Вопросы по предмету: «Экономика туристского предприятия»
(12) 1. Затраты предприятий и себестоимость. Понятие о составе затрат, включаемых в себестоимость. Основные элементы себестоимости.
Целью предприятия явл. прибыль. Она зависит от 2х факторов: выручка и издержки. Прибыль = Выручка - Издержки. Издержки– денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для производства.
Следует отличать понятие себестоимости от понятия издержек. Не все издержки включаются в себестоимость. В себестоимость включ-ся не только издержки, но и некоторые налоги.
С/с определяется на общий объем - как средние затраты на единицу продукции, и на конкретный продукт или услугу. На общий объем в соответствии с НК РФ гл.25 «Налог на прибыль» в себестоимость всех производимых товаров и услуг включ-ся 5 осн. элементов:1)материальные затраты, 2) затраты на оплату труда,3)ЕСН,4)амортизация, 5)прочие расходы (транспорт. обслуж., командировки, связь, банк. услуги, представит. и коммерч. расходы).
Прочие расходы регламентируются по конкретным отраслям, в каждой отрасли есть свои отраслевые инструкции.
Среди перечисленных 5 элементов выделяют 2 группы: 1. Элементы, кот. включаются в себестоимость в произвольном объёме и не существует никаких нормативных документов, кот. бы регламентировали этот процесс (матер-е затраты, затраты на оплату труда и осн. часть прочих расходов). 2. Элементы включаемые в себестоимость в размерах, определённых различ. нормативными документами (амортизация и вторая часть прочих расходов). Расходы в пределах установл-ых законодательством норм возмещаются за счёт себестоимости, а сверх норм за счёт прибыли.
Расчет с/с единицы продукции осуществляется методом калькулирования. Калькуляция выражает расчет затрат предприятия на производство и реализацию конкретной услуги. Калькуляционные расходы ведутся на спец. бланках, которые состоят из плановой и фактической сторон. Плановая с/с составляется на основе анализа предыдущего года, прогноза рыночной конъюнктуры, прогноза кол-ва продаж и темпов инфляции. Фактическая с/с рассчитывается после реализации продукции на основе документации представленной в бухгалтерию.
На общий уровень с/с влияют факторы:
- внешние: налоговая политика, инфляция, система ценообразования
- внутренние: модель хозяйствования, учетная политика, форма и система оплаты труда.
(13) 2. Методика расчета себестоимости турпакета туроператорских фирм.
Расчет с/с единицы продукции осуществляется методом калькулирования. Калькуляция выражает расчет затрат предприятия на производство и реализацию конкретной услуги.
При определении с/с тура учитывают 4 группы затрат:
1)прямые затраты(стоимость проживания, питания, билетов, страховки), делятся на 2 группы:- производимые самим тур оператором, - производимые другими организациями. Когда услуги производятся сторонними организациями в себестоимость включаются цены, кот. туроператору выставляют эти организации. Они называются цена нетто.
2)Групповые затраты связаны с производством услуг, кот. потребляются всей группой (трансфер, затраты на руководителя),
3)Офисные затраты напрямую с клиентом не связаны (содержание офиса и руководства), Высчитывают по предыдущему году, если не планируются изменения, учитывая % инфляции
4)Налоги входящие в себестоимость - ЕСН, налоги в дорожные фонды.
Основой всех расчётов туроператорских фирм явл. себестоимость одного туродня.
С учётом анализа предыдущих периодов необходимо спланировать объём продаж, выраженный в кол-ве проданных туродней.
Для того, чтобы определить офисные затраты на 1 туродень составляют годовой план продаж (кол-во туров*продолжительность тура*наполняемость группы = итого за год по всем турам). Оф. затраты рассчитываются согласно статьям калькуляции: А, аренда имущества, командировки, оплата труда и ЕСН, реклама, услуги почты, связи и т.д.
Оф. затраты 1 туродня = оф. затраты / кол-во туродней в году.
При расчете прямых затрат всегда учитывается конкретные затраты по каждому туру на 1 человека:
Прямые затраты = перелет + проживание + питание + страховка + экскурсии .
При расчете групповых затрат учитывается конкретные затраты на руководителя, командировочные, гид - в расчете на 1 туриста
Гр. затраты = общие затраты на руководителя / количество человек в группе.
При расчете: С/С ТУРА = прямые затраты этого тура + групповые затраты этого тура + постоянные офисные затраты (оф. затр.1 туродня * кол-во дней в туре).
Этот метод ценообразования наз. затратный.
ЦЕНА ТУРА = С/С + 15%(с/с + с/с*0,15). Себестоимость +прибыль=цена.
(14) 3. Методика расчета себестоимости экскурсий туристско-экскурсионных фирм.
Расчет с/с единицы продукции осуществляется методом калькулирования. Калькуляция выражает расчет затрат предприятия на производство и реализацию конкретной услуги.
С/с тур.-экс. услуг зависит:
- от офисных затрат тур- экскурс. бюро,
- от затрат связанных с проведением каждой экскурсии,
- от планового кол-ва часов экскурсий за год.
Офисные затраты тур-экскурс. бюро высчитываются согласно статьям калькуляции по общепринятой методике (А, аренда имущества, командировки, оплата труда и ЕСН, реклама, услуги почты, связи и т.д.). Здесь нет командировочных расходов и меньше коммерческих расходов.
В туристско-экскурс. фирме осн. единицей расчёта явл. один экскурсионный час. Для расчёт методики необх. определить офисные затраты в месяц и планируемое число экскурсионных часов (продолжительность экскурсии в часах * количество экскурсий = итого за месяц по всем экскурсиям).
Оф. затраты на1 час экскурсии = оф. затраты в месяц / планируемое число экск.часов в месяц.
Затраты связ. с проведением отдельн. экскурсии зависят от стоимости аренды автобуса, зарплаты экскурсовода, числа экскурсантов и продолжительности экскурсии.
С/с ЭКСКУРСИИ = (аренда транспорта за час + зарплата экскурсовода за час + офисные затраты за час) * продолжительность экскурсии. Всё это разделить на плановое число экскурсантов.
Среднеплановая заполняемость экскурсии, определяется экспертным путем на основании данных прошлого года с учетом рыночной конъюнктуры прогнозируемой на планируемый период.
(15) 4. Методика расчета себестоимости койко-дня (одной ночевки) гостиничных и санаторно-курортных предприятий.
Расчет с/с единицы продукции осуществляется методом калькулирования. Калькуляция выражает расчет затрат предприятия на производство и реализацию конкретной услуги.
Гостиница и санаторий имеют определённое сходство с точки зрения содержания технологического процесса предоставления услуг, их объединяет базовая услуга размещения. Методика расчета себестоимости одинакова.
При определении плановой с/с необходимо учитывать, что выделяют среднегодовую с/с, среднеквартальную с/с, среднемесячную с/с, среднедневную с/с, с/с 1 койко-дня и с/с 1 путевки. Наиб. распространёнными явл. показатели валовой годовой себестоимости и себестоимости одного койко-дня., т.к предприятия работают в условиях сезонности, что приводит к неравномерной заполняемости койко-мест.
Для определения себестоимости одного койко-дня необх. знать:
- планируемую величину совокупных затрат в год – согласно статьям калькуляции: 1)материальные затраты, 2) затраты на оплату труда,3)ЕСН,4)амортизация, 5)прочие расходы
- кол-во мест в гостинице или санатории,
- плановое число продаж или плановую заполняемость.
Среднегодовая с/с 1 койко-дня рассчитывается как планируемая сумма постоянных и переменных годовых затрат деленная на планируемое число продаж койко-дней в год.
Планируемое число продаж в год рассчитывается: Общее кол-во койко-мест умноженное на кол-во дней в году и умноженное на % загруженности в год.
(16) 5 Методика составления калькуляции блюд на предприятиях питания.
Расчет с/с единицы продукции осуществляется методом калькулирования. Калькуляция выражает расчет затрат предприятия на производство и реализацию конкретной услуги.
Расчет с/с единицы услуги общепита основывается на определении 3-х исходных данных:
1)среднемесячные затраты на приобретение продуктов питания, напитков. Определяются на основе опыта предыдущих периодов, анализа рыночной коньюктуры, и прогноза темпов инфляции.
2)Количество посадочных мест и коэффициент посещаемости.
3)Определение суммарных затрат на функционирование кафе и выявление в них доли затрат на продукты питания.
Для расчетов необходимо определить планируемое кол-во посещений на месяц. Для этого кол-во посадочных мест умножить на кол-во рабочих дней в месяц и на коэффициент посещаемости (количество человек, посидевших в течение дня на 1 посадочном месте).
Для расчёта себестоимости необх. определить миним. наценочный коэффициент
НК = сумма затрат согласно статьям калькуляции / затраты на продуты питания.
Миним. наценочный коэф-т показывает во сколько раз в среднем должна быть увеличена стоимость сырьевого набора в каждом блюде, чтобы окупились затраты предприятия. Миним. наценочный коэфф-т сильно зависит от кол-ва посетителей.
Определение себестоимости продуктов питания осуществляется при помощи рецептурного сборника, в кот. содержатся технологические карточки блюд: технология и ингридиенты (винегрет: свекла, морковь, картофель – указан вес). Эти данные переносятся в калькуляционные карты, кот. должны иметься на кажд. блюдо.
Себестоимость блюда = стоимость сырьевого набора * НК.
(19) 8. Экономическая сущность основных фондов предприятий в туризме, показатели оценки их состояния и механизм воспроизводства.
Любое предприятие действует по опред. принципу. Любая коммерческая деятельность начинается с денег (инвестиции), чтобы построить предприятие.
Деньги – Товар (средства производства (ОПФ и Об.ср-ва)+раб.сила) – Производство – Товар* - Деньги*
Средства производства принимают форму основных фондов: здания, сооружения, оборудование, инвентарь. Т.е.ОФ – это материально-вещественные ценности долгосрочного использования, которые не меняют своей физ. формы и по мере износа переносят свою стоимость на создаваемые услуги процедурой А*. Оборотные производственные фонды – то, из чего производим.
Чтобы получить прибыль Д* д.б. больше Д.
В зависимости от характера участия в производственном процессе можно выделить: 1)производственные ОФ, кот. неоднократно участвуют в производственном процессе и переносят свою стоимость по частям, 2)непроизводственные ОФ – не участвуют в производственном процессе и предназначаются для непроизводственного потребления и использования, и переносят свою стоимость по частям.
В зависимости от функционального назначения ОПФ делятся: здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства, инструменты, производственный инвентарь, хозяйственный инвентарь и пр. По принадлежности: собственные, арендованные, предоставленные в аренду. ОПФ в туризме используются в процессе производства: общепит – плита…
На предприятиях оценка ОПФ ведется в натуральной (количество единиц) и денежной формах(стоимость).
Виды денежной оценки:
- балансовая: цена, по которой были куплены
- восстановительная: переоценка с учетом инфляции
- остаточная: балансовая минус износ
- ликвидационная: теоретически равна 0, но в реальной жизни предприятия продают изношенный станок или мебель…
ОПФ в процессе эксплуатации подвержены износу:
1. Физический – потеря потребительной стоимости (полезности), зависит от времени использования, интенсивности, квалификации персонала. М.б. полный и частичный физ. износ.
2. Моральный – несоответствие ОПФ современным требованиям (появление новых более производительных образцов).
3. Экономический – потеря стоимости.
Возмещение экономического износа обеспечивает процедура амортизации. А – денежное возмещение износа ОПФ путем включения части их стоимости в затраты (с/с) товаров или услуг. А нужна для замены ОПФ при их выбытии. Для расчеты величины А отчислений используют показатель нормы А. Норма А = 100%/СПИ, СПИ – срок полезного использования. А отчисления за год = Норма А * стоимость оборудования.
Показатели использования ОФ. Конечная эффективность использования ОФ характеризуется следующими показателями: 1)Фондоемкость - это доля стоимости ОФ, приходящихся на 1 руб. выручки. 2)Фондоотдача показывает сумму выручки, приходящуюся на 1 руб. стоимости ОФ. 3)рентабельность - показатель экономической эффективности производства на предприятиях. Комплексно отражает использование всех ресурсов. Пр. стоимость = 5000р, А отчисления при Норме А = 20%, будут = 1000р. в год. Т.о. оборудование окупится через 5 лет.
Вопросы по предмету: "Курортное дело"
(22) 1. Организация курортного оздоровления в РФ, использование курортных факторов в условиях современного курорта.
Современное кур. дело - отрасль экономики, кот. выполняет соц. задачи: улучшение индивид. и общест. здоровья населения, приращение здоровья, восстановление трудовых ресурсов, занятости населения и развитие курортов. Эконом. эффект проявляется опосредованно.
Политику в области здравоохранения в РФ осуществляет Министерство Здравоохранения. Для того чтобы здравница могла функционировать, она должна иметь целый ряд разрешительных документов, получение которых - необходимое для работы условие. Без заключений Госпожнадзора, Санэпиднадзора санаторий не может функционировать; без лицензии Министерства здравоохранения - оказывать лечебно-оздоровительные услуги. Помимо этого в санаторно-курортной отрасли, как и во многих других секторах экономики, существуют внутренние стандарты организаций, соответствие которым является весьма желательным условием, так как повышает конкурентоспособность предприятия, способствует улучшению качества оказываемых услуг. Лицензирование представляет собой законодательно утвержденное возмездное разрешение на право заниматься какой-либо деятельностью на определенный срок и при соблюдении определенных условий. Основной смысл лицензирования – защита потребителя от некачественных продуктов и услуг в тех сферах, где эти услуги могут представлять опасность для его жизни и здоровья.
Лицензия на мед. деят-ть – документ необходимый для ведения сан-кур дела. Она выдается органами местного самоуправления, сроком на 3 года, только при наличии соответствующих мед. базы (мед. аппаратура, помещения, сертификаты на услуги проживания, сертификаты на услуги питания и т.д.), кадров (сертификаты специалистов, аттестация). Учреждениями сан-кур. системы здравоохранения явл-ся: санатории, сан-профилактории, санаторно-оздоровительные центры.
Строится кур. дело на основе мед-ой науки курортологии, изучающей лечебные свойства различных факторы природы, их влияние на организм человека, а также разрабатывающей методы лечебно - профилак. использования лечебн. факторов природы. В организ. оздоровления используют: индивидуал. подход, регион проживания, возраст, наличие заболеваний, потребности.
В кур. оздоровлении 3 основных направления: 1). Курортная рекреация – восстановление утраченных в процессе жизнедеятельности и труда сил человека; 2).Курортная реабилитация – это восстановление утраченного здоровья в процессе жизнедеятельности и болезни; 3).Курортное лечение – узконаправленный вид деят-ти, когда на базе сан-я создаются какие-либо клиники, являющиеся сопутствующим товаром к рекреации.
Курорт - освоенная и используемая в лечебно-профилакт. целях особо охраняемая природная террит., располагающая прир. лечеб. ресурсами и необ. для их эксплуатации зданиями и сооружениями. В свое время кур. явл. неотъемлемой частью здравоохранения.
Кур. факторами явл. :
1.природно –климат. факторы: гелиотерапия - лечение солнцем, аэротерапия - воздухом, талассотерапия - использ. моря, бальнеотерапия –мин.воды, грязелечение, гидротерапия.
2.преформированные факторы - созданные человеком магнитотерапия, ультразвук, лазер, выполн. функцию доп. услуг, чтобы в макс. короткие сроки были высокие показатели оздоровления.
3. рекреационная физ. культура: активный отдых, туризм
4. массаж
5. фитотерапия: исп-ие лечебных трав
6. психотерапия: методы аутотренинга, гипноза
Лечебные свойства природных объектов и условий устанавливаются на основании научных исследований, многолетней практики и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами здравоохранения.
В соответствие с климато-природными и ландшафтными особенностями рекреационных регионов различают след. типы курортов:
1. климатические: приморские, горные, лесные, равнинные, степные, пустынные
2. бальнеологические
3. грязевые
4. смешанные
5. курорты с особо уникальными природными факторами.
По ведомственной подчиненности: курорты федерального (в Кр.кр – Сочи и Анапа), регионального и местного значения.
(29) 8. Природно-лечебные факторы Юга России, основные курорты, особенности функционирования.
Юг России – зона открытого туризма, неоднородная по рекр. ресурсам. Разделена 7 районов: Кавказско-Черноморский, Северокавказский, Горнокавказский, Азовский, Каспийский, Нижнее Поволжье, Южнороссийский. Гидроминеральные русурсы: сероводородные – Ейск, Сочи, Пятигорск, радоновые – Пятигорск. Леч. грязи: сульфидные иловые – Ейск, Анапа, Пятигорск. Специализируется на обслуж. длительного сан-кур и спорт-туристического отдыха межд. значения. Для зоны хар-на высокая концентрация рекреац. предприятий, большой объем капвложений. Высокий уровень освоенности и формирование крупных территориальных рекреац. систем на Черн. побережье Сев Кавказа. Инфраструктура неравномерная, неразвитая – Каспийский, Южнороссийский районы.
В этой зоне находятся 2 курортные агломерации: Сочинская и Кавказские Мин.Воды.
4 курортных зоны: Анапская, Геленджикская, Туапсинкая, Сочинская.
Зона Юг России очень неоднородна по природным лечебным ресурсам. Есть курорты как приморские (Ейск, Геленджик, Сочи, Анапа, Туапсе) на них в большей степени выражена сезонность действия, так и континентальные (Горячий Ключ, курорты Ставропольского края) – фактор сезонности выражен в малой степени.
Главный природный фактор морских побережий – теплые моря. Комфортные условия отмечаются в короткий бархатный сезон (конец августа-октябрь). Природный потенциал приморских курортов позволяет использовать 3 осн. фактора: аэротерапию, гелиотерапию, талласотерапию. На континентальных курортах используется климатический потенциал: дозированная ходьба по пересеченной местности, аэротерапия.
Гидроминеральные ресурсы по территории зоны очень разнообразны: сульфатные и хлоридные натриевые воды и иловые минеральные грязи соленых континентальных озер. Сероводородные воды в Ейске, Сочи, Нальчике, Пятигорске. Углекислые воды – Сев.Кавказ (нарзан), йодобромные – Сочи (Кудепста), Ейск, радоновые – Пятигорск.
Лечебные грязи. Зона отличается разнооб. иловых мин. грязей морского, приморского и контин. происхождения, встречаются сопочные грязи. Сульфидные иловые – Ейск, Анапа, Пятигорск.
К уник-м курортам отнесены: Кавказские Минер. воды (Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки, Железноводск), Большие Сочи, Анапа, Теберда.