Технико-эксплуатационные характеристики судов (весовые, объемные, линейные). Классификация морских судов по назначению и специализации. Грузовые марки судов.

Технико-эксплуатационные характеристики морских судов подразделяются на 4 группы: линейные, весовые, объемные и скоростные.

Линейные: L– длина, B – ширина, d– осадка, D– высота борта. При этом различают:– длину – по конструктивной ватерлинии Lквл; по ватерлинии между перпендикулярами Lpp, наибольшую Lнб и габаритную Lгаб;– ширину – по конструктивной ватерлинии Вквл; габаритную Вгаб; наибольшую Внб;– осадку dс с грузом, dо – порожнем, dн – носом, dк – кормой.Высота борта D – измеряется на мидель-шпангоуте между точками пересечения килевой линии с плоскостью мидель-шпангоута до бортовой линии верхней палубы. Высота надводного борта – это разность между высотой борта D и осадкой d.

Назначенные судну величины высоты надводного борта фиксируются путем нанесения на обоих бортах палубной линии, основного знака грузовой марки и сезонных грузовых марок, соответствующим наибольшим осадкам в различных условиях плавания.Весовые: водоизмещение судна с полным грузом, водоизмещение порожнего судна, дедвейт и чистую грузоподъемность судна.

Водоизмещение судна с полным грузом D получается при загрузкеего по летнюю грузовую марку в соленой воде. Каждой грузовой марке соответствует свое значение водоизмещения судна, что отражает его зависимость от района плавания и времени года.Водоизмещение порожнего судна Dо – это его водоизмещение без груза, судовых запасов и экипажа с багажом, т. е. масса корпуса судна и механизмов, измеряемая в тоннах. В массу механизмов включается масса воды в котлах и конденсаторах. Водоизмещение порожнего судна является величиной постоянной.

Дедвейт судна Dw – это полная грузоподъемность судна, т. е. загрузка, обусловленная размерами и конструкцией, при которой его осадка соответствует установленной марке. Дедвейт определяет количество перевозимого груза, необходимых запасов топлива, воды, смазки и других переменных нагрузок которые может принять судно. Это разница между водоизмещением судна с полным грузом и водоизмещением порожнего судна.Чистая грузоподъемность судна Dч – масса груза, которую судно, погруженное по грузовую марку, может принять при имеющихся на нем запасах и экипаже в соответствии сезону и району плавания.

Объемные: грузовместимость, удельная грузовместимость, валовая вместимость и чистая вместимость.Грузовместимость судна W представляет собой объем всех его грузовых помещений и характеризует способность судна вместить определенное количество грузов по объему. Грузовместимость выражается в кубических метрах.

Различают грузовместимость судна насыпью Wнас и в кипах Wк .

Грузовместимость насыпью близка к геометрическим объемам грузовых помещений, так как сыпучие грузы заполняют все пространства, в том числе и промежутки между эле- ментами набора корпуса судна.

Киповая вместимость судна характеризует объем, практически используемый при перевозке штучных, генеральных грузов. Киповая вместимость всегда меньше вместимости насыпью.Удельная грузовместимость показывает грузовместимость судна, приходящуюся на 1 тонну чистой грузоподъемности. w = W/Dч, м3/т.Валовая вместимость судна или брутто-регистровый тоннаж –выражает объем помещений судна как сооружения в целом, измеряется в регистровых тоннах (1 рег. тонна = 2,83 м3). Чистая вместимость судна или нетто-регистровый тоннаж выражает условный объем помещений судна, которые служат для перевозки грузов или пассажиров, т. е. коммерчески эксплуатируемых, рег-тонны.

Скорость - определяет уровень затрат времени на перемещение грузов и провозную способность судна. Различают техническую и паспортную скорости.

По назначениюморские суда подразделяются на:

– сухогрузные (перевозка сухих грузов, штучных, насыпных, навалочных и др.)

– наливные, или танкеры (перевозка нефти и нефтепродуктов и др. жидких грузов без тары)– пассажирские (перевозка пассажиров, багажа, почты, мелких партий груза)– технические (для выполнения гидротехнических работ, подъем затонувших судов, плавучие краны)

– буксиры и толкачи (транспортируют несамоходные грузовые и технические суда на буксире или способом толкания)– служебно-вспомогательные (обслуживают транспортный флот в портах и на рейдах).

По специализации: универсальные, многоцелевого назначения и специализированные.Универсальное морское судно – предназначено для перевозки генеральных грузов, а также различных насыпных и навалочных грузов.

Суда многоцелевого назначения имеются нескольких модификаций, различающихся способом погрузки-выгрузки, – вертикальный, горизонтальный и комбинированный. Главная особенность судов многоцелевого назначения и их отличие от универсальных состоит в лучшей приспособленности для перевозки отдельных видов грузов: пакетированных, промышленного оборудования, самоходной строительной и автомобильной техники, небольших партий рефрижераторных, жидких, пищевых и ценных грузов.

Суда узкой специализации предназначены для перевозки определенного вида груза. Для перевозки генеральных грузов – это рефрижераторы и контейнеровозы, для навалочных и насыпных – балкеры, для наливных грузов – танкеры.

Основной знак грузовой марки судов (ТП – тропическая в пресной воде; П – в пресной воде; Т- тропическая, Л – летняя; З – зимняя; ЗСА – зимняя в Северной Атлантике), совершающих международные рейсы, представляет собой кольцо («диск Плимсоля»), которое пересекается горизонтальной линией, проходящей через центр кольца, который размещен на середине длины судна. В знаке грузовой марки для судов, не совершающих международные рейсы, на кольце дополнительно по диаметру наносят вертикальную линию. Сезонные грузовые марки, соответствующие осадкам в различных условиях плавания, изображают горизонтальными линиями, параллельными линии, проходящей через центр кольца, и перпендикулярными соединяющей их вертикальной линии. Они показывают положение грузовых ватерлиний судна. Грузовая марка на судах, перевозящих лесные грузы, отличается тем, что в ее составе имеется дополнительная часть, изображающая сезонные грузовые марки при перевозке лесных грузов. Эти марки наносят от знака грузовой марки в корму.