КОМПЛЕКСНАЯ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ-СИРОТ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ
1.1.Социально-психолог и ч ее кие проблемы выпускников
детских домов
В Конвенции ООН о правах ребенка подчеркивается значимость подготовки ребенка к самостоятельной жизни в социуме, обеспечения его свободного развития, гарантий самоопределения, самореализации и самоутверждения. В ст. 20 Конвенции провозглашено, что подготовка к самостоятельной жизни детей, утративших родительскую опеку, требует усиленного внимания го стороны государства и общества: «Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством».
Доминировавшая многие годы ориентация системы образования преимущественно на репродуктивные аспекты педагогической деятельности, единообразие и нормативность в обучении и воспитании, формальные оценки результатов практики образовательных учреждений, не могла ни отразиться на сфере общественного воспитания детей, лишившихся родительской опеки, в том числе и воспитывающихся в детском доме. Процесс подготовки воспитанников к самостоятельной жизни не всегда рассматривался в контексте целенаправленного создания условий для развития личности ребенка.
Одним из важных шагов на пути обеспечения интересов воспитанников детских учреждений интернатного типа стало Постановление правительства Российской Федерации №409 от 20 июня 1992 г. «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и Детей, оставшихся без попечения родителей». Содержащиеся в этом Постановлении предписания преследуют две основные цели: во-первых, лучшее материальное обеспечение воспитанников, во-вторых, тех из них, кто начинает свою самостоятельную жизнь. Однако реально, как и многие другие законодательно-право вые акты в нашей
стране, данное Постановление выполняется не полностью.
Наибольшую остроту приобретают проблемы, возникающие после выпуска ю интернатного учреждения.
Если правовой статус воспитанника в свое время не был оформлен из-за отсутствия решения о лишении родительских прав, наличия судебного решения об отобрании независимо от лишения родительских прав, достигшему совершеннолетия воспитаннику ничего не остается другого, как вернуться в прежнюю неблагополучную среду. И его там либо не принимают, либо он начинает жить в явно опасной обстановке. В первом случае бывший воспитанник попадает в безвыходное положение из-за отсутствия жилой площади, средств существования. Во втором — он обречен на гибель, а все усилия, предпринятые в свое время по его устройству, оказываются напрасными. Все это означает, что еще в период пребывания воспитанника в детском интернатном учреждении администрация учреждения обязана принять меры к упорядочению правового положения своего воспитанника (предпринятьпопытки поиска родителей, обследовать их быт на предмет возможности возвращения в семью воспитанника, в случае необходимости предъявить иск о лишении родителей родительских прав и т.п.). При любом варианте отсутствия родителей или невозможности вернуть им несовершеннолетнего ему следует до достижения восемнадцати лет назначить попечителя. Что же касается совершеннолетних воспитанников, то, видимо, забота о них со стороны детского учреждения должна простираться и далее. Во всяком случае, такая забота должна существовать хотя бы в первые три года после выпуска. Подобного рода обязанность администрации детского учреждения, во-первых, не нова, в истории охраны детей-сирот России не раз предпринимались попытки ее установить. Во-вторых, она не может сводиться к довольно расплывчатому, зависящему от субъективных факторов представлению о моральном долге бывших воспитателей. И наконец, в-третьих, выполнение подобного рода обязанностей — всего лишь завершающий этап всего дела охраны прав воспитанника, па-чало которому было положено еще при его устройстве. В конце концов, это главная, конечная цель устройства. Вот почему и в наше время предпринимаются попытки оказывать поддержку и тем, кто после выпуска оказался почему-либо в бедственном положении. В этот период чаще всего возникают две проблемы. Одна связана с обеспечением бывшего воспитанника жилой площадью, другая — с его трудоустройством, без которых не может быть и речи о предпосылках к нормальному существованию выпускника детского интернатного учреждения.
Поддержка выпускникам сиротских учреждений может быть оказана как социальной службой самого детского дома, так и появившимися в России в последнем десятилетии специалистами центров постинтернатной адаптации.
Необходимость созданиящентров иостинтернатной адаптации связана с рядом причин, наиболее важные из них:
- значительный рост числа детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, в связи с материальными и жилищными
трудностями родителей, ростом внебрачной рождаемости, пониже
нием стабильности брака;
- отсутствие современных научно обоснованных методик вос
питания, профориентации и социальной подготовки выпускников к
трудностям реальной жизни;
— изменение социального состава сиротства, ухудшение физического состояния детей, появление детей со сложными, комплексными видами отклонений, разными формами задержек психического развития, с трудностями в обучении, поведении (склонность к бродяжничеству, табакокурению, наркомании и токсикомании). У значительной части воспитанников (95%) имеется задержка психического развития, интеллектуальные отклонения, 65% имеют III и IV группы здоровья;
- неблагоприятная социально-экономическая ситуация, сложившаяся в стране, остро ставит вопрос о социальной защите выпускников-сирот.
В течение длительного времени дети-сироты, и прежде всего выпускники, не были объектом пристальных научных исследований, в то время как их проблемы в последние годы необычайно усложнились и приобрели острейшую социально-экономическую и социальную значимость.
Наиболее важные из них следующие.
1. Проблема здоровья.
Исследования детей в детских домах показали, что 'среди сирот нет совершенно здоровых детей. Их физические и психические нарушения часто связаны с факторами неблагоприятной наследственности. Неизбежны и психологические травмы, обусловленные отсутствием родителей.
Лишение детей материнской привязанности с последующей психической депривацией в сиротских учреждениях, сказываются на их социальном, психическом, физическом здоровье.
Проблемы медицинского характера обусловлены патологическими отклонениями в состоянии здоровья детей-сирот, у детей-сирот наиболее частая причина патологии — поражение головного мозга.
В детских домах не удается обеспечить полноценное психическое развитие детей-сирот, так как 1) дети приходят в детские дома с нарушением развития: 2) отсутствуют эффективные технологии воспитания детей-сирот; 3) не имеется достаточного числа подготовленных специалистов для работы с сиротами (воспитателей, психологов, социальных работников и др.).
2. Проблема интеграции и социальной адаптации.
Важное значение в адаптации и интеграции детей-сирот имеет правильная и рациональная организация их трудового обучения, способствующая повышению их уровня конкурентности на рынке труда.
Исходя из понимания положения детей-сирот в нашем обществе и учитывая сложность для них в обучении по традиционным учебным технологиям, главная задача— организация системы воспитания и образования, имеющая целью комплексную подготовку детей-сирот к полноценной самостоятельной жизни после выхода из детского дома.
Решение этой задачи предполагает:
- удовлетворение потребности детей-сирот в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, получении профессионального образования и квалификации в избранной области деятельности;
- разработка и внедрение новых методов обучения;
— организация непрерывного образования (в том числе в систе
ме реабилитации детей-сирот с отклонениями в развитии) по пре
стижным и конкурентоспособным профессиям на рынке труда.
Самое главное — это преодоление психологических трудностей, которые заключаются в привычке жить в замкнутом, закрытом обществе, неумении интегрироваться в открытое, создавать новые контакты с людьми, с которыми им предстоит общаться.
В жизненном и профессиональном самоопределении воспитанники детских домов испытывают значительные трудности, связанные с отсутствием опыт решения житейских проблем, которые другие дети получают в семье, наблюдая за тем, как поступают в подобных ситуациях их родители или окружающие.
Педагоги могут помочь своим воспитанникам сформировать комплекс качеств, благодаря которым они совершают осознанный выбор и адаптируются в новой ситуации [219, 230]. К таким качествам можно отнести:
— автономность;
- информированность и соотнесение информации со своими
особенностями;
— умение принимать решения;
— умение планировать;
- положительное эмоциональное отношение к необходимости
сделать выбор и принять решение (193].
Большинство выпускников интернатных учреждений обладают особенностями, которые значительно осложняют их самостоятельную жизнь, как то:
— отсутствие опыта социальных контактов с людьми на работе,
в сфере обслуживания, здравоохранения и т.п.;
- трудности в общении — там, где это общение свободно, где
требуется строить отношения;
— несформировашюсть потребности и способности трудиться;
- иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни,
отношений собственности;
—отсутствие личного опыта нормальной жизни в семье, тесных
эмоциональных отношений;
—недостаточное развитие индивидуальности, что характеризу
ется низким уровнем сознания, сниженной собственной активно
стью;
—отсутствие нравственного иммунитета к условиям той среды,
из которой большинство из них происходит. Специфическая груп
повая субкультура низкого уровня;
—плохое состояние здоровья.
Как показывает опыт работы психологов, педагогов и социальных педагогов детских домов, перечисленные проблемы значительно обостряются в тех случаях, когда выпускники имеют интеллектуальные нарушения. Результаты анкетирования, наблюдений показали, что для большинства воспитанников детского дома старшего школьного возраста, имеющих проблемы в интеллектуальном развитии, характерны:
— ограниченность знаний, интеллектуальная пассивность, огра
ниченность и своеобразиесловарного запаса;
—равнодушие к происходящему, снижение интереса к различ
ным видам деятельности, мотивации к их освоению;
—отсутствие стремления проявить себя;
—недостаток критичности, завышенная или слишком занижен
ная самооценка, неадекватность уровня притязаний;
—повышенная внушаемость и готовность принимать асоциаль
ные формы поведения (алкоголизм, наркомания, курение, бродяж
ничество) ;
—недоразвитие сложных эмоциональных проявлений, агрессив
ность поведения;
24!)
—иждивенчество, отсутствие стремления к ответственности за
свои поступки;
—отсутствие желания благоустроить самостоятельно свой быт,
безынициативность в отношении улучшения своей жизни;
- неумение самостоятельно организовать свой досуг.
Система требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов, но соответствует тому потенциалу, на который способны умственно отсталые подростки-выпускники детского дома, что провоцирует их на не всегда адекватную реакцию и поступки. Специально проведенные исследования доказали, что уровень их адаптивного потенциала в социальной сфере отличается крайней неоднородностью по отдельным компонентам, и в целом он недостаточно высок. Из обследованных 60% имеют суммарный потенциал ниже того, который предусматривает успешность социализации.
Достаточно часто этой категории воспитанников свойственно нежелание приспосабливаться к социальному окружению, отсутствие стремления учитывать мнение других людей, дефицит искренних эмоциональных отношений, замкнутость. Очевидно, что подростки испытывают значительные трудности в общении не только с взрослыми, но и со сверстниками, при этом имеющиеся контакты «бедны» по содержанию и эмоционально не насыщены. Более того, мотивация к изменению поведения у подростков низкая, поскольку окружающая среда сформировала оптимальный для них стиль поведения, и одностороннее изменение этого стиля может иметь для них неконтролируемые последствия. Все это способствует ориентации молодых людей на асоциальный и криминальный образ жизни, либо, наоборот, делает их первыми жертвами различного рода преступлений.
Значительную роль в решении проблем выпускников может сыграть социальная служба детского дома. При контакте социального педагога с подопечным выявляются проблемы, определяются способы, последовательность и пути совместного их решения. Анализ этих проблем показывает, что задолго до выхода из детского дома выпускники должны знать об ответственном и бережном отношении к документам, о наличии копий, о составлении деловых бумаг. разного рода заявлений. У каждого из них должен быть «пакет необходимых документов». Они должны быть сориентированы в том, в какие учреждения им необходимо обращаться в каждом отдельном случао.
Главной проблемой социальной адаптации является способность к индивидуальному выбору—из спектра предоставляемых социу-
мои возможностей. За этой способностью стоит развитое Я — субъект осмысления мира и своих потребностей, построения взаимоотношений и жизненной активности.
Воспитание в изолированной среде детского дома ведет к формированию групповой специфической субкультуры низкого уровня. Ее представитель характеризуется слабым осмыслением своего жизненного опыта, пассивностью, интуитивностью своих поступков, отсутствием индивидуальных жизненных ориентиров и ценностей. Поэтому он не самостоятелен и нуждается в группе как опоре для принятия решений.
Сама подростковая группа формируется в условиях противостояния взрослому миру в лице педагога и, как следствие, отрицает позитивные социальные ценности и нормы культуры. Преодоление сложившейся ситуации может быть достигнуто специальными мерами, связанными с психолого-педагогическим сопровождением в процессе обучения, воспитания. Очевидно, что коррекция должна быть направлена па развитие установок социального сотрудничества, тенденций, предполагающих объединение усилий, эмоциональный контакт, развитие доверия к партнеру и желания помочь, возможность осознать и прочувствовать это доверие и помощь, ощутить обмен положительными эмоциями. Специфика кор-рекционной работы с этой категорией подростков, по мнению психологов, состоит в приобретении ими личного опыта «проживания» новых способов взаимодействия с окружающими и иного ощущения внешнего мира с помощью тренингов, проводимых в малых группах. Эта работа помогает изменить последовательно всю группу в целом, поднимая ее на новую ступень взаимодействия.
1.2. Подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни
Сегодня особенно важно подготовить воспитанника к самостоятельной жизни, не только подсказать и помочь в выборе профессии, но и сформировать самостоятельность мышления, инициативу и ответственность, поисковую активность и предприимчивость, умение творчески разрешать возникающие проблемы. Исходя из реалий сегодняшней жизни, воспитание творческой самостоятельности — цель и критерий воспитательной работы.
Известно, что большинство выпускников интернатных учреждений не могут успешно адаптироваться в жизни. После выхода из интерната, детского дома выпускник не в состоянии решить многие проблемы, с которыми ему приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых (родителей, родственников).
Выпускники школ-интернатов и детских домов испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, не умеют общаться со взрослыми, обустроить свой быт, составлять и соблюдать бюджет, отстаивать свои юридические права.
Вопрос о системе подготовки к жизни детей из этих учреждений волнует многих. Но наиболее точные ориентиры дают сами выпускники после двух-трех лет самостоятельной жизни. На вопрос: «Что бы Вы изменили в практике работы детского дома (школbi-интерната) по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни?» -опрошенные отвечают, что в детском доме, школе-интернате должно быть побольше «родительского тепла*, доверия, уважения, милосердия, заботы— 13%; необходимо научить воспитанников практическим навыкам (готовить пищу, делать заготовки на зиму, шить, расходовать деньги, экономить, вязать и др.) — 21%; следует ввести в интернате преподавание курса о семье, семейных отношениях — 6%; столько же выпускников убеждены, что в детском доме обязательно надо знакомить воспитанников с разными специальностями и при окончании дать одну из них, чтобы была возможность уже сразу после выпуска зарабатывать себе на жизнь. 11% выпускников считают, что надо изменить режим дня, ввести дополнительный вечерний ужин, снизить наполняемость в группах — все это должно способствовать созданию в детском доме домашнего уюта. 36% полагают, что необходимо внести изменения в учебно-воспитательный процесс, прежде всего лучше подбирать воспитателей; «давать всем воспитанникам обязательно среднее образованием, «учить трудом» (создавать подсобные хозяйства; работать на предприятиях в цехах); «оплачивать труд*; «учить добру и добром», «не наказывать трудом»; «учить самостоятельности и не бояться трудностей»; «не приукрашивать реальную жизнь»; «в детском доме не должно быть роскоши»; «создавать больше спортивных секций, кружков».
На выборе жизненного пути воспитанников сиротских учреждений во многом сказывается правильно поставленная профориента-ционная работа. Недостаточная профессиональная подготовка в интернатах и детских домах не ориентирует воспитанников на достижение более высоких профессиональных перспектив. Свыше 80% детей-сирот детских домов и 95% сирот специальных школ-интернатов, ориентируясь на реальную ситуацию, ожидают направления в профессиональное училище, на работу, И только единицы мечтают о продолжении образования в 10-11-х классах, а тем более получении сред неспециального и высшего образования.
Причем старшие воспитанники интернатных учреждений, если и желали бы учиться дальше, не видят в этом необходимости, ссы-
лаясь на отсутствие серьезной материальной поддержки для дальнейшего обучения и ближайших перспектив получения жилья. От-сюда — ориентации сирот на профессии, дающие хорошо заработать и возможность прокормиться (повар, кондитер, швея, плотник, строитель, работник коммерческого киоска, магазина, охраны и т.п.).
Актуальность поиска новых теоретических подходов и практических решений к проблеме формирования жизненных планов воспитанников детских домов как фактора подготовки их к самостоятельной жизни в обществе обусловлена рядом обстоятельств:
- во-первых, особенностями переживаемого страной периода, когда прежние ценностно-нравственные и профессиональные ориентации во многом не соответствуют современным реалиям, а новые еще определяются, что приводит к растерянности выпускников детских домов при формировании личных жизненных планов;
—во-вторых, недостаточной разработанностью теории и практи
ки педагогического руководства в формировании жизненных пла
нов воспитанников детских домов, часто направленных на конкрет
ные аспекты самоопределения и не учитывающих его комплексного
характера;
—в-третьих, расширение сети детских домов нередко приводит
к тому, что воспитатели, психологи, нрофконсультанты, не пройдя
специальной подготовки для работы с детьми, лишенными семейно
го окружения, пытаются без должного организационного, теорети
ческого и методического обеспечения руководить формированием
жизненных планов воспитанников.
Многие авторы отмечают, что в условиях утраты семейного окружения и воспитания в детских учреждениях закрытого (интернатного) типа формируется личность с неразвитой способностью соотнести собственное настоящее, прошлое, будущее со своими целями, ценностными ориентациями, возможностями,
В работах современных психологов И.В.Дубровиной, В.С.Мухиной, А, М. Прихожан, Н. Н. Толстых, исследовавших личность детей, воспитывающихся вне семьи, доказано, что временная перспектива как особенность самосознания непосредственно связана с ответственностью личности за свое будущее, в условиях неблагополучной семьи или детского учреждения интернатного типа чаще всего формируется депривированная личность без ответственного отношения к собственному времени жизни.
Традиционная система педагогического руководства в формировании жизненных планов воспитанников нуждается в переосмыслении с позиций личностно-О(>иентированного подхода, что долж-
но создать в детском доме условия для полноценного психического развития ребенка, его интеллекта, воли, эмоций, мотивов, склонностей, способностей и, следовательно, обеспечить его нормальную жизнедеятельность и самочувствие в самом детском доме, подготовку к созданию семьи, продолжению образования, профессии,
В развитии психолого-педагоги ческой теории жизненного планирования наиболее отчетливо проявляются два концептуальных подхода:
- первый, определяющий жизненные планы как процесс и результат поэтапного принятия решений, посредством которых личность формирует баланс между собственнвши предпочтениями и потребностями социума;
- второй, рассматривающий жизненные планы как процесс
формирования индивидуального стиля жизни, отражающий пони
мание, переживания, намерения, предметные действия в конкрет
ных социальных условиях.
Формирование жизненных планов воспитанников -один из важнейших механизмов самоопределения, действие которого связано с выявлением наиболее значимых и психологически характерных для личности ориентиров жизни, рассчитанных на перспективу и реализующихся одновременно с практическим освоением детьми, утратившими опеку родителей, социального опыта. Участие взрослых в этом процессе не должно ограничиваться коррекцией жизненных планов, важно включиться в целенаправленную совместную с подростком деятельность по моделированию его будущего, исходя из актуальности, п рог но с точности, рациональности, реалистичности, контролируемости и коррстируемости жизненного планирования.
Экспериментальное исследование М. А.Хацисвой доказало, что особенности личности подростков непосредственно выражаются в формировании их жизненных планов. Выявлено четыре группы по характеру и степени с формирован но сти личного жизненного плана:
- первая группа--подростки, жизненные планы которых еще
не сформированы (24,4%);
- вторая группа -подростки, жизненные планы которых еще
только начинают формироваться (54,8%);
—третья группа — подростки, жизненные планы которых сфор
мированы в значительной степени (15,5%);
—четвертая группа — подростки, жизненные планы которых от
личаются высокой степенью с формирован но сти (13,1%) [254].
Следовательно, в подростковом возрасте у воспитанников дет-
ских домов формируется не собственно самоопределение, а готовность к нему- Готовность к самоопределению предполагает формирование у подростков — воспитанников детского дома умения анализировать собственный жизненный опыт, наблюдать за явлениями действительности и давать им оценку, устойчивых, сознательно выработанных представлений о своих обязанностях и правах по отношению к обществу, другим людям, моральных принципов и убеждений, понимания долга, ответственности. Таким образом, речь идет о формировании у воспитанников детских домов психологических образований и механизмов, обеспечивающих им в дальнейшем сознательную, активную и созидательную жизнь вне детского дома.
Подход к изучению личности подростка — воспитанника детского дома должен быть направлен прежде всего на исследование жизненного плана как показателя особенности личности, готовности к самоопределению и дальнейшему развитию.
Педагогическое руководство формированием жизненных планов подростков эффективно, когда воспитательное взаимодействие с подростком строится как с самосознательным, самоопределяющимся, самореализующимся и самоутверждающимся субъектом.
1.3. Социально-трудовая подготовка детей-сирот
Основная направленность взаимодействия человека и социальной среды связана с удовлетворением потребностей, обеспечивающих его существование, т. е. с трудом, поэтому социально-трудовая деятельность — ядро адаптационного процесса.
Понятие «социально-трудовая адаптация» определяется как процесс личностного становления, который приводит поведение и трудовую деятельность человека в соответствие с существующими в нашем обществе и трудовых коллективах нормами, правилами и традициями.
Можно выделить с.1 ieдующие принципы социально-трудовой адаптации:
1) точный учет условий, в которых она происходит;
2) всестороннее изучение особенностей ребенка, а также сохран
ных личностных и деятелыюстных образований для разработки пу
тей коррекции и развития;
3) прогностический характер коррскционно-педагогической ра
боты с учеником с целью достижения конкретного уровня социаль
но-трудовой адаптации и полной интеграции выпускников в трудо
вых коллективах;
4) включение учащихся в доступные формы и виды человече
ской деятельности и общения в процессе школьного обучения;
5) оказание социальной помощи и поддержки нуждающимся в
этом после окончания школы с целью достижения более высоко
го уровня социально-трудовой адаптации и полной интеграции вы
пускников в общество.
В стратегическом плане важно определить основные направления трудовой подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детских домов и школ-интернатов [126].
Труд по самообслуживанию. Содержанием работы педагогов в рамках выделенного направления, в свою очередь, являются следующие виды деятельности:
соблюдение личной гигиены и внешнего вида; при решении этой задачи у воспитанников формируется комплексныенавык ухода за телом, формирование своего внешнего вида, здорового образа жизни;
- организация личной жизни и деятельности, включающая формированиенавыка самоорганизации ребенка в процессе собственной жизни и деятельности как средства более успешной адаптации к самостоятельной жи;ши, а также умения выбрать оптимальный режим жизни и деятельности, в том числе и трудовой;
- формирование умений и навыков обеспечения личной жизни
и деятельности, т. о. умение приготовить пищу, ухаживать за обу
вью и одеждой, организовать, оборудовать, оформитьместо своей
деятельности и проживания, формирование культуры взаимодей
ствия со средой проживания и т.д.;
- формирование умения и навыка планирования своей жизни
и деятельности по достижению оптимальных результатов в сво
ем жизненном становлении как личности, семьянина, гражданина,
профессионала.
Работа по формированию умений и навыков труда в домашнемхозяйстве. Преждечем пояснить содержание работы по данному направлению, необходимо отметить, что подготовка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, к труду в домашнем хозяйстве осуществляется на фоне крайне негативного представления о семье как причине их нынешнего социального статуса. В соответствии с этим необходимо в процессе работы по выделенному направлению формировать положительный образ семьи, постоянно формировать представления собственной будущей семьи, жилища, отношений.
Содержанием деятельности в этом направлении являются:
- формирование, умений и навыков по уходу за, жилищем, усадьбой и использованием различных орудий труда, бытовой техники;
— формирование комплексного навыка предполагает первичные знания о видах жилых помещений в городе и деревне, гигиене жилища, уходе за жильем.
Подготовка воспитанников интернатных учреждений к профессиональной деятельности. Кардинальные социально-экономические преобразования в стране, целью которых является, прежде всего, переход на рыночные отношения и введение различных видов собственности на средства производства в экономике, интеграция страны в мировое сообщество, формирование личности на основе общечеловеческих ценностей, средствами гуманистической педагогики привели к переопенке, переосмыслению содержания понятия «трудовая подготовка» личности в обществе [12G].
Если раньше основными задачами педагогов в этом направлении были подготовка воспитанников к труду на государственных предприятиях по массовым рабочим профессиям, то сейчас расставлены иные акцепты.
Во-первых, создать условия для развития личности каждого ребенка путем вовлечения в различные виды труда сообразносо способностями, интересами и возможностями, а также потребностями общества.
Во-вторых, подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к трудовой деятельности в условиях разных форм собственности и конкуренции на рынке труда.
В-третьих, развитие у них предприимчивости, самостоятельности, деловитости, ответственности, инициативности, стремления к разумному риску, честности и порядочности.
В-четвертых, формированиеу выпускников детских домов и школ-интернате в профессиональной компетентности в избранной сфере трудовой деятельности в сочетании с профессиональной мобильностью.
В-пятых, создание условий для овладения современными экономическими знаниями, формирование экономического мышления, в том числе и включение в реальные производственно-эконом и чес кие отношения.
В-шестых, воспитание культуры личности во всех ее направлениях, связанных с трудовой деятельностью (культура труда, экономическая, экологическая, правовая культура и т.д.).
В соответствии с такой постановкой задач меняется направление тРУДовой и профессиональной подготовки. Для се осуществления в
условиях интернатных учреждений необходимо решить две взаимосвязанные задачи, а именно:
—определить, по каким профессиям лучше готовить воспитан
ников того или иного учреждения;
—определить интересы, склонности и в конечном счете возмож
ности воспитанника.
В качестве примера можно привести профориентационную работу в детских домах Курганской области, где, используя классификацию профессора А.Е.Климова («человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «чел о век-знак», «человек —художественный образ»), создают условия для предварительной пробы сил воспитанников по каждому из этих направлений. При этом осуществляется:
1) анализ имеющихся возможностей в процессе учебной, трудо
вой, учебно-т рудовой, внеклассной деятельности, организации об
щественно-полезного производительного труда;
2) определение формы осуществления предварительной пробы
по всем направлениям;
3) наблюдение, анализ результатов участия школьников в раз
личных видах деятельности;
4) распределение учащихся по видам предпочитаемой трудовой
деятельности в соответствии с их интересами, склонностями, воз
можностями;
5) трудовая, профильная, профессиональная подготовка и адап
тация к выбранному виду трудовой деятельности в школе, профес
сиональном училище и т. д.
Первый этап реализуется путем проведения опросов, специально составленных диагностических анкет с профориентационным содержанием подобранных тестов, а также результатов медико-психолого-педагогических иссле до ваний.
Второй этап предполагает проведение анализа учебно-труд о вой, трудовой, досуговой деятельности учащихся, участия их в общественно-полезном труде, с тем чтобы определить предпочтительный вид деятельности. Оценка успешности в различных видах деятельности воспитанников заносится в карту профессионального самоопределения воспитанника.
Необходимо выделить методику организации и проведения профессиональных проб с воспитанниками. Пробы проводят в каждом классе в конце или в течение года. Таких проб необходимо минимум пять ежегодно по всем направлениям деятельности. Профессиональная проба представляет законченное изделие или полученный результат труда с точным его фиксированием. Профессиональные
пробы могут выполняться не только в учебное время, но и в процессе внеклассной работы или как задание на дом. Организация профессиональных проб •- это не только метод определения предпочтительности вида труда, но и возможность в ходе их выполнения совершенствовать трудовые навыки в различных видах деятельности.
Идет активный поиск возможностей расширения профориента-ционной работы учреждения. К традиционным профессиям (швеи, строителя, механизатора) прибавились профессии и цветовода-озеленителя, машинистки, штукатура, скорняка, сапожника, специалиста по художественной обработке древесины, кулинара, мастера вышивания и вязания. Обучаясь этим ремеслам еще в детском доме, подростки работают по договорам, получают зарплату. В специальных (коррекционных) интернатах открываются десятые классы, в которых они получают профессию.
Не менее важной проблемой подготовки воспитанников к самостоятельной жизни и трудовой деятельности является правовая защищенность детей-сирот. Многие воспитанники и выпускники интернатных учреждений не знают своих прав, в том числе и тех льгот, которые государство им предоставляет при выборе жизненного пути.
В целях социальной защиты воспитанников детских домов в Типовом положении (1995) об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, администрации учреждений предоставляется право разрешать проживание сроком до одного года тому или иному воспитаннику.
Социальные педагоги должны профессионально помогать выпускникам, осуществлять наблюдение за устройством их жизни, помогать советом и делом в их дальнейшем трудоустройстве, обеспечении жильем, защите их личных и имущественных прав. Директор интерната, государственный опекун детей-сирот, не в состоянии один помочь выпускникам до их полного совершеннолетия.
Социальная защищенность выпускников — одна из проблем, решение которой по объективным причинам не зависит от педагогических коллективов интернатных учреждений. Все усилия педагогов по разностороннему развитию личности детей-сирот будут сведены на нет, если выпускники детских домов пополнят социально незащищенные группы населения. Необходимы кардинальные решения в масштабах государства, чтобы не иметь в дальнейшем криминальные элементы в лице бывших воспитанников детских домов.
1.4. Современные модели подготовки воспитанников детского дома к самостоятельной жизни
Проблема детей-сирот в России — одна из самых сложных и наименее разрешимых в нашем обществе. Особого внимания заслуживает создание условий для нормального развития ребенка, социальная адаптация ребенка в нормальных современных условиях жизни и подготовка воспитанников к самостоятельной жизни.
Пытаясь решить эти проблемы, коллектив детского дома ,\а 9 Санкт-Петербурга разработал модель комплексной системы социальной адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни и трудовой деятельности.
Анализ результатов наблюдений за судьбой выпускников детского дома показал также, что каждого воспитанника нужно готовить к самостоятельной жизни уже с дошкольного возраста. Для решения этой проблемы наиболее важно создать благоприятные условия, приближенные к домашним, способствующие развитию личности.
В детском доме № 9 были созданы условия жизни для детей но типу отношений в обычной многодетной семье с использованием разных форм их организации:
— семейные смешанные группы, в которых роль родителя играет воспитатель;
- группы семейного подряда, где роли и штатные должности
воспитателей занимают члены одной семьи;
- группы со свободным проживанием за пределами детского
дома, когда дети-сироты проживают в обычной семье без усынов
ления, т. е. оставаясь под попечительством детского дома.
Педагоги и специалисты детского дома проводят комплекс занятий на различные темы, способствующие адаптации и интеграции в дальнейшей жизни, подготовке к семейной жизни. Специалистами совместно с воспитателями и учителями ведутся курсы:
- «Пользование инфраструктурами», включающий знакомство
с государственными учреждениями, эти знания дают возможность
определить, куда необходимо обратиться в нужный момент, как за
полнить ту или иную квитанцию, бланк, где и как оплатить счета
и Др.;
- «Навыки семейной жизни», включающий домоводство, усво
ение санитарно-гигиенических норм и правил, вопросы семейных,
половых отношений и т.д.;
- «Правоведение», включающий различные юридические эко
номические, финансовые вопросы, знакомство с кодексами Рос-
сийской Федерации, с правами и обязанностями гражданина России;
- «Умение пользоваться деньгами». Практически все воспитанники старше четырнадцати лет работают на малых предприятиях детского дома, получают за свою работу заработную плату и могут распоряжаться деньгами по своему усмотрению.
Выпускникам детского дома тяжело дается не столько сам процесс обучения, сколько процесс становления личности. Они практически бескомпромиссны, поэтому возникают сложности в общении со сверстниками, преподавателями, органами милиции, с другими социальными структурами. Проводятся встречи с людьми разных профессий, организуется посещение профессиональных училищ, лицеев, вузов. В сотрудничестве с психологом районного центра занятости населения проводится тестирование будущих выпускников и профориентационная работа.
Интересен опыт детского дома-школы №46 Санкт-Петербурга, в котором сложилась целостная система профориентащюнной педагогической работы, способствующая формированию социально зрелой личности, владеющей социально-правовыми знаниями, умениями и навыками. Данная система включает основные направления деятельности специалистов (учителей, воспитателей, психологов, социального педагога) на протяжении всего периода пребывания ребенка в детском доме (с момента поступления до выпуска).
В первые годы проживания в детском доме основное внимание уделяется успешной адаптации ребенка к условиям жизнедеятельности, выявляются трудности, возникающие у ребенка при обучении, общении и т. д., осуществляется разработка программы реабилитации с учетом рекомендаций службы сопровождения, выделяется среди детей группа риска, с которой организуется специальная профилактическая работа но предупреждению и коррекции нервно-психических нарушений и девиантного поведения.
Особое внимание в этот период уделяется созданию благоприятного микроклимата в группах, классах, в детском доме-школе в целом, условий общения и жизнедеятельности, которые направлены на позитивное развитие личности ребенка.
В последующие четыре-пять лет идет создание условий для раскрытия способностей личности, удовлетворения ее потребностей в интеллектуальном, духовном, нравственном и физическом развитии. Условно этот период носит название «Воспитанник детского дома*. Большое внимание уделяется организации комплексной помощи в преодолении трудностей в обучении, поведении, общении, профилактике вредных привычек. Используются разпообраз-
пые формы и методы комплексной работы по социализации воспитанников через учебно-воспитательный процесс.
При этом учитывается, что воспитание может и должно быть понято не как однонаправленная передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, а как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в различных сферах современного бытия.
Основное внимание уделяется:
- выработке у воспитанников детского дома умения самостоя
тельно решать жизненные проблемы;
—осуществлению учебно-воспитательной деятельности, способ
ствующей формированию у подростка устойчивой тенденции ори
ентирования на универсальные общечеловеческие ценности;
—воспитанию целостной личности, способной к саморазвитию
и саморегуляции;
- подготовке сегодняшнего ребенка и завтрашнего гражданина
к жизни и работе в изменяющихся социально-экономических усло
виях.
Реализации намеченнв!Х задач способствует созданное в детском доме тесное содружество детей и взрослых, связанных едиными задачами, деятельностью и гуманными отношениями. Одно из главных мест в работе педагогов занимают беседы и воспитателвскпс часы, которые регулярно проводятся в каждой из групп. Их тематика зависит от возраста воспитанников, их интересов и перспективных задач данного этапа.
Воспитательная работа включает разнообразные мероприятия, вечера, праздники, экскурсии, фестивали, помогающие ребенку получить представления об истории России и Санкт-Петербурга, основах экологии, охраны здоровья, рационального питания, организации отдыха и досуга, ориентирования в социуме и т. д.
Известно, что детям, имеющим проблемы в поведении, обучении, общении и здоровье, требуется особая забота и поддержка. На основании составленной индивидуальной программы работы с каждым ребенком служба меди ко-психолого-педагог и чес кого сопровождения совместно с социальным педагогом и воспитателем группы продумывает план реабилитации. Сюда включаются кор-рекциопные занятия с учителем-дефектологом и логопедом, дополнительные уроки по программе общеобразовательной школы, проведение психотерапевтических занятий с использованием элементов музыкотерапии, арттерапии и других современных технологий. На каждого ребенка воспитатель ведет дневник развития личности, который позволяет проследить динамику развития, скорректировать
воспитательный процесс, который требует особых приемов и методов работы.
Огромное значение для становления самостоятельной личности воспитанника имеет предоставляемая ему на этом этапе возможность участия в самоуправлении. Оно формирует у подростков самостоятельность, ответственность, инициативность, дисциплинированность, коллективизм, гражданственность, уважение к правам человека и др. Дети следят за соблюдением чистоты и уюта в детском доме, за поведением младших, проверяют качество выполнения домашнего задания, контролируют дежурство групп. В детском доме традиционными становятся дни самоуправления, когда воспитанники самостоятельно планируют день, работают в роли воспитателя, социального педагога, представителей администрации. Дети тщательно готовятся к подобным мероприятиям, дорожат возможностью почувствовать себя взрослыми, ответственными людьми.
Реальный жизненный опыт воспитанники детского дома приобретают также благодаря участию в разнообразных видах деятельности. Посещая многочисленные кружки и секции, каждый ребенок имеет возможность найти себе увлекательное занятие, проявить потенциальные возможности. В результате он приобретает не только полезные практические умения и навыки, но и овладевает элементами коммуникативной деятельности, научается адекватно вести себя в общественных местах, общаться со взрослыми и сверстниками.
В работе с воспитанниками старшего школьного возраста актуальным становится поиск путей подготовки к выпуску социально-зрелой личности, готовой к самостоятельной жизни в обществе, выбору профессии. Поэтому в данный период психологи, педагоги, социальные педагоги, учитывая проблемы, которые могут возникнуть при переходе в самостоятельную жизнь, осуществляют учебно-воспитательную деятельность в нескольких направлениях.
Прежде всего, это профориентация и подготовка к овладению выбранной профессией. Она включает комплекс мероприятий по профориентациис учетом индивидуальных особенностей, склонностей, интересов, возможностейкаждого воспитанника; налаживание взаимодействия с учреждениями профессионального образования по подготовке выпускников детского дома к поступлению и дальнейшей адаптации.
Специфика профориентационной и профконсультационной работы с. подростками в детском доме определяется несколькими обстоятельствами. С одной стороны, у них необходимо сформировать перспективу профессиональной деятельности, где обучение в тех-
никумс или училище является лишь первой ступенью, а с другой — развить широкий круг интересов, выходящих за рамки собственно профессиональной деятельности, которые делали бы жизнь подростка (сейчас и в дальнейшем) духовно богатой.
В детском доме утвердились три основных направления профессионального просвещения учащихся воспитанников: в процессе преподавания в школе, во впеучсбной и внеклассной работе в детском доме и в различных видах трудовой деятельности и общественно-производительного труда.
Во-первых, дети в детском доме знакомятся с миром профессий в определенной системе. В данном случае используются не только рассказы, книги, иллюстрации, но и экскурсии (на почту, в сберкассу, на вокзал, в поликлинику, магазин и т.д.), с последующим обсуждением вынесенных впечатлений. Особое внимание во время бесед уделяется содержанию профессиональной деятельности людей, особенностям каждой профессии, формам получения образования, позволяющего освоить необходимые профессиональные навыки.
Во-вторых, акцентируется внимание на значимости области деятельности, которая соответствует профессиональным намерениям выпускника, для профессиональной и общечеловеческой культуры, так как только при этом условии человек может личностно реализоваться в профессиональной деятельности. Сегодня акцент в профориентацией ной работе в детском доме, как правило, делается на возможность быстрого достижения экономической самостоятельности через выбранную профессию.
Для достижения указанной цели в каждой группе детского дома разработан план мероприятий, где согласно возрасту детей проводятся беседы, игры, лекции, встречи, экскурсии. Например, темы бесед: «Мы для общества, общество для нас», «Ты и коллектив», «Поговорим о выборе профессии». «Профессиональная пригодность (беседа с врачом)», «Вступая во "взрослую" жизнь», «Кем быть, каким быть», «Новый взгляд молодых» и другие беседы; проводится анкетирование: «Выбор профессии. Цель в жизни»; цикл интересных встреч с представителями разных профессий: «Медицина и профессии, с ней связанные», «Российская армия (рода войск, обязанности военнослужащих)», «Современный воин —кто он» и т. п.
Расширению представлений подростков о будущей профессии способствует посещение «Дней открытых дверей» в средних специальных учебных заведениях. Демонстрация диапазона профессионального выбора, ориентация на формирование индивидуального стиля трудовой деятельности позволяет будущему
выпускнику более осознано сделать выбор будущей профессии.
Параллельно проводится учебно-воспитательная деятельность по социализации выпускников, направленная на освоение ими новых социальных ролей (семьянин, труженик, гражданин), подготовка их к будущей семейной жизни. В детском доме широко осуществляется комплексная реабилитационная работа с подростками и выпускниками, не достигшими социальной и личностной зрелости (по результатам диагностического обследования). Социальные педагоги уделяют особое внимание обеспечению защиты прав и интересов выпускников детских сиротских учреждений в обществе.
Тестовый опрос и анкетирование выпускников проводится с целью уточнения содержания и направленности дальнейшей индивидуальной коррекционной работы, а также изучения уровня сфор-мированности социализации выпускника.
По результатам анкетирования выпускники, которые показывают посредственные и плохие результаты, включаются в группу риска и в дальнейшем находятся под постоянным наблюдением специалистов детского дома. Для них в индивидуальном порядке разрабатываются рекомендации для воспитателей с целью корректировки дальнейшей воспитательной работы; устанавливаются наиболее продуктивные пути и формы помощи воспитаннику при выходе из детского дома.
После выпуска осуществляется патронаж выпускников, помогающий им успешно адаптироваться к самостоятельной жизни.
Воспитатели, социальный педагог, администрация детского дома поддерживают тесное взаимодействие с профессиональными учреждениями по вопросам контроля учебной деятельности бывших воспитанников. При необходимости они участвуют в работе психологической, медицинской и социальной служб по оказанию консультативной помощи выпускникам в решении их проблем.
Особое внимание уделяется контролю над соблюдением охранных законодательных и нормативных документов в отношении выпускников детского дома и оказанию экстренной помощи выпускникам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.
Ежегодно социальный педагог или представители администрации детского дома посещают выпускников предыдущего года выпуска и проживающих самостоятельно с целью изучения степени социальной адаптированное™ выпускника в обществе. При посещении выпускников по адресу регистрации применяется метод беседы.
При оценке результативности беседы делаются выводы о том, в какой степени выпускник состоялся как гражданин общества (пали-
чие работы, отношение к труду, стремление повысить свой уровень и т.д.) и как семьянин (наличие семьи, бытовые условия, материальное обеспечение, отношения с родными и т.д.).
По итогам таких посещении проводится малый педагогический совет с воспитателями этих выпускников и службой сопровождения, где отмечаются элементы адаптации и дезадаптации данного выпускника, разрабатывается план конкретной помощи (при необходимости), иногда с привлечением районных государственных структур, вырабатываются рекомендации по социализации других воспитанников с учетом выявленных отрицательных моментов.
В целом результаты обследования выпускников детского дома доказали эффективность такого рода целенаправленной систематической работы. Одноразовые мероприятия не могут обеспечить целостной подготовки выпускника к самостоятельной жизни, только комплексная работа но социализации и профориентация дает положительный результат, тем не менее выпускник некоторое время вес же нуждается в социально-психологи чес ко и поддержке, особенно в ситуациях поиска решения жизненно важных проблем.
Контрольныевопросы и задания
1.Назовите основные социально-психологические трудности и про
блемы при переходе воспитанников детского дома в самостоятельную
жизнь.
2. Перечислите эмоционально-личностные проблемы выпускников
детского дома и возможные пути их коррекции.
3. Разработайтепрограмму психологического сопровождения подго
товки выпускников детских домов к трудовой деятельности.
4. Определите основные направления работы психолога по подготов
ке выпускников к самостоятельной жизни и труду.
5. В чем заключаются трудности социализации выпускников детского
Глава 2