Налоги в дореволюционной России

НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

 

 

Появление налогов связывают с появлением первых государственных образований: происходит деление общества на классы, возникают товарно-денежные отношения, появляются органы власти. Изначально налоги выполняли военную функцию государства – формирование и содержание армии, а затем в процессе развития государства – фискальную, регулятивную и контрольную функции.

До 988 г. основными видами налогов являлись дани и оброки. Уплачивались они натурой

Выявляют три основных периода в становлении и развитии налогов.

Первый этап – начало ХV1 в. Налоговая система в государстве еще отсутствовала, город или община сами занимались сбором денежных средств, взимаемых в виде налогов. Налоги на данном этапе носили случайный характер, так как сборы не имели постоянного характера и зависели от различных причин – начала войны, голода, эпидемии.

Иваном III в качестве основного прямого налога были введены данные деньги с черносошных крестьян и посадских людей, а затем ямские, пищальные подати, сборы на городовое и засечное дело.

Второй этап – конец 17- начало 18 в. На этом этапе происходит переход налогов от случайных к постоянным. Строится налоговая система, состоящая как из прямых, так и из косвенных налогов. Более четко определены функции и задачи государства. В законах начинает регламентироваться система налогообложения. Появляются специальные органы, осуществляющие сбор налогов.

В царствование Алексея Михайловича в 1655 г. был создан Счетный приказ, который отвечал за взимание податей.

Крупномасштабные государственные преобразования в России, затронувшие все сферы экономики, включая и финансы, связываются с именем Петра 1.

Появились такие налоги, как драгунский сбор, гербовый сбор, сбор на постройку судов, значительно увеличиваются уже существовавшие ранее налоги. В 1717 г. было принято ре­шение заменить огромное количество налогов одним прямым налогом (подушевой податью). Петровская налоговая реформа была тщательно спланирована и продумана: про­ведена перепись населения, сделана раскладка на души мужско­го пола крестьян и иных категории, которые должны были платить налоги. Косвенные налоги составляли в общей структуре доходов 1/4 часть.

Третий этап – 19 век. Для этого этапа характерно становление рационального подходах к установлению налогов: происходит уменьшение количества собираемых налогов, значение придается соблюдению прав при их установлении и взимании. Государство осуществляет все существующие функции в сфере налогообложения.

Одним из самых ранних нормативных актов, закрепляющих налоговую политику в государстве, явился утвержденный в феврале 1810 г. "План финансов" Сперанского. В течение 1875 - 1898 гг. в стране была проведена налоговая реформа, в ходе которой отменены соляной налог и подушная подать, отменены винный и ряд других откупных платежей, введены новые налоги. По окончании реформ налоговая система России стала включать в себя такие прямые налоги, как поземельный налог, налог с недвижимых имуществ, государственный квартирный налог, промысловый налог и сбор с доходов от капитала. К косвенным налогам относились акцизы и таможенные пошлины.

Поземельный налог, заменивший подушное обложение, введен в 1875 г. Это был первый в истории России налог, который наряду с другими сословиями платило и дворянство. Налогообложению подлежали все земли, за исключением казенных. Размер налога был дифференцирован и в различных губерниях составлял от 0,25 копейки с десятины до 17 копеек в зависимости от качества земли.

В 1898 г. введено новое Положение о Государственном промысловом налоге. Промысловое налогообложение предполагало уплату основного и дополнительного налогов. Объектом промыслового налога являлась прибыль промышленных и торговых предприятий, а также банков и страховых компаний. Основной налог являлся по своей сути патентным сбором. Во внимание принимался род торговой деятельности. Для кредитных и страховых учреждений определялся размер основного капитала, а для промышленных предприятий - количество рабочих, объем производимой продукции и производственные мощности. Кроме этого, предусматривалась также уплата дополнительного налога, размеры которого зависели от основного капитала и прибыли предприятий, определяемых на основе представляемой ими публичной отчетности.