Вопросы по предмету: «Экономика и предпринимательство» (часть 1)

(7) 1. Место и роль социально-культурного сервиса и туризма в национальной экономике.

Национальная экономика имеет сложную структуру. В ней выделяют 2 сферы:

1.Материальное производство: осязаемые продукты (С/х, пром-ть, строительство),

2.Нематериальное: продуктом явл. услуга ( наука, образование, здравоохр-е, досуг).

Осн. признаком характеризующим непроизводств. сферу явл. то, что производственная деят-ть реализуется в форме услуги, а не в матер-х благах. Услуга – благо, которое существует в виде деятельности, услугу нельзя потрогать. Процесс производства и потребления в сфере услуг в отличие от производства и потребления товаров происходит одновременно.

Непроизводственная сфера отличается от других сфер:

- результатом деятельности явл. услуга,

- значит. роль играет рабочая сила,

- имеет высокую обществ. значимость и соц. эффективность. В этой сфере складывается система экономических отношений: производство, распределение, обмен, потребление услуг.

Сфера услуг делится на 2 части: производственные услуги (отрасли, которые направлены на доведение мат. продукта – транспорт, финансы, продажа, н-и разработки), непроизводственные услуги (отрасли соц. сферы).

Продуктом соц. сферы явл. услуги, направленные на человека и окружающие его условия.

Внутри соц. сферы есть услуги, направленные на обеспечение культурного, физического, информационного воспроизводства человека – сфера СКС. СКС включает 4 крупные сферы: образование, здравоохранение, культура и туризм. СКС не может существовать без материальных продуктов: полиграфич. продукция, медикаменты, продукты питания. Но эти материальные товары носят подчиненный характер по отношению к СКС, т.е. не СКС существует за счет мат. товаров, а мат. товары за счет того, что существует сфера СКС.

Чтобы определить роль СКСиТ в экономике страны нужно руководствоваться 3мя показателями:

1. Долей, которую занимает стоимость продукции в ВВП страны.

2. Величиной налоговых поступлений от данного сектора.

3. Количеством рабочих мест, которые предоставляет эта отрасль.

У разных отраслей СКСиТ эти показатели различны. Образование, здравоохранение, культура обеспечиваются за счет государства. Их доля в ВВП определяется количеством средств, выделяемых бюджетом и составляет около 4, 5, и 0,6 % ВВП по данным отраслям соответственно.

Туризм отличается тем, что это – самоокупаемая отрасль, она не финансируется государством (кроме расходов на гос. регулирование). Вклад определяется стоимостью продукта. В РФ вклад туризма в ВВП составляет 1-5%, в развитых странах 10-12%, в тур.странах – до 50%.

Влияние культуры, образования и здравоохранения на экономику страны опосредованное – через улучшение качества трудовых ресурсов. Туризм имеет прямое влияние на экономику по след. направлениям:

- Создание ТП.

- Создание рабочих мест.

- Формирование налоговых поступлений.

- Сглаживание экономического неравенства между регионами страны (повышение уровня благосостояния регионов туризма).

- Улучшение платежного баланса страны (соотношение денежных средств, уходящих из страны и поступающих в страну): туризм может либо увеличит положительное сальдо баланса, либо сокращать отрицательный баланс.

Роль услуг в современной жизни. Сегодня сфера услуг занимает 2/3 ВВП. Расширяется занятость, удовлетворяются насущные потребности, изменилась формула жизни. Раньше чел. жил чтобы работать, а теперь работать чтобы жить. Произошла переоценка жизненных ценностей. Туризм - это заполнение повседневной жизни интересным и приятным. Люди стремятся удовлетворять свои потребности.

 

(8) 2. Экономические особенности функционирования предприятий социально-культурного сервиса и туризма. Понятие дестинации в туризме.

Большинство предприятий СКСиТ некоммерческие (здравоохранение, образование, культура). Такие предприятия получают прибыль, но не имеют право ей распоряжаться и распределять между работниками, выплачивать в виде дивидендов. Прибыль должна быть реинвестирована – вложена в дальнейшее развитие деятельности предприятия и производства. В туризме преобладают наоборот коммерческие, т.е. основная цель деятельности предприятия – извлечение прибыли.

С т.зр. экономической формы все предприятия в СКСиТ делят на 3 типа:

1. Гос. и муниципальные организации: имущество находится в гос. или муниципальной собственности.

2. Частные коммерческие организации в юр. форме хоз. обществ или товариществ (считаются частными, если даже одним из членов организации будет государство или муниципалитет).

3. Частные некоммерческие организации: общественные, религиозные организации, различные фонды.

В здравоохранении, образовании, культуре преобладает 1 тип, в туризме – 2ой.

Предприятия туризма обладают определенными экономическими особенностями:

- специфика технологии производства: торгово-посредническая деятельность (туроператор формирует в единый комплекс услуги, которые сам не производит),

- определенный способ формирования оборотных средств: полная предоплата, нет складов, запасов услуг,

- природные ресурсы явлю определяющим фактором данного вида производства.

По технологии производства выделяют след. типы предприятий в туризме:

1. Туроператоры и турагенты.

2. Предприятия размещения (гостиницы, пансионаты).

3. ПОП.

4. Транспортные предприятия (осуществляют внешнее и внутр. транспортное обслуживание).

5. Досуговые предприятия.

Другие особенности: значительная часть продукта в СКСиТ является общественным благом и предоставляется потребителю бесплатно (медицина, образование). Кроме того предприятия в туризме приближены к ресурсам, в остальных сферах (образование, медицина) они приближены к потребителю и рассредоточены. Трудоемкость сферы и с другой стороны высокая интеллектуальная нагрузка, узкая спецификация специалистов. Труд слабо поддается автоматизации и механизации.

Дестинация (с лат. «местонахождение») – это географическая террит-я, обладающая опред-й привлекательностью для туристов и предлагающая определенный набор услуг, которые отвечают потребностям туриста, удовлетворяют его спрос на перевозку, ночлег, питание, развлечение и т.д. и являющаяся целью путешествия.

Для того чтобы территория была дестинацией, необходимо выполнение следующих условий: наличие на этой территории мест размещения, питания, развлечений (должен быть определенный уровень качества услуг) и высокоразвитой транспортной системы; наличие достопримечательностей, интересующих туристов; наличие информационных и коммуникационных систем, так как это необходимый инструмент информирования туристского рынка о дестинации.

Выделяют три типа дестинации:

Первый тип это крупные столичные города или приравненные к ним, которые привлекают туристов своими достопримечательностями, хорошими возможностями для решения проблем бизнеса (конгрессы, бизнес-туризм, семинары, выставки). Существенную роль играет туризм с целью посещения знакомых и родственников, а также административных центров для решения задач управления.

Второй тип делится на две подгруппы:

центры целенаправленного развития туризма деревни, города, в которых сохраняются обычаи, история, культура.

притягательные для туристов центры не столицы, но города, имеющие высокую степень привлекательности благодаря своей истории, культуре, науке

Третий тип это центры, специально построенные для туристов ("Disneyland" в Калифорнии и во Франции; "Naturebornholm" на о. Борнхольм, Дания).

 

(9) 3. Экономическая и социальная эффективность туризма.

Экономическую и соц. эффективность можно рассматривать только в тесной связи с понятием устойчивое развитие туризма. УРТ – экономическая модель развития, целью которой является:

- улучшение качества жизни местного населения принимающего тур. региона,

- обеспечение приятного пребывания посетителей на этой территории,

- сохранение ОС.

Если соблюдены все 3 условия, то можно говорить о том, что туризм в данном регионе имеет устойчивый характер развития. Но, если один из факторов не работает, не смотря на то, что доходы от туризма в регионе растут, можно утверждать, что развитие туризма на данной территории временное. А если временное – нет смысла говорить об экон-кой и соц. эффективности.

Экономическая эффективность:

1. Справедливое распределение доходов и расходов на данной территории: туризм может вовлекать в оборот широкие слои населения и доходы распределяются между всеми жителями.

2. Туризм стимулирует прибыльные внутренние отрасли: гостиницы, ПОП, транспорт, экскурсионное и информационное обслуживание.

3. Туризм способствует притоку денежных средств в данный регион, на этой основе происходит диверсификация местной экономики – средства вкладываются в тур. предприятия, в поставщиков услуг, продукции (мультипликационный эффект: за счет туризма развиваются и сопутствующие отрасли).

4. Туризм стимулирует модернизацию местной инфраструктуры: транспортной, коммунальной, медийной.

Экономич. эффективность – процесс хозяйствования, результат которого выражается опред. выгодой, достигнутой при определенных затратах денежных, материальных информационных ресурсов и т.д. Экономич. эффективность предполагает соизмерение результатов к затратам. Экономич. эффективность в туризме характеризует степень использования производств-х и туристских ресурсов во времени. При этом получение эффективности определяется организацией туризма в стране, уровнем тур. обслуживания в регионе, деятельностью тур. фирм.

Показатели эффективности делятся на 4 группы:

1. Показатели внутренней эффективности (производительность – это объём произведённой продукции на единицу вводимых факторов производства. Рентабельность – отношение прибыли к расходам на обслуживание туристов, отражает доходность тур. деятельности. В числителе прибыль, в знаменателе могут быть разные параметры (осн-е фонды, себестоимость, выручка от реализации).

2.Показатели вклада туризма в повышение эффективности нац. экономики: сумма валют поступлений в страну, величина чистого экспорта, уровень расходов туристов на покупку тур. услуг.

3. Показатели сравнительной эффективности туризма с другими отраслями:1)фактический коэф-т валюты(отношение расходов на обслуж-е туристов в национ. валюте к доходам в иностр. валюте) .2)ёмкость валютных поступлений (отношение расходов в валюте на закупку средств производства к валютным поступлениям. Чем ниже эти коэффициенты, тем эффективней иностр. туризм.

4.Показатели мультипликационного эффекта интеграционных связей туризма. Мультипликатор – это показатель отражающий степень прироста одних величин по сравнению с динамикой других.

Социальная эффективность включает большое количество показателей:

1. Увеличение благосостояния жителей данного региона.

2. Создание рекреационных объектов, которыми могут пользоваться не только гости, но и местные жители.

3. Поощрение заботы о сохранении тур. достопримечательностей.

4. Соц. эффективность влечет эффективное использование не вовлеченных в оборот свободных земель не с/х назначения.

5. Туризм способствует появлению квалифицированных высокообразованных работников.

6. Развитие туризма способствует культурному обогащению местных жителей, их контактам с соседними регионами.

7. Туризм способствует глубокому пониманию жителями своего культурного и природного наследия.

 

(10) 4. Общая характеристика туристского рынка. Факторы спроса и предложения на туристские услуги.

Тур. рынок – место, где происходят сделки купли-продажи ТП. С экономич. т.зр. ТР - может иметь 4 значения:

1. Тур. рынок рассматривается в качестве совокупности продавцов и покупателей тур. продукта

2. ТР - инструмент согласования интересов сторон: продавцов и покупателей,

3. ТР - сфера реализации тур. продукта,

4. ТР - сфера экономич. отношений субъектов тур. рынка.

Функции рынка:

- ф-ции реализации стоимости и потребительской стоимости тур. услуг,

-доведение тур продукта до потребителя,

- обеспечение материальных стимулов к производству тур. продукта.

Субъектами тур. рынка являются: турист, туроператор, турагент. Тур. рынок характеризуется: ёмкостью (объём реализованных путёвок), соотношением спроса и предложения (конъюнктурой), условиями реализации тур. продукта.

На ТР взаимодействуют 4 элемента: спрос на ТП, предложение ТП, цена на ТП, конкуренция среди продавцов и покупателей ТП.

Спрос– кол-во тур. продукта, кот. туристы готовы купить по определенной цене в течение определённого промежутка времени: обеспеченная деньгами платежеспособная потребность в тур. услуге. На тур. спрос оказывают влияние ряд факторов: вкусы, мода, предпочтение, число туристов, доход, цены туристских продуктов, ожидание. Особенностью туризма явл. воздействие на спрос 3 групп факторов: географический (место проживания), соц-демограф (возраст, пол, положение), психолого-поведенческ. Для измерения спроса применяют количественные и стоимостные показатели (расходы).

Спрос на различные виды туризма различается коэффициентом эластичности спроса. Эластичность – реакция спроса на изменение его факторов (на сколько изменится спрос, если цена изменится на 1%: не изменится – неэластичный спрос, изменится на 1% - единичная эластичность, изменится более, чем на 1% - эластичный спрос). В туризме спрос на тур продукт в основном эластичен, т.е. повышение цены снижает спрос на него. Неэластичный спрос на спец. виды ТП: деловой, религиозный, элитарный туризм. Спрос на внутренний туризм тоже неэластичный, т.к. это обычно командировочный, уже оплачен.

Эластичный спрос – на международный туризм, массовый, особенно пляжный.

Предложение – совокупность тур продуктов с определёнными ценами, кот .находятся на тур. рынке или способны туда попасть (закон предложения: чем выше цена, тем выше предложение). На предложение кроме цены влияют неценовые факторы: природно-климатические ресурсы, инфраструктура, матер-технич. база, культурные ресурсы.

Соотношение между спросом и предложением зависит от многих факторов, главный - цена на ТП (мера и регулятор равновесия между спросом и предложением на ТП). Соотношение цены и объема спроса к цене и объему предложения образует рыночное равновесие. Цена, сформированная в точке равновесия, называется равновесной (продавцы готовы по ней продать, а покупатели - купить) – крест Маршала.

На уровень цен влияют следующие факторы: цены поставщиков тур. индустрии, цены конкурентов, колебания в спросе, сезонность в туризме, психологические факторы, связанные с модой и престижем.

Для работы тур. рынка необходимо, чтобы в экономике соблюдались базовые рыночные принципы:

1. Свободный и добровольный обмен товарами и услугами.

2. Существование безраздельной частной собственности на активы: товары, денежные средства предприятия.

3. Право собственника продавать и покупать.

Если базовые принципы соблюдены, то на рынке появляется конкуренция продавцов и конкуренция покупателей.

Для того, чтобы конкуренция была свободной, должны выполняться следующие условия:

- равенство предприятий любой формы собственности

- отсутствие ограничений при создании новых видов бизнеса

- отсутствие любых видов протекционизма, т.е. внешней защиты данного рынка, предприятия.

В совр. экономике это невозможно.