МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Управленческий учет - инструмент, позволяющий оперативно реагировать на изменения обстановки, объективно оценивать свой бизнес и принимать обоснованные решения
Основные потребители управленческой информации:
§ Корпоративный
§ Топ-менеджмент
§ Руководители среднего звена
Задачи, решаемые в системе управленческого учета:
· формирование нормативной себестоимости выполнения работ на уровне проектной документации;
· уточнение объемов и стоимости работ на уровне рабочей документации;
· планирование работы по времени;
· оценка возможности выполнения работ собственными силами или с привлечением субподрядчиков;
· перераспределение ресурсов по объектам и видам работ (то есть составление оперативных бюджетов на основании производственных планов);
· нормирование потребности в материалах, технике;
· контроль за приобретением материалов и их движением для избежания затоваривания складов;
· контроль перерасхода материалов, списания техники, уровня расценок на виды работ.
Содержание управленческого учета:
1) Информационный блок (управленческая отчетность)
2) Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)
3) Система сбалансированных показателей (Balanced Scorecard)
4) Самодиагностика организации
5) Оценка конкурентной позиции
6) Система мотивации
7) Автоматизация
Основные проблемы российских компаний:
· создание единой информационной среды, которая охватывала бы всю систему управленческого учета. Сегодня функциональные подразделения решают отдельные локальные задачи, информация о которых не предоставляется в другие службы, а выясняется только при обсуждении с руководством компании или на общефирменных совещаниях;
· активное использование нефинансовых показателей в системе управленческого учета. Сегодня этим показателям пока отведена роль «производственной» статистики и статистики для внутреннего пользования функциональных служб;
· увязывание системы мотивации персонала и управленческого учета для обеспечения объективности премирования сотрудников.
Вместе с тем не следует надеяться на какой-то «особый» программный продукт, который решит все проблемы. Любой инструмент без думающего аналитика подобен микроскопу, которым забивают гвозди.
Финансовая структура фирмы – набор бизнесов и (или) других сфер финансовой ответственности (за доходы и затраты, только за затраты, за определенные финансовые показатели и т.п.), распределенных между структурными подразделениями предприятия или фирмы, выступающих в качестве объектов управленческого учета и бюджетирования.
Основные группы структурных подразделений – объектов бюджетирования:
1. Центры финансовой ответственности (ЦФО);
2. Центры финансового учета (ЦФУ);
3. Места возникновения затрат (МВЗ).
Назначение целевых показателей:
- определение конкретных финансовых целей и соответствующих им нормативных результатов деятельности структурных подразделений;
- контроль за изменением финансового состояния организации и периодические корректировки.
Этапы анализа финансовой структуры организации и выделения ЦФО, ЦФУ, МВЗ:
I этап. Составление перечня бизнесов: анализ правового статуса структурных подразделений и проверка степени технологической, сбытовой, региональной и иной обособленности в деятельности структурных подразделений.
II этап. Определение типа организационной структуры фирмы: дивизиональная или линейно-функциональная.
III этап. Распределение бизнесов по структурным подразделениям, определение структурных подразделений, не занимающихся бизнесом.
IV этап. Распределение доходов, расходов и затрат по структурным подразделениям, определение регулируемых/нерегулируемых затрат.
V этап. Выявление структурных подразделений, способных отвечать за движение денежных средств.
VI этап. Составление перечня ЦФО, ЦФУ, МВЗ.
Таблица 1 - Система целевых показателей организации
Виды центров ответственности | Главные директивные показатели | Корректируемые целевые нормативы | Основные лимиты |
ЦФО | Сумма общеорганизационных расходов | Норма маржинальной прибыли (на год, с разбивкой по месяцам для обеспечения директивного показателя – чистой прибыли) | Накладные расходы |
Масса чистой прибыли (на год, с разбивкой по месяцам) | Объем продаж | Первоначальные затраты | |
Дебиторская/кредиторская задолженность | |||
Максимальный размер внешних заемных средств | |||
ROA (за год) | Коэффициент оборачиваемости активов | Минимальный уровень конечного сальдо | |
Прирост общих активов | |||
ЦФУ | Масса чистой прибыли (на год, с разбивкой по месяцам) | Норма маржинальной прибыли (на год, с разбивкой по месяцам для обеспечения директивного показателя – чистой прибыли) | Накладные расходы |
Первоначальные затраты | |||
Норма чистой прибыли | Объем продаж | Максимальный размер внешних заемных средств | |
МВЗ | - | - | Статьи регулируемых затрат операционных бюджетов |
Показатели экономии регулируемых затрат операционных бюджетов |
Смысл создания центров ответственности – более четкая организация контроля и регулирования затрат как функции управления, обеспечение четкой персонофицированной ответственности за уровень отдельных расходов и затрат на предприятии
Рис. 2. Иерархия обратной связи в управленческом учете
Себестоимость продукции (работ, услуг) - стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Различают: полную, производственную, цеховую себестоимость.
Таблица 2 - Виды себестоимости
№ п/п | Вид себестоимости | Счета учета затрат | ||||
| Цеховая | + | + | + | - | - |
| Производственная | + | + | + | + | - |
| Полная | + | + | + | + | + |
Состав затрат на производство формируют прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также расходы вспомогательных производств, косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием основного производства, и потери от брака.
Остаток сырья и материалов на складе на начало периода | Затраты в незавершенном производстве на начало периода | Остаток готовой продукции на складе на начало периода | |||
+ | Стоимость закупленных в текущем периоде сырья и материалов | + + + | Прямые материальные затраты Прямые трудовые затраты ОПР | + | Себестоимость выпущенной из производства готовой продукции |
- | Остаток сырья и материалов на складе на конец периода | - | Затраты в незавершенном производстве на конец периода | - | Остаток готовой продукции на складе на конец периода |
= | Материальные затраты производства | = | Себестоимость выпущенной из производства готовой продукции | = | Цеховая себестоимость проданной готовой продукции |
Рис. 3. Схема движения цеховой себестоимости
Все затраты на производство в конечном итоге включаются в себестоимость отдельных видов продукции, работ и услуг или групп однородной продукции.
Основные классификации затрат:
§ Классификации затрат для расчета себестоимости, оценки запасов, незавершенного производства и прибыли
§ Классификации затрат для планирования, прогнозирования, принятия решений
§ Классификации затрат для контроля и регулирования
Рис. 4. Распределение затрат на продукт в системе «Абзорпшен-костинг»
Таблица 3 - Бюджет доходов и расходов (Абзорпшен-костинг)
№ п/п | Статьи | Виды продукции | Итого | ||
А | В | С | |||
1. | Выручка от продажи | Х | Х | Х | Х |
2. | Цеховая себестоимость | Х | Х | Х | Х |
3. | Валовая прибыль (стр.1-стр.2) | Х | Х | Х | Х |
4. | АУПР, расходы на продажу | - | - | - | Х |
5. | Операционная прибыль (стр.3-стр.4) | - | - | - | Х |
Рис. 5. Распределение затрат на продукт в системе «Директ-костинг»
Таблица 4 - Бюджет доходов и расходов (Директ-костинг)
№ п/п | Статьи | Виды продукции | Итого | ||
А | В | С | |||
6. | Выручка от продаж | Х | Х | Х | Х |
7. | Переменные затраты | Х | Х | Х | Х |
8. | Маржинальная прибыль (стр.1-стр.2) | Х | Х | Х | Х |
9. | Постоянные затраты | - | - | - | Х |
10. | Операционная прибыль (стр.3-стр.4) | - | - | - | Х |
Система "директ-костинг" в разных странах имеет свои "национальные" имена. В Германии и Австрии используют термины Teilkostenrechnung, или Grenzkostenrechnung, то есть учет частичных либо граничных затрат, или Deckungsbeitrags-rechnung - учет сумм покрытия; в Великобритании - учет маржинальных затрат (marginal costing); во Франции - маржинальный учет (la comtabilite marginale), в США - учет переменных затрат (variable costing), или "прайм-костинг" (prime costing).
Анализ соотношения «Затраты-объём-прибыль» (CVP-анализ, маржинальный анализ) является одним из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности предприятий. Он помогает менеджерам выявить оптимальные пропорции между переменными и постоянными издержками, ценой и объемом продаж, минимизировать предпринимательский риск
Ключевые элементы маржинального анализа:
Маржинальный доход – разница между выручкой и суммой переменных издержек.
Порог рентабельности – показатель, характеризующий объем продаж, при котором выручка равна совокупным издержкам, то есть это тот объем продаж, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытка.
Производственный леверидж – механизм управления прибылью предприятия в зависимости от изменения объема продаж.
Маржинальный запас прочности – процентное отклонение фактической выручки от пороговой выручки (порога рентабельности).
Маржинальный анализ на практике часто называют анализом безубыточности производства, поскольку в рамках данного анализа определяется так называемый порог рентабельности продаж (критическая точка, точка равновесия, мертвая точка, точка безубыточности, ВЕР (break-even-point) – точка), при котором выручка от продаж обеспечивает покрытие всех издержек организации и нулевую прибыль.