Понятие рейса судна, его разновидности. Расчет элементов рейса судна.

Рейс судна– законченный транспортно-технологический цикл работы судна по перевозке обусловленного количества груза (или пассажиров) в заданные порты.

Основные элементы рейса – переходы в порты погрузки/выгрузки, стоянка судна в порту под погрузкой/выгрузкой/бункеровкой и снабжением/оформлением портовых формальностей и грузовых документов. Началом рейса считается момент окончания выгрузки судна и оформления грузовых документов по предыдущему рейсу. Окончание рейса определяет момент завершения выгрузки груза и оформления грузовых документов текущего рейса.

Простой рейс – судно выполняет перевозку только между двумя портами. Продолжительность простого рейса складывается из времени, затраченного на погрузку в порту отправления, на переход груженого судна в порт назначения, на разгрузку и времени, которое проходит от окончания разгрузки в порту прибытия до постановки судна под новую погрузку.

Сложный рейс – судно перевозит грузы между несколькими портами, в каждом из них производится погрузка и выгрузка. При этом на следующий переход обязательно остается часть груза от предыдущего (предыдущих) перехода.

Круговой рейс – судно производит перевозки между двумя или несколькими портами и возвращается в первоначальный порт отправления.

Основополагающим при планировании рейса является расчет его продолжительности. Продолжительность сложного рейса определяется путем суммирования времени погрузки и выгрузки в разных портах, переходов судна между портами и подготовки к погрузке для нового рейса. Ходовое время складывается из чистого ходового времени, дополнительного времени, учитывающего задержки при прохождении каналов, проливов, а также времени вспомогательных операций (швартовки, отшвартовки).

Стояночное время рейса t ст складывается из времени, затрачиваемого на производство погрузки-выгрузки, т. е. чистого стояночного времени t ст ч, и дополнительного времени на вспомогательные операции в портах. Под дополнительным стояночным временем подразумевается время не совместимое с грузовыми операциями: на перешвартовку судов (от 1 до 3 ч), на подготовку трюмов к грузовым операциям, на прохождение таможенных формальностей, на операции связанные с состоянием грузов (фумигацию, специальное крепление/раскрепление грузов, рыхление грузов, оформление грузовых документов (для последней партии грузов) и др.).

Расчет финансовых показателей рейса:

Доходыза рейс F рассчитываются как суммарный фрахт по всем планируемым к перевозке грузам.

Расходы R соответственно специфике расчета подразделяются следующим образом:

1.Расходы, связанные с содержанием судна в составе материальных ресурсов судоходной компании. Расходы рассчитываются на основе установленных нормативов по содержанию судна в сутки, ранее разрабатываемых и периодически обновляемых центральным научно исследовательским институтом морского флота (ЦНИИМФ) и приводимых в справочнике морской флот технико-экономические хар-ки, а в наст время-судоходными компаниями.

Нормативы включают статьи затрат в денежном выражении (исключая топливо), так называемые постоянные расходы (относительно резко меняющихся расходов на топливо):расходы на амортизацию, текущий ремонт и обслуживание судна; расходы по содержанию экипажа, включая, заработную плату, питание экипажа, валютную часть, расходы на белье, расходы на охрану труда и обеспечение спецодеждой; навигационные расходы. Расходы на топливо определяются применительно к действующим расценкам и нормативам расходования топлива. R = q*ц*(tход- tвсп.оп), где q-норматив расходования топлива в сутки.

2. R – расходы, связанные со сборами, взимаемыми с судов за пребывание в портах. Рассчитываются соответственно принятым в каждом порту формам дисбурсментских счетов. Основные статьи сборов и услуг: корабельный, лоцманский, маячный, канальный, навигационный, экологический, ледокольный (в портах, где требуется ледокольное обслуживание). Портовые сборы оплачивают российские и иностранные суда, заходящие в порт, выходящие из порта, а также суда, проходящие акваторию порта транзитом. Ставки сборов с судов в морских портах РФ установлены для российских и иностранных судов в каботажном и загранплавании и дифференцируются по принадлежности судов. Принадлежность судна определяется флагом судна. Для отдельных групп судов установлены скидки. Ставки портовых сборов установлены в рублях за единицу валовой вместимости (GT), указанной в Международном мерительном свидетельстве судна в соответствии с положениями Международной конвенции по обмеру судов 1969 года (Лондон).

От оплаты всех портовых сборов освобождаются: учебные и учебно-тренажерные суда; суда, предназначенные для выполнения государственных надзорных и контрольных функций; служебно-вспомогательные и технические суда, суда портофлота, работающие в пределах акватории; российские военные корабли; аварийно-спасательные суда, в том числе суда, предназначенные для ликвидации разливов нефти; экскурсионные и прогулочные суда прибрежного плавания.
От оплаты всех портовых сборов, кроме лоцманского сбора, освобождаются: научные и исследовательские суда; спортивные, прогулочные и иные самоходные суда с главными двигателями мощностью менее чем 55 кВт; иностранные военные корабли;
3.Расходы, связанные с оплатой стивидорных работ установлены только для обработки линейных судов. Рассчитываются, исходя из ставки за погрузочно-разгрузочные работы.