Провозная способность флота и способы ее определения. Анализ провозной способности судна графоаналитическим методом.

Провозной способностьюсудна называется объем работы в тонно-милях или тоннах перевозимого груза, который судно может выполнить за определенный период времени и в конкретных условиях эксплуатации. Провозная способность зависит от грузоподъемности судна и ее использования, продолжительности эксплуатационного периода, протяженности

пути плавания, времени нахождения под грузовыми и вспомогательными операциями. Можно рассматривать ее как функцию ряда переменных: грузоподъемности, показателя использования грузоподъемности, средней суточной скорости, валовых норм грузовых работ, пройденного судном расстояния в милях:

Пт-м = f (, a ,,Мв,L)

При плавании в простом рейсе провозная способность в тонно-милях:

Пт-м = QL= DчL

(Пт-м = DчL в том случае, если грузоподъемность судна используется полностью в рейсе). Если плавание совершается между нескольким портами, выражение принимает вид:

Пт-м = ΣQL = ΣDчL

Графоаналитические методы используются в анализе экономических и производственных показателей рейса судна. До начала исследования выбранный показатель необходимо представить в виде аналитической модели. Для этого применяют принцип декомпозиции: показатель расчленяют на самостоятельные подсистемы (элементы) таким образом, что становится возможным изучение ненаблюдаемых или слишком сложных его участков.

Для построения графика функций, определяющих показатель не достаточно взять его значения, необходимо выявить скрытые элементы или факторы, а затем уже определить их влияние на изменения в показателе. Рассмотрим анализ провозной способности судна графоаналитическим методом.

Провозная способность судна в тоннах перевозимого груза за ряд последовательных рейсов определяется по формуле:

ПТQ = Q × r ,

где r – количество рейсов судна за эксплуатационный период.

Для построения графика провозной способности необходимо в формуле сделать преобразования, представив вместо Q выражение и выразив количество рейсов через выражение: Q = a × β ×

где a – коэффициент загрузки судна; β – коэффициент сменности груза в рейсе; – чистая грузоподъемность судна, в т.

r =Tэ/tр

где – эксплуатационный период в сутках; – время рейса судна, сут.

После произведенных преобразований и сокращений показатель провозной способности примет вид:

Пт=a*Dч *Tэ *Мв*vэ/Mв* l+2a*Dч*vэ

Нетрудно увидеть, что элементы, образующие показатель, если рассматривать поочередно одни как переменные, а другие как константы, образуют известные алгебраические функции, выраженные уравнениями:

y=ах/х+б

y=х/а +б

Если представить Пт как функцию y = f(x), то на графике провозная способность в тоннах будет выглядеть (рис. 2) как кривые в виде гипербол и прямой.

Об изменении показателя можно судить по кривым на графике. Как видно по рис.1 при увеличении большинства переменных а, Dч ,Тэ, Мв, vэ провозная способность возрастает до своего максимального значения и в дальнейшем стремиться к постоянной величине, и только с возрастанием l провозная способность от своего максимального значения ТэМв/2 снижается и в дальнейшем стремиться к нулю. Это обстоятельство можно объяснить такой характеристикой судна, как дедвейт: с увеличением дальности плавания возрастают запасы топлива, воды и, следовательно, сокращается та часть весовой нагрузки, которая предназначена под груз.

Провозная способность в тонно-милях после преобразования примет вид:

Пт=a*Dч* Tэ *Мв*vэ* l /Mв* l+2a*Dч*vэ

Графики провозной способности в тонно-милях примут вид (рис.2).

Зависимость между переменными и провозной способностью можно интерпретировать аналогично интерпретации графика на рис. 1.