КОМПЛЕКСНАЯ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ-СИРОТ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ


1.1.Социально-психолог и ч ее кие проблемы выпускников

детских домов

В Конвенции ООН о правах ребенка подчеркивается значимость подготовки ребенка к самостоятельной жизни в социуме, обеспече­ния его свободного развития, гарантий самоопределения, саморе­ализации и самоутверждения. В ст. 20 Конвенции провозглашено, что подготовка к самостоятельной жизни детей, утративших ро­дительскую опеку, требует усиленного внимания го стороны госу­дарства и общества: «Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собствен­ных наилучших интересах не может оставаться в таком окруже­нии, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством».

Доминировавшая многие годы ориентация системы образования преимущественно на репродуктивные аспекты педагогической дея­тельности, единообразие и нормативность в обучении и воспитании, формальные оценки результатов практики образовательных учре­ждений, не могла ни отразиться на сфере общественного воспита­ния детей, лишившихся родительской опеки, в том числе и воспи­тывающихся в детском доме. Процесс подготовки воспитанников к самостоятельной жизни не всегда рассматривался в контексте це­ленаправленного создания условий для развития личности ребенка.

Одним из важных шагов на пути обеспечения интересов вос­питанников детских учреждений интернатного типа стало Поста­новление правительства Российской Федерации №409 от 20 июня 1992 г. «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и Детей, оставшихся без попечения родителей». Содержащиеся в этом Постановлении предписания преследуют две основные цели: во-пер­вых, лучшее материальное обеспечение воспитанников, во-вторых, тех из них, кто начинает свою самостоятельную жизнь. Однако ре­ально, как и многие другие законодательно-право вые акты в нашей


стране, данное Постановление выполняется не полностью.

Наибольшую остроту приобретают проблемы, возникающие по­сле выпуска ю интернатного учреждения.

Если правовой статус воспитанника в свое время не был оформ­лен из-за отсутствия решения о лишении родительских прав, нали­чия судебного решения об отобрании независимо от лишения роди­тельских прав, достигшему совершеннолетия воспитаннику ничего не остается другого, как вернуться в прежнюю неблагополучную среду. И его там либо не принимают, либо он начинает жить в явно опасной обстановке. В первом случае бывший воспитанник попа­дает в безвыходное положение из-за отсутствия жилой площади, средств существования. Во втором — он обречен на гибель, а все усилия, предпринятые в свое время по его устройству, оказывают­ся напрасными. Все это означает, что еще в период пребывания воспитанника в детском интернатном учреждении администрация учреждения обязана принять меры к упорядочению правового по­ложения своего воспитанника (предпринятьпопытки поиска роди­телей, обследовать их быт на предмет возможности возвращения в семью воспитанника, в случае необходимости предъявить иск о ли­шении родителей родительских прав и т.п.). При любом варианте отсутствия родителей или невозможности вернуть им несовершен­нолетнего ему следует до достижения восемнадцати лет назначить попечителя. Что же касается совершеннолетних воспитанников, то, видимо, забота о них со стороны детского учреждения должна про­стираться и далее. Во всяком случае, такая забота должна суще­ствовать хотя бы в первые три года после выпуска. Подобного рода обязанность администрации детского учреждения, во-первых, не нова, в истории охраны детей-сирот России не раз предпринима­лись попытки ее установить. Во-вторых, она не может сводиться к довольно расплывчатому, зависящему от субъективных факто­ров представлению о моральном долге бывших воспитателей. И на­конец, в-третьих, выполнение подобного рода обязанностей — всего лишь завершающий этап всего дела охраны прав воспитанника, па-чало которому было положено еще при его устройстве. В конце концов, это главная, конечная цель устройства. Вот почему и в на­ше время предпринимаются попытки оказывать поддержку и тем, кто после выпуска оказался почему-либо в бедственном положении. В этот период чаще всего возникают две проблемы. Одна связана с обеспечением бывшего воспитанника жилой площадью, другая — с его трудоустройством, без которых не может быть и речи о пред­посылках к нормальному существованию выпускника детского ин­тернатного учреждения.


Поддержка выпускникам сиротских учреждений может быть оказана как социальной службой самого детского дома, так и по­явившимися в России в последнем десятилетии специалистами цен­тров постинтернатной адаптации.

Необходимость созданиящентров иостинтернатной адаптации связана с рядом причин, наиболее важные из них:

- значительный рост числа детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, в связи с материальными и жилищными
трудностями родителей, ростом внебрачной рождаемости, пониже­
нием стабильности брака;

- отсутствие современных научно обоснованных методик вос­
питания, профориентации и социальной подготовки выпускников к
трудностям реальной жизни;

— изменение социального состава сиротства, ухудшение физиче­ского состояния детей, появление детей со сложными, комплексны­ми видами отклонений, разными формами задержек психическо­го развития, с трудностями в обучении, поведении (склонность к бродяжничеству, табакокурению, наркомании и токсикомании). У значительной части воспитанников (95%) имеется задержка психи­ческого развития, интеллектуальные отклонения, 65% имеют III и IV группы здоровья;

- неблагоприятная социально-экономическая ситуация, сло­жившаяся в стране, остро ставит вопрос о социальной защите вы­пускников-сирот.

В течение длительного времени дети-сироты, и прежде всего выпускники, не были объектом пристальных научных исследова­ний, в то время как их проблемы в последние годы необычайно усложнились и приобрели острейшую социально-экономическую и социальную значимость.

Наиболее важные из них следующие.

1. Проблема здоровья.

Исследования детей в детских домах показали, что 'среди си­рот нет совершенно здоровых детей. Их физические и психические нарушения часто связаны с факторами неблагоприятной наслед­ственности. Неизбежны и психологические травмы, обусловленные отсутствием родителей.

Лишение детей материнской привязанности с последующей пси­хической депривацией в сиротских учреждениях, сказываются на их социальном, психическом, физическом здоровье.

Проблемы медицинского характера обусловлены патологически­ми отклонениями в состоянии здоровья детей-сирот, у детей-сирот наиболее частая причина патологии — поражение головного мозга.


В детских домах не удается обеспечить полноценное психиче­ское развитие детей-сирот, так как 1) дети приходят в детские до­ма с нарушением развития: 2) отсутствуют эффективные техноло­гии воспитания детей-сирот; 3) не имеется достаточного числа под­готовленных специалистов для работы с сиротами (воспитателей, психологов, социальных работников и др.).

2. Проблема интеграции и социальной адаптации.

Важное значение в адаптации и интеграции детей-сирот имеет правильная и рациональная организация их трудового обучения, способствующая повышению их уровня конкурентности на рынке труда.

Исходя из понимания положения детей-сирот в нашем обществе и учитывая сложность для них в обучении по традиционным учеб­ным технологиям, главная задача— организация системы воспи­тания и образования, имеющая целью комплексную подготовку де­тей-сирот к полноценной самостоятельной жизни после выхода из детского дома.

Решение этой задачи предполагает:

- удовлетворение потребности детей-сирот в интеллектуаль­ном, культурном и нравственном развитии, получении професси­онального образования и квалификации в избранной области дея­тельности;

- разработка и внедрение новых методов обучения;

— организация непрерывного образования (в том числе в систе­
ме реабилитации детей-сирот с отклонениями в развитии) по пре­
стижным и конкурентоспособным профессиям на рынке труда.

Самое главное — это преодоление психологических трудностей, которые заключаются в привычке жить в замкнутом, закрытом обществе, неумении интегрироваться в открытое, создавать новые контакты с людьми, с которыми им предстоит общаться.

В жизненном и профессиональном самоопределении воспитан­ники детских домов испытывают значительные трудности, связан­ные с отсутствием опыт решения житейских проблем, которые другие дети получают в семье, наблюдая за тем, как поступают в подобных ситуациях их родители или окружающие.

Педагоги могут помочь своим воспитанникам сформировать комплекс качеств, благодаря которым они совершают осознанный выбор и адаптируются в новой ситуации [219, 230]. К таким каче­ствам можно отнести:

— автономность;

- информированность и соотнесение информации со своими
особенностями;


— умение принимать решения;

— умение планировать;

- положительное эмоциональное отношение к необходимости
сделать выбор и принять решение (193].

Большинство выпускников интернатных учреждений обладают особенностями, которые значительно осложняют их самостоятель­ную жизнь, как то:

— отсутствие опыта социальных контактов с людьми на работе,
в сфере обслуживания, здравоохранения и т.п.;

- трудности в общении — там, где это общение свободно, где
требуется строить отношения;

— несформировашюсть потребности и способности трудиться;

- иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни,
отношений собственности;

—отсутствие личного опыта нормальной жизни в семье, тесных
эмоциональных отношений;

—недостаточное развитие индивидуальности, что характеризу­
ется низким уровнем сознания, сниженной собственной активно­
стью;

—отсутствие нравственного иммунитета к условиям той среды,
из которой большинство из них происходит. Специфическая груп­
повая субкультура низкого уровня;

—плохое состояние здоровья.

Как показывает опыт работы психологов, педагогов и социаль­ных педагогов детских домов, перечисленные проблемы значитель­но обостряются в тех случаях, когда выпускники имеют интеллек­туальные нарушения. Результаты анкетирования, наблюдений по­казали, что для большинства воспитанников детского дома стар­шего школьного возраста, имеющих проблемы в интеллектуальном развитии, характерны:

— ограниченность знаний, интеллектуальная пассивность, огра­
ниченность и своеобразиесловарного запаса;

—равнодушие к происходящему, снижение интереса к различ­
ным видам деятельности, мотивации к их освоению;

—отсутствие стремления проявить себя;

—недостаток критичности, завышенная или слишком занижен­
ная самооценка, неадекватность уровня притязаний;

—повышенная внушаемость и готовность принимать асоциаль­
ные формы поведения (алкоголизм, наркомания, курение, бродяж­
ничество) ;

—недоразвитие сложных эмоциональных проявлений, агрессив­
ность поведения;

24!)


—иждивенчество, отсутствие стремления к ответственности за
свои поступки;

—отсутствие желания благоустроить самостоятельно свой быт,
безынициативность в отношении улучшения своей жизни;

- неумение самостоятельно организовать свой досуг.

Система требований, которые общество предъявляет к психи­ческому и личностному развитию каждого из его членов, но соот­ветствует тому потенциалу, на который способны умственно отста­лые подростки-выпускники детского дома, что провоцирует их на не всегда адекватную реакцию и поступки. Специально проведен­ные исследования доказали, что уровень их адаптивного потенци­ала в социальной сфере отличается крайней неоднородностью по отдельным компонентам, и в целом он недостаточно высок. Из об­следованных 60% имеют суммарный потенциал ниже того, который предусматривает успешность социализации.

Достаточно часто этой категории воспитанников свойственно нежелание приспосабливаться к социальному окружению, отсут­ствие стремления учитывать мнение других людей, дефицит ис­кренних эмоциональных отношений, замкнутость. Очевидно, что подростки испытывают значительные трудности в общении не только с взрослыми, но и со сверстниками, при этом имеющиеся контакты «бедны» по содержанию и эмоционально не насыщены. Более того, мотивация к изменению поведения у подростков низ­кая, поскольку окружающая среда сформировала оптимальный для них стиль поведения, и одностороннее изменение этого стиля может иметь для них неконтролируемые последствия. Все это способству­ет ориентации молодых людей на асоциальный и криминальный образ жизни, либо, наоборот, делает их первыми жертвами раз­личного рода преступлений.

Значительную роль в решении проблем выпускников может сыг­рать социальная служба детского дома. При контакте социального педагога с подопечным выявляются проблемы, определяются спо­собы, последовательность и пути совместного их решения. Анализ этих проблем показывает, что задолго до выхода из детского дома выпускники должны знать об ответственном и бережном отноше­нии к документам, о наличии копий, о составлении деловых бумаг. разного рода заявлений. У каждого из них должен быть «пакет необходимых документов». Они должны быть сориентированы в том, в какие учреждения им необходимо обращаться в каждом от­дельном случао.

Главной проблемой социальной адаптации является способность к индивидуальному выбору—из спектра предоставляемых социу-


мои возможностей. За этой способностью стоит развитое Я — субъ­ект осмысления мира и своих потребностей, построения взаимоот­ношений и жизненной активности.

Воспитание в изолированной среде детского дома ведет к фор­мированию групповой специфической субкультуры низкого уров­ня. Ее представитель характеризуется слабым осмыслением своего жизненного опыта, пассивностью, интуитивностью своих поступ­ков, отсутствием индивидуальных жизненных ориентиров и ценно­стей. Поэтому он не самостоятелен и нуждается в группе как опоре для принятия решений.

Сама подростковая группа формируется в условиях противо­стояния взрослому миру в лице педагога и, как следствие, отри­цает позитивные социальные ценности и нормы культуры. Пре­одоление сложившейся ситуации может быть достигнуто специаль­ными мерами, связанными с психолого-педагогическим сопровож­дением в процессе обучения, воспитания. Очевидно, что коррек­ция должна быть направлена па развитие установок социального сотрудничества, тенденций, предполагающих объединение усилий, эмоциональный контакт, развитие доверия к партнеру и желания помочь, возможность осознать и прочувствовать это доверие и по­мощь, ощутить обмен положительными эмоциями. Специфика кор-рекционной работы с этой категорией подростков, по мнению пси­хологов, состоит в приобретении ими личного опыта «проживания» новых способов взаимодействия с окружающими и иного ощущения внешнего мира с помощью тренингов, проводимых в малых груп­пах. Эта работа помогает изменить последовательно всю группу в целом, поднимая ее на новую ступень взаимодействия.

1.2. Подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни

Сегодня особенно важно подготовить воспитанника к самостоя­тельной жизни, не только подсказать и помочь в выборе профессии, но и сформировать самостоятельность мышления, инициативу и от­ветственность, поисковую активность и предприимчивость, умение творчески разрешать возникающие проблемы. Исходя из реалий сегодняшней жизни, воспитание творческой самостоятельности — цель и критерий воспитательной работы.

Известно, что большинство выпускников интернатных учрежде­ний не могут успешно адаптироваться в жизни. После выхода из интерната, детского дома выпускник не в состоянии решить мно­гие проблемы, с которыми ему приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых (родителей, родственников).


Выпускники школ-интернатов и детских домов испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, не умеют общаться со взрослыми, обустроить свой быт, составлять и соблюдать бюджет, отстаивать свои юридические права.

Вопрос о системе подготовки к жизни детей из этих учреждений волнует многих. Но наиболее точные ориентиры дают сами выпуск­ники после двух-трех лет самостоятельной жизни. На вопрос: «Что бы Вы изменили в практике работы детского дома (школbi-интер­ната) по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни?» -опрошенные отвечают, что в детском доме, школе-интернате долж­но быть побольше «родительского тепла*, доверия, уважения, ми­лосердия, заботы— 13%; необходимо научить воспитанников прак­тическим навыкам (готовить пищу, делать заготовки на зиму, шить, расходовать деньги, экономить, вязать и др.) — 21%; следует ввести в интернате преподавание курса о семье, семейных отношениях — 6%; столько же выпускников убеждены, что в детском доме обяза­тельно надо знакомить воспитанников с разными специальностями и при окончании дать одну из них, чтобы была возможность уже сразу после выпуска зарабатывать себе на жизнь. 11% выпускников считают, что надо изменить режим дня, ввести дополнительный ве­черний ужин, снизить наполняемость в группах — все это должно способствовать созданию в детском доме домашнего уюта. 36% по­лагают, что необходимо внести изменения в учебно-воспитательный процесс, прежде всего лучше подбирать воспитателей; «давать всем воспитанникам обязательно среднее образованием, «учить трудом» (создавать подсобные хозяйства; работать на предприятиях в це­хах); «оплачивать труд*; «учить добру и добром», «не наказывать трудом»; «учить самостоятельности и не бояться трудностей»; «не приукрашивать реальную жизнь»; «в детском доме не должно быть роскоши»; «создавать больше спортивных секций, кружков».

На выборе жизненного пути воспитанников сиротских учрежде­ний во многом сказывается правильно поставленная профориента-ционная работа. Недостаточная профессиональная подготовка в ин­тернатах и детских домах не ориентирует воспитанников на дости­жение более высоких профессиональных перспектив. Свыше 80% детей-сирот детских домов и 95% сирот специальных школ-интер­натов, ориентируясь на реальную ситуацию, ожидают направления в профессиональное училище, на работу, И только единицы мечтают о продолжении образования в 10-11-х классах, а тем более получе­нии сред неспециального и высшего образования.

Причем старшие воспитанники интернатных учреждений, если и желали бы учиться дальше, не видят в этом необходимости, ссы-


лаясь на отсутствие серьезной материальной поддержки для даль­нейшего обучения и ближайших перспектив получения жилья. От-сюда — ориентации сирот на профессии, дающие хорошо зарабо­тать и возможность прокормиться (повар, кондитер, швея, плот­ник, строитель, работник коммерческого киоска, магазина, охраны и т.п.).

Актуальность поиска новых теоретических подходов и практи­ческих решений к проблеме формирования жизненных планов вос­питанников детских домов как фактора подготовки их к самостоя­тельной жизни в обществе обусловлена рядом обстоятельств:

- во-первых, особенностями переживаемого страной периода, когда прежние ценностно-нравственные и профессиональные ори­ентации во многом не соответствуют современным реалиям, а но­вые еще определяются, что приводит к растерянности выпускников детских домов при формировании личных жизненных планов;

—во-вторых, недостаточной разработанностью теории и практи­
ки педагогического руководства в формировании жизненных пла­
нов воспитанников детских домов, часто направленных на конкрет­
ные аспекты самоопределения и не учитывающих его комплексного
характера;

—в-третьих, расширение сети детских домов нередко приводит
к тому, что воспитатели, психологи, нрофконсультанты, не пройдя
специальной подготовки для работы с детьми, лишенными семейно­
го окружения, пытаются без должного организационного, теорети­
ческого и методического обеспечения руководить формированием
жизненных планов воспитанников.

Многие авторы отмечают, что в условиях утраты семейного окружения и воспитания в детских учреждениях закрытого (интер­натного) типа формируется личность с неразвитой способностью соотнести собственное настоящее, прошлое, будущее со своими це­лями, ценностными ориентациями, возможностями,

В работах современных психологов И.В.Дубровиной, В.С.Му­хиной, А, М. Прихожан, Н. Н. Толстых, исследовавших личность де­тей, воспитывающихся вне семьи, доказано, что временная перспек­тива как особенность самосознания непосредственно связана с от­ветственностью личности за свое будущее, в условиях неблагопо­лучной семьи или детского учреждения интернатного типа чаще всего формируется депривированная личность без ответственного отношения к собственному времени жизни.

Традиционная система педагогического руководства в форми­ровании жизненных планов воспитанников нуждается в переосмыс­лении с позиций личностно-О(>иентированного подхода, что долж-


но создать в детском доме условия для полноценного психиче­ского развития ребенка, его интеллекта, воли, эмоций, мотивов, склонностей, способностей и, следовательно, обеспечить его нор­мальную жизнедеятельность и самочувствие в самом детском до­ме, подготовку к созданию семьи, продолжению образования, про­фессии,

В развитии психолого-педагоги ческой теории жизненного пла­нирования наиболее отчетливо проявляются два концептуальных подхода:

- первый, определяющий жизненные планы как процесс и ре­зультат поэтапного принятия решений, посредством которых лич­ность формирует баланс между собственнвши предпочтениями и потребностями социума;

- второй, рассматривающий жизненные планы как процесс
формирования индивидуального стиля жизни, отражающий пони­
мание, переживания, намерения, предметные действия в конкрет­
ных социальных условиях.

Формирование жизненных планов воспитанников -один из важнейших механизмов самоопределения, действие которого связа­но с выявлением наиболее значимых и психологически характерных для личности ориентиров жизни, рассчитанных на перспективу и реализующихся одновременно с практическим освоением детьми, утратившими опеку родителей, социального опыта. Участие взрос­лых в этом процессе не должно ограничиваться коррекцией жиз­ненных планов, важно включиться в целенаправленную совмест­ную с подростком деятельность по моделированию его будущего, исходя из актуальности, п рог но с точности, рациональности, реали­стичности, контролируемости и коррстируемости жизненного пла­нирования.

Экспериментальное исследование М. А.Хацисвой доказало, что особенности личности подростков непосредственно выражаются в формировании их жизненных планов. Выявлено четыре группы по характеру и степени с формирован но сти личного жизненного плана:

- первая группа--подростки, жизненные планы которых еще
не сформированы (24,4%);

- вторая группа -подростки, жизненные планы которых еще
только начинают формироваться (54,8%);

 

—третья группа — подростки, жизненные планы которых сфор­
мированы в значительной степени (15,5%);

—четвертая группа — подростки, жизненные планы которых от­
личаются высокой степенью с формирован но сти (13,1%) [254].

Следовательно, в подростковом возрасте у воспитанников дет-


ских домов формируется не собственно самоопределение, а готов­ность к нему- Готовность к самоопределению предполагает форми­рование у подростков — воспитанников детского дома умения ана­лизировать собственный жизненный опыт, наблюдать за явлениями действительности и давать им оценку, устойчивых, сознательно вы­работанных представлений о своих обязанностях и правах по отно­шению к обществу, другим людям, моральных принципов и убеж­дений, понимания долга, ответственности. Таким образом, речь идет о формировании у воспитанников детских домов психологи­ческих образований и механизмов, обеспечивающих им в дальней­шем сознательную, активную и созидательную жизнь вне детского дома.

Подход к изучению личности подростка — воспитанника детско­го дома должен быть направлен прежде всего на исследование жиз­ненного плана как показателя особенности личности, готовности к самоопределению и дальнейшему развитию.

Педагогическое руководство формированием жизненных пла­нов подростков эффективно, когда воспитательное взаимодействие с подростком строится как с самосознательным, самоопределяю­щимся, самореализующимся и самоутверждающимся субъектом.

1.3. Социально-трудовая подготовка детей-сирот

Основная направленность взаимодействия человека и социаль­ной среды связана с удовлетворением потребностей, обеспечиваю­щих его существование, т. е. с трудом, поэтому социально-трудовая деятельность — ядро адаптационного процесса.

Понятие «социально-трудовая адаптация» определяется как процесс личностного становления, который приводит поведение и трудовую деятельность человека в соответствие с существующими в нашем обществе и трудовых коллективах нормами, правилами и традициями.

Можно выделить с.1 ieдующие принципы социально-трудовой адаптации:

1) точный учет условий, в которых она происходит;

2) всестороннее изучение особенностей ребенка, а также сохран­
ных личностных и деятелыюстных образований для разработки пу­
тей коррекции и развития;

3) прогностический характер коррскционно-педагогической ра­
боты с учеником с целью достижения конкретного уровня социаль­
но-трудовой адаптации и полной интеграции выпускников в трудо­
вых коллективах;


4) включение учащихся в доступные формы и виды человече­
ской деятельности и общения в процессе школьного обучения;

5) оказание социальной помощи и поддержки нуждающимся в
этом после окончания школы с целью достижения более высоко­
го уровня социально-трудовой адаптации и полной интеграции вы­
пускников в общество.

В стратегическом плане важно определить основные направле­ния трудовой подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без по­печения родителей, в условиях детских домов и школ-интернатов [126].

Труд по самообслуживанию. Содержанием работы педагогов в рамках выделенного направления, в свою очередь, являются следу­ющие виды деятельности:

соблюдение личной гигиены и внешнего вида; при решении этой задачи у воспитанников формируется комплексныенавык ухо­да за телом, формирование своего внешнего вида, здорового образа жизни;

- организация личной жизни и деятельности, включающая формированиенавыка самоорганизации ребенка в процессе соб­ственной жизни и деятельности как средства более успешной адап­тации к самостоятельной жи;ши, а также умения выбрать опти­мальный режим жизни и деятельности, в том числе и трудовой;

- формирование умений и навыков обеспечения личной жизни
и деятельности, т. о. умение приготовить пищу, ухаживать за обу­
вью и одеждой, организовать, оборудовать, оформитьместо своей
деятельности и проживания, формирование культуры взаимодей­
ствия со средой проживания и т.д.;

- формирование умения и навыка планирования своей жизни
и деятельности по достижению оптимальных результатов в сво­
ем жизненном становлении как личности, семьянина, гражданина,
профессионала.

Работа по формированию умений и навыков труда в домашнемхозяйстве. Преждечем пояснить содержание работы по данному направлению, необходимо отметить, что подготовка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, к труду в домашнем хозяйстве осуществляется на фоне крайне негативного представ­ления о семье как причине их нынешнего социального статуса. В соответствии с этим необходимо в процессе работы по выделенному направлению формировать положительный образ семьи, постоянно формировать представления собственной будущей семьи, жилища, отношений.

Содержанием деятельности в этом направлении являются:


- формирование, умений и навыков по уходу за, жилищем, усадьбой и использованием различных орудий труда, бытовой тех­ники;

— формирование комплексного навыка предполагает первичные знания о видах жилых помещений в городе и деревне, гигиене жи­лища, уходе за жильем.

Подготовка воспитанников интернатных учреждений к про­фессиональной деятельности. Кардинальные социально-экономи­ческие преобразования в стране, целью которых является, прежде всего, переход на рыночные отношения и введение различных видов собственности на средства производства в экономике, интеграция страны в мировое сообщество, формирование личности на основе общечеловеческих ценностей, средствами гуманистической педаго­гики привели к переопенке, переосмыслению содержания понятия «трудовая подготовка» личности в обществе [12G].

Если раньше основными задачами педагогов в этом направле­нии были подготовка воспитанников к труду на государственных предприятиях по массовым рабочим профессиям, то сейчас рас­ставлены иные акцепты.

Во-первых, создать условия для развития личности каждого ре­бенка путем вовлечения в различные виды труда сообразносо спо­собностями, интересами и возможностями, а также потребностями общества.

Во-вторых, подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без по­печения родителей, к трудовой деятельности в условиях разных форм собственности и конкуренции на рынке труда.

В-третьих, развитие у них предприимчивости, самостоятельно­сти, деловитости, ответственности, инициативности, стремления к разумному риску, честности и порядочности.

В-четвертых, формированиеу выпускников детских домов и школ-интернате в профессиональной компетентности в избранной сфере трудовой деятельности в сочетании с профессиональной мо­бильностью.

В-пятых, создание условий для овладения современными эконо­мическими знаниями, формирование экономического мышления, в том числе и включение в реальные производственно-эконом и чес кие отношения.

В-шестых, воспитание культуры личности во всех ее направле­ниях, связанных с трудовой деятельностью (культура труда, эко­номическая, экологическая, правовая культура и т.д.).

В соответствии с такой постановкой задач меняется направление тРУДовой и профессиональной подготовки. Для се осуществления в


условиях интернатных учреждений необходимо решить две взаи­мосвязанные задачи, а именно:

—определить, по каким профессиям лучше готовить воспитан­
ников того или иного учреждения;

—определить интересы, склонности и в конечном счете возмож­
ности воспитанника.

В качестве примера можно привести профориентационную рабо­ту в детских домах Курганской области, где, используя классифи­кацию профессора А.Е.Климова («человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «чел о век-знак», «человек —художе­ственный образ»), создают условия для предварительной пробы сил воспитанников по каждому из этих направлений. При этом осу­ществляется:

1) анализ имеющихся возможностей в процессе учебной, трудо­
вой, учебно-т рудовой, внеклассной деятельности, организации об­
щественно-полезного производительного труда;

2) определение формы осуществления предварительной пробы
по всем направлениям;

3) наблюдение, анализ результатов участия школьников в раз­
личных видах деятельности;

4) распределение учащихся по видам предпочитаемой трудовой
деятельности в соответствии с их интересами, склонностями, воз­
можностями;

5) трудовая, профильная, профессиональная подготовка и адап­
тация к выбранному виду трудовой деятельности в школе, профес­
сиональном училище и т. д.

Первый этап реализуется путем проведения опросов, специаль­но составленных диагностических анкет с профориентационным со­держанием подобранных тестов, а также результатов медико-пси­холого-педагогических иссле до ваний.

Второй этап предполагает проведение анализа учебно-труд о вой, трудовой, досуговой деятельности учащихся, участия их в обще­ственно-полезном труде, с тем чтобы определить предпочтитель­ный вид деятельности. Оценка успешности в различных видах дея­тельности воспитанников заносится в карту профессионального са­моопределения воспитанника.

Необходимо выделить методику организации и проведения про­фессиональных проб с воспитанниками. Пробы проводят в каждом классе в конце или в течение года. Таких проб необходимо мини­мум пять ежегодно по всем направлениям деятельности. Професси­ональная проба представляет законченное изделие или полученный результат труда с точным его фиксированием. Профессиональные


пробы могут выполняться не только в учебное время, но и в про­цессе внеклассной работы или как задание на дом. Организация профессиональных проб •- это не только метод определения предпо­чтительности вида труда, но и возможность в ходе их выполнения совершенствовать трудовые навыки в различных видах деятельно­сти.

Идет активный поиск возможностей расширения профориента-ционной работы учреждения. К традиционным профессиям (швеи, строителя, механизатора) прибавились профессии и цветовода-озе­ленителя, машинистки, штукатура, скорняка, сапожника, специа­листа по художественной обработке древесины, кулинара, мастера вышивания и вязания. Обучаясь этим ремеслам еще в детском до­ме, подростки работают по договорам, получают зарплату. В специ­альных (коррекционных) интернатах открываются десятые классы, в которых они получают профессию.

Не менее важной проблемой подготовки воспитанников к само­стоятельной жизни и трудовой деятельности является правовая за­щищенность детей-сирот. Многие воспитанники и выпускники ин­тернатных учреждений не знают своих прав, в том числе и тех льгот, которые государство им предоставляет при выборе жизнен­ного пути.

В целях социальной защиты воспитанников детских домов в Ти­повом положении (1995) об образовательном учреждении для де­тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, админи­страции учреждений предоставляется право разрешать прожива­ние сроком до одного года тому или иному воспитаннику.

Социальные педагоги должны профессионально помогать вы­пускникам, осуществлять наблюдение за устройством их жизни, помогать советом и делом в их дальнейшем трудоустройстве, обес­печении жильем, защите их личных и имущественных прав. Дирек­тор интерната, государственный опекун детей-сирот, не в состоянии один помочь выпускникам до их полного совершеннолетия.

Социальная защищенность выпускников — одна из проблем, ре­шение которой по объективным причинам не зависит от педаго­гических коллективов интернатных учреждений. Все усилия педа­гогов по разностороннему развитию личности детей-сирот будут сведены на нет, если выпускники детских домов пополнят социаль­но незащищенные группы населения. Необходимы кардинальные решения в масштабах государства, чтобы не иметь в дальнейшем криминальные элементы в лице бывших воспитанников детских домов.


1.4. Современные модели подготовки воспитанников детского дома к самостоятельной жизни

Проблема детей-сирот в России — одна из самых сложных и наи­менее разрешимых в нашем обществе. Особого внимания заслужи­вает создание условий для нормального развития ребенка, социаль­ная адаптация ребенка в нормальных современных условиях жизни и подготовка воспитанников к самостоятельной жизни.

Пытаясь решить эти проблемы, коллектив детского дома ,\а 9 Санкт-Петербурга разработал модель комплексной системы соци­альной адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни и трудо­вой деятельности.

Анализ результатов наблюдений за судьбой выпускников дет­ского дома показал также, что каждого воспитанника нужно гото­вить к самостоятельной жизни уже с дошкольного возраста. Для решения этой проблемы наиболее важно создать благоприятные условия, приближенные к домашним, способствующие развитию личности.

В детском доме № 9 были созданы условия жизни для детей но типу отношений в обычной многодетной семье с использованием разных форм их организации:

— семейные смешанные группы, в которых роль родителя игра­ет воспитатель;

- группы семейного подряда, где роли и штатные должности
воспитателей занимают члены одной семьи;

- группы со свободным проживанием за пределами детского
дома, когда дети-сироты проживают в обычной семье без усынов­
ления, т. е. оставаясь под попечительством детского дома.

Педагоги и специалисты детского дома проводят комплекс заня­тий на различные темы, способствующие адаптации и интеграции в дальнейшей жизни, подготовке к семейной жизни. Специалистами совместно с воспитателями и учителями ведутся курсы:

- «Пользование инфраструктурами», включающий знакомство
с государственными учреждениями, эти знания дают возможность
определить, куда необходимо обратиться в нужный момент, как за­
полнить ту или иную квитанцию, бланк, где и как оплатить счета
и Др.;

- «Навыки семейной жизни», включающий домоводство, усво­
ение санитарно-гигиенических норм и правил, вопросы семейных,
половых отношений и т.д.;

- «Правоведение», включающий различные юридические эко­
номические, финансовые вопросы, знакомство с кодексами Рос-


сийской Федерации, с правами и обязанностями гражданина России;

- «Умение пользоваться деньгами». Практически все воспитан­ники старше четырнадцати лет работают на малых предприятиях детского дома, получают за свою работу заработную плату и могут распоряжаться деньгами по своему усмотрению.

Выпускникам детского дома тяжело дается не столько сам про­цесс обучения, сколько процесс становления личности. Они практи­чески бескомпромиссны, поэтому возникают сложности в общении со сверстниками, преподавателями, органами милиции, с други­ми социальными структурами. Проводятся встречи с людьми раз­ных профессий, организуется посещение профессиональных учи­лищ, лицеев, вузов. В сотрудничестве с психологом районного цен­тра занятости населения проводится тестирование будущих вы­пускников и профориентационная работа.

Интересен опыт детского дома-школы №46 Санкт-Петербурга, в котором сложилась целостная система профориентащюнной пе­дагогической работы, способствующая формированию социально зрелой личности, владеющей социально-правовыми знаниями, уме­ниями и навыками. Данная система включает основные направле­ния деятельности специалистов (учителей, воспитателей, психоло­гов, социального педагога) на протяжении всего периода пребыва­ния ребенка в детском доме (с момента поступления до выпуска).

В первые годы проживания в детском доме основное внимание уделяется успешной адаптации ребенка к условиям жизнедеятель­ности, выявляются трудности, возникающие у ребенка при обуче­нии, общении и т. д., осуществляется разработка программы реаби­литации с учетом рекомендаций службы сопровождения, выделя­ется среди детей группа риска, с которой организуется специальная профилактическая работа но предупреждению и коррекции нервно-психических нарушений и девиантного поведения.

Особое внимание в этот период уделяется созданию благопри­ятного микроклимата в группах, классах, в детском доме-школе в целом, условий общения и жизнедеятельности, которые направле­ны на позитивное развитие личности ребенка.

В последующие четыре-пять лет идет создание условий для рас­крытия способностей личности, удовлетворения ее потребностей в интеллектуальном, духовном, нравственном и физическом разви­тии. Условно этот период носит название «Воспитанник детско­го дома*. Большое внимание уделяется организации комплексной помощи в преодолении трудностей в обучении, поведении, обще­нии, профилактике вредных привычек. Используются разпообраз-


пые формы и методы комплексной работы по социализации воспи­танников через учебно-воспитательный процесс.

При этом учитывается, что воспитание может и должно быть понято не как однонаправленная передача опыта и оценочных суж­дений от старшего поколения к младшему, а как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в различных сферах современно­го бытия.

Основное внимание уделяется:

- выработке у воспитанников детского дома умения самостоя­
тельно решать жизненные проблемы;

—осуществлению учебно-воспитательной деятельности, способ­
ствующей формированию у подростка устойчивой тенденции ори­
ентирования на универсальные общечеловеческие ценности;

—воспитанию целостной личности, способной к саморазвитию
и саморегуляции;

- подготовке сегодняшнего ребенка и завтрашнего гражданина
к жизни и работе в изменяющихся социально-экономических усло­
виях.

Реализации намеченнв!Х задач способствует созданное в детском доме тесное содружество детей и взрослых, связанных едиными за­дачами, деятельностью и гуманными отношениями. Одно из глав­ных мест в работе педагогов занимают беседы и воспитателвскпс часы, которые регулярно проводятся в каждой из групп. Их тема­тика зависит от возраста воспитанников, их интересов и перспек­тивных задач данного этапа.

Воспитательная работа включает разнообразные мероприятия, вечера, праздники, экскурсии, фестивали, помогающие ребенку по­лучить представления об истории России и Санкт-Петербурга, ос­новах экологии, охраны здоровья, рационального питания, органи­зации отдыха и досуга, ориентирования в социуме и т. д.

Известно, что детям, имеющим проблемы в поведении, обуче­нии, общении и здоровье, требуется особая забота и поддержка. На основании составленной индивидуальной программы работы с каждым ребенком служба меди ко-психолого-педагог и чес кого со­провождения совместно с социальным педагогом и воспитателем группы продумывает план реабилитации. Сюда включаются кор-рекциопные занятия с учителем-дефектологом и логопедом, допол­нительные уроки по программе общеобразовательной школы, про­ведение психотерапевтических занятий с использованием элементов музыкотерапии, арттерапии и других современных технологий. На каждого ребенка воспитатель ведет дневник развития личности, ко­торый позволяет проследить динамику развития, скорректировать


воспитательный процесс, который требует особых приемов и мето­дов работы.

Огромное значение для становления самостоятельной личности воспитанника имеет предоставляемая ему на этом этапе возмож­ность участия в самоуправлении. Оно формирует у подростков са­мостоятельность, ответственность, инициативность, дисциплиниро­ванность, коллективизм, гражданственность, уважение к правам человека и др. Дети следят за соблюдением чистоты и уюта в детском доме, за поведением младших, проверяют качество вы­полнения домашнего задания, контролируют дежурство групп. В детском доме традиционными становятся дни самоуправления, ко­гда воспитанники самостоятельно планируют день, работают в ро­ли воспитателя, социального педагога, представителей администра­ции. Дети тщательно готовятся к подобным мероприятиям, доро­жат возможностью почувствовать себя взрослыми, ответственными людьми.

Реальный жизненный опыт воспитанники детского дома приоб­ретают также благодаря участию в разнообразных видах деятель­ности. Посещая многочисленные кружки и секции, каждый ребенок имеет возможность найти себе увлекательное занятие, проявить по­тенциальные возможности. В результате он приобретает не только полезные практические умения и навыки, но и овладевает элемента­ми коммуникативной деятельности, научается адекватно вести себя в общественных местах, общаться со взрослыми и сверстниками.

В работе с воспитанниками старшего школьного возраста ак­туальным становится поиск путей подготовки к выпуску социаль­но-зрелой личности, готовой к самостоятельной жизни в обществе, выбору профессии. Поэтому в данный период психологи, педагоги, социальные педагоги, учитывая проблемы, которые могут возник­нуть при переходе в самостоятельную жизнь, осуществляют учеб­но-воспитательную деятельность в нескольких направлениях.

Прежде всего, это профориентация и подготовка к овладению выбранной профессией. Она включает комплекс мероприятий по профориентациис учетом индивидуальных особенностей, склонно­стей, интересов, возможностейкаждого воспитанника; налажива­ние взаимодействия с учреждениями профессионального образова­ния по подготовке выпускников детского дома к поступлению и дальнейшей адаптации.

Специфика профориентационной и профконсультационной ра­боты с. подростками в детском доме определяется несколькими об­стоятельствами. С одной стороны, у них необходимо сформировать перспективу профессиональной деятельности, где обучение в тех-


никумс или училище является лишь первой ступенью, а с другой — развить широкий круг интересов, выходящих за рамки собственно профессиональной деятельности, которые делали бы жизнь под­ростка (сейчас и в дальнейшем) духовно богатой.

В детском доме утвердились три основных направления профес­сионального просвещения учащихся воспитанников: в процессе пре­подавания в школе, во впеучсбной и внеклассной работе в детском доме и в различных видах трудовой деятельности и общественно-производительного труда.

Во-первых, дети в детском доме знакомятся с миром профессий в определенной системе. В данном случае используются не только рассказы, книги, иллюстрации, но и экскурсии (на почту, в сберкас­су, на вокзал, в поликлинику, магазин и т.д.), с последующим об­суждением вынесенных впечатлений. Особое внимание во время бе­сед уделяется содержанию профессиональной деятельности людей, особенностям каждой профессии, формам получения образования, позволяющего освоить необходимые профессиональные навыки.

Во-вторых, акцентируется внимание на значимости области де­ятельности, которая соответствует профессиональным намерениям выпускника, для профессиональной и общечеловеческой культуры, так как только при этом условии человек может личностно реа­лизоваться в профессиональной деятельности. Сегодня акцент в профориентацией ной работе в детском доме, как правило, делает­ся на возможность быстрого достижения экономической самостоя­тельности через выбранную профессию.

Для достижения указанной цели в каждой группе детского до­ма разработан план мероприятий, где согласно возрасту детей про­водятся беседы, игры, лекции, встречи, экскурсии. Например, те­мы бесед: «Мы для общества, общество для нас», «Ты и коллек­тив», «Поговорим о выборе профессии». «Профессиональная при­годность (беседа с врачом)», «Вступая во "взрослую" жизнь», «Кем быть, каким быть», «Новый взгляд молодых» и другие беседы; про­водится анкетирование: «Выбор профессии. Цель в жизни»; цикл интересных встреч с представителями разных профессий: «Меди­цина и профессии, с ней связанные», «Российская армия (рода войск, обязанности военнослужащих)», «Современный воин —кто он» и т. п.

Расширению представлений подростков о будущей профес­сии способствует посещение «Дней открытых дверей» в сред­них специальных учебных заведениях. Демонстрация диапазона профессионального выбора, ориентация на формирование инди­видуального стиля трудовой деятельности позволяет будущему


выпускнику более осознано сделать выбор будущей профессии.

Параллельно проводится учебно-воспитательная деятельность по социализации выпускников, направленная на освоение ими но­вых социальных ролей (семьянин, труженик, гражданин), подго­товка их к будущей семейной жизни. В детском доме широко осу­ществляется комплексная реабилитационная работа с подростками и выпускниками, не достигшими социальной и личностной зрело­сти (по результатам диагностического обследования). Социальные педагоги уделяют особое внимание обеспечению защиты прав и ин­тересов выпускников детских сиротских учреждений в обществе.

Тестовый опрос и анкетирование выпускников проводится с це­лью уточнения содержания и направленности дальнейшей индиви­дуальной коррекционной работы, а также изучения уровня сфор-мированности социализации выпускника.

По результатам анкетирования выпускники, которые показыва­ют посредственные и плохие результаты, включаются в группу рис­ка и в дальнейшем находятся под постоянным наблюдением специ­алистов детского дома. Для них в индивидуальном порядке разра­батываются рекомендации для воспитателей с целью корректиров­ки дальнейшей воспитательной работы; устанавливаются наиболее продуктивные пути и формы помощи воспитаннику при выходе из детского дома.

После выпуска осуществляется патронаж выпускников, помога­ющий им успешно адаптироваться к самостоятельной жизни.

Воспитатели, социальный педагог, администрация детского до­ма поддерживают тесное взаимодействие с профессиональными учреждениями по вопросам контроля учебной деятельности быв­ших воспитанников. При необходимости они участвуют в работе психологической, медицинской и социальной служб по оказанию консультативной помощи выпускникам в решении их проблем.

Особое внимание уделяется контролю над соблюдением охран­ных законодательных и нормативных документов в отношении вы­пускников детского дома и оказанию экстренной помощи выпуск­никам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

Ежегодно социальный педагог или представители администра­ции детского дома посещают выпускников предыдущего года вы­пуска и проживающих самостоятельно с целью изучения степени социальной адаптированное™ выпускника в обществе. При посе­щении выпускников по адресу регистрации применяется метод бе­седы.

При оценке результативности беседы делаются выводы о том, в какой степени выпускник состоялся как гражданин общества (пали-


чие работы, отношение к труду, стремление повысить свой уровень и т.д.) и как семьянин (наличие семьи, бытовые условия, матери­альное обеспечение, отношения с родными и т.д.).

По итогам таких посещении проводится малый педагогический совет с воспитателями этих выпускников и службой сопровожде­ния, где отмечаются элементы адаптации и дезадаптации данно­го выпускника, разрабатывается план конкретной помощи (при необходимости), иногда с привлечением районных государственных структур, вырабатываются рекомендации по социализации других воспитанников с учетом выявленных отрицательных моментов.

В целом результаты обследования выпускников детского дома доказали эффективность такого рода целенаправленной системати­ческой работы. Одноразовые мероприятия не могут обеспечить це­лостной подготовки выпускника к самостоятельной жизни, только комплексная работа но социализации и профориентация дает поло­жительный результат, тем не менее выпускник некоторое время вес же нуждается в социально-психологи чес ко и поддержке, особенно в ситуациях поиска решения жизненно важных проблем.

Контрольныевопросы и задания

1.Назовите основные социально-психологические трудности и про­
блемы при переходе воспитанников детского дома в самостоятельную
жизнь.

2. Перечислите эмоционально-личностные проблемы выпускников
детского дома и возможные пути их коррекции.

3. Разработайтепрограмму психологического сопровождения подго­
товки выпускников детских домов к трудовой деятельности.

4. Определите основные направления работы психолога по подготов­
ке выпускников к самостоятельной жизни и труду.

5. В чем заключаются трудности социализации выпускников детского


Глава 2