуатации;
· Информированность туристов.
Взаимодействие с окружающей средой:
время года, погодные условия, укрытия, стоянки на маршруте; оснащение помещений и транспортных средств техническими устройствами.
Пожароопасность
Биологическое воздействие: растения, насекомые, животные. Инфекционные заболевании, аллергические, ожоговые. Профилактика обслуживающего персонала.
Психофизические нагрузки
Опасность излучений
Химические воздействия
Повышенная запылённость и загазованность
Специфические факторы риска
ГОСТ Р 50681- 94. «Туристско- экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг»Раздел 1-ый устанавливает порядок разработки документации при проектировании туристских услуг.Раздел 3-ий содержит определения используемых в стандарте терминов.Раздел 4-ый- требования к проектной документации. Содержит: условия безопасности в соответствии с законом «О защите прав потребителей». Должны пройти государственную экологическую экспертизу.Раздел 5-ый посвящён описанию технологий разработки документации.
(40) 5. Добровольное подтверждение соответствия и конкурентоспособность услуг. Системы добровольной сертификации услуг, знаки соответствия.
Сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоровДобровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров.
Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.
Орган по сертификации:
- осуществляет подтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия;
- выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию;
- предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если применение знака соответствия предусмотрено соответствующей системой добровольной сертификации;
- приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.
Цель добровольной сертификации - создание условий для повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции или выполняемой работы (услуги), а также для получения определенных гарантий относительно фактического качества объектов кредитования и страхования.
При добровольной сертификации заявитель сам определяет документы, на соответствие требованиям которых проводится сертификация на условиях договора между заявителем и органом по сертификации, аккредитованным в системе.
В отличие от обязательной сертификации, подтверждающей только требования безопасности, добровольная сертификация решает более широкий круг задач, в частности:
1) подтверждение соответствия требованиям стандартов, а также ряда показателей качества, дополняющих безопасность;
2) подтверждение подлинности услуг;
3) проверка адекватности цены качеству услуги;
4) подтверждение соответствия системы качества организации требованиям ИСО 9000;
5) подтверждение соответствия системы управления окружающей средой требованиям ИСО 14000;
6) подтверждение соответствия компетентности персонала, претендующего на работу в качестве эксперта, установленным требованиям;
7) подтверждение соответствия процессов жизненного цикла услуги установленным требованиям;
На сегодняшний день существует уже несколько систем добровольной сертификации туристических услуг с учетом современных реалий и возможностей туризма.
Во - первых, не отменена традиционная система сертификации ГОСТ - Р, являвшаяся ранее обязательной. В этой системе действуют добротные, годами и десятилетиями выверяемые стандарты, охватывающие весь спектр туристско - экскурсионного обслуживания. Гостиницы, средства размещения, проектирование туристических услуг, обеспечение безопасности туристов и экскурсантов - на весь этот список существуют строгие ГОСТы. Разница только в том, что хозяин фирмы сам теперь волен выбирать, предпочесть ему эту систему или же выбрать более современные сертификационные системы, созданные с учетом сегодняшних требований, когда во главу угла наряду с безопасностью туристов ставится такой критерий, как качество предлагаемых услуг.
Из новых систем сертификации, зарегистрированных и одобренных в РФ актуальны две. Первая - система добровольной сертификации услуг центров отдыха (рекреационных центров). Объекты оценки этой системы - зоны отдыха и средства размещения (любые объекты временного проживания туристов). Именно в этой системе можно не только сертифицировать, но и классифицировать средства размещения (гостиницы, санатории, пансионаты, дома отдыха, туристские и спортивные базы, лагеря) по 1-5-звездочному принципу и зоны отдыха (прилегающая территория, дополнительные услуги) по категориям от А (высшая) до Д (низшая).
Услуги турагентов и туроператоров возможно сертифицировать еще и в рамках сертификации качества. Направлениями этой системы являются сертификация товаров и услуг по качеству и экологическая сертификация. При данной системе сертификации оценка полезности производится за счет учета положительных и неблагоприятных (вредных) факторов. Согласно маркетинговым исследованиям, потребители турпродукта в первую очередь обращают внимание на безопасность услуг, их качество, а потом интересуются ценой. А результаты добровольной сертификации - это заключение независимой третьей стороны, которое как нельзя лучше убеждает клиента в абсолютно качественных услугах.