Технологические процессы и оборудование ГНС.
Газонаполнительные станции (ГНС) сжиженных газов – это стационарные хранилища для приема от поставщиков и хранения сжиженных газов и выдачи их потребителям.На ГНС сжиженных газов в настоящее время должны быть обеспечены обязательные раздельное хранение сжиженных газов с повышенным содержанием бутанов (до 60%) и технического пропана, а также раздельная раздача их в баллоны и автоцистерны. На ГНС необходимо также предусматривать одновременный слив сжиженных газов из железнодорожных цистерн с разным процентным соотношением пропана и бутанов.
На ГНС сжиженных газов осуществляются следующие операции:
- прием сжиженных газов от поставщика, поступающих в основном в железнодорожных цистернах;
- слив сжиженных газов в свои хранилища;
- хранение сжиженных газов в надземных и подземных резервуарах, в баллонах и т. д.;
- слив из пустых баллонов неиспарившихся остатков и слив сжиженных газов из баллонов, имеющих неисправности;
- разлив сжиженных газов в баллоны, передвижные резервуары, автоцистерны;
- прием пустых и выдача наполненных баллонов;
- транспортировка сжиженных газов в баллонах и по внутренней трубопроводной сети;
- ремонт и переосвидетельствование баллонов;
- технологическое обслуживание и ремонт оборудования ГНС;
- доставка сжиженных газов потребителям в баллонах, автоцистернах.
В ряде случаев на ГНС производятся также:- заправка автомашин, работающих на сжиженном газе, из автозаправочной колонки;- регазификация (испарение) сжиженных газов;- смешение паров сжиженных газов с воздухом или низкокалорийными газами;- подача паров сжиженных газов, газовоздушных или газовых смесей в городские системы распределения газа.Используемое оборудование:1. Насосы для перекачки сжиженных углеводородных газов.Для перекачки сжиженных газов используются насосы самых различных видов: вихревые (С 5/100 и С 5/140м), центробежные (ХГВ - химический, герметичный, вертикальный), поршневые, шестеренные и т.д. На ГНС применяют насосы, специально предназначенные для сжиженных газов, а также насосы, работающие на «горячих» нефтепродуктах, и химические насосы, предназначенные для перекачки легкокипящих жидкостей.
2. Компрессоры. В настоящее время специальных компрессоров, рассчитанных на компрессирование сжиженных газов, промышленность не выпускает. Для перекачки паров сжиженных газов используют поршневые прямоточные аммиачные компрессоры одноступенчатого и двухступенчатого сжатия АВ-22, АУ-45, А-110, А-165, А-200.
3. Перемещение сжиженных углеводородных газов на ГНС может также производиться помимо компрессоров с помощью объемных испарителей. В действующих типовых проектах ГНС предусматривается установка объемных испарителей с паровым пространством по ГОСТ 14248-79. Испарители изготовляются двух типов: с плавающей головкой и с U-образными трубками. Стандартом предусматривается два исполнения испарителей: с коническим днищем от 800 до 1600 мм; с эллиптическим днищем диаметром от 2400 до 2800 мм.4. Наполнительный цех – карусельные агрегаты для наполнения баллонов; для пропарки баллонов; для проверки герметичности баллонов (три типа); для слива остатков. Конвейеры нужны для транспортировки баллонов (наземный и подвесной)
4. Резервуары для хранения СУГ
5. Наливные ж/д и авто эстакады для слива – налива СУГ
77. Товарные нефтепродукты и основы их использования.
При перегонке нефти, имеющей типичный состав, можно получить: 31% бензиновых фракции, 10% керосиновых, 51% дизельных, 20% базового масла и около 15% составит мазут. Эти фракции являются базовыми для получения товарных нефтепродуктов, ассортимент которых достаточно велик и весьма разнообразен. Отечественной промышленностью освоен выпуск свыше 500 наименований нефтепродуктов.
Условно товарные нефтепродукты делятся на светлые (бензины, керосины, топлива для реактивных двигателей, дизельные топлива), темные (масла и мазуты), пластичные смазки, бензины и нефтехимические продукты.
Каждый вид топлива характеризуется определенными свойствами, обусловленными условиями и способами их сжигания.Промышленность выпускает бензины для автомобильных и авиационных двигателей и бензины-растворители.Основные показатели качества бензинов как топлива для карбюраторных двигателей внутреннего сгорания – их детонационная стойкость, которая для автомобильных бензинов характеризуется октановым числом, а для авиационных бензинов – октановым числом при работе двигателя на относительно бедной смеси и сортностью при работе двигателя на богатой смеси.
Для улучшения детонационной стойкости бензинов, т. е. повышения их октанового числа, в них вводят специальные присадки.
Фракционный состав бензинов характеризуется температурами (точками) начала кипения и отгона па 10, 50, 95 и 97,5% (по объему). Эти температуры (точки) определяют условия запуска, время прогрева и условия форсирования двигателя, а также полноту сгорания топлива.
Автомобильные бензины предназначенные для карбюраторных двигателей, состоят из легких фракций, выкипающих при температурах 40¸2500С. Важнейшими показателями автомобильных бензинов является также давление насыщенных паров.
Авиационные бензины – нефтепродукты с температурой кипения 50¸1500С, являющиеся топливом самолетов и вертолетов, оборудованных карбюраторными двигателями.
Авиационные бензины выпускают марок Б-100/130, Б-95/130, Б-91/115 и Б-70. Марки авиационных бензинов обозначаются дробным числом, за исключением Б-70, причем в числителе указано октановое число по моторному методу, в знаменателе—сортность бензина на богатой смеси, буква «Б» означает «бензин авиационный».
Бензины растворители – узкие фракции бензина прямой перегонки с фракционным составом 70¸120°С. Обычно применяют в резиновой, лакокрасочной и других отраслях промышленности.
Дизельные топлива – топлива, содержащие бензиновые, лигроиновые, газойливые фракции и мазут, и используемые в быстроходных дизельных двигателях с частотой вращения коленчатого вала до 1000 об/мин и более, с воспламенением от сжатия.
По назначению дизельные топлива выпускают трех видов.
1. Дизельное топливо для быстроходных двигателей (с частотой вращения 800–1000 об/мин и более) и судовых газовых турбин марок:
ДЛ – летнее для быстроходных дизелей и судовых газовых турбин, работающих при температуре окружающего воздуха 0 °С и выше;
ДЗ – зимнее для быстроходных дизелей, работающих при температуре воздуха выше 30 °С;
ДА – арктическое, работающее, при температуре воздуха не ниже –50 °С;
ДС – дизельное специальное.
2. Дизельное топливо для мало- и среднеоборотных дизелей (до 700 об/мин) марок:
ДТ – для дизелей, не имеющих системы подогрева топлива;
ДМ – для дизелей, оборудованных системой подогрева топлива до 60—70 °С.
3. Дизельное топливо для автотракторных, тепловозных и судовых двигателей марок:
Л – летнее для работы при 0 °С и выше;
3 – зимнее для работы при температуре воздуха не ниже –20°С; -
ЗС – зимнее северное для работы при температуре –30 °С и выше;
А – арктическое для работы при температуре –50 °С и вы ше.
Основные показатели качества дизельного топлива – воспламеняемость, фракционный состав, вязкость и температура вспышки.
Самовоспламенение дизельных топлив оценивается цетановым числом и достаточно полно характеризует их моторные свойства.
Цетановое число показывает содержание цетана в смеси с α-метилнафталином (в % по объему), самовоспламеняемость которой эквивалентна самовоспламеняемости испытуемого топлива. Цетановое число принято равным 100, а число α-метилнафталина – нулю.
Газотурбинное топливо по условиям эксплуатации турбин подразделяется на топливо для воздушно-реактивных и топливо для транспортных и стационарных двигателей.
Топливо для воздушно-реактивных двигателей в зависимости от их назначения разделяются на топлива для летательных аппаратов с дозвуковой скоростью (Т-1, ТС-1, ТС-2М, РТ) и па топлива для летательных аппаратов со сверхзвуковой скоростью (Т-5, Т-6, Т-8), отличающиеся повышенной плотностью. Топливо РТ можно применять для сверхзвуковых самолетов с ограниченной продолжительностью полета.
Для транспортных и стационарных газотурбинных установок выпускают топлива двух марок: ТГВК – для газотурбинных установок высшей категории и ТГ –обычное.
Реактивные топлива (авиационные керосины) представляют собой керосиновые фракции первичной перегонки с температурой начала кипения 150¸195 0С. Такие топлива должны иметь хорошую испаряемость, высокую теплоту сгорания, быть термически стабильными.
Керосин осветительный – фракции нефти вскипающие в основном в интервале 200¸2800С, используемые в качестве растворителей, топлива, для промывки деталей и стрелкового оружия. Маркировка следующая: КО-30 (КО-25, К0-22 и КО-20) – керосин осветительный, а цифра указывает высоту некоптящего пламени, в мм.
Смазочные материалы по своим свойствам условно делятся на две группы: жидкие продукты различной вязкости – масла и пластичные смазки, полученные загущением масел специальными загустителями.
Смазочные материалы должны выполнять ряд функций: снижать износ соприкасаемых деталей за счет создания на трущихся поверхностях прочной масляной пленки, снижать потери энергии на трение, предохранять соприкасаемые поверхности от коррозии, хорошо прилипать к поверхностям деталей, отводить от них тепло, уносить продукты износа, а в необходимых случаях обеспечивать уплотнение зазоров. В процессе хранения и работы они не должны изменять своих свойств и подвергаться разрушению под воздействием температур.
Обязательными показателями для всех видов масел являются: вязкость, содержание водорастворимых кислот и щелочей, содержание механических примесей и воды, температуры застывания и вспышки. Специфические показатели обязательны для отдельных видов смазочных масел. Большинство масел, применяемых для смазки деталей в узлах трения, называются смазочными.
Основные требования, предъявляемые к смазочным маслам:
- работоспособность при возможно более низких температурах застывания;
- определенные вязкостные свойства и высокая маслянистость (для обеспечения жидкостного трения при нормальных условиях работы);
- физическая и химическая стабильность;
минимальное коррозийное воздействие на контактируемые металлические сборочные единицы и детали машин;
- отсутствие механических примесей и воды;
- отсутствие образования смолисто-липковых отложений и нагаров, ухудшающих теплопередачу.
В товарном ассортименте имеется более 400 марок масел различного назначения, однако широко распространено ограниченное их число.
Смазочные масла по применению согласно ГОСТ 4.24-84 и ГОСТ 26191-84 подразделяют на моторные, трансмиссионные, специальные и различного назначения.
Базовое масло – масла, применявшиеся в прошлом для смазки автомобильных и тракторных двигателей. Сейчас используется как базовое масло и для изготовления масел.
Масла автотракторные (моторные) – нефтяные дистилятные масла малосернистых нефтей с присадками, предназначенные главным образом для смазки карбюраторных и дизельных двигателей.
Дизельные масла – нефтяные масла с присадками для смазки автомобильных, тракторных и судов двигателей.
Авиационные масла – высоковязкие масла, подвергнутые специальной обработке, имеют высокую смазочную способность, обладают высокой стабильностью.
Индустриальные масла – масла без присадок и с присадками предназначенные для смазки узлов и механизмов различных установок.
Турбинные масла – масла, предназначенные для смазывания и охлаждения паровых и газовых турбин, насосов и др. агрегатов. Основные требования к маслам в связи с этим следующие: продолжительность работы, стойскость против окисления (т.к. есть контакт с воздухом), способность полностью отделяться от воды и работать под высоким давлением.
Трансформаторные масла – масла с низкой температурой застывания, с высокими диэлектрическими свойствами и маловязкие.
Конденсаторные масла – предназначены для заливки и пропитки бумажных конденсаторов.
Кабельные масла – высоковязкие жидкости, служащие в качестве пропитки и изоляционной среды в маслонаполнительных кабелях. Являются хорошими диэлектриками.
Реактивные масла – общее название масел предназначенных для смазки турбовинтовых и турбореактивных двигателей. Это обычно прозрачные жидкости от светло-желтого до коричневого цвета, легкоподвижные, с довольно низкой окислительной способностью.
Трансмиссионные масла – масла, предназначенные для смазывания деталей узлов машин и механизмов и способные обеспечить: хорошую смазку трущихся деталей; вынос продуктов износа; отвод пара и тепла; снижение вибрации; уменьшение шума и т.д. Такие масла обычно высоковязкие.
В значительно меньшем количестве и ассортименте вырабатывают масла специального назначения, которые обычно относятся к несмазочным. К этому классу нефтяных масел относятся электроизоляционные, гидравлические и вакуумные, технологические и белые масла, а также масла для резиновой промышленности и др.
Пластичные смазки включают группу нефтепродуктов, предназначенных для смазки узлов трения, когда смазочные масла не обеспечивают жидкостного трения из-за негерметичности узла или трудности заполнения, для уплотнения; подвижных и неподвижных соединений, создания защитных покрытий на металлических поверхностях от атмосферной коррозии.
В большинстве случаев пластичные смазки представляют собой мазеобразные, иногда почти твердые, пластичные вещества коллоидной структуры с неньютоновскими свойствами в диапазоне рабочих температур.
По техническому назначению смазки разделены на три основные группы: антифрикционные, защитные и уплотнительные.
В качестве топлива для транспортных и стационарных котельных, промышленных печей и технологических установок используют остаточные высокосмолистые продукты переработки нефти, например, мазуты прямой гонки, крекинг-мазуты и их смеси, а также в небольших количествах продукты переработки сланца и угля.
Товарные мазуты объединяют в две группы по области применения: мазут флотский – для котлов морских и речных судов и нефтяное топливо (мазут) для стационарных котлов и промышленных установок. Мазуты, маркируемые в зависимости от вязкости, выпускают следующих марок: флотский Ф-5, флотский Ф-12, топочный 40, 40В, 100 и 100В, МП – топливо. Для мартеновских печей малосернистое, МПС – сернистое.
Наряду с приведенными котельными топливами производят экспортные мазуты трех марок М-0,8; М-2,0 и М-2,5, которые в основном различаются содержанием серы.
Топливом для коммунально-бытовых целей снабжается население, мелкие коммунально-бытовые предприятия и сельское хозяйство, для коммунально бытовых топливо печное бытовое (ТПБ).
Растворители применяют для приготовления клея, экстрагирования масел из семян, изготовления лаков и красок, производства искусственных кож, химической чистки тканей и различных технических целей.
Битумы нефтяные – твердые или жидкие водонерастворимые органические материалы, представляющие собой смесь углеводородов с остатками от перегонки нефтей. Различают битумы вязкие и жидкие. Битумы вязкие (БНД 130/200 и др.) используются для дорожных щебеночных покрытий. Битумы жидкие: СГ – густеющие со средней скоростью, МГ – медленно густеющие со средней скоростью и БГ – быстро густеющие, используются в гидротехнических сооружениях и для гидроизоляции. Кроме перечисленных битумов выпускают еще битумы кислотно-упорные (для аккумуляторов), кровельные БНК и изоляционные марки БНИ.
Асфальт – смесь битума с минеральными материалами, придающими битуму повышенную устойчивость воздействию температуры.
Газойль – нефтяная фракция с пределами кипения от 230 до 360°С. Занимает промежуточное положение между керосином и маслом.
Лигроин – нефтяная фракция, занимающая по tкип промежуточное положение между бензином и керосином, выкипает при температуре 120¸140 °С.
Гудрон – черная смолистая масса разной консистенции, остающаяся после отгонки нефти легкой фракции и большей части масляных фракций. Обычно гудрон составляет 10¸20% от нефти.
Кокс – пористая твердая масса (от серого до черного цвета) высокомолекулярных тугоплавких и высокоамортизированных углеводородов с незначительным содержанием солей. Основная ценность кокса – низкая зольность, позволяющая применять его для изготовления электродов.
Нефть искуственная – нефть полученная из угля, горючих сланцев и др. веществ. (Из 1000кг каменного угля можно получить 640 литров нефти).
Парафин – смесь твердых углеводородов метанового ряда нормального строения с 18-35 атомами углерода в молекуле. Используется для получения вазелина, смазок присадок. Область применения – парфюмерная промышленность, бумажная, кожевенная, текстильная, а также медицина.
Пенообразователь – жидкость темно- коричневого цвета, применяемая для получения воздушной механической пены при тушении пожаров.
Эфир – легкий бензин, выкипающий в пределах 60¸95оС, получаемый отгонкой легкой фракции (крекинга) из бензинов прямой перегонки. (Крекинг – процесс переработки нефти и ее фракций, проводимый для улучшения вывода легких фракций и повышения их качества, разработал метод В.Г. Шухов). Крекинг ведется при повышенном давлении и температуре в присутствии специальных катализаторов. Эфиры обычно используются в медицине.