VI. Структурные подразделения Центра
6.1. В состав Центра могут включаться отделения:
—организационно-методическое отделение;
—отделение приема граждан;
—консультативное отделение;
—отделение психолого-педагогической помощи;
—отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной
ситуации;
—отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних;
—отделение дневного пребывания несовершенно лет них;
- отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями;
—стационарное отделение;
—отделение срочного социального обслуживания.
6.2. В Центре по согласованию с учредителем могут открываться
иные структурные подразделения, деятельность которых отвечает тре
бованиям устава, в том числе социальная столовая, пункты проката, ока
зания бытовых услуг, ремонта техники и др.
6.6. Отделение психо лого-педагоги ческой помощи Отделение психо лого-педагогической помощи рекомендуется создавать с целью:
повышения психологической устойчивости и формирования психологической культуры граждан, в первую очередь, в сферах межличносг-ного, семейного и родительского общения;
помощи гражданам в создании в семье атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения, благоприятного микроклимата;
содействия гражданам в преодолении конфликтных ситуаций и иных нарушений супружеских и семейных отношений;
помощи гражданам, испытывающим трудности в воспитании детей;
ознакомления с особенностями психологии детского возраста;
предотвращения возможного эмоционального и психического кризиса у граждан;
психологической адаптации граждан к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни.
Отделение психолого-педагогической помощи осуществляет:
помощь гражданам в воспитании детей, обучении детей и родителей здоровому обращу жизни, поддержании психического и физического здоровья, успешном разрешении семейных конфликтов и иных вопросов;
патронаж семей, имеющих неблагоприятныепсихологические и социально-педагогические условия;
психологическое обследование личности граждан, анализ поведения, тестирование для определения оптимального варианта психо лого-педагогической помощи;
психологическую коррекцию нарушений общения у детей, искажений в психическом развитии ребенка, неблагоприятных форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения, конфликтных взаимоотношений родителей с детьми и подростками, неадекватных родительских установок воспитания ребенка, нарушений супружеских отношений;
диагностику психофизического, интеллектуального и эмоционально-то развития ребенка, изучение его склонностей и способностей, степени готовности к обучению в школе;
психологические тренинги по снятию состояний тревожности, нервно-психической напряженности, преодолению неадекватных форм поведения и другим направлениям;
организацию деятельности групп взаимоподдержки, создание клубов общения, разработку и проведение циклов бесед, «круглых столов» и т. п.
6.9. Отделение дневного пребывания несовершеннолетних
Отдаление дневного пребывания несовершеннолетних рекомендуется создавать для реализации программ их социальной реабилитации в полу стационарных условиях.
Несовершеннолетние посещают отделение дневного пребывания в свободное от учебы время. Продолжительность посещения должна соответствовать времени реабилитационного периода, определяемого индивидуальными программами.
В отделении дневного пребывания несовершеннолетних рекомендуется комплектовать реабилитационные группы численностью от 5 до 10 человек.
Деятельность реабилитационных групп осуществляется па основе групповых программ, учитывающих индивидуальные программы реабилитации песоверш епполетних.
В период нахождения в отделении дневного пребывания дети и подростки обеспечиваются горячим питанием и лекарственными средствами.
В отделении дневного пребывания несовершеннолетних рекомендуется выделять помещения для медицинского кабинета и кабинета психологической помощи, для проведения учебных занятий, досуга и кружковой работы, а также столовой.
6.10. Отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями
Отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями рекомендуется создавать для реабилитации (психо лого-социальной, социально-педагоги ческой, социально-медицинской, социально-бытовой, социально-т рудовой) в условиях дневного пребывания несовершеннолетних с отклонениями в физическом и умственном развитии, а также обучения родителей особенностям их воспитания и методикам реабилитации.
Основными задачами отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями могут являться:
поэтапная реализация индивидуальных программ реабилитации совместно с учреждениями здравоохранения, образования, физической культуры и спорта;
организация досуга и внешкольного образования в зависимости от возраста и состояния здоровья;
обучение навыкам самообслуживания, поведения, самоконтроля, общения;
проведение профориентации;
работа с родителями в целях реализации преемственности реабилитационных мероприятий и адаптации несовершеннолетних в семье;
оказание консультации семьям, в том числе по вопросам предоставления им льгот и преимуществ.
В отделении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями целесообразно выделять помещения для учебных занятий, трудо- и игротерапии, медицинского кабинета, питания, досуга, а при наличии возможностей — для отдыха (сна).
Несовершенно летние школьного возраста посещают отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями в свободное от учебы время в течение необходимого для реабилитации срока в соответствии с индивидуальными программами реабилитации.
Из несовершеннолетних, в зависимости от их состояния здоровья, степени физического и умственного развития, а также возраста, в отдс-
лении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями рекомендуется формировать группы численностью от 5 до 10 человек.
6.11, Стационарное отделение
Стационарное отделение рекомендуется создавать с целью реализации iipoi рамм социальной реабилитации несовершеннолетних в условиях круглосуточного пребывания в Центре.
Несовершеннолетние школьного возраста, находящиеся в стационарном отделении, в обязательном порядке посещают учебное заведение или обучаются по индивидуальной программе.
В виде исключения может быть организовано их обучение в помещении отделения.
В стационарном отделении образуются реабилитационные группы, объединяющие несовершеннолетних по признаку характера и степени социальной дезадаптации. Количество несовершеннолетних в реабилитационной группе не должно превышать 7 человек.
Деятельность реабилитационных групп осуществляется на основе групповых программ, учитывающих индивидуальные программы реабилитации несовершеннолетних.
В отделении может быть образовано не более 5 реабилитационных групп.
Работники стационарного отделения обеспечивают жизнедеятельность несовершеннолетних, включение их в учебную, трудовую, познавательную, досуговую и иную деятельность, а также процесс самообслуживания.
В стационарном отделении создаются условия жизни, приближенные к домашним, способствующие социальной реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением.
В стационарном отделении выделяются помещения для сна, питания, досуга и труда (в том числе мастерские), оказания медицинской и психо логи чес кой помощи и другие.
При приеме несовершеннолетних в стационарное отделение производится их медицинский осмотр.
Предметы, представляющие опасность для жизни и здоровья несовершеннолетних и окружающих, принимаются Центром на хранение или передаются родителям (лицам, их заменяющим).
<Абзац исключен. Постановление Минтруда РФ от 26.03.2001 г. № 28.>
6.12. Отделение срочного социального обслуживания
Отделение срочного социального обг-туживапия рекомендуется созда
вать для оказания гражданам, вне зависимости от их возраста, остро
нуждающимся в социальной поддержке, помощи разового характера, на
правленной па поддержание их жизнедеятельности.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 1996 г. ,\» 739 «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными соци-
альными службами»срочное социальное обслуживание может включать в себя оказание следующих социальных услуг из числа предусмотренных федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг:
—обеспечение граждан бесплатным горячим питанием, в том числе
путем предоставления им талонов на питание, или продуктовыми набо
рами;
—выделение нуждающимся одежды, обуви и других предметов пер
вой необходимости;
—оказание материальной помощи;
—оказание юридической помощи;
—содействие в получении временного жилого помещения;
—предоставление иных услуг, обусловленных региональными особен
ностями.
Деятельность отделения срочного социального обслуживания строится на сотрудничестве с различными государственными учреждениями, общественными, благотворительными, религиозными организациями и объединениями, фондами, а также отдельными гражданами.
18. ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО