Основные понятия общей нозологии: норма, здоровье, предболезнь, болезнь, патологическая реакция, патологический процесс, патологическое состояние.

Предмет и задачи патофизиологии, ее структура. Место патофизиологии среди других медицинских наук. Понятие о клинической патофизиологии.

 

Патологическая физиология (патофизиология, физиология больного организма) — наука о закономерностях возникновения, развития и исхода патологических процессов.

Патологическая физиология рассматривает патологические процессы как качественно новые (отличные от физиологических), специфические биологические явления, в основе которых лежит одновременное сочетание явлений нарушения физиологических функций и явлений компенсаторно-восстановительных.

Знание этих основных закономерностей позволяет практическому врачу вести целенаправленный поиск специфических признаков болезни, позволяющих поставить правильный диагноз.

Патофизиологию можно разделить на три части:

1. Общая нозология - изучение болезней как биологических закономерностей. В этом разделе изучается болезнь как реакция целостного организма, сущность болезни, стадии течения болезни, исходы болезни (выздоровление, смерть), классификация болезней и патологических процессов.

2. Типические пат. процессы – общие закономерности процессов, лежащих в основе многих заболеваний - воспаления, лихорадки, нарушений периферического кровообращения, обмена веществ, гипоксии, бластоматозного роста и др.

3. Частная патофизиология, изучающая нарушения в отдельных органах и системах.

Объектом патофизиологических исследований является патологический процесс. Основной целью – установление базисных закономерностей пат. процессов, механизмов их развития, коррекции или ликвидации.

Частная патологическая физиология — очень широкий раздел, т. к. изучаются не только общие закономерности, но частный патогенез и механизмы терапии определенных нозологических форм, напр. экспериментальное изучение неврозов, невроинфекций и т. д., гипертонической болезни, инфаркта миокарда, заболеваний органов дыхания (пневмония), органов пищеварения (гастрит, гепатит), заболеваний эндокринных желез, патофизиология лучевого повреждения и т. д.

Клиническая патофизиология – это преимущественно клинико-диагностическая часть науки. В ее задачу входит разработка и использование стандартных методов диагностики продромальных состояний и контроль за течением заболевания, а также учет влияния внешних факторов на организм человека с позиции патофизиологии.


Значение патофизиологии для теории и практики медицины. Экспериментальное моделирование как основной метод патофизиологии: его виды, возможности и ограничения. Характеристика этапов экспериментального исследования.

 

Патологическая физиология - это наука, изучающая нарушенные функции больного организма и ставящая своей задачей выяснение наиболее общих закономерностей возникно­вения, течения и исхода заболевания. Она относится к медико-биологическим наукам, соединяя биологические науки (биологию, биохимию, анатомию, гистологию, физиологию и др.) с клиническими дисциплинами (терапией, педиатрией, хирургией, неврологией и т.д.). Патофизиология – это раздел, часть медицины – науки, имеющей своей главной задачей, с одной стороны, сохранение и укрепление здоровья человека, а с другой –предупреждение болезней и лечение заболевших. Сама же медицина возникла на стыке естественных и социальных наук (дисциплин) и состоит из науки о здоровье и науки о болезни (патологии).

Особо важным для практической медицины является тот огромный фактический экспериментальный материал, которым патологическая физиология вооружает практического врача. Решение многих вопросов патогенеза заболеваний и обоснований патогенетической терапии стали возможны благодаря экспериментально-патофизиологическим, экспериментально-терапевтическим исследованиям. Так, известно, что вскрытие патогенеза нарушений углеводного обмена связано с получением экспериментального панкреатического диабета. Обнаружение добавочных факторов питания — витаминов произошло в результате экспериментов, проведенных на животных. Современное лечение злокачественного малокровия возникло в результате длительных экспериментальных исследований на собаках. Эффективные методы оживления, применяемые в клинике, есть результат экспериментальной разработки проблемы терминальных состояний у животных.

В процессе познания научный эксперимент выполняет следующие основные функции:

  1. Посредством вычленения отдельных свойств и сторон предмета дает возможность проникнуть в его сущность, раскрыть его закономерности.
  2. Материализуя ту или иную идею, выраженную в теории, гипотезе или предвидении, выступает критерием ее истинности, формой проявления общего.
  3. Выступает в качестве средства получения научных данных, является первоисточником новых научных гипотез и теорий.
  4. Дает возможность зафиксировать «отклонения» реальных предметов от абстрактно-идеального образа, созданного на основе известных законов науки.

Для постановки эксперимента необходимо:

  1. Формирование рабочей гипотезы.
  2. Определение цели и задач исследования.
  3. Выбор частных методик, адекватных поставленным задачам.
  4. Проведение эксперимента (серии опытов с контролем).
  5. Фиксация и анализ данных эксперимента.
  6. Обсуждение и выводы.

Экспериментальный метод – основной метод патофизиологии, основанный на воспроизведении болезни у животного, изучение ее, перенесение данных в клинику.

Эксперимент бывает острый и хронический.

Основные экспериментальные методики: выключение, раздражение, введение изолированных органов и тканей, сравнение.

Эксперимент на животных ставят только при строго обоснованной необходимости его проведения; с использованием оптимального биологического вида, а также количества животных; с применением (там, где это не противоречит самой цели эксперимента) обезболивающих средств.

Вместе с тем, известно, что моделирование патологических процессов на животных имеет недостатки, обусловленные существенными видовыми различиями процессов жизнедеятельности у животных и человека, а также весьма важной ролью социальных факторов в возникновении, развитии и исходах болезней человека.


Основные этапы развития патофизиологии. Роль отечественных ученых: И.И. Мечникова, И.И. Сеченова, В.В. Пашутина, И.П. Павлова, А.А. Богомольца, Н.Н. Аничкова, А.Д. Сперанского, И.Р. Петрова, Н.Н. Сиротинина, П.Д. Горизонтова, В.А. Неговского, Г.Н. Крыжановского в становлении и развитии патофизиологии.

Во второй половине XIX века европейские физиологи сделали значительные открытия относительно функций отдельных органов и систем, а также в исследовании некоторых наиболее простых механизмов регуляции деятельности сердца, сосудов, дыхания, мышц. Однако многочисленные знания имели хаотичный, разрозненный характер. Четкому представлению жизнедеятельности организма и его отношении к природе мешало отсутствие единой теории о тесной взаимосвязи различных функций организма. Позже этот период назвали временем аналитической физиологии. Тенденция к обобщению имеющихся данных, которая выражалась и попытках изучения нервной системы, нашла логичное завершение в работах русских физиологов И. Сеченова и И. Павлова.

История возникновения и развития отечественной патофизиологии неразрывно связана с именем замечательного российского ученого, профессора Виктора Васильевича ПАШУТИНА, которого по праву считают одним из основоположников патофизиологии как науки и учебной дисциплины в России. Поэтому выделяют "допашутинский" и "послепашутинский" периоды в истории отечественной общей патологии и патологической физиологии.

"Допашутинский" период начинается с 30-х годов (1726 г.) XVIII столетия, когда начинают открываться российские университеты, и продолжается до 1874 г. - года открытия В.В.Пашутиным первой в России кафедры общей и экспериментальной патологии в Казанском университете. На этом этапе патофизиология (общая патология) как самостоятельная наука и учебная дисциплина не существовала. Вопросы общей патологии и патологической физиологии излагали на курсах и кафедрах патологической анатомии, физиологии, терапии. С открытием в 1874 г. в Казанском университете первой в России кафедры общей и экспериментальной патологии начинается второй период в развитии отечественной патофизиологии - "послепашутинекий". В России создаются патофизиологические школы: Петербургская, Московская, Киевская, Томская, Тбилисская, Харьковская и другие.

В.В.ПАШУТИН (1845-1901) - один из основоположников патологической физиологии в России, почетный член Лондонского королевского общества, ученик И.М.Сеченова и С.П.Боткина. Он создал первую в России кафедру патофи­зиологии при Казанском университете в 1874 г., а через 5 лет открыл аналогичную кафедру в Военно-медицинской академии, кардинально переработав курс общей патологии в новом экспериментально- физиологическом направлении. Основные труды Виктора Васильевича посвящены разработке фундаментальных проблем голодания, обмена веществ, теплообмена и кислородной недостаточности. Им написан и издан двухтомник "Лекции по общей патологии (патологической физиологии)".

Илья Ильич Мечников(1845-1916) был исключительно разносторонним ученым. Начало его научной деятельности относится к области зоологии, где им был разработан сравнительно-эволюционный метод исследования; далее он занимался вопросами иммунологии, микробиологии, геронтологии (основал этот раздел науки и дал ему название), философии, демографии. В патологии И. И. Мечников развил целый ряд направлений. Он открыл явление фагоцитоза, то есть процесс захвата и переваривания клетками организма чужеродных частиц, сформулировал эволюционно-приспособительную теорию воспалительной реакции, заложил основы клеточной теории иммунитета (за работы в этой области в 1909 г. И. И. Мечников был совместно с Паулем Эрлихом удостоен Нобелевской премии), открыл новый класс антител - цитотоксины, то есть антитела к чужеродным клеткам, создав тем самым основу теории аутоиммунных процессов. И. И. Мечникову принадлежит поистине гениальное предвидение. В 1892 г. он высказал предположение о том, что в фагоцитах есть ферментные носители - «цитазы», предвосхитив тем самым открытие лизосом. Лауреат Нобелевской премии бельгийский биохимик Де Дюв, открывший лизосомы, свою статью, опубликованную в 1970 г. и посвященную данной проблеме, назвал «От цитаз до лизосом», подчеркнув тем самым приоритет И. И. Мечникова в этом вопросе.

А.А.БОГОМОЛЕЦ (1881-1946) - создатель крупной школы патофизиологов. Основное направление исследований Александра Александровича - изучение реактивности организма в нормальных и патологических состояниях. Его учение о трофической функции соединительной ткани является основой современных представлений о коллагенозах. Он был организатором и руководителем научной разработки консервирования крови.

Николай Николаевич Аничков (1885-1965) широко включал в лекционный курс разнообразные, порой технически сложные опыты на животных, первым в стране ввел практические занятия по патофизиологии. Круг его научных интересов был очень широк, но основное внимание было сосредоточено на разработке четырех проблем: патологии сердечно-сосудистой системы, физиологии и патологии ретикулоэндотелиальной системы, кислородного голодания, патологии желудочно-кишечного тракта. Н.Н. Аничков выдвинул оригинальную и смелую для своего времени инфильтративную теорию патогенеза атеросклероза, признанную ныне во всем мире. По сей день не ослабевает интерес специалистов к классической работе Н.Н. Аничкова «Учение о ретикулоэндотелиальной системе» (1930) - первой отечественной монографии по этому вопросу. Написанный им в 1927 г. учебник по патологической физиологии выдержал 5 изданий и в течение почти 20 лет был наиболее популярным учебным пособием по этой дисциплине в вузе. Из школы Н.Н. Аничкова вышли такие крупные патофизиологи, как И.Р. Петров, П.Н. Веселкин, П.П. Гончаров, Н.В. Окунев, Л.Г. Данилов и др. А.Д.СПЕРАНСКИЙ (1888-1961) - ученик И.П.Павлова. Алексей Дмитриевич, развивая идеи нервизма И.П.Павлова, создал оригинальное направление в патологии, выявил общие закономерности развития нервно-дистрофических процессов и их генерализации, выдвинул концепцию о нервной системе как ведущем звене в механизмах заболевания, выздоровления и компенсации.

Иоаким Романович ПЕТРОВ (1893-1970) успешно разрабатывал проблемы кислородного голодания, кровопотери, шока и терминальных состояний, посттрансфузионных осложнений, электротравмы, профессиональной патологии. Всеобщее признание получили его научные работы по проблеме гипоксии. Им разработана плазмозамещающая жидкость (жидкость Петрова), которая широко использовалась во время Великой Отечественной войны, и принципы терапии шока.

Г.Н.КРЫЖАНОВСКИЙ (родился в 1922 г.). Основные направления научных исследований, проводимых Георгием Николаевичем, посвящены проблемам патофизиологии нервной системы, общей и инфекционной патологии. Он сформулировал теорию генераторных механизмов нейропатологических синдромов и концепцию о роли доминантных структур в деятельности нервной системы; разработал экспериментальные модели ряда нейропатологических синдромов.

В.А.НЕГОВСКИЙ (родился в 1909 г.) - известен своими разработками в области патофизиологии и терапии терминальных и постреанимационных состояний. В 1936 г. им создана Лаборатория экспериментальной физиологии по оживлению организма, преобразованная в 1986 г. в Институт общей реаниматологии АМН СССР. Владимиром Александровичем и его многочисленными учениками изучены основные закономерности умирания и оживления организма и создана такая молодая еще наука как реаниматология. При его активном участии в нашей стране создана реаниматологическая служба. В.А.Неговский избран почетным членом многих зарубежных Академий Наук.

Н.Н.СИРОТИНИН (1896-1977) - ученик А.А.Богомольца. Основное направление его исследований - изучение реактивности организма при инфекционных и неинфекционных заболеваниях и патологических состояниях в срав­нительно-эволюционном аспекте. Николаем Николаевичем разработаны практические рекомендации по проблеме гипоксии в космической медицине.

П.Д.ГОРИЗОНТОВ (1902-1987) - крупный организатор медицинской науки. Петр Дмитриевич окончил Омский медицинский институт и работал ассистентом на кафедре патофизиологии последнего в 30-х годах. Он активно разрабатывал наиболее актуальные проблемы теоретической патологии (этиология, патогенез, роль внешней среды в возникновении заболеваний), изучал патогенез лучевой болезни, стресс, разрабатывал методологические аспекты экспериментальной медицины.


Основные понятия общей нозологии: норма, здоровье, предболезнь, болезнь, патологическая реакция, патологический процесс, патологическое состояние.

Здоровье (ВОЗ) — состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Факторы определяющие здоровье. Генетические (15-20%) здоровая наследственность, отсутствие морфофункциональных предпосылок возникновения заболевания. Состояние окружающей среды (20-25) хорошие бытовые и производственные условия, благоприятные климатические и природные условия, экологически благоприятная среда обитания. Медицинское обеспечение (10-15) медицинский скрининг, высокий уровень проф мероприятий, своевременная и полноценная мед помощь . Условия и образ жизни (50-55) рациональная организация жизнедеятельности: оседлый образ жизни, адекватная двигательная активность, социальный образ жизни.

При установлении факта состояния здоровья или болезни нередко прибегают к понятию «норма».

Норма — состояние оптимальной жизнедеятельности организма в конкретных условиях его существования.

Понятие «норма» часто используют как синоним здоровья («здоровье — нормальное состояние организма»). Однако, понятие «норма» несколько шире понятия «здоровье». Так, можно быть здоровым человеком, но отличаться от каких-либо общепринятых эталонов нормы (например, роста, массы или габаритов тела, характера общения с другими людьми, уровня интеллекта).

Предболезнь - понижение функциональной активности саногенетических механизмов или их комплексов, ведущее к расстройству саморегуляции и ослаблению резистентности организма. В развитии предболезни можно выделить некоторые общие патогенетические варианты:1) наследственное (врожденное) состояние предболезни; 2) в ряде случаев на организм начинает действовать патогенный фактор, не способный (из-за малой интенсивности) и (или) достаточности защитных сил организма вызвать развитие болезни. Однако, при длительном воздействии он постепенно может приводить к снижению саногенетических механизмов - например, запыленность, загазованность, вибрация; 3) чаще встречается иная ситуация, когда состояние предболезни обусловлено действием одного причинного фактора (N1), вызвавшего в организме ограничение возможности компенсаторно-приспособительных реакций, и на этом фоне может действовать какой-то другой фактор (N2), который приведет к развитию определенного заболевания. Хронический стресс может привести к снижению активности или дезинтеграции системы иммунного надзора - состояние предболезни - и на этой основе возможно развитие различных заболеваний - инфекции, опухоли, аутоиммунные болезни.

Болезнь – особый вид страдания, вызванный повреждением организма или отдельных его систем различными повреждающими факторами, характеризуется нарушением систем регуляции и адаптации и снижением трудоспособности.

Проявления болезни: пат. реакция, пат. процесс, пат. состояние, симптомы, синдромы.

Патологический процесс: закономерная динамическая совокупность патогенных и адаптивных изменений в тканях, органах и их системах, возникающих под действием повреждающего фактора, характеризующаяся нарушением жизнедеятельности организма.

• Нередко (хотя и не всегда) патологический процесс (в отличие от болезни) более локализован. В связи с этим он может оказывать менее выраженное влияние на организм (например, травма мягких тканей, ожог сравнительно небольшого участка кожи, эрозия желудка). Вместе с тем увеличение масштаба и степени повреждения органов и тканей при патологическом процессе может привести к болезни (например, посттравматической или ожоговой, язвенной болезни желудка). Именно поэтому иногда термины «болезнь» и «патологический процесс» применяют как синонимы.

• Патологический процесс может быть вызван различными агентами. Несмотря на это, механизм его развития имеет ряд стандартных (типовых, стереотипных) звеньев.

• Продолжительность, выраженность и другие особенности патологического процесса создают особенности течения болезни у разных пациентов. В связи с этим число болезней значительно больше, чем количество известных патологических процессов. В то же время болезнь не чисто механическое сумма различных патологических процессов. Так, инфаркт миокарда не является «средним арифметическим» ишемии сердца, дистрофических и некротических изменений в миокарде, расстройств гемодинамики и сократительной функции миокарда. Одна и та же болезнь, но у разных пациентов, имеет существенные особенности её начала, характера течения, исходов, наличия осложнений, ремиссий, рецидивов и других особенностей.

• У человека сформировалось определённое количество патологических процессов с закономерным комплексом стереотипных динамических взаимозависимых изменений в организме, которые условно обозначили как типовые (типические, стандартные) патологические процессы. Иногда их обозначают как типовые реактивные процессы (учитывая, что они развиваются в качестве реакции на повреждение) или типовые адаптивные процессы (поскольку в механизмах их развития часто доминируют адаптивные реакции и процессы).

• Ответ организма на воздействие может носить характер и патологической реакции.

Патологическая реакция: качественно и/или количественно неадекватный и биологически нецелесообразный (неадаптивный) ответ организма или его части (ткани, органа, системы) на действие обычных или патогенных агентов.

• Как правило, патологическая реакция — результат нарушения реактивности организма в целом или реактивных свойств тканей, органов и их систем. Одним из типичных примеров этого могут служить аллергические реакции. Так, в ответ на воздействие обычно индифферентных агентов (например, пыльцы трав или растений, яичного белка, шоколада) могут развиться приступ бронхиальной астмы, крапивница, аллергический насморк и другие патологические реакции. Примерами подобных реакций могут служить также неадекватные психосоматические ответы при развитии фазовых состояний в нервной системе (особенно ультрапарадоксальной, парадоксальной, наркотической фаз), фобий (немотивированного страха какого-либо предмета или явления), патологических рефлексов (например, спазма венечных артерий с развитием приступа стенокардии при раздражении стенки жёлчного пузыря конкрементом). Как видно, для упомянутых (равно как и для других) реакций подобного типа характерны количественная и качественная неадекватность их воздействующему фактору, а также, как правило, отсутствие адаптивного эффекта.

• Различные воздействия на организм могут привести к развитию и патологического состояния.

Патологическое состояние: длительное отклонение от нормы структуры, биохимических и/или функциональных свойств тканей, органов, их систем, возникающее под действием патогенного агента, характеризующееся, как правило, нарушением жизнедеятельности организма.

• Одной из отличительных черт патологического состояния является его длительное, затяжное (иногда в течение всей жизни) течение. Примерами таких состояний могут быть деформации клапанных отверстий сердца после перенесённого эндокардита; состояния после удаления одного из глазных яблок, зуба, почки, части кишечника, лёгкого (или части его); различные уродства и последствия аномалий развития (например, расщелина губы или твёрдого нёба; косолапость; наличие дополнительных или отсутствие нескольких пальцев, недоразвитие предплечья и др.).

• Другой характерной чертой пат. состояний является, как правило, отсутствие склонности их к интенсивному прогрессированию.

• Патологические состояния сами могут служить фактором риска развития патологических процессов и болезней. Например, сужение клапанного отверстия сердца может привести к развитию недостаточности его сократительной функции (сердечной недостаточности); отсутствие зубов — к гастриту; одного лёгкого или почки — к дыхательной недостаточности или уремии; незаращение твёрдого нёба — к асфиксии с последующей пневмонией; отсутствие части желудка или кишечника — к недостаточности полостного и мембранного пищеварения с развитием синдрома мальабсорбции (нарушение переваривания и всасывания элементов пищи).