Анализ объема реализации
От объема реализации зависят финансовые результаты предприятия, его финансовое положение, платежеспособность и т.д. Следовательно, анализ объема реализации необходимо проводить за каждый месяц, квартал, год.
Первый этап:
В процессе анализа фактические данные по объему реализации сравниваются с базовыми: плановыми, данными предшествующих периодов. При этом первоначально проводят сравнительный вертикальный и горизонтальный анализ, рассчитывают темп роста, относительные и абсолютные отклонения.
Если выручка определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь следующий вид:
ГП н.п.. + ТП = РП + ГП к.п..
где ГП н.п.. – готовая продукция на складе на начало периода;
ТП – выпуск товарной продукции в течение периода;
РП – реализованная продукция в течение периода;
ГП к.п.. – готовая продукция на складе на конец периода;
Валовая продукция – все что произвели, включая НЗП. Факторная модель:
РП = ТП + ГП н.п.. – ГП к.п..
Факторы влияния:
· изменение остатков готовой продукции на начало периода;
· изменение выпуска товарной продукции;
· изменение остатков готовой продукции на конец периода.
Факторный анализ проведем методом цепных подстановок.
1. Влияние изменения выпуска товарной продукции на прирост объема реализации:
DРПТП = DТП
2. Влияние остатков готовой продукции на начало периода на прирост объема реализации:
DРПГП н.п. = D ГПн.п.
3. Влияние изменения остатков готовой продукции на конец периода на прирост объема продаж:
DРПГП к.п. = – D ГПк.п.
Если выручка определяется по оплате отгруженной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь следующий вид:
ГП н.п. + ТП + О н.п. = РП + ГП к.п. + О к.п.
где О н.п. – остатки отгруженной, но неоплаченной продукции на начало периода;
О к.п. – остатки отгруженной, но неоплаченной продукции на конец периода;
Факторная модель в этом случае будет:
РП = ТП + (ГП н.п. – ГП к.п.) + (О н.п. – О к.п.)
Факторы влияния:
1. изменение товарной продукции;
2. изменение остатков готовой продукции на начало и конец периода;
3. изменение выпуска отгруженной, но неоплаченной продукции на начало и конец периода.
Влияние факторов на прирост объема реализации определяется следующим образом:
DРПТП = DТП
DРПГП н.п. = D ГПн.п.
DРПГП к.п. = – D ГПк.п.
DРПО н.п. = D Он.п.
DРПО к.п. = – D Ок.п.
Второй этап анализа реализованной продукции: анализируется выполнение договорных обязательств по поставкам готовой продукции, поскольку их невыполнение может привести к штрафным санкциям, а, следовательно, потере прибыли (т.к. штрафы выплачиваются за счет прибыли).
Кроме того, в условиях конкуренции предприятие в этих случаях может потерять рынок сбыта со всеми вытекающими отсюда последствиями (спад объема реализации ® спад производства).
Третий этап анализа – анализируется выполнение плана поставок за месяц и нарастающим итогом за весь отчетный период в целом по предприятию и в разрезе отдельных потребителей и видов продукции.
Выясняются причины невыполнения плана поставок, дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств.
В процессе анализа необходимо также изучить причины увеличения неоплаченных остатков продукции, отгруженных покупателю.