Назначение и виды учета перевозок на морском транспорте. Содержание оперативной отчетности (ДИСП/1, ДМ1, ДМ4, ДМ3, ДМ9)

Учет на морском транспорте представляет собой совокупность действий, содержание которых составляют сбор, обработка и накопление информации, отражающей ход и результаты процесса перевозки грузов. Учет служит средством контроля за ходом работы. В дальнейшем образованные массивы информации используются для решения задач анализа и регулирования производственного процесса. Три вида учета: оперативный, статистический, бухгалтерский. Основное назначение оперативного учета состоит в наблюдении, регистрации и документальном оформлении информации, отражающей повседневную работу судов, ход, условия протекания и результаты перевозки. Эта информация поступает с судов (первичная по формам ДИСП1), из портов, от агентов и из других источников в формализованном и неформализованном видах.

Статистический учет – минимум информации, которую предоставляет предприятие для отраслевого и государственного руководства по установленному табелю отчетности или форме отчетности министерства. Статистический учет имеет своей целью получение уточненных данных, отражающих работу флота, ход и результаты перевозочного процесса за календарные периоды, соответствующие периодам оперативного (месячного и квартального), текущего и перспективного планирования.

Бухгалтерский (балансовый) учет на морском транспорте имеет целью отражение и контроль выполнения производственно-финансового плана каждого отдельного подразделения и судоходной компании в целом. Этот вид учета фиксирует показатели перевозочного процесса в денежной форме. В отличие от статистического, допускающего использование выборочной информации, бухгалтерский учет носит сплошной характер. Из краткой характеристики различных видов учета следует, что они взаимно дополняют друг друга. Первые данные для оценок выполнения плана дает оперативный учет, другие виды учета позволяют уточнить, дополнить и развить эти оценки.

На морском транспорте существуют следующие системы учета перевозок и работы флота: по отправлению, по календарным периодам и по законченным рейсам.

Учет по отправлению – выполнение планового задания по всем показателям рассчитывается по моменту отправления. Это соответствует действительности по количеству отправленных грузов и пассажиров. Учет по моменту отправления фиксирует выполнение обязательств обеими сторонами – участниками перевозочного процесса(ГО и перевозчиком). Учет по отправлению ведется за каждые сутки и с нарастающим итогом.

Учет по календарным периодам. Учетным моментом является конец отчетного отрезка времени (сутки, декада, месяц). Применение этой системы учета ограничивается показателями количества перевозок и грузооборота. Результаты учета по количеству перевозок при этой системе совпадают с системой учета по отправлению.

Учет по законченным рейсам охватывает перевозки за отдельные календарные периоды и не учитывает рейсы, окончание которых приходится на даты за пределом отчетного периода. Достоинство этой системы заключается в том, что получаемые результаты отражают действительно выполненную работу. Неточности в данной системе учета тем меньше, чем больше продолжительность отчетного периода. Поэтому результаты учета по законченным рейсам за месяц обладают меньшей достоверностью, чем результаты учета за квартал и год. Система учета по законченным рейсам применяется параллельно с системой по отправлению.

Оперативная информация включает стандартную диспетчерскую информацию о выполнении элементов транспортного цикла отдельными судами и условиях протекания рейса, диспетчерскую информацию о концентрации грузов в портах и их готовности к отправке. Капитан составляет и передает информацию согласно соответствующей инструкции по составлению и передаче суточных оперативных отчетов с судов в виде стандартных радиограмм – ДИСПов:

ДИСП1/«Море» передается ежесуточно во время плавания в 18.00 по московскому времени. В ней капитан сообщает диспетчеру следующую информацию: координаты судна, сила ветра, состояние моря, количество пройденных миль за сутки, остаток бункера и пресной воды, предполагаемое время прибытия в порт назначения

.ДИСП1/«Отход». В этой радиограмме капитан указывает время окончания грузовых операций, количество погруженного груза, количество запасов и другие сведения.

ДИСП1/«Порт» передается в 18.00 по московскому времени при нахождении судна в порту под грузообработкой. Указывается вид операций (погрузка-выгрузка), количество погруженного/выгруженного груза за сутки, количество оставшегося на борту или необходимого к принятию груза, предполагаемое время окончания грузовых операций.

ДИСП1/«Грузы» дополняет отчет по системе ДИСП 1/отход, детализируя и уточняя количество груза, принятого в портах захода.

Отчеты по формам ДИСП 1 составляют по стандартным бланкам радиограмм. Сведения в них вносят в закодированном виде, что позволяет их обрабатывать при помощи специальных программ. Диспетчерские указания и распоряжения судам (командная информация) передаются по радио в определенные часы радиовахты на судах в море. Все они фиксируются в вахтенном журнале.На верхнем уровне в Министерстве транспорта РФ производится обобщение данных по объединениям и Минтрансу в целом. Оперативная отчетность пароходств составляется в отделах оперативного планирования по установленным формам ДМ.

ДМ 1 – суточное диспетчерское донесение о позиции судов. Составляется на 18 часов текущих суток. Отражает дислокацию флота, характер работы, выполняемой каждым судном, прогноз завершения ближайшего этапа работы в портах и на ходу. В порту эта форма охватывает: сведения о количестве переработанных грузов и начале грузовых операций, продолжительности и причине простоев и прогноз даты завершения грузовых работ и даты выхода судна из порта. В отчете по судам в пути указываются названия портов отправления и назначения, количество груза на борту, отдельно указываются суда, выведенные/введенные в эксплуатацию.

ДМ 3 – диспетчерский отчет о ходе выполнения плана. Содержит: сведения по выполнению плана отправки грузов и пассажиров за каждую пятидневку с нарастающим итогом за месяц; сведения об использовании бюджета времени судна; указываются контейнерные и пакетные перевозки.

ДМ 4 – диспетчерский отчет по перевозкам. Содержит сведения, систематизированные по странам и номенклатуре перевозимых грузов, экспорт, импорт и грузы иностранного фрахтователя (за месяц, квартал, год).

ДМ 9 – месячный отчет о работе судна на линии. Сведения для контроля линейного флота (расписание, технические характеристики). Составляется 1 раз в месяц отдельно по каботажу и загранплаванию.

10. Виды планирования на морском транспорте, их назначение и характеристика. Система показателей планирования и работы флота и их классификация.

Выделяют следующие виды планирования работы флота: перспективное, текущее, оперативное.Перспективное планирование – это планирование на достаточно длительный срок (5– 10 лет). Его задачей является перевод компании (флота) на более высокий организационно-технический уровень обновления, расширение сфер влияния, географии деятельности, техническое перевооружение флота. Базой разработки перспективных планов служат объективные расчеты возможностей компании и флота, данные о динамике рынка, НТП и др.Текущее планирование – это разработка производственной программы работы флота на год. Оперативное планирование базируется на данных текущего годового плана, который разбивается поквартально с уточнением и детализацией. Это планирование на короткий период времени. Главным объектом оперативного планирования является рейс. Выполнение рейсовых заданий определяет степень выполнения всех остальных видов планов. Годовой план работы флота судоходной компании – это сводный план производственно-хозяйственной и финансовой деятельности компании, разрабатываемый на основе показателей перспективного плана и госзаказа. В него входят: совершенствование техники и технологий, план использования чистой грузоподъемности флота, план ремонта и реновациифлота, план материально-технического обеспечения, план социального развития, план по себестоимости перевозок, план по прибыли и рентабельности, финансовый план (общая сумма доходов, расходов, прибыли). Все разделы годового плана должны быть органически связаны друг с другом и отражать логику экономической деятельности судоходной компании. В годовом плане компании должны быть четко взаимосвязаны социальные и собственные цели компании со средствами их достижения.Прогнозирование – обязательный элемент планирования. При планировании работы флота необходимо иметь прогностические оценки рынка транспортных услуг и фрахта, бюджета времени работы флота, тарифов; времени и расписания ремонта флота, эффективности и сроков установки нового оборудования, грузопотоков по роду и виду, доходов и расходов.Цель и методы квартального планирования перевозок и работы флота – установить плановые задания работы флота с уточнениями и детализацией годового плана. Квартальное планирование включает определение портфеля заказов, проверку реальности заявок, распределение объема перевозок по флоту, проверку возможностей рынка и флота. Оно предусматривает также определение потребностей во фрахтовании дополнительного тоннажа или в отфрахтовании своего тоннажа. При квартальном планировании используются оценки фактически достигнутых показателей за предшествующий период, прогностические оценки показателей и условий с учетом сезонных колебаний состояния (спад/подъем) фрахтового рынка и экономики.Календарное планирование работы флота направлено на: координацию работы всех звеньев транспортного процесса, согласование во времени и пространстве всех его операций, конкретизацию подлежащих выполнению работ по их видам, месту проведения, дате и времени исполнения. В календарных планах учитывается реально складывающаяся дислокация судов и текущая ситуация в портах погрузки-выгрузки с целью активного приспособления к изменяющейся обстановке, планирования всей совокупности последовательно и параллельно выполняемых операций транспортного процесса. Задачи календарного планирования: – расчет потребностей в перевозках на основе уточненных заявок с учетом календарных сроков готовности грузов; определение позиций готовности судов; выбор схем движения судов; выбор комплектации судов грузами; составление графиков работы флота, расписаний работы линейных судов; введение в график рейсовых планов работы судов.

Рейсовое планирование – это конкретизация работы судна по следующим элементам: времени перевозки, времени на погрузку, времени на выгрузку, времени на вспомогательные операции. Рейсовым планированием занимается диспетчер, который рассчитывает плановые показатели по количеству и наименованию груза для каждого порта перевозки, определяет даты и сроки, планирует финансовые показатели рейса.

Необходимость планирования работы флота обусловлена тем, что оно является одной из важнейших функций управления. Эффективное управление основано на качественном прогнозе, постановке целей и детальной разработке плана работы флота. Комплексный план работы флота состоит из следующих разделов:

– плановые показатели объема грузоперевозок;– бюджет времени работы флота;

– план ремонта и технического обслуживания судов;– план материально-технического обеспечения работы флота;– план внедрения новой техники и технологий;– планирование обновления флота;– планирование основных экономических показателей работы флота.Планирование грузоперевозок производится по трем направлениям:

1) прогнозирование рынка транспортных услуг, объема и структуры грузопотоков, динамики изменения нормативов, тарифов, объема и продолжительности ремонта судов;

2) планирование эксплуатационного времени, структуры и объемов грузоперевозок, годового бюджета времени флота (судов);

3) планирование экономических показателей работы флота (судов), финансового результата работы флота (судов).

Планирование ремонта и технического обслуживания флота – это определение сроков ремонта и затрат времени, ориентировочного объема ремонтных работ, их ориентировочной стоимости, включая стоимость материалов и комплектующих. Планирование затрат включает определение всех видов постоянных и условно-постоянных затрат, наиболее вероятных случайных затрат, основную долю составляют затраты на обеспечение содержания флота и его инфраструктуры, обеспечение грузоперевозок, ремонт и техническое обслуживание судов, выплату зарплаты плавсоставу и персоналу судоходных компаний, обеспечение жизнедеятельности плавсостава. Основными принципами планирования являются научность (использование объективных экономических законов, экономико-математических методов) комплексность и системность– это учет целей, значимых затруднений, системных связей, внешних условий и др.; непрерывность (органическая связь перспективного и текущего планирования, прошлого, настоящего и будущего); оптимальность за счет увязки во времени и пространстве целей и средств их достижения, рационального использования ресурсов, применения экономико-математических методов и эвристических приемов при планировании работы флота; стабильность, предусматривающая обеспечение предсказуемости поведения транспортной системы и условий ее управляемости.

Система показ-ей планирования и работы флота.