Виды масляных выключателей. Принцип работы баковых выключателей.
Виды: баковые; маломасляные (горшковые) ЗРУ 6 – 110 кВ электростанций и подстанций; КРУ 6 -35 кВ; ОРУ 35 – 110 кВ.
Масляные баковые выключатели
В масляных баковых выключателях масло служит для гашения дуги и изоляции токоведущих частей.
При напряжении до 10 кВ (в некоторых типах выключателей до 35 кВ) выключатель имеет один бак, в котором находятся контакты всех трех фаз, при большем напряжении для каждой фазы предусматривается свой бак.
На рис. 4-50 схематически показан баковый выключатель без специальных устройств для гашения дуги. Стальной бак 1 выключателя подвешен к литой чугунной крышке 3 с помощью болтов. Через крышку проходят шесть фарфоровых изоляторов 4, на нижних концах токоведущих стержней которых закреплены неподвижно контакты 7. Подвижные контакты 8 находятся на контактном мосте или траверсе. Движение им передается с помощью изолирующей тяги от приводного механизма, расположенного под крышкой выключателя. Во включенном положении траверса поднята и контактный мост замыкает цепь между неподвижными контактами. При этом отключающая пружина 5 сжата. Выключатель во включенном положении удерживается защелкой привода, с которым он связан валом 6. При отключении автоматически или вручную освобождается защелка и под действием пружины траверса быстро опускается вниз (скорость движения достигает 1,5 - 2,7 м/с). При этом образуется разрыв цепи в двух точках на каждом полюсе выключателя. Возникшие дуги разлагают и испаряют масло 2, образуется газопаровой пузырь, |
содержащий до 70% водорода. Давление внутри пузыря достигает 0,5 - 1 МПа, что повышает деионизирующую способность газов. Дуга гаснет через 0,08 - 0,1 с. На стенках бака имеются защитные изоляционные покрытия 9. Масло в бак выключателя заливается не полностью, под крышкой остается воздушная подушка. Это необходимо, чтобы уменьшить силу удара в крышку выключателя, обусловленного высоким давлением, возникающим в процессе гашения дуги. Если, уровень масла будет недопустимо низок, то газы попадут, под крышку сильно нагретыми, что может вызвать взрыв смеси водорода с воздухом.
В рассмотренном выключателе нет никаких специальных устройств для гашения дуги, поэтому отключающая способность его невелика. Выключатели такой конструкции (ВМБ-10, ВМЭ-6, ВМЭ-10, ВС-10) применяются в установках 6—10 кВ, но в настоящее время они вытесняются маломасляными выключателями.
Для наружных установок напряжением 35 кВ и выше баковые масляные выключатели благодаря простоте конструкции применяются достаточно широко и в настоящее время. В отличие от простейшего рассмотренного выключателя они имеют специальные устройства - гасительные камеры.
По принципу действия дугогасительные устройства можно разделить на три группы:
- с автодутьем, в которых высокое давление и большая скорость движения газа в зоне дуги создаются за счет выделяющейся в дуге энергии;
- принудительным масляным дутьем, у которых к месту разрыва масло нагнетается с помощью специальных гидравлических механизмов;
- с магнитным гашением в масле, в которых дуга под действием магнитного поля перемещается в узкие каналы и щели.
Основные преимущества баковых выключателей: простота конструкции, высокая отключающая способность; пригодность для наружной установки; возможность установки встроенных трансформаторов тока.
Недостатки баковых выключателей: взрыво- и пожароопасность; необходимость периодического контроля за состоянием и уровнем масла в баке и вводах; большой объем масла, что обусловливает большую затрату времени на его замену, необходимость больших запасов масла; непригодность для установки внутри помещений; непригодность для выполнения быстродействующего АПВ, большая затрата металла, большая масса, неудобство перевозки, монтажа и наладки.
2.Каким критериям должен удовлетворять правильно выбранный по мощности электродвигатель? Как осуществляется эта проверка по методам эквивалентных величин?
Основным требованием при выборе электродвигателя является его соответствие условиям технологического процесса рабочей машины. Задача выбора состоит в поиске такого двигателя, который будет обеспечивать:
1) заданный технологический цикл рабочей машины:
Mмакс ≤ Mдоп,
Mпуск. двиг-ля ≥ Mпуск мех-ма (Mмин ≥ Mс – для КЗ АД),
2) иметь конструкцию, соответствующую условиям эксплуатации и компоновки с рабочей машиной,
3) нагрев двигателя при работе не должен превышать нормативный (допустимый) уровень: τмакс ≤ τмакс.
Нагрузочная диаграмма исполнительного органа рабочей машины представляет собой график изменения приведенного к валу двигателя статического момента нагрузки во времени Mc(t). Эта диаграмма рассчитывается на основании технологических данных, характеризующих работу машин и механизмов, и параметров механической передачи. На рис. 9.1, а приведен пример нагрузочной диаграммы, которая показывает, что некоторый исполнительный орган создает при своей работе в течение времени t, момент нагрузки Мс1, а в течение времени t2 - момент нагрузки Мс2. Из тахограммы (см. рис. 9.1, б) видно, что его движение состоит из участков разгона, движения с установившейся скоростью, торможения и паузы. Полное время цикла tц = tp + tу + tт + t0 = t1 + /2. Порядок расчета мощности, предварительного выбора и проверки двигателя рассмотрим на примере этих диаграмм. Определение расчетной мощности двигателя. Ориентировочно расчетный момент двигателя: МРАСЧ ≥ кЗМСЭ |
где Мсэ - эквивалентный момент нагрузки; кз - коэффициент запаса, учитывающий динамические режимы электродвигателя, когда он работает с повышенными токами и моментами.
Метод эквивалентного моментаудобно использовать в том случае, когда известен график изменения момента двигателя во времени M(t). В дополнение к указанным условиям применения метода эквивалентного тока при использовании метода эквивалентного момента должно соблюдаться еще одно условие - постоянство магнитного потока двигателя на протяжении всего цикла работы.
√∑ni=1(M2i ti) / tц = МЭКВ ≤ МНОМ
где МЭКВ - эквивалентный по условиям нагрева среднеквадратичный момент двигателя за рабочий цикл.
Метод эквивалентной мощностииспользуется, если известен график изменения мощности во времени, и при условии постоянства постоянных потерь, магнитного потока и скорости двигателя на всех участках рабочего цикла.
Допустим, что скорость двигателя на всех участках цикла равна номинальной.
√∑ni=1(Р2i ti) / tц = МЭКВ ωНОМ =РЭКВ ≤ РНОМ
где РЭКВ - эквивалентная по условиям нагрева мощность, определяемая как среднеквадратичная механическая мощность двигателя за рабочий цикл.
Если выполняется соотношение, то при соблюдении указанных ранее условий нагрев двигателя не превысит допустимого уровня.