IV. Учебно-материальноеобеспечение
1. Техническиесредстваобучения:мультимедийныйпроектор,компьютернаятехника.
2. Слайды:
· Названиетемы.
· Учебныевопросы.
· Рекомендуемаялитература.
· Характеристика социальной ситуации и развития подросткового возраста.
· Особенности психического развития подростка.
· Заключение.
· Темы докладов к семинарскому занятию.
V. Вводная часть
Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. В этот период индивид имеет повышенную возбудимость, импульсивность, на которые накладывается, часто неосознанное, половое влечение. Основным лейтмотивом психического развития в подростковом возрасте является становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, изменение Я–концепции, попытки понять самого себя и свои возможности. В этом возрасте происходит становление сложных форм аналитико–синтетической деятельности, формирование абстрактного, теоретического мышления. Очень важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой «подростковой» общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок.
VI. Основная часть
Первый вопрос: «Характеристика социальной ситуации и развития подросткового возраста» (80 мин). При изложении первого вопроса необходимо дать краткую характеристику социальной ситуации развития подросткового возраста с точки зрения её исторической трансформации. Рассмотреть как менялось представление о подростках как об отдельной категории представителей общества, их особенностей поведения и психики.
Второй вопрос: «Особенности психического развития подростка» (80 мин.) Во второмвопросерассмотреть протекание психических процессов в этом возрасте, начиная от элементарных процессов, таких как восприятие и ощущение, заканчивая социальным функционированием.
Взаключении подвести итог занятия, ответить на вопросы по материалу лекции и объявить задание на самоподготовку и семинарское занятие.
Заданиедлясамостоятельнойработы
Знать взгляды на психологию подросткового возраста следующих исследователей:Э.Шпрангера,Ш.Бюлера,А.Фрейд,К.Левин,Э.Эриксона,Л.И.Божович,Д.Б.Эльконина, Ст.Холла.
Рассмотреть содержание мотивации развития подростка и особенности девиантного поведения подростков.