V. Половой акт не должен часто повторяться.

Это уже достаточно явствует из вышестоящих пунк-
тов. Однако последними мотивы пятой «заповеди» все
же не исчерпываются.

Имеются все научные основания утверждать, что дей-
ствительно глубокая любовь характеризуется нечастыми
половыми актами (хотя нечастые половые акты сами по
себе далеко не всегда говорят о глубокой любви: под
ними может скрываться и половое равнодушие). При глу-
бокой настоящей любви оформленное половое вле-
чение вызревает ведь как конечный этап целой серии
ему предшествовавших богатых, сложных переживаний
взаимной близости, а подобные процессы протекают,
конечно, длительно, требуя для себя большего коли-
чества питающего материала.

VI. Не надо часто менять половой объект. Помень-
ше полового разнообразия.

При выполнении указанных выше пунктов эта «за-
поведь» и не понадобится, но обосновать ее следует
все же особо.

а) Поиски нового полового, любовного партнера яв-
ляются очень сложной заботой, отрывающей от твор-
ческих стремлений большую часть их эмоциональной
силы; б) даже при отыскании этого нового партнера


необходима целая серия переживаний, усилий, новых
навыков для всестороннего к нему приспособления, что
точно так же является грабежом прочих творчески-
классовых сил; в) при завоевании нового любовного
объекта требуется подчас напряженнейшая борьба не
только с ним, но и с другим «завоевателем» — борьба,
носящая вполне выраженный половой характер и окра-
шивающая в специфические тона полового интереса
все взаимоотношения между этими людьми, больно уда-
ряющая по хребту их внутриклассовой спаянности, по
общей идеологической их стойкости (сколько знаем мы
глубоких ссор между кровно-идеологически близкими
людьми на почве полового соревнования).

VII. Любовь должна быть моногамной, моноандри-
ческой
(одна жена, один муж).

Это отчетливо явствует из всего вышеизложенного,
но, во избежание недоразумений, надо этот пункт вы-
делить все же особо.

Нам могут указать, что возможно соблюдать все при-
веденные правила при наличности двух жен или мужей.
«Идейная близость, редкие половые акты и прочие ди-
рективы совместимы ведь и при двумужестве, двужен-
стве». «Ну, представьте, что одна жена (муж) мне вос-
полняет в идейном и половом отношении то, чего не
хватает в другой (другом); нельзя же в одном человеке
найти полное воплощение любовного идеала». Подоб-
ные соображения слишком прозрачная натяжка. Любов-
ная жизнь двуженца (двумужниц) чрезвычайно осложня-
ется, захватывает слишком много областей, энергии,
времени, специального интереса, требует слишком боль-
шого количества специальных приспособлений, вне сом-
нения, увеличивает количество половых актов, в такой
же мере теряет в соответствующей области и классо-
вая творческая деятельность, так как сумма сил, отвле-
ченных в сторону непомерно усложнившейся половой
жизни, даже в самом блестящем состоянии последней,


никогда не окупится творческим эффектом. Творчество
в таких условиях всегда проигрывает, а не выигрывает,
притом проигрывает не только количественно, но и в
грубом искажении своего качества, так как будет непре-
рывно отягощено избыточным и специальнымполовым,
«любовным» интересом.

VIII. При всяком половом акте всегда надо пом-
нить о возможности зарождения ребенка и вообще пом-
нить о потомстве.

Ни одно предупредительное средство, кроме грубо
вредных, не гарантирует полностью от возможной бере-
менности — аборты же чрезвычайно вредны для жен-
щин,— и потому половой акт должен застать обоих суп-
ругов в состоянии полного биологического и морального
благополучия, так как недомогание одного из роди-
телей в момент зарождения тяжело отражается на орга-
низме ребенка. Это же соображение, конечно, раз на-
всегда исключает пользование проституцией, так как
возможность заражения венерической болезнью явля-
ется самой страшной угрозой как для биологической
наследственности потомства, так и для здоровья ма-
тери.

IX. Половой подбор должен строиться по линии клас-
совой, революционно-пролетарской целесообразности.
В любовные отношения не должны вноситься элементы
флирта, ухаживания, кокетства и прочие методы спе-
циально полового завоевания.

Половая жизнь рассматривается классом как соци-
альная, а не как узколичная функция, и поэтому привле-
кать, побеждать в любовной жизни должны социальные,
классовые достоинства, а не специфические физиологи-
чески-половые приманки, являющиеся в подавляющем
своем большинстве либо пережитком нашего докуль-
турного состояния, либо развившиеся в результате гни-
лоносных воздействий эксплуататорских условий жизни.
Половое влечение само по себе биологически доста-


точно сильно, чтобы не было нужды в возбуждении
его еще и добавочными специальными приемами. Так
как у революционного класса, спасающего от погибели
все человечество, в половой жизни содержатся исклю-
чительно евгенические задачи, то есть задачи револю-
ционно-коммунистического оздоровления человечества
через потомство, очевидно, в качестве наиболее силь-
ных половых возбудителей должны выявлять себя не те
черты классово-бесплодной «красоты», «женственно-
сти», грубо «мускулистой» и «усатой» мужественности,
которым мало места и от которых мало толку в усло-
виях индустриализированного, интеллектуализирован-
ного, социализирующегося человечества.

Современный человек-борец должен отличаться тон-
ким и точным интеллектуальным аппаратом, большой
социальной гибкостью и чуткостью, классовой смело-
стью и твердостью — безразлично мужчина это или жен-
щина. Бессильная же хрупкая «женственность», являю-
щаяся порождением тысячелетнего рабского положе-
ния женщины и в то же время представляющая собою
единственного поставщика материала для кокетства и
флирта; точно так же, как и «усатая», «мускулисто-
кулачная» мужественность, больше нужная професси-
ональному грузчику или рыцарю доружейного периода,
чем изворотливому и технически образованному совре-
менному революционеру,— все эти черты, конечно, в
минимальной степени соответствуют надобностям рево-
люции и революционного полового подбора. Понятие о
красоте, о здоровье теперь радикально пересматри-
вается классом-борцом в плане классовой целесооб-
разности, и классово-бесплодные так называемая «кра-
сота», так называемая «сила» эксплуататорского перио-
да истории человечества неминуемо будут стерты в по-
рошок телесными комбинациями наилучшего революци-
онного приспособления, наипродуктивнейшей револю-
ционной целесообразности.


Недаром идеалы красоты и силы в различных со-
циальных слоях глубоко отличаются, и эстетика буржуа-
зии, эстетика буржуазной интеллигенции далеко не им-
понирует пролетариату. Но у пролетариата нет еще сво-
ей эстетики, она создается в процессе его победонос-
ной классовой борьбы, и поэтому чудовищной ошибкой
было бы по пути формирования им методов нового
классового полового подбора пользоваться старыми, от-
гнившими в смысле их классовой годности приемами
полового завлечения. Каково в классовом отношении
будет потомство, созданное родителями, главными до-
стоинствами которых, явившимися основными половы-
ми возбудителями, были: бессильная и кокетливо-лжи-
вая женственность матери и «широкоплечая мускули-
стость» отца? Революция, конечно, не против широких
плеч, но не ими в конечном счете она побеждает, и не
на них должен строиться в основе революционный поло-
вой подбор. Бессильная же хрупкость женщины ему во-
обще ни к чему: экономически и политически, то есть
и физиологически, женщина современного пролетариа-
та должна приближаться и все больше приближается
к мужчине. Надо добиться такой гармонической комби-
нации физического здоровья и классовых творческих
ценностей, которые являются наиболее целесообразны-
ми с точки зрения интересов революционной борьбы
пролетариата. Олицетворение этой комбинации и будет
идеалом пролетарского полового подбора.

Основной половой приманкой должны быть основ-
ные классовые достоинства, и только на них будет в
дальнейшем создаваться половой союз. Они же опре-
делят собою и классовое понимание красоты, здоровья:
недаром не только понятие красоты, но и понятие фи-
зиологической нормы подвергаются сейчас такой страст-
ной научной дискуссии.

X. Не должно быть ревности.Половая любовная
жизнь, построенная на взаимном уважении, на равенст-


ве, на глубокой идейной близости, на взаимном дове-
рии, не допускает лжи, подозрения, ревности.

Ревность имеет в себе несколько гнилых черт. Рев-
ность, с одной стороны, результат недоверия к люби-
мому человеку, боязнь, что тот скроет правду, с дру-
гой стороны, ревность есть порождение недоверия к
самому себе (состояние самоунижения): «Я плох на-
столько, что не нужен ей (ему), и он (она) может мне
легко изменить». Ц,шее, в ревности имеется элемент
собственной лжи < 'взнующего: обычно не доверяют в
вопросах любви т а, кто сам не достоин доверия; на
опыте собственной лжи, они предполагают, что и парт-
нер также склонен к лжи. Хуже же всего то, что в рев-
ности основным ее содержанием является элемент гру-
бого собственничества: «Никому не хочу ее (его) ус-
тупить», что уже совершенно недопустимо с пролетар-
ски-классовой точки зрения. Если любовная жизнь, как
и вся моя жизнь, есть классовое достояние, если все
мое половое поведение должно исходить из сообра-
жений классовой целесообразности,— очевидно, и вы-
бор полового объекта мною, как и выбор другим меня
в качестве полового объекта, должен на первом плане
считаться с классовой полезностью этого выбора. Если
уход от меня моего полового партнера связан с уси-
лением его классовой;мощи, если он (она) заменил(а)
меня другим объектом, в классовом смысле более цен-
ным, каким же антиклассовым, позорным становится
в таких условиях мой ревнивый протест. Вопрос иной:
трудно мне самому судить, кто лучше: я или заменив-
ший(ая) меня. Но апеллируй тогда к товарищескому,
классовому мнению и стойко примирись, если оценка
произошла не в твою пользу. Если же тебя заменили
худшим(ей), у тебя остается право бороться за отвое-
вание, за возвращение ушедшего(ей) или, в случае не-
удачи, презирать его (ее) как человека, невыдержан-
ного с классовой точки зрения. Но это ведь не рев-


ность. В ревности боязнь чужой, то есть и своей лжи,
чувство собственного ничтожества и бессилия, животно-
собственнический подход, то есть как раз то, чего у ре-
волюционно-пролетарского борца не должно быть ни в
каком случае.

XI. Не должно быть половых извращений.Не больше
1—2 % современных половых извращений действитель-
но внутрибиологического происхождения, врождены,
конституциональны, остальные же представляют собою
благоприобретенные условные рефлексы, порожденные
скверной комбинацией внешних условий, и требуют са-
мой настойчивой с ними борьбы со стороны класса.
Всякое половое извращение, ослабляя центральное по-
ловое содержание, отражается вместе с тем и на ка-
честве потомства, и на всем развитии половых отноше-
ний между партнерами. Половые извращения всегда
указывают на грубый перегиб половой жизни в сторону
голой чувственности, на резкий недостаток социально-
любовных стимулов в половом влечении. Половая жизнь
извращенного лишена тех творчески регулирующих эле-
ментов, которые характеризуют собою нормальные по-
ловые отношения: требования все нового и нового раз-
нообразия, зависимость от случайных раздражений и
случайных настроений становятся у извращенного дей-
ствительно огромными; трудность найти партнера, все-
цело удовлетворяющего потребностям извращенного,
боязнь потерять уже найденного партнера, сложность
задачи извращенного приспособления его к себе (т. е.
фактически уродование партнера во имя своего удоволь-
ствия), частая ревность, приобретающая у извращенно-
го необычайно глубокий и сложный характер,— все это
накладывает печать особо глубокой половой озабочен-
ности на творческий мир извращенного, постоянно уро-
дуя его прочие душевные устремления.

Всеми силами класс должен стараться вправить из-
вращенного в русло нормальных половых переживаний.


XII. Класс в интересах революционной целесообраз-
ности имеет право вмешаться в половую жизнь своих
сочленов. Половое должно во всем подчиняться классо-
вому, ничем последнему не мешая, во всем его обслу-
живая.

Слишком велик хаос современной половой жизни,
слишком много нелепых условных рефлексов в обла-
сти половой жизни, созданных эксплуататорской соци-
альностью, чтобы революционный класс-организатор
принял без борьбы это буржуазное наследство. 90 %
современного полового содержания потеряло свою био-
логическую стихийность и подвергается растлевающему
влиянию самых разнообразных факторов, из-под власти
которых необходимо сексуальность освободить, дав ей
иное, здоровое направление, создав для нее целесооб-
разные классовые регуляторы.
Половая жизнь перестает
быть «частным делом отдельного человека» (как гово-
рил когда-то Бебель, но он ведь жил не в боевую эпоху
пролетарской революции, не в стране победившего про-
летариата) и превращается в одну из областей социаль-
ной, классовой организации. Конечно, далеко еще сей-
час до действительно исчерпывающей классовой норма-
лизации половой жизни в среде пролетариата, так как
недостаточно ясно еще изучены социально-экономиче-
ские предпосылки этой нормализации, много фетишиз-
ма имеется еще и в биологическом толковании поло-
вого вопроса. Попытки жесткой половой нормализации
сейчас, конечно, привели бы к трагическому абсурду,
к сложнейшим недоразумениям и конфликтам, но все
же общие вводные вехи для классового выправления
полового вопроса, для создания основного полового на-
правления имеются.

Чутким товарищеским советом организуя классовое
мнение
в соответствующую сторону, давая в искусстве
ценные художественные образы определенного типа, в
случаях слишком грубых вмешиваясь даже и профсу-


дом, нарсудом и т. д. и т. п., класс может сейчас дать
основные толчки по линии полового подбора, по линии
экономии половой энергии, по линии социалирования
сексуальности, облагорожения. евгенирования ее.

Чем дальше, тем яснее сделается путь в этом вопро-
се, тем тверже и отчетливее, детальнее сделаются тре-
бования класса в отношении к половому поведению
своих сочленов. Но он будет не только предъявлять
требования, он будет строить и обстановку, содействую-
щую выполнению этих требований. Мера его требова-
ний будет соответствовать возможностям новой обста-
новки новой среды,
степени ее зрелости и силы. Бытие
определяет сознание.
Половое должно всецело подчи-
ниться регулирующему влиянию класса. Соответствую-
щая этому обстановка уже формируется.

Конечно, нашими «12 заповедями» совершенно не
исчерпываются все нормы поведения революционного
пролетариата. Автор лишь ставит вопрос в первоначаль-
ной его виде, пытается фиксировать первые вехи. Он
старался пр.* этом последовательно держаться указан-
ных выше трех критериев для классово-целесообраз-
ного полового поведения гтролетариата: 1) вопрос о по-
томстве; 2) вопрос о классовой З.чергии; 3) вопрос о
взаимоотношениях внутри класса. Одной и? предпосы-
лок ему служило, между прочим, и то соображение,
что в переходный период революции семья еще не по-
гибла.

Здоровое революционное потомство при максималь-
но продуктивном использовании своей энергии и при
наилучших взаимоотношениях с другими товарищами
по классу осуществит лишь тот трудящийся, кто позд-
но начнет свою половую жизнь, кто до брака останется
девственником, кто половую связь создаст с лицом,
ему классово-любовно близким, кто будет скупиться
на половые акты, осуществляя их лишь как конечные
разряды глубокого и всестороннего социально-любов-


ного чувства и т. д. и т. п. Так мыслится автору «поло-
вая платформа» пролетариата.

Несколько слов об «ограбленных», о выхолощенных
моими нормами человеческих радостях. Всякая радость,
в классовом ее использовании, должна иметь какую-
нибудь ценную производительную цель. Чем крупнее
эта радость, тем полнее должна быть ее производст-
венная ценность. Какова же производственная ценность
всей огромной суммы современных «половых радостей»
человека?

Эта ценность на добрых !Д чисто паразитическая.
Органы чувств, не получая должных впечатлений в гни-
лой современной среде, движения, не получающие долж-
ного простора, социальные инстинкты, любознательские
стремления, сдавленные, сплющенные в хаосе нашей
эксплуататорской и послеэксплуататорской современ-
ности, отдают всю остающуюся неиспользованной свою
энергию, весь свой свободный двигательный фонд, свою
излишнюю активность единственному резервному фак-
тору — половому, который и делается героем дня, пау-
ком поневоле. Отсюда раннее про5уЖдение сексуаль-
ности, отсюда ранний разгу;·, ее По всем отраслям че-
ловеческого существования, отсюда наглое пропитыва-
ние ею всех пор человеческого бытия, даже науки.
Культ,^вирОвать это паучье бытие нашей сексуально-
сти — неужели такой уж большой будет толк от этого
для революционной, предкоммунистической культуры?
Не лучше ли вернуть ограбленным обратно их добро,
не лучше ли, «ускромнив», «усерив», «повыхолостив»
разбухшую сексуальность соответствующими твердыми
воздействиями (классовый противополовой насос, рево-
люционная сублимация), выжать, отсосать из него об-
ратно ценности, похищенные им у организма, у класса?
Советские условия этому как раз максимально содей-
ствуют.

Сколько нового — непосредственного, не увлажнен-


ного половым вожделением,— яркого, героического,
коллективистического, боевого классового устремления
получит тогда заново человек! Сколько острой научной
исследовательской, материалистической любознатель-
ности, не прикованной больше к одним лишь половым
органам, получит тогда человек! Неужели эти радости
менее радостны, чем половая радость? Неужели про-
изводственная ценность их меньше, чем ценность тща-
тельно оберегающегося от беременности полового акта
или половой грезы? Тем более что по праву это богат-
ство, и социально и биологически, принадлежит не по-
ловому,— оно лишь было последним украдено в обста-
новке нелепой эксплуататорской энергетической сума-
тохи.

Советская общественность как нельзя более благо-
приятствует нашей радикальной реформе полового по-
ведения — из нее мы и исходим
при построении на-
ших вех.

Если буржуазный строй создал у господствующих
классов колоссальный биологический избыток, уходив-
ший в значительной своей части на половое возбужде-
ние, а с другой стороны — сплющивал трудовые массы,
выдавливая крупную часть неиспользованной их творче-
ской активности тоже в сторону полового, советская
общественность обладает как раз обратными чертами:
она изгнала тунеядцев с биологическим избытком и
развязала сдавленные силы трудовых масс, тем высво-
бодив их и из полового плена, дав им пути для субли-
мации. Сублимационные возможности советской обще-
ственности, то есть возможности перевода сексуализи-
рованных переживаний на творческие пути, чрезвычай-
но велики.
Надо лишь это хорошенько осознать и умею-
чи реорганизовать сексуальность, урегулировать ее, по-
ставить ее на должное место. В основном, конечно,
это зависит от скорости творческого углубления самой
советской общественности, то есть нашей социалисти-


ческой экономики в первую голову. Но и для специ-
альной активности — широчайший простор.

В самом деле, какое огромное десексуалирующее
значение (отрыв от полового) имеет полное политиче-
ское раскрепощение женщины, увеличение ее челове-
ческой и классовой сознательности. Приниженность и
некультурность женщины играет очень крупную роль в
сгущении половых переживаний, так как для женщин
в таких условиях половое оказывается чуть не единст-
венной сферой духовных интересов. Для грубо чувст-
венного же мужчины такая бессильная женщина особо
лакомая добыча. Освобожденная, сознательная женщи-
на изымает из этого слишком «богатого» полового фон-
да обоих полов крупную глыбу, тем освобождая боль-
шую долю творческих сил, связанных до того половой
целью.

Огромное десексуалирующее же, сублимирующее
значение имеет и общее творческое раскрепощение
трудовых масс СССР, все сдавленные силы которых,
уходившие и на излишнее питание полового, сейчас
получают свободу для делового, производственного об-
щественного выявления. Сюда же надо отнести и рас-
крепощение национальностей, и прочие завоевания ре-
волюции в деле освобождения масс от эксплуататор-
ского ярма. Большое значение имеет и отрыв населения
от религии. Религия, пытаясь примирить со скверной
реальностью, уничтожала боевые порывы, принижала,
сдавливала ряд телесных и общественных стремлений,
сплющивая тем самым большую их часть в сторону
полового содержания. Умирающая религия масс ослаб-
ляет их половое прозябание; возрождает их боевые
свойства (хотя религиозные проповедники и лгутоб об-
ратном: без религии-де появится половая разнуздан-
ность).

Много полового дурмана плодила и отвлеченщина
нашей старой интеллигенции. Чем сильнее отрыв от бое-


вой реальности, тем больше в ней внереальной фан-
тастики, то есть больше и половой фантастики. При-
крепленная сейчас к советской колеснице жестко прак-
тического строительства, наиболее социально здоровая
часть старой интеллигенции перевоспитывается, теряя
кусок за куском и лишний половой свой груз, не говоря
уже о том, что она постепенно все более настойчиво
замещается вновь растущей, вполне материалистиче-
ской, рабоче-крестьянской интеллигенцией.

Детское коммунистическое движение будет спасать
от раннего полового дурмана детский возраст (а не
оно ли продукт нашей Октябрьской революции) и т. д.
и т. п.

Очевидно, для организованной перестройки половых
норм сейчас самое время. Наша общественность позво-
ляет
начать эту перестройку, требуетэтой перестройки,
жадно ждет тех творческих сил, которые освободятся
от полового плена после этой перестройки. Имеет ли
право истинный друг революции, истинный гражданин
СССР возражать против оздоровления сексуальности?

Но как начать, как провести эту «половую реформу»?

Требуется почин, пример, показательность. Застрель-
щиком в половом оздоровлении трудящихся и всего
человечества, как и во всем прочем, должна быть наша
красная молодежь. Воспитанная в героической субли-
мирующей атмосфере нашей революции, начиненная
яркими классовыми творческими радостями так, как ни-
когда молодежь до нее не начинялась, она легче от-
делается от гнилой половой инерции эксплуататорского
периода человеческой истории. Именно она обязана
быть энергичным пионером в этой области, показывая
путь младшему поколению — своей смене.

Среди пестрой и жаркой дискуссии, которая ведет-
ся сейчас нашей красной молодежью, среди самых раз-
нообразных, отчасти нелепых половых идеалов — в сти-
ле хотя бы коллонтаевской Жени или в аскетическом

23 Философия любви. Ч. 2


духе, по Толстому,— начинает все более отчетливо про-
биваться струйка классового регулирования полового
влечения, струйка научно организованного, революци-
онно-целесообразного, деловогоподхода к половому
вопросу. Нет никакого сомнения, что струйка эта будет
неуклонно нарастать, впитывая в себя все наиболее здо-
ровые революционно-идеологические искания молоде-
жи в области пола.

Кое-где отдельные, смелые, крепкие группки пыта-
ются уже связать себя определенными твердыми ди-
рективами в области половой жизни. Кое-где, показы-
вая пример другим своим поведением, они пытаются
обратить внимание и прочих товарищей на половые
непорядки, творящиеся вокруг. Иногда в контакте с бы-
товыми и НОТ'овскими местными ячейками, всегда в
тесной связи с партячейкой, с ячейкой комсомола, они
пробуют нащупать и метод практического воздействия
на слишком грубо нарушающих классовую равнодей-
ствующую
в области пола. Напряженно ищет в этой
области и наше революционное, пролетарское ис-
кусство.

То и дело профсуд, партколлегия, контрольная ко-
миссия прорезают общественное внимание сообщени-
ем, что грань половой допустимости кончается там-то,
и молодежь мотает это сведение себе на ус, исполь-
зуя его в случае стратегической необходимости — для
пресечения слишком разнузданных порывов вокруг.
Так — постепенно, снизу — энергичными исканиями на-
копляется опыт, формируется система деловых правил.
Автор не сомневается, что система половых норм, со-
здающаяся этой массовой практикой, нащупываемой
снизу, в основном целиком совпадает с данной им выше
схемой. Возможны, конечно, изменения в деталях, до-
бавления, варианты, но схема и не претендует на ис-
черпание всей проблемы, она лишь пытается дать направ-
ление.


Наши дети — пионеры — первыми сумеют довести
дело полового оздоровления до действительно серьез-
ных результатов. С них и надо начать.

Еще несколько слов об обязанностях красной моло-
дежи в половой области. Ей многое дано, а потому
с нее много и спросится. Октябрьская революция была
выстрадана героическим большевистским подпольным
кадром, потянувшим за собою массы, давшим колос-
сальное количество тяжелых жертв пролетарскому бла-
гу. Это — героически-революционный фонд, которым
питается и еще долго будет питаться развертывающая-
ся, идущая вглубь пролетарская революция. Какой ге-
роический фонд в революцию внесла наша молодежь?
Пока она, конечно, многое еще не могла успеть и по
возрасту, но, во всяком случае, ближайшие возможно-
сти ее боевых героических накоплений не так велики —
революция ведь вступила на несколько лет в сравни-
тельно мирную полосу. Поэтому не грех, если в состав
героического, жертвенного революционного фонда
среди других частей этого фонда молодежью будет
также внесен и богатый вклад половой скромности, по-
ловой самоорганизации. Это оздоровит наши нравы, это
поможет нам сформировать крепких, творчески насы-
щенных классовых борцов, это позволит нам родить
здоровую, новую революционную смену, это сбережет
уйму драгоценнейшей классовой энергии, которой и без
того непродуктивно утекает слишком много, по неуме-
нию нашему.

Для того чтобы строить, нужно научиться организо-
ванно копить.

Революция и молодежь. Μ., 1924
(Печатается с небольшими сокра-
щениями по журналу «Родник»,
1989. № 9. С. 63—68)




 


Фрейд