Вопрос – 126 Административные комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав как коллегиальные органы административной юрисдикции.

Административные комиссии являются коллегиальными органами, созданными специально для рассмотрения и разрешения дел об административных правонарушениях.

АК рассматривают дела об адм. прав. в области общественного порядка и общественной безопасности; охраны собственности; транспорта; окружающей природной среды и природопользования; промышленности, строительства, энергетики.

По КоАП статус АК, их компетенция регламентируются только законами субъектов. Правовое регулирование деятельности комиссий осуществляется как законами субъектов РФ об адм. правонарушениях., так и отдельными законами об административных комиссиях. Правовое регулирование регионального законодателя может затрагивать только внутриорганизационные вопросы создания и деятельности комиссий. Производство же осуществляется в порядке, установленном КоАП. На основе анализа норм законов субъектов можно выделить признаки:

- АК являются постоянно действующими коллегиальными органами;

- Создаются для рассмотрения и разрешения дел об а. прав. Привлечение к адм. ответственности – основная функция АК. Рассматривают дела об а. прав., предусмотренных законами субъектов РФ.

- АК действуют в пределах территории МО или в его части.

- Создаются органами МСУ.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав(Согласно ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 1999)

1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции обеспечивают:

1) осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

2) осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также с обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

3) осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

4) подготовку совместно с соответствующими органами или учреждениями материалов, представляемых в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

5) рассмотрение представлений органа управления образовательного учреждения об исключении несовершеннолетних, не получивших общего образования, из образовательного учреждения и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании";

6) оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

7) применение мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

2. Порядок образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими отдельных государственных полномочий определяется законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Вопрос – 127 Производство по делам об административных правонарушениях: понятие, задачи, юридическая основа, принципы. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Производство по делам об административных правонарушениях (ПАП) представляет собой процессуальную форму привлечения лица (физического или юридического) к административной ответственности.

ПАП возникает только в связи с совершением административного проступка; посредством производства реализуется административная ответственность; к правонарушителю применяется административное наказание.

ПАП регламентируется нормами КоАП, нормами Арбитражного процессуального кодекса.

В ст. 24.1 КоАП перечислены задачи ПАП:

- всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.

- разрешение его в соответствии с законом

- обеспечение исполнения вынесенного постановления

- выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

По делу должны быть всесторонне и полно выявлены все обстоятельства, имеющие значение для конкретного разрешения дела: имело ли место адм. правонарушение; виновато ли данное лицо; подлежит ли оно адм. ответственности; обстоятельства отягчающие и смягчающие ответственность. Дело рассматривается объективно: беспристрастно и непредвзято.

Принципы ПАП выражают сущность, основное содержание, характеризуют свойства адм. юрисдикции. Это законодательно закрепленные базовые положения, на основе которых субъекты адм. юрисдикции осуществляют ПАП.

1.Принцип публичности. Производство осуществляется от имени государства и имеет своим содержанием применение адм. ответственности за нарушение специальных общеобязательных правил, установленных в сфере публичного управления.

2. Принцип законности. Лицо может быть привлечено к ответственности только на основаниях и в порядке, предусмотренном законом. Уполномоченные органы и должностные лица, судьи должны строго соблюдать установленный порядок и форму исследования и разбирательства дел об адм. правонарушениях. Данный принцип заключается в том, что: законодательством определены органы и должностные лица, судьи, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях; установлен перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы по делам об администр. правонар.; они осущ. свою юрисдикционную деятельность в пределах установленной законом компетенции.

3. Принцип объективной истины по делу. Органы, должностные лица, судьи обязаны исследовать все обстоятельства, имеющие значение для дела.

4. Принцип презумпции невиновности. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица.

5. Принцип обеспечения права на защиту. В ПАП может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему – представитель.

6. Принцип гласности. Дело об административном правонарушении подлежит открытому рассмотрению, за исключением случаев, когда это приведет к разглашению охраняемой законом тайны.

7. Принцип оперативности, экономичности, эффективности. Виновное лицо должно быть привлечено к ответственности в сроки, предусмотренные законом, при минимальных правовых затратах.

8. Принцип национального языка.

9.Принцип равенства всех перед законом и судом. Физ. лица подлежат ответственности независимо от пола, расы….Юр. лица независимо от организационно-правовой формы, места нахождения…..