Тема 1. Понятие уголовного судопроизводства (уголовного процесса).

Назначение уголовного судопроизводства

 

Цель: усвоить основные понятия уголовного процесса, как науки, ее типы, функции, принципы, а также соотношение с другими дисциплинами.

 

Методические указания к изучению темы:

При изучении данной темы необходимо особое внимание уделить тому, что уголовный процесс решает задачи как общеправовые (охрана прав и законных интересов граждан и т.д.), так и специфические, присущие только уголовному процессу. Также необходимо усвоить, что понятие «правосудие» гораздо шире, чем «уголовный процесс», так как кроме уголовных, правосудие охватывает также рассмотрение гражданских дел, административных и т.д.

Также необходимо четко усвоить, что уголовно-процессуальный закон «обратной силы» не имеет. Это необходимо понимать так, что при производстве процессуальных действий руководствуются тем процессуальным законом, который действует в день производства этих действий. Если впоследствии закон изменится, никакого значения для проведенных ранее, в соответствии с действующим на тот момент законом, следственных действий, это изменение не имеет.

Определить разницу уголовного процесса как учебной дисциплины, науки, предмета их изучения и соотношения с другими правовыми науками.

 

Практическое занятие

  1. Общая характеристика и назначение современного уголовного судопроизводства России.
  2. Соотношение понятий «судопроизводство», «правосудие» и «процесс».
  3. Типы (формы) уголовного судопроизводства (история и современность). Отличительные черты обвинительного (частно-искового), инквизиционного (розыскного), состязательного и смешанного процессов. Функциональное построение уголовного судопроизводства.
  4. Понятие и система функций, содержание функций обвинения, защиты и разрешения дела.
  5. Стадии уголовного судопроизводства. Досудебное производство и производство в суде.
  6. Наука об уголовном судопроизводстве. Её предмет и основные направления.
  7. Соотношение науки об уголовном судопроизводстве с другими науками: теорией государства и права, историей государства и права, уголовным правом, криминологией, криминалистикой, судебной медициной, судебной психиатрией, гражданским процессом и др.
  8. Уголовный процесс как учебная дисциплина.

 

Задачи

1. Петров, являясь учителем физкультуры, нанес побои ученику 4 класса Иванову побои, после чего оклеветал его, распространив по данному факту неправдивую информацию, о том, что последний подрался со своей одноклассницей.

Какие стадии уголовного процесса будут применяться при расследовании данного уголовного дела?

2. Что такое состязательный процесс, чем он отличается от смешанного, и розыскного типов судопроизводства?

3. Какие типы уголовного судопроизводства основаны на Конституции РФ, УПК РФ и иных законах и нормах морали?

4. Назовите отличия формально-логического, историко-правового и социологического методов науки уголовного процесса?