К практическим занятиям

План семинарского занятия № 1,2

Основные понятия безопасности жизнедеятельности. Классификация опасных и вредных факторов. Интегральный показатель безопасности жизнедеятельности

Цель: обсуждение материала лекции о предмете, целях, задачах безопасности жизнедеятельности; научить идентифицировать опасные и вредные факторы в различных сферах деятельности, наиболее близких и понятных студентам.

1. Цели и задачи безопасности жизнедеятельности.

2. Аксиома о потенциальной опасности и ее сущность.

3. Понятия опасность, опасные зоны, опасные, чрезвычайные и экстремальные ситуации.

4. Среда обитания, как совокупность факторов, воздействующих на организм.

5. Классификация опасных и вредных факторов.

6. Идентификация опасных и вредных факторов в различных сферах жизни и деятельности человека (например, проидентифицировать опасные и вредные факторы в деятельности оператора ЭВМ, бухгалтера, оператора банка, работника библиотеки, шахтера, работника мебельной фабрики, врача-хирурга, студента и т.д.). Каждый студент получает отдельное задание.

Литература:

а) основная:

1. Кожухова О.И., Хван Т.А. Безопасность жизнедеятельности. – Ростов н/Д, 1997. – 212 с.

2. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности. Изд. 8, перераб. и доп. – ОАО «Московский учебники», 2008 г.

3. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности. Экзаменационные ответы. Для студентов Вузов. – Ростов н/Д, 2002.

4. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности. Практикум. Ростов н/Д, 2008 г

б) дополнительная:

1.В.М. Фролов. Уровни функционирования физиологических систем и методы их определения. Л., 1972г.

План семинарского занятия № 3,4

Анатомические и физиологические механизмы безопасности. Влияние на организм факторов трудовой деятельности

Цель: усвоение материала о механизмах влияния трудовой деятельности на организм; причинах развития утомления и переутомления; способах поддерживания высокого уровня работоспособности; .закрепить представления об анатомических и физиологических механизмах организма человека, противодействующих воздействию негативных факторов.

  1. Перечислить основные анатомические и физиологические механизмы защиты, сложившиеся в результате эволюции человека.
  2. Строение и функции нервной системы.
  3. Рефлекс, как способ реакции организма на воздействие различных факторов; механизм рефлекторной реакции.
  4. Условные и безусловные рефлексы.
  5. I и II сигнальная система.
  6. Функции коры головного мозга.
  7. Анализаторы- структура, функции, роль в обеспечении безопасности.
  8. Иммунитет, виды иммунитета.
  9. Понятие работоспособность и ее критерии (время, объем выполненной работы, качество).
  10. Классификация трудовой деятельности.
  11. Понятия тяжесть и напряженность труда.
  12. Критерии тяжести и напряженности труда.
  13. Динамика работоспособности в течение рабочего дня, недели, года.
  14. Статические и динамические мышечные усилия; особенности энергетического обмена при статических и динамических усилиях.
  15. Понятие об утомлении и переутомлении. Критерии оценки.
  16. Динамический стереотип и его роль в поддерживании работоспособности.
  17. Методы предупреждения утомления.
  18. Эргономика и ее роль в сохранении высокой работоспособности.
  19. Понятия об инженерной психологии и промышленной этике.

 

 

Литература:

а) основная:

1.Кожухова О.И., Хван Т.А. Безопасность жизнедеятельности. – Ростов н/Д, 1997. – 212 с.

2.Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности. Изд. 8, перераб. и доп. – ОАО «Московский учебники», 2008 г.

3.Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности. Экзаменационные ответы. Для студентов Вузов. – Ростов н/Д, 2002.

4.Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности. Практикум. Ростов н/Д, 2008 г

б) дополнительная:

5.В.М. Фролов. Уровни функционирования физиологических систем и методы их определения. Л., 1972г.

 

План семинарского занятия № 5,6

Химические факторы среды обитания, естественные и антропогенные. Физические факторы среды обитания. Оценка микроклимата аудитории. Физические факторы среды обитания. Оценка освещенности на рабочем месте и аудитории в целом.

Цель: Закрепить представления о естественных и антропогенных химических факторах среды и их влияние на организм; . на этом занятии на предварительном опросе студенты должны повторить и усвоить наиболее значимые физические факторы среды обитания на примере микроклимата и научиться давать оценку состояния микроклимата аудитории и освещенности

1.Перечислить естественные физические факторы среды обитания.

2.Биогеохимические провинции и понятие о естественных химических факторах среды обитания.

3.Геохимические заболевания как реакция организма на естественные химические факторы среды; их распространение на территории Земного шара.

4.Источники антропогенных химических факторов в биосфере.

5.Понятие об антропогенных физических факторах.

6. Микроклимат. Понятие о параметрах микроклимата аудитории.

7.Понятие о терморегуляции; пути отдачи излишнего тепла организмом.

8.Влияние параметров микроклимата на пути отдачи тепла организмом.

9.Понятие о комфортном и дискомфортном микроклимате.

10. Системы обеспечения комфортных параметров микроклимата

11. Влияние света на организм человека в целом и на работу зрительного анализатора.

12. Факторы, влияющие на естественную освещенность.

13. Понятие о нормировании освещенности для зрительной работы различной степени тяжести в различных поясах светового климата.

14. Прямые показатели освещенности и их измерение (е, Е).

15. Косвенные (светотехнические показатели естественной освещенности- СК, КЗ, угол падения света, угол отверстия).

16. Искусственное освещение и системы освещения.

17. Сравнение и выбор ламп накаливания и люминицентных ламп для искусственного освещения.

 

После опроса студенты выполняют практическую работу по предлагаемой каждому методической разработке. Определяют t0 воздуха в аудитории; радиационную температуру, относительную влажность воздуха, скорость движения воздуха с помощью имеющихся приборов. Студенты должны научиться самостоятельно определить перечисленные параметры, сравнить их с нормативными показателями и дать оценку состоянию микроклимата в аудитории. В ходе работы они в тетрадях составляют протокол проведенной работы, делают оценку микроклимата и заключение о его состоянии, также при помощи люксметра по предложенной методике измеряют освещенность на рабочих местах; затем рассчитывают светотехнические показатели освещенности (СК, КЗ), проводя соответствующие измерения; определяют на каждом рабочем месте угол падения света и угол отверстия. После этого составляют протокол и путем сравнения полученных показателей с нормативными дают оценку естественной освещенности каждого рабочего места.

Литература:

а) основная:

1. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности. Практикум. Ростов н/Д, 2008 г.

2. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности. Изд. 8, перераб. и доп. ОАО «Московские учебники», 2008 г

3. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности. Экзаменационные ответы. Для студентов Вузов. – Ростов н/Д, 2002.

б) дополнительная:

1. Энциклопедия по безопасности и гигиене труда. М., 1985г.

2. Экология и эргономика. Справочник. Киев, 1986г.

3. Н.Ф. Гумеров. Гигиеническое нормирование факторов производственной среды и трудового процесса. М., 1986г.

План семинарского занятия № 7,8

Принципы нормирования опасных и вредных факторов. Основные нормативные показатели состояния среды обитания.

Цель: студенты должны усвоить, что нельзя полностью исключить воздействие на организм опасных и вредных факторов, но их действие можно ограничить пределом, который будет безопасным для организма. Для этого нужно знать пути поступления опасных (в частности химических) факторов в организм и принципы нормирования.

1. Понятие о нормировании опасных и вредных факторов.

2. Понятие о гигиенических и санитарно-технических нормативах (ПДК, ПДУ, ОБУВ, ПДВ, ПДС, ДОК и др.).

3. Основные принципы нормирования (сохранение постоянства внутренней среды, принцип линейной зависимости от степени воздействия, принцип пороговости).

4. Основные пути поступления вредных веществ в организм и их характеристики.

5. Пути превращения химических веществ в организме и их выделение.

6. Комбинированное действие химических веществ; виды комбинированного действия.

7. Понятие о функциональной и материальной кумуляции.

8. Порядок установления ПДК химических веществ в различных средах (атмосферном воздухе, воздухе рабочей зоны, воде водоемов, почве, продуктах питания).

9. Что такое порог острого действия (Zimas) и порог хронического действия (Zimch)?

10. Что такое специфическое действие химических веществ на организм?

11. Что такое биосфера и как предупредить антропогенное воздействие на ее оболочки путем нормирования опасных и вредных факторов.

Литература:

а) основная:

1. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности. Практикус. Ростов н/Д, 2008 г.

2. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности. Изд. 8, перераб. и доп. ОАО «Московские учебники», 2008 г..

3. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности. Экзаменационные ответы. Для студентов Вузов. – Ростов н/Д, 2002.

б) дополнительная:

1. Н.Ф. Гумеров. Гигиеническое нормирование факторов производственной среды и трудового процесса. М., 1986г.

2. В.М. Фролов. Уровни функционирования физиологических систем и методы их определения. Л., 1972г.

 

План семинарского занятия № 9,10

Учение о биосфере. Экологические основы безопасности.

Цель: студенты должны усвоить основные положения социально-экономической концепции биосферы; четко представлять себе связи между живыми организмами и неживой природой; понимать взаимное влияние биосферы и человеческого общества на разных этапах превращения биосферы в ноосферу и техносферу.

1. Понятие среда обитания и экологический фактор.

2. Классификация экологических факторов; лимитирующие факторы.

3. Что такое «оптимум» факторов и пределы выносливости; экологическая валентность.

4. Биоценоз, биогеоценоз – дать определение и краткую характеристику.

5. Связи организма в биоценозе. Сети и цели питания.

6. Человек как звено в экологической цепи.

7. Круговорот веществ и биогенная миграция атомов.

8.Фукнут живого вещества в биосфере.

9.Правило экологической пирамиды.

10. Понятие об адаптации и акклиматизации. Адаптивные типы людей.

11. Основные типы антропоэкологических систем.

12. Техногенные системы. Виды воздействия на среду обитания.

13. Трансформация загрязнений в биосфере.

14. Глобальное потепление климата, причины, пути преодоления.

15. Понятие о региональном комплексе опасных и вредных факторов.

16. Экологический кризис. Признаки.

17. Принципы устойчивого экологического развития.

 

Литература:

а) основная:

  1. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности. Изд. 8, перераб. и доп. ОАО «Московские учебники», 2008 г..
  2. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности. Экзаменационные ответы. Для студентов Вузов. – Ростов н/Д, 2002.
  3. В.В. Глухов, Т.В. Лисочкина, Т.П. Некрасова. Экономические основы экологии, Санкт-Петербург. 1997г.
  4. Хван Т.А. Промышленная экология. Ростов нДону, 2003 г.

б) дополнительная:

  1. И.Ф. Ливчак, Ю.В. Воронцов, Е.В. Стрелков. Охрана окружающей среды.М.1995г.
  2. Экология и регион. Материалы международной студенческой конференции. – Ростов н/Д, 1995.
  3. Город и экология. Материалы II международной студенческой конференции. – Ростов н/Д, 1996.
  4. Экологические проблемы регионов и федеральных округов. Материалы VI международной студенческой конференции. – Ростов н/Д, 2000. – 148 c.

 

План семинарского занятия № 11,12

Цель: усвоение методов повышения безопасности технических систем и технологических процессов; экологическая экспертиза проектов; экологический паспорт предприятия; понятие о мониторинге.

1.Понятие о малоотходных и безотходных технологиях.

2.Современные способы переработки и утилизации промышленных отходов.

3.Понятие о технической паспортизации оборудования и функциональной диагностике.

4.Понятие об экобиозащите и экобиозащитной технике.

5.Основные способы очистки выбросов промышленных предприятий.

6.Санитарно-защитные зоны, их нормирование в зависимости от класса опасности предприятия и устройства.

7.Понятие о звуко- и виброизоляции.

8.Экологическая экспертиза проектов – как организационно- правовая форма государственного предупредительного контроля.

9.Понятие об общественной экологической экспертизе.

10. Экологический паспорт предприятия.

11. Государственная санитарная охрана источников водоснабжения, почв, атмосферного воздуха.

12. Мониторинг- как важнейший инструмент защиты окружающей среды от антропогенного воздействия.

13. Цели и задачи мониторинга. Объекты исследования.

14. Алгоритм мониторинга: измерение→ анализ→ описание →моделирование → оптимизация. Объяснить.

15. Виды мониторинга: биоэкологический, геоэкологический, биосферный; роль каждого из них в обеспечении безопасности жизнедеятельности.

16. Организация мониторинга.

 

Литература:

а) основная:

  1. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности. Изд. 8, перераб. и доп. ОАО «Московские учебники», 2008 г..
  2. В.В. Глухов, Т.В. Лисочкина, Т.П. Некрасова. Экономические основы экологии, Санкт-Петербург. 1997г.
  3. Экология и эргономика. Справочник. Киев, 1986г.
  4. Хван Т.А., Хван П.А. Основы экологии. Ростов н/Д, 2001 г.
  5. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности. Практикум. Ростов нД, 2008 г.

б) дополнительная:

  1. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности. Экзаменационные ответы. Для студентов Вузов. – Ростов н/Д, 2002.
  2. Н.Ф. Гумеров. Гигиеническое нормирование факторов производственной среды и трудового процесса. М., 1986г.
  3. Энциклопедия по безопасности и гигиене труда. М., 1985г.

 

План семинарского занятия № 13,14

Экономические последствия и материальные затраты общества от увеличения риска во всех сферах жизнедеятельности. Управление безопасностью жизнедеятельности. Правовая и нормативно-технические вопросы безопасности.

Цель: усвоение правовых, нормативно-технических и организационных основ обеспечения безопасности во всех сферах жизни и деятельности человека; предложить студентам методики и показать на примерах, как рассчитываются затраты на охрану окружающей среды, экономическая эффективность природоохранных мероприятий, экономические методы и материальные затраты на ликвидацию последствий ЧС.

1. Правовая основа законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. Основные статьи и законы Конституции в области БЖД.

2. Содержание, цели и задачи закона «Об охране окружающей природной среды» 1992г.; механизм его реализации.

3. Содержание, цели, механизм реализации системы стандартов «Охрана природы» ГОСТ 17.0.0.00.

4. Экологическая преступность, виды экологических преступлений, их предупреждение, наказания.

5. Основы законодательства Российской Федерации по охране труда.

6. Основные направления государственной политики по охране труда.

7. Содержание работы специалистов по охране труда и службы охраны труда предприятий.

8. Понятие о ССБТ (системе стандартов безопасности труда).

9. Содержание федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1999г.).

10. Предупреждение возникновения и развития ЧС.

11. Снижение размеров ущерба и потерь от ЧС.

12. Ликвидация последствий ЧС природного и техногенного характера.

13. Структура и задачи ГО в области предупреждения и ликвидации последствий ЧС.

14. Экономические потери, связанные с заболеваемостью, травматизмом на производстве и в быту. С чем они связаны.

15. Экономическая эффективность от снижения заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

16. На каких уровнях формируются фонды охраны труда?

17. Как оцениваются материальные и людские потери общества, связанные со стихийными бедствиями, авариями и катастрофами?

18. Что такое медико-тактическая характеристика аварий и катастроф? Приведите примеры.

19. Как подсчитывается экономический ущерб от загрязнения атмосферы?

20. Как базовые нормативы платы за загрязнение окружающей среды?

21. Как реализуются и распределяются средства экологических фондов?

После опроса студенты производят по предлагаемым методикам по выбору преподавателя соответствующие расчеты.

Например:

а) расчет экономической эффективности от внедрения ПДК по имеющимся в литературе многочисленным методикам;

б) расчет оптимизации затрат на пожарную охрану региона (по методике Кривены С.А., Математические и статические методы в экономике и естествознании. Ростов-на-Дону, 2000г. с.-45).

в) расчет модели эксплуатации лесного хозяйства (В.В.Глухов и др. Экономические основы экологии С-Б, 1997г. с-275).

Выбор методики для использования расчетных методов зависит от характера аудитории: подготовленности студентов, умения пользоваться математическими методами, активности группы в целом, поэтому в каждом отдельном случае преподаватель выбирает то, что реально может быть отработано в каждой группе.

 

Литература:

а) основная:

  1. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности. Изд. 8, перераб. и доп. ОАО «Московские учебники», 2008 г
  2. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности. Экзаменационные ответы. Для студентов Вузов. – Ростов н/Д, 2002.
  3. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. МГФ «Знание», 1999г.

б) дополнительная:

  1. И.Ф. Ливчак, Ю.В. Воронцов, Е.В. Стрелков. Охрана окружающей среды.М.1995г.

План семинарского занятия № 15,16

Классификация ЧС военного времени. Ядерное оружие и очаг ядерного поражения.

Классификация чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Цель: студенты должны усвоить, что нарушение нормальной жизнедеятельности людей, а также людские и материальные потери возможны в результате аварий, катастроф, стихийных или экологических бедствий; знать причины их возникновения и принципы ликвидности последствий; повторить и закрепить знания студентов о ЧС военного времени; понятия об оружии массового поражения и обычных вооружениях; усвоить представления о ядерном оружии и очаге ядерного поражения; усвоение студентами представлений о средствах химического и биологического нападения; возможности на современном этапе возникновения очагов химического и биологического поражения; современного состояния вопроса об уничтожении запасов химического оружия; способах защиты и предупреждения заражения и отравления.

1. Что такое чрезвычайная ситуация? Классификация ЧС по степени внезапности.

2. Классификация ЧС по масштабу и скорости распространения, продолжительности.

3. Назовите ЧС естественного (природного) происхождения и дайте краткую характеристику.

4. Какие ЧС относят к социально-опасным явлениям; привести примеры.

5. Основные опасности при авариях на РОО; основные поражающие факторы при авариях на РОО.

6. Основные параметры, регламентирующие ионизирующее излучение: экспозиционная доза; поглощенная доза (что такое рад); эквивалентная доза (что такое бэр)?

7. Понятие о естественном радиационном фоне и предельно допустимых дозах облучения для различных групп населения.

8. Понятие об открытых и закрытых источниках ионизирующего излучения.

9. Основные способы прекращения горения.

10. Структура ГО и основные вопросы концепции гражданской обороны.

11. Понятие об устойчивости объектов народного хозяйства в ЧС.

12. Виды оружия МП и современные виды обычных вооружений.

13. Ядерное оружие. Виды ядерных зарядов.

14. Принцип устройства ядерных, термоядерных, нейтронных боеприпасов; конструкция и способы доставки.

15. Поражающие факторы ядерного взрыва. Ударная волна, действие на незащищенных людей и объекты.

16. Световое излучение - действие на организм и неживые объекты. Проникающая радиация – действие на организм.

17. Радиоактивное заражение местности. Загрязнение окружающей среды, его динамика. Понятие о внешнем и внутреннем облучении.

18. Основные принципы защиты от ХО.

19. Очаг химического поражения (ОХП), характеристика.

20. Биологическое оружие, понятие, боевые свойства биологического оружия.

21. Наиболее вероятные агенты биологического нападения. Способы применения БО.

22. Основные биологические средства поражения людей.

23. Основные биологические средства поражения сельскохозяйственных животных и растений.

 

Литература:

а) основная:

1.Дудин П.Г., Минкин Ю.Г. и др. Безопасность жизнедеятельности. – Таганрог, 1994. – 384 с.

  1. Аликова А.А. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. – Ростов н/Д, 2001. – 164 с.
  2. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности. Изд. 8, перераб. и доп. ОАО «Московские учебники», 2008 г.
  3. Я.С. Повзник и др. Пожарная тактика. М.1990г.
  4. Я.С. Барчук. Медицина экстремальных ситуаций. Минск.,1998г.

б) дополнительная:

 

  1. Сборник методик по прогнозированию возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий в РСЧС. М., 1994г.
  2. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. МГФ «Знание», 1999г.

План семинарского занятия № 17,18

Первая помощь в ЧС. Способы наложения повязки на раны.

Цель: научить студентов оказывать первую помощь пострадавшим в ОМП.

1. Понятие о потерях в ЧС. Классификация потерь. Расчет и структура санитарных потерь в ОМП и ЧС.

2. Понятие I медицинская помощь: цель, задачи, объем, силы и средства по оказанию I помощи.

3. Что такое рана, виды ран, признаки ран.

4. Общие правила обращения с раненными и пораженными и общие правила бинтования.

5. Основные типы повязок.

После короткого опроса студенты делятся на группы по 2 человека; каждая группа получает 3 бинта разных размеров.

Преподаватель показывает правила наложения типовых повязок, студенты отрабатывают навыки их наложения. Обычно отрабатываются правила наложения следующих повязок: круговая (циркулярная; спиральная без перегибов и с перегибами; крестообразная или восьмиобразная; черепашья- сходящаяся и расходящаяся).

После достижения удовлетворительного результата, преподаватель показывает, как можно комбинируя 4 основных типа повязок, наложить повязку на любую часть туловища. Затем по выбору преподавателя студенты учатся накладывать следующие повязки:

- на голову (чепец, шапочка Гиппократа, на 1 глаз, на оба глаза, на ухо, на голову и шею);

- на туловище (повязка Дезо, окклюзионная повязка, крестообразная на грудь и спину, колосовидная на грудь, спину, плечо);

- на конечности (черепашья на суставы, колосовидная на бедро, живот, ягодицы и тазобедренный сустав, на плечо, предплечье, кисть, на культю).

Литература:

а) основная:

  1. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности. Практикум. Ростов н/Д, 2008 г
  2. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности. Изд. 8, перераб. и доп. ОАО «Московские учебники», 2008 г.
  3. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности. Экзаменационные ответы. Для студентов Вузов. – Ростов н/Д, 2002.

б) дополнительная:

  1. Я.С. Барчук. Медицина экстремальных ситуаций. Минск.,1998г.

Первая помощь в ЧС. Способы остановки кровотечения, иммобилизации при переломах, I помощь при клинической смерти.

Цель: научить студентов остановке кровотечения (капиллярного, венозного, артериального); проводить иммобилизацию при переломах и повторить способы и порядок реанимации.

1. Что такое кровотечение, виды кровотечений в зависимости от калибра поврежденного сосуда.

2. Признаки кровопотери при внутреннем кровотечении.

3. Способы остановки венозного кровотечения.

4. Способы остановки артериального кровотечения.

5. Что такое пальцевое прижатие сосуда на протяжении и в каких точках оно производится.

6. Правила наложения жгута при артериальном кровотечении.

7. Правила наложения закрутки.

8. Что такое перелом ногтей, каковы их признаки ?

9. Порядок оказания I помощи при переломах.

10. Что такое иммобилизация, правила иммобилизации.

11. Что такое шок. Последовательность и объем противошоковых мероприятий.

12. Шины. Виды шин (табельные и из подручных материалов).

13. Клиническая смерть. Признаки клинической смерти.

14. Последовательность мероприятий первой помощи при клинической смерти.

15. Правила осуществления непрямого массажа сердца.

16. Основные способы искусственной вентиляции легких.

После опроса студенты под руководством преподавателя на практике учатся накладывать шины; отрабатывают правила остановки кровотечения при помощи жгута, закрутки, давящей повязки; учатся вводить обезболивающие вещества из шприца-тюбика (иммитация); учатся изготавливать и накладывать окклюзионную повязку; иммитируют друг на друге проведение непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких.

Литература:

а) основная:

1. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности. Практикум. Ростов н/Д, 2008 г

2. Дудин П.Г., Минкин Ю.Г. и др. Безопасность жизнедеятельности. – Таганрог, 1994. – 384 с.

3. Атаманюк В.Г. и др. Гражданская оборона. – М., 1986. – 297 с.

4. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности. Изд. 8, перераб. и доп. ОАО «Московские учебники», 2008 г.

б) дополнительная:

1. Я.С. Барчук. Медицина экстремальных ситуаций. Минск.,1998г.

  1. Сборник методик по прогнозированию возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий в РСЧС. М., 1994г.

5. Контроль знаний (тесты, вопросы для зачета)

5.1. Тесты для контроля знаний по курсу