ПРИЧИНЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ

4.1.Биологические и социальные факторы агрессиидетей

Несмотря на значительные разногласия, в настоящее время большинством специалистов принимается следующее определение агрессии. Агрессия — это любая форма поседения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения [30].

Это определение предполагает, что агрессию следует рассматри­вать как модель поведения, а не как эмоцию, мотив или установку. Термин «агрессия» часто ассоциируется с негативными эмоциями -такими как злость; с мотивами —такими как стремление оскорбить или навредить; с негативными установками [Там же, 216]. Несмот­ря на то что все эти факторы, несомненно, играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение ущерба, их наличие не является необходимым условием для подобных дей­ствий. Так, злость вовсе не является необходимым условием напа­дения на других, агрессия разворачивается как в состоянии полней­шего хладнокровия, так и чрезвычайного эмоционального возбуж­дения. Также совершенно не обязательно, чтобы агрессоры нена­видели тех, на кого направлены их действия. Многие причиняют страдания людям, к которым относятся скорее положительно, чем отрицательно.

А. А. Реан предлагает идентифицировать понятия «агрессия» и «агрессивность». Давая определение данным терминам, он обра­щает внимание на то, что агрессия — это намеренные действия, на­правленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному [207].

Агрессивность— это свойство личности, выражающееся в го­товности к агрессии. Таким образом. если агрессия — это действие, то агрессивность — готовность к совершению таких действий.

Агрессия, как правило, не возникает неожиданно. Она может по­явиться в результате различных межличностных взаимодействий, провокаций. Причем и вербальная и невербальная провокации мо­гут в ответ вызвать физические действия (нападение, насилие и т-д.).

Различные особенности среды, в которой находится человек, талоне повышают или снижают вероятность возникновения агрес­сивных действий. Кроме этого, большую роль в появлении агрес-


сивных реакций играют индивидуальные особенности человека. Среди «нормальных» личностей более агрессивными являются лю­ди раздражительные, с предвзятой атрибуцией враждебности, с вы­соким уровнем локус-контроля.

Существует несколько различных подходов в изучении и объяс­нении феномена агрессии. А. А. Реан выделяет пять базовых тео­рий агресеивного поведения: инстинкт ив ист екая теория агрессии; фрустрациоиная; теория социального научения; теория переноса возбуждения; когнитивная [Там же].

Для объяснения влияния семьи на формирование агрессии у де­тей наиболее адекватной является теория социального научения: агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе соци­ализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление.

Теория социального научения — это. в первую очередь, изуче­ние человеческого поведения, ориентированного па образец. Обра­зец в данном случае рассматривается как средство межличностного воздействия, благодаря которому возможно формирование (изме­нение) отношений или способа действий человека. Поэтому суще­ственное внимание здесь уделяется изучению первичных посредни­ков социализации, а именно родителей.

Другой важный элемент этой теории — социальное подкрепле­ние. Под подкреплением обычно понимают действие, призванное усилить реакцию. Различают две формы подкрепления:

— положительное —любой стимул, который, следуя за реакцией, усиливает ее или поддерживает на том же уровне;

- отрицательное — стимул, устранение которого усиливает ре­акцию.

Существуют неопровержимые доказательства того, что если ре­бенок ведет себя агрессивно и получает при этом положительное подкрепление, то вероятность его агрессии в будущем в аналогич­ных ситуациях многократно возрастает. Постоянное положитель­ное подкрепление определенных агрессивных актов в конце кон­цов сформирует привычку агрессивно реагировать на различные раздражители. Следовательно, подкрепление агрессии со временем развивает у человека высокую степень агрессивности как личност­ной черты.

Хотя в теории социального научения особо подчеркивается роль научения путем наблюдения и непосредственного опыта в усвоении агрессии, вклад биологических факторов не отрицается. С позиции социального научения люди наделены механизмами, обеспечиваю­щими возможность агрессивного поведения, но активизация этих


механизмов зависит от соответствующей стимуляции и контролиру­ется сознанием. Поэтому различны формы агрессивного поведения, частота его проявлений; ситуации, в которых оно развертываетея, а также конкретные объекты, выбранные для нападения, во многом определяются факторами социального научения [10, 283].

Согласно теории социального научения агрессия приобретает­ся посредством:

— биологических факторов (например, гормоны, нервная систе­
ма);

- научения (например, непосредственный опыт, наблюдения); провоцируется:

воздействием шаблонов (например, возбуждение, внимание);

- неприемлемым обращением (например, нападки, фрустра­
ция);

- побудительными мотивами (например, деньги, восхищение);

— инструкциями (например, приказы);

- эксцентричными убеждениями (например, параноидальные
идеи);

регулируется:

- внешними поощрениями и наказаниями (например, матери­
альное вознаграждение, неприятные последствия);

— викарным подкреплением (например, наблюдение за тем, как
поощряют и наказывают других);

— механизмами саморегуляции (гордость, вина) [10].

Теория социального научения по сравнению с другими теория­ми более оптимистична. Не отрицая влияния биологических фак­торов, сторонники теории рассматривают агрессию как социальное явление. Агрессия представляет собой приобретенную в процессе научения модель социального поведения. Предотвратить агрессию или взять ее под контроль можно, устранив условия, поддержива­ющие агрессивное поведение.

Люди значительно отличаются друг от друга по склонности к агрессии. Различия агрессивности как онтогенетически устойчивой индивидуальной характеристики детерминированы не только внеш­ними и внутренними условиями развития, но и некоторыми наслед­ственными, биологическими задатками.

Результаты близнецовых и семейных исследований, направлен­ных на изучение соотносительного вклада генотипа и среды в фор­мирование различий в агрессивности на первый взгляд противоре­чивы. Так, Р. Бэрон и Д. Ричардсон в своей монографии «Агрес­сиям [30] ссылаются на семь близнецовых исследований агрессив­ности, результаты которых были опубликованы в 1980-х годах; в


трех из них было обнаруженовлияние генотипа па выраженность этого психологического свойства, а в четырех других —нет.

Ряд авторов [30-31, 57, 156] изучали влияние наследственных факторов на склонность к агрессии, наблюдаемую в рамках раз­личных расстройств детского и подросткового возраста, которые связаны с антисоциальными и деструктивными проявлениями. При этом исследователи опирались, как правило, на родительские оцен­ки поведения детей. Исследования близнецови приемных детей по­казали, что на склонность к агрессивным антисоциальным поступ­кам влияют как генетические особенности, так и генотип-средовые взаимодействия (последние отражают разную реакцию генотипов на разные условия среды). Антисоциальное поведение без агрессии и жестокости связано со средовыми факторами, в частности с про­блемами в семьях приемных родителей.

Итак, исследования близнецов и приемных детей позволяют заключить, что индивидуальные различия агрессивности в суще­ственной степени (почти на 50%) обусловлены генетическими фак­торами. Часть генов, влияющих на различия в данной психологиче­ской характеристике, является общей для разных типов агрессив­ного поведения и некоторых черт темперамента (эмоциональности и импульсивности).

Огромное значение в плане становления агрессивного поведе­ния ребенка в семье и вне ее. а также характера взаимоотношений с окружающими в зрелые годы, оказывают факторы семейного вос­питания. Среди них можно выделить следующие:

— реакция родителей на не устраивающее их поведение ребенка;

— характер отношений между родителями и детьми в делом;

— уровень семейной гармонии или дисгармонии:

— характер отношений с родными братьями и сестрами (30].
Важен также фактор полной или неполной семьи. Например.

американские исследования показывают, что люди, совершающие заказные политические убийства или покушения, происходят, как правило, из распавшихся семей, где родители уделяли минимальное внимание ребенку [Там же].

Также установлено, что «если у детей (независимо от того, к какой возрастной группе они принадлежат):

— плохие отношения с одним или обоими родителями;

— дети чувствуют, что их в семье считают никуда не годными;
-- дети ощущают безразличие к своим чувствам;

- нет необходимой поддержки и заинтересованности жизнью детей. то они с большой долей вероятности будут:


 

—втянуты в преступную деятельность;

—ополчагься на других детей;

—вести себя агрессивно по отношению к своим родителям» [Там
же].

Исследователинаблюдали, как общаются со своими мамами и другими детьми дети в возрасте 15, 21 и 39 месяцев. Среди множе­ства параметров измерялось время, через которое мать берет ре­бенка на руки, после того как он заплакал или протянул к ней ру­ки; фиксировалосьтакже агрессивное поведение детей, направлен­ное на других детей (например, удары, укусы, толчки, стремление отобрать какой-либо предмет). Дети, к которым матери не торо­пились подходить, вели себя более агрессивно, чем те, чьи матери быстро реагировали на плач или приглашение к контакту.

Согласно теории привязанности, маленькие дети различаются по степени ощущения безопасности в своих взаимоотношениях с матерью [26]. «У надежно привязанного ребенка» в прошлом — на­дежное, устойчивое и чуткое отношение со стороны матери. Такой ребенок склонен доверять другим людям, имеет довольно развитые социальные навыки. Для «ненадежно привязанных детей» харак­терна несговорчивость, сопротивление контролю, импульсивность, эмоциональная вспыльчивость и проявление физической агрессии, при этом не всегда данные проявления направлены на нападение как самоцель, а решают задачи обороны от мнимой или реальной угрозы.

Экскурс, в прошлое показывает, что насилие над детьми, от на­несения телесных повреждений до умерщвления, не только не явля­лись крайней формой в культуре взаимоотношений между взрослы­ми и детьми, по и нормальным обхождением с ребенком. С течением времени отношение к ребенку улучшилось. Между тем различные формы насилия над детьми сохраняются и в наши дни. С вопросом О пережитом насилии связана особая проблема: могут ли взрослые люди, сами испытавшие насилие со стороны своих родителей, вос­питывать своих детей с меньшим его использованием [31].

Насилие б отношении ребенка приводит к катастрофам в инди­видуальных судьбах. А.Миллер |156] полагает, что процесс воспи­тания неизбежно приводит к нанесению травм в результате физиче­ского и психического насилия. Более «безобидные^ формы травми­рования обычно рассматриваются как справедливые воспитатель­ные меры.

В семье идет малая война между родителями и детьми, которая в ходе ежедневных обид и унижений ведет к тому, что ребенок те­ряет надежда на любовь без насилия. У ребенка возникает желание


совершить возмездие, и он может начать проявлять агрессию по от­ношению к взрослым или более слабым. Многие дети накапливают в себе гигантский разрушительный потенциал, который сопровожда­ет их в течение всей жизни и время от времени прорывается наружу.

Изучение зависимости между агрессивным поведением детей и характером наказаний, а также контролем родителями поведения своих детей показало, что жестокие наказания связаны с высоким уровнем агрессивности у детей (малолетние преступники происхо­дят из семей, где физическая жестокость «идет рука об руку» с безразличием к чувствам детей), а минимальный контроль и при­смотр за детьми коррелирует с высоким уровнем асоциальности {30]. Часто эти два типа воспитания (чрезмерная строгость нака­зания и отсутствие контроля: «эмоциональное отвержение» и «ги-попротекция»} встречаются в одной семье. Первый тип в основном прослеживается по линии отца, а второй тип —по линии матери.

Исследование влияния воспитания и семейных отношений на становление агрессивного поведения детки показало, что суще­ствует прямая взаимосвязь между наказаниями, выговорами, отсутствием поощрений, с одной стороны, и родительскими установками на неприятие ребенка в целом -• с другой [10].

Большинство родителей оказывается не в состоянии понять упреки своих детей в жестоком отношении к ним. С целью помощи родителям находить адекватные формы поведения с детьми, прак­тикуется семейная терапия. В ней должны принимать участие все поколения семьи при наличии высокого уровня заинтересованности в решении внутрисемейных проблем.

Если же насильственные действия по отношению к ребенку со­храняются и нет попыток к их преодолению, то ребенок начинает проявлять агрессию, направленную вовне.

Этот образ жизни идет во вред отношениям доверия и эмоцио­нальной безопасности между членами семьи, именно тогда страдает психическое развитие ребенка. Начальные симптомы проявляются в эмоциональной и мотивационной сфере: неприязнь, безразличие, отторжение и т. д.

Таким образом, неправильное воспитание в семье, отрицатель­ный опыт родителей играют существенную роль в зарождении агрессивности.

4.2. Формыжестокого обращения в семье

Дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех источников. Семья может одновременно демонстрировать модели


агрессивного поведения и обеспечивать их подкрепление. Вероят­ность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями агрессии у себя дома. Агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр. И, наконец, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных приме­рах (поведение сверстников и членов семьи), но и на символиче­ских, предлагаемых масс-медиа (57, 111, 129, 142, 151, 158].

Агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистан­ция между детьми и родителями огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к прояв­лениям детской агрессии безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливо­го объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания (30-31, 111].

В одной и той же семье в сходных условиях воспитания вырас­тают разные по степени агрессивности дети. Лонгитюдные иссле­дования показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальней­шей жизни человека [293, 309].

В современной отечественной литературе выделяют четыре ос­новные формы жестокого обращения с детьми: физическое наси­лие, сексуальное насилие или развращение, психическое (эмоцио­нальное) насилие и пренебрежение нуждами ребенка, обозначаемое некоторыми авторами как моральное насилие.

А.Платонова провела опрос родителей и учащихся 5-10 клас­сов, направленный на определение характера детско-родительских отношений в современных семьях (185]. Результаты опроса пред­ставлены в табл. 10.

а 10. Наиболее типичные способы воспитательного воздействий на ребенка, когда он «не слушается» или «проявляет упрямство» [по 185], %

 

Способ воздействия Ответы детей Ответы родителей
Пытаются объяснить, что ребенок не прав
Кричат
Пытаются убедить, уговорить
Обижаются -
Дают подзатыльник  
Не обращают внимания -
Пугают избиением --
Могут ударить, избить -

По мнению А. Платиновой, в основе тех проблем, которые осложняют и искажают отношения детей и родителей, лежит от­сутствие желания попять друг друга.

Конечно, не всякая семья имеет положительный опыт воспита­ния, и часто именно неумение родителей создать для своего ребен­ка такую обстановку, которая способствовала бы его личностному развитию п психологическому комфорту,является причиной воз­никновения конфликтов, агрессии, жестокости.

В ходе работы с психологом агрессивные дети часто признаются, что чувствуют себя ненужными своим родителям, что родители, особенно отцы, их не любят и часто унижают.

Создается впечатление, что. прибегая к агрессивному поведе­нию, дети просто борются за свое психологическое выживание, а. вырастая, своим асоциальным поведением мстят этому миру (сво­им родителям, и в первою очередь своим отцам] за то, что он не принимал их, не любил, не заботился об их внутреннем мире, так как в своей жизни они скорее встречали осуждение, чем понимание и участие.

Агрессия — это способ выражения своего гнева, протеста. А, как известно, гнев — чувство вторичное. В его основе лежит боль, уни­жение, обида, страх, которые, в свою очередь, возникают от неудо­влетворения базисной,фундаментальной человеческой потребности в любви и нужности другому человеку.

Агрессивное поведение детей — своеобразный крик о помощи, внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слиш­ком много разрушительных эмопий, с которыми ребенок не в силах с правиться самостоятельно.

Аспект семейных взаимоотношений, вызывающий наибольший интерес социологов, — это характер действия родителей, имеющий своей целью «наставить детей па путь истинный» или изменить их поведение. Некоторые родители вмешиваются редко: при вос­питании они сознательно придерживаются политики невмешатель­ства — позволяют ребенку вести себя как он хочет или просто не обращают на него внимания, не замечая, приемлемо или неприем­лемо его поведение. Другие же родители вмешиваются часто, либо поощряя (за поведение, соответствующее социальным нормам), ли­бо наказывая (за неприемлемое агрессивное поведение). Иногда ро­дители непреднамеренно поощряют за агрессивное поведение или наказывают за принятое в обществе поведение. Намеренное или ненамеренное, чо подкрепление существенно предопределяет ста­новление агрессивного поведения [30-31].

Выяснению влияния линии воспитания в семье и школе на


агрессивность детей посвящено множество исследований. Так, А. Бандура, например, на основе опроса и жизненных наблюдений установил, что если матери снисходительно относятся к агрессив­ным действиям своих детей и даже склонны им потакать, то дети становятся еще агрессивней [10], Вместе с тем в другом исследова­нии показано, что дети, подвергающиеся очень строгим наказани­ям, отличаются большой агрессивностью по отношению к товари­щам [292]. Причем физические наказания за агрессивное поведение усиливают жестокость, агрессивность детей [10].

В работе Л. А. Волошиной исследуется ранний генез агрессив­ности, факторы, способствующие ее формированиюв детском и подростковом возрасте у лиц, совершивших особо тяжкие преступ­ления; особенности и условия семейного воспитания, в которых при­обретался первичный опыт агрессивного взаимодействия; факторы семейного неблагополучия, которые способствовали формированию жестокости и агрессивности. К их числу относились нравственная и эмоциональная обстановка в семье, ее конфликтность [36|.

Одной из причин, по мнению Б. А. Кугана, негативных тенден­ций в развитии личности (агрессивности, жестокости, повышенной тревожности, отсутствии сострадания и милосердия и т. п.) являет­ся страх. Виктимное поведение многих подростков, пострадавших от насилия, во многих случаях обусловлено боязнью столкнуться с грубостью, физическим или психологическим насилием, с чувством беззащитности, ненужности, равнодушия по отношению к себе со стороны значимых, близких людей [126].

Как известно, именно в семье ребенок проходит первичную со­циализацию. На примерах взаимоотношений между членами семьи он учится взаимодействовать с другими людьми, обучается поведе­нию и формам отношений, которые сохранятся у него в подрост­ковом периоде и в зрелые годы. Реакции родителей на неправиль­ное поведение ребенка, характер отношений между родителями и Детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер от­ношений с родными братьями или сестрами—вот факторы, кото­рые могут предопределять агрессивное поведение ребенка в семье и вне ее, а также влиять на его отношения с окружающими в зрелые годы [30].

Семьи, где растут агрессивные дети, имеют свои особенности, Присущие только им. Анализ особенностей таких семей проводился на основе исследования влияния воспитания и семейных отноше­ний на агрессивное поведение детей, сделанного А.Вандурой [10]. Т.В.Андреева выделяет на основе этого анализа следующие осо­бенности таких семей.


1.В семье разрушены эмоциональные привязанности между ро­
дителями и детьми, особенно между отцами и сыновьями. Родите­
ли испытывают скорее враждебные чувства по отношению друг к
другу; не разделяют ценности и интересы друг Apyia.

2. Огцы часто сами демонстрируют модели агрессивного пове­
дения, а также поощряют в поведении своих детей агрессивные тен­
денции.

3. Матери нетребовательны к своим детям, часть равнодушны
по отношению к их социальной успешности. Дети не имеют четких
обязанностей по дому.

4. Модели воспитания и собственного поведения родителей ча­
сто противоречат друг другу, и к ребенку предъявляются взаимо­
исключающие требования: очень жесткий отец и попустительству­
ющая мать. В результате у ребенка формируется модель вызываю­
щего, оппозиционного поведения, которая переносится на окружа­
ющий мир.

5. Основные воспитательные средства, к которым всегда прибе­
гают родители:

 

— физические наказания;

— угрозы;

— лишение привилегий;

-- введение ограничений и отсутствие поощрений; - частые изоляции детей;

— сознательное лишение любви и заботы в случае проступка.
Причем сами родители никогда не испытывают чувства вины

при использовании того или иного метода наказания.

6. Родители не пытаются разобраться в причинах деструктив­
ного поведения своих детей, оставаясь равнодушными к их эмоци­
ональному миру |9].

Повышенная агрессивность детей — одна из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом [229]. Нарастающая волна детской преступности и увели­чение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических усло­вий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важно изучение агрессивности в дошкольном возрасте, когда эта черта находит­ся в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры. Те или иные формы агрес­сии характерны для большинства детей. Однако известно, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма по­ведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный


потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуни­кации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребе­нок приносит массу проблем не только окружающим, но в самому себе.

4.3. Формирование агрессивности у детей в онтогенезе

Дошкольный возраст. Уже в дошкольном возрасте скла­дываются определенные внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности.

В исследовании Е.О.Смирновой и Г.Р.Хузеевой в результате наблюдений за дошкольниками 5-G лет были обнаружены много­численные и разнообразные формы агрессивного поведения. Наибо­лее часто у подавляющего большинства детей наблюдалась прямая и косвенная вербальная агрессия — от жалоб и агрессивных фан­тазий («позвоню милиционеру, и он тебя в тюрьму заберет»} до прямых оскорблений («толстуха», «дурак», «ябеда и нытик»). У некоторых детей были зафиксированы случаи физической агрес­сии — как косвенной (разрушение продуктов деятельности другого, поломка чужих игрушек и проч.), так и прямой (дети били сверст­ников кулаком или палкой по голове, кусались и т.п.).

Авторами были выявлены те ситуации, в которых наиболее ча­сто проявляется агрессивное поведение. Анализ содержания этих ситуаций и переживаний ребенка позволяет понять направленность агрессивного повеления, его причины и цели, что может помочь выявлению мотивации. Причинами проявлений агрессивности, по мнению авторов, могут быть:

— стремление привлечь к себе внимание сверстников (мальчик
вырывает книгу у девочки, разбрасывает игрушки и начинает гром­
ко лаять, изображая злую собаку, чем, естественно, привлекает к
себе внимание);

- ущемление достоинства другого с целью подчеркнуть свое
превосходство (заметив, что партнер расстроился из-за того, что
у него не хватает нужных деталей конструктора, мальчик кричит:
«Ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получится, ты плакса
и нытик*);

—защита и месть (в ответ на «нападение» или насильственное
изъятие игрушки дети отвечают яркими вспышками агрессии);

—стремление быть главным (например, после неудачной попыт­
ки занять первое место в строе мальчик отталкивает опередившего
его друга, хватает за волосы и пытается стукнуть головой о стену);

- стремление получить желанный предмет (чтобы обладать


нужной игрушкой, некоторые дети прибегали к прямому насилию над сверстниками} [229].

Большинство проявлений агрессивного поведения наблюдается в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превос­ходства, когда агрессивные действия используются как средства достижения определенной цели. Соответственно максимальное удо­влетворение дети получают при достижении желанной цели — будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка, после чего агрессивные действия прекращаются.

Е. О. Смирнова, Г. Р. Хузеева, исследуя психологические особен­ности детей дошкольного возраста, склонных к агрессии, выделили три подгруппы детей, которые различаются по: 1) внешним пове­денческим проявлениям агрессивности: 2) своим психологическим характеристикам (уровню интеллекта, произвольности, развитию игровой деятельности); 3) социальному статусу в группе сверстни­ков.

В первую подгруппу вошли дети, которые чаще всего использу­ют агрессию как средство привлечения внимания. Они, как прави­ло, чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи); их поведение направлено на получение эмоционального отклика от других. Такие дети активно стремятся к контактам со сверстниками: добившись внимания парт­неров, они успокаиваются и прекращают свои вызывающие дей­ствия. У таких детей агрессивные акты мимолетны, ситуативны и не отличаются особой жестокостью. Чаще всего они использу­ют физическую агрессию (прямую или косвенную) в ситуации при­влечения внимания. Их агрессия носит непроизвольный, непосред­ственный и импульсивный характер: враждебные действия быстро сменяются дружелюбными,а выпады против сверстников — готов­ностью сотрудничать с ними. Их агрессивные действия отличаются ситуативностью, наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент са­мих действий и быстро угасают. По данным социометрического об­следования, дети этой подгруппы имеют весьма невысокий статус в группе сверстников— их либо не замечают и не принимают всерьез, либо избегают. По словам сверстников, такие дети «все ломают*, «всегда мешают», «никого не слушают». Данные психологическо­го обследования показывают, что эти дети значимо отличаются от других (как обычных, так и агрессивных) следующим:

- низким уровнем интеллекта, как общего, так и социального;

- неразвитой произвольностью:

— низким уровнем игровой деятельности.

Дети этой подгруппы игнорируют нормы и правила поведения


(как в игре, так и вне игры), ведут себя очень шумно, демонстра­тивно обижаются, кричат, однако их эмоции носят поверхностный характер и быстро переходят в более спокойные состояния. Эти данные позволили авторам предположить, что у таких детей имело место отставание в общем психическом развитии. Их обостренная потребность во внимании и в признании сверстников не может ре­ализоваться через традиционные формы детской деятельности, и в качестве средства самоутверждения и самовыражения они и ис­пользуют агрессивные действия. Этот вариант детской агрессивно­сти был назван импульсивно-демонстративным, поскольку глав­ная задача ребенка —продемонстрировать себя, обратить на себя внимание.

Вторую подгруппу составили дети, которые используют агрес­сию в основном как норму поведения в общении со сверстниками. У таких детей агрессивные действия выступают как средство дости­жения какой-либо конкретной цели - получения нужного им пред­мета, или ведущей роли в игре, или выигрыша у своих партнеров. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что положитель­ные эмоции они испытывают после достижения результата, а не в момент агрессивных действий. Деятельность этих детей отлича­ется целенаправленностью и самостоятельностью. При этом в лю­бой деятельности они стремятся к лидирующим позициям, подчи­няя и подавляя других. В отличие от представителей предыдущей подгруппы, они не стремятся привлечь к себе внимание сверстни­ков. Как правило, эти дети занимают положение предпочитаемых, а некоторые выходят на уровень «звезд». Среди всех форм агрес­сивного поведения у таких детей чаще всего встречается прямая физическая агрессия (37%), которая, впрочем, не отличается осо­бой жестокостью. В конфликтных ситуациях они игнорируют пе­реживания и обиды сверстников, ориентируясь исключительно на собственные желания. По результатам обследования, эти дети об­ладают следующими особенностями:

— высоким уровнем интеллекта (как общего, так и социального);
- развитой произвольностью;

—хорошими организаторскими способностями, умением органи­
зовать игру;

—достаточно высоким уровнем развития ролевой игры;

—высоким социальным статусом в группе сверстников.

Дети этой подгруппы хороню знают и на словах принимают нор­мы и правила поведения, но постоянно нарушают их. Нарушая пра­вила, они оправдывают себя и обвиняют своих товарищей, стремясь избежать негативной оценки взрослого: «Он первый начал», «Он


сам лезет, я не виноват». Положительнаяоценка взрослого, несо­мненно, важна для них. В то же время они как бы не замечают собственной агрессивности; их способ действия представляется им привычным, нормальным и единственно возможным средством до­стижения своей цели. Например, сталкивая с лошадки товарища, мальчик заявляет: «А что же мне делать, я тоже хочу играгь, а он мне мешает». Данный вид агрессивности был назван нормативпо-инструментальным [Там же].

В третью подгруппу вошли дети, для которых нанесение вре­да другому выступает как самоцель. Их агрессивные действия не имели какой-либо видимой цели - •• ни для окружающих, ни для них самих. Они испытывали удовольствие от самих действий, принося­щих боль и унижение сверстникам. Дети данного типа используют в основном прямую агрессию, причем более половины всех агрессив­ных актов составляет прямое физическое воздействие, отличающе­еся особой жестокостью и хладнокровием. Например, безо всякой видимой причины ребенок хватает другого за волосы и бьет головой об стену или толкает с лестницы и со спокойной улыбкой наблюда­ет. Обычно такие дети выбирают для своих агрессивных действий одну-две постоянные жертвы — более слабых детей, не способных ответить тем же. Чувство вины или раскаяния при этом совершенно отсутствует. Нормы и правила поведения открыто игнорируются.

На упреки и осуждение взрослых они отвечают: «Ну и что!*, «И пусть ему больно*, «Что хочу, то и делаю». Отрицательные оценки окружающих не принимаются в расчет. Для таких детей особен­но характерна мстительность и злопамятность: они долго помнят любые мелкие обиды и. пока не отомстят обидчику, не могут пере­ключиться на другую деятельность. Самые нейтральные ситуации они рассматривают как угрозу и посягательство на свои нрава.

Результаты психологического обследованияэтих детей показы­вают:

— средние показатели интеллекта;

— произвольность в целом соответствует возрастным нормам;
— низкий социальный статус в группе сверстников, т.е. их бо­
ятся и избегают;

- уровень развития игры также находится на средних уровнях (втором—третьем),однако содержание их игр часто носит агрессив­ный характер— все дерутся, мучают или убивают друг друга.

Этот вид детской агрессивности был назван цслснапраелспло-ераждебным.

Е.О.Смирнова и Г. Р. Хузеева считают, что в основе детской агрессивности может лежать различная мотивациоппая направлен-


ность: в первом случае — спонтанная демонстрация себя, во вто­ром — достижение своих практических целей, в третьем — подавле­ние и унижение другого. Однако, несмотря на эти очевидные раз­личия, всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство — невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого Там же].

Коррекщюнпая работа с агрессивными дошкольниками должна быть направлена, пока еще не поздно преодолеть эти тенденции, на преодоление внутренней изоляции, на формирование способно­сти видеть и понимать других [80, 277]. В этом плане с успехом во многих дошкольных учреждениях используется разработанные программы «Азбука общения» и «Основы коммуникации» (267].

Младший школьный в о з р а с т. Рассматривая особенности агрессивности младших школьников, необходимо отметить, что у них сохраняются некоторые психологические черты, характерные для дошкольников. Такими общими чертами, в частности, явля­ются: восприимчивость, внушаемость, податливость, большая под-ражаемость, любознательность и запечатлеваемость, которые мо­гут использоваться при проведении профилактики агрессивности с детьми этого возраста.

Кардинальное отличие младшего школьника от дошкольника состоит в новой внутренней позиции, которая характеризуется при­нятием ребенком своего нового социального статуса, новой роли — роли ученика. Изменившееся положение ребенка в системе обще­ственных отношений создает особую моральную направленность ребенка, для него учение не просто деятельность по усвоению зна­ний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осозна­ется и переживается ребенком как его собственная трудовая де­ятельность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей.

Стадия психосоциального развития, соответствующая младше­му школьному возрасту, по мнению Э. Эриксона, — решающая в со­циальном отношении, поскольку трудолюбие влечет за собой сов­местное с другими детьми выполнение работы, осознание техноло­гического этноса культуры. Успешное разрешение конфликта, ха­рактеризующего эту стадию — успехи в учении, — позволяет ребен­ку почувствовать себя успешной личностью и впоследствии иден­тифицировать себя как успешную личность, решающую свои про­блемы рациональными способами [274].

Младшие школьники усваивают различные модели поведения, как приемлемые, так и неприемлемые социально, в ходе взаимодей­ствия с другими детьми. Игра со сверстниками дает детям возмож-


 




ность научиться агрессивным реакциям, но не все дети используют свой деструктивный опыт для решения конфликтной ситуации. Од­на из главных причин того, что многие дети постоянно попадают в проблемные ситуации, невероятно проста: у них не хватает базо­вых социальных умений, они социально не компетентны в вопросах коммуникации и общения.

Социализация индивида и в особенности эмоциональные отно­шения, складывающиеся с родителями, влияют на то, проявит ли себя агрессивность как психологическое свойство, нейтральное в нравственном плане, в виде социально позитивного, одобряемого поведения, либо девиантного поведения [31], Подчеркивая значение эмоциональных взаимоотношений ребенка с родителями в процессе социализации, ряд авторов считают, что этот процесс нарушает­ся, создавая предпосылки асоциально!» поведения. Формирование личности ребенка, совершившего насильственное преступление, на­чинается в ситуации непринятия его своими родителями.

Агрессивное поведение младших школьников может быть след­ствием слабого развития социально-когнитивных навыков. То, что дети думают об агрессии, также может влиять на их поведение. Различия в уровнях детской агрессивности могут быть связаны с различными путями познания ребенком окружающего мира.

В работе Н.А.Дубинко исследованы уровни и виды агрессии у школьников 7-8 лет с помощью методики «Тест руки Вагнера», что позволило выявить 25% детей с высоким и 75% детей с низ­ким уровнем проявления агрессии [72]. При наблюдении агрессив­ных детей в повседневной жизни установлено, что детям с высоким уровнем агрессии чаще всего присуще поведение, которое включает физическую агрессию. Они используют в своем поведении запрет­ные и наказуемые меры по отношению к своим сверстникам. Для них характерна активная невербальная прямая агрессия, активные вербальные и невербальные действия, направленные на предметы. Следует отметить также, что для этих детей не характерна готов­ность к сотрудничеству и компромиссу. Они не в силах соблюдать правила игры, поддерживать других. При усилении конфликта ча­ще приходят в ярость, отсутствует самостоятельный контроль за своими действиями.

Дети с высоким уровнем агрессии чаще проявляют социальную некомпетентность в конфликтных вопросах, у них не хватает базо­вых социальных умений, т. е. агрессивные дети чаще всего воспри­нимают и осознают неоднозначную ситуацию как опасную, несу­щую в себе вред, угрозу, преднамеренную злость.

Дети с низким уровнем агрессии способны принимать во внима-


ние мнение других, расспрашивать о причине конфликта, рефлек­сировать чувства другого (Там же].

Подростковый возраст. В психолого-педагогической ли­тературе стало традиционным обозначать этот возраст в терминах «трудный», «критический», «конфликтный» и т. п. При этом до сих пор не изжито мнение, что причины кризиса — в физиологических изменениях подростков. Отсюдазачастую дается узкое определение подросткового возраста в качестве пубертатного периода, где глав­ную роль играет половое созревание. Однако в фундаментальных работах российских психологов [22] показано, что половое созре­вание, как и другие изменения, связанные с развитием организма, несомненно, оказывает свое влияние на психическое развитие ре­бенка, но, во-первых, это влияние опосредовано отношениями под­ростка к окружающему миру, сравнениями себя со сверстниками и взрослыми: во-вторых, не биологические особенности являются определяющими в развитии растущего человека как личности, а его выход на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как члену общества.

При этом тревожащие моменты в поведении части подростков, такие как агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, принимают устойчивый характер обычно в процессе стихийно-груп­пового общения, складывающегося в разного рода компаниях. Но это общение, эта система отношений, в том числе и строящихся на почве жестоких законов асоциальных подростковых групп, явля­ется следствием не какой-либо генетической предрасположенности, изначальной агрессивности и проч., а выступает в большинстве слу­чаев лишь как ситуация замещения при непринятии подростка в мир социально-значимых отношений взрослых.

В этом убеждает и исследование, проведенное, например. Д. И. Федьдштейном по изучению под ростков-правонарушителе и (объектом которого были психически и физически здоровые де­ти). Оно показало, что ядро конфликтной ситуации, приведшей к нравственной деформаций личности таких детей, не биологические свойства, а недостатки семейного и школьного воспитания, у та­ких подростков, в частности, утрачен интерес к учебе, фактически утеряны связи со школой- В результате они, как правило, отстают на 2-4 года по своему образованию от сверстников. Однако отста­вание, как и деформация познавательной и других духовных по­требностей, ни в коей мере не определяется психическим развитием Данных детей. Они обладают нормальными умственными возмож­ностями, и целенаправленное включение их в заданную систему


многоплановой деятельности обеспечивает успешную ликвидацию психической задержки и пассивности (250].

К сожалению, сложившаяся ныне в обществе система воспита­ния детей, принятые к ним требования, отношение взрослых к рас­тущим людям не учитывают особенностей их личностного станов­ления, приводя к конфликту с подростками, у которых развивает­ся потребность в самостоятельности, самореализации, избавлении от опеки [221, 230]. Критически осмысливая себя и окружающих, подросток протестует против ханжества взрослых, их мнимой пра­ведности при нередкой лживости поступков.

Подросток жаждет не просто внимания, ио понимания, доверия взрослых. Он стремится играть определенную социальную роль не только среди сверстников, по и среди старших. Во взрослом же сообществе утвердилась позиция, препятствующая развитию соци­альной активности подростка — он ребенок и должен слушаться. В результате между взрослыми и подростками растет психологиче­ский барьер, стремясь преодолеть который, многие подростки при­бегают и к агрессивным формам поведения.

Наиболее полную картину сущности агрессивного поведения подростков дает анализ его мотивации. Заметную роль в этой моти­вации играют чувства и эмоции негативного характера: гнев, страх, месть, враждебность и т. п. Агрессивное поведение детей подростко­вого возраста, связанное с этими эмоциями, выражается в драках, побоях, оскорблениях, телесных повреждениях, убийствах, отчасти в изнасиловании, в повреждении либо уничтожении имущества.

По мере взросления подростка изменяется характер и особенно­сти видения себя, восприятие окружающих, изменяются мотивы и степень их адекватности общественным потребностям.

Так, показательно, что на первой стадии подросткового периода онтогенеза (в 10-11 лет) ребенка характеризует весьма критичное отношение к себе. Около 34% мальчиков и 26% девочек дают себе полностью отрицательные характеристики, отмечая преобладание отрицательных черт и форм поведения, в том числе грубости, же­стокости, агрессивности [250].

Ситуативно-отрицательное отношение к себе сохраняется и на второй стадии подросткового возраста (в 12-13 лет), обусловлива-ясь в значительной мере оценками окружающих, как взрослых, так и сверстников.

На третьей стадии этого возраста (в 14-15 лет) наблюдается сопоставление подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определенными нормами, принятыми в референтных группах.


Показательны данные, свидетельствующие о различном прояв­лении агрессивности подростков на разных стадиях этого возраста.

Л. М. Семенюк были рассмотрены такие формы агрессивности, как физическая, косвенная, вербальная и негативизм [221J.

Выяснилось, что у детей 10-11-летнего возраста преобладает физическая агрессивность и менее всего выражена агрессивность косвенная. Причем вербальная агрессивность и негативизм по су­ти находятся на одной ступени развития. У подростков же 12- 13 лет наиболее выраженным становится негативизм (64%), отмечает­ся рост физической, а также вербальной агрессии, тогда как агрес­сивность косвенная, хотя и дает существенный сдвиг по сравнению с младшим подростковым возрастом, все же менее выражена.

Что касается 14-15-летних подростков, то на первый план у них выходит вербальная агрессивность (72%), что на 20% превышает эту форму в 12-13 лет и почти на 30% в 10-11 лет. Агрессивность же физическая и косвенная повышаются несущественно, так же как и уровень негативизма.

Но на всем протяжении подросткового периода наблюдается четко выраженная динамика всех форм агрессивности от младшего к старшему подростковому возрасту (табл. 11).

Таблица 11. Проявление различных форм агрессивности у подростков 10—15 лет, % [221]

 

 

Возрастные группы Формы агрессивности
Физическая Косвенная Вербальная Негативизм
10-11 лет
12-13 лет
14-15 лет С5

Агрессивные подростки, при всем различии их личностных ха­рактеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми об­щими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентации, их примитивность, отсутствие увлечений, духовных запросов, узость и неустойчивость интересов, в том числе и позна­вательных. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллек­туального развития, повышенная внушаемость, подражательность, неразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоцио­нальная грубость, озлобленность как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самоопенка (либо максимально положительная, либо мак­симально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед


 




широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение нахо­дить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных меха­низмов над другими механизмами, регулирующими поведение (132. 209,221,250]."

Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и де­ти хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрес­сивность выступает средством поднятии престижа, демонстрации своей самостоятельности, взрослости.

Раскрытие причин и характера агрессивности подростков тре­бует проведения определенной классификации, условной типоло­гии. Попытки осуществления такой типологии многократно пред­принимались в отечественной и зарубежной литературе [30-31, 107, 111, 142, 221, 252J, при этом одни исследователи берут за осно­ву психофизиологические различия детей, другие — их психосоци­альное развитие. Так, например, выделяются группы подростков, где к первой относятся дети с психопатическими чертами характе­ра; ко второй — с задержками умственного развития, и, наконец, к третьей — подростки, не имеющие патологических отклонений, но неправильно воспитанные, безнадзорные, что породило упрямство, вседозволенность, а в результате агрессивность и другие формы отклонений.

И. А. Невский предлагал выделять среди трудных подростков: а) педагогически запущенных; 6) социально запущенных (нрав­ственно испорченных); в) крайне социально запущенных (167). Раз­вивая эту классификацию, С. Я. Беличеьа в первую группу относит глубоко педагогически запущенных подростков. Их суждения при­митивны, поверхностны, процессы внимания, запоминания ослаб­лены. Вторая группа характеризуется аффективными нарушени­ями— подростки раздражительны, гневливы, в аффекте злобны. У многих проявляются истероидные формы поведения. К третьей группе относятся дети развязные, неуживчивые, конфликтные. Их мышление инертно, ассоциации бедны, они трудно сходятся со сверстниками [16].

Суммируя современные отечественные и зарубежные работы и собственные исследования, Л. М. Семенюк выделяет на основе опре­деленного типа поведения с учетом направленности личности четы­ре группы агрессивных подростков.

Первую группу подростков характеризует устойчивый комплекс аномальных, аморальных, примитивных потребностей, стремле­ние к потребительскому времяпрепровождению, деформация цен­ностей и отношений. Эгоизм, равнодушие к переживаниям дру­гих, неуживчивость, отсутствие авторитетов —типичные особенно-


сти таких детей. Они эгоцентричны, циничны, озлобленны, грубы, вспыльчивы, дерзки, драчливы. В их поведении преобладает физи­ческая агрессивность.

Вторую группу составляют подростки с деформированными по­требностями, ценностями. Обладая более или менее широким кру­гом интересов, они отличаются обостренным индивидуализмом, же­ланием занять привилегированное положение за счет притеснения слабых, младших. Их характеризует импульсивность, быстрая сме­на настроения, лживость, раздражительность. У таких детей из­вращены представления о мужестве, товариществе. Им доставляет удовольствие чужая боль. Стремление к применению физической силы проявляется у них ситуативно и лишь против тех, кто слабее.

Третью группу подростков характеризует конфликт между де­формированными и позитивными потребностями, ценностями, от­ношениями, взглядами. Они отличаются односторонностью инте­ресов, приспособленчеством, притворством, лживостью. Эти дети не стремятся к достижениям, успеху, апатичны. В их поведении преобладают косвенная и вербальная агрессивность.

В четвертую группу входят подростки, которые отличаются сла­бо деформированными потребностями, но в то же время отсутстви­ем определенных интересов и весьма ограниченным кругом обще­ния. Они безвольны, мнительны, заискивают перед более сильными товарищами. Такие дети трусливы и мстительны, в их поведении преобладают вербальная агрессивность и негативизм.

Предлагаемая автором психологическая классификация агрес­сивности подростков, основывающаяся на комплексе свойств, ти­пичных для определенной группы детей, позволяет не только глуб­же распознавать причины отклонений в их личностном развитии и поведении, по и намечать типологию приемов воспитательной рабо­ты, имеющей целью коррекцию агрессивного поведения подростков [221].

Таким образом, агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положе­нием в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности подростка могут влиять природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характе­ра, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Естественно, что в состоянии фрустрации подросток с подоб­ной психической организацией ищет выход внутреннему напряже­нию, в том числе и в драке, ругани и проч. Кроме того, агрессия


может оыть вызвана необходимостью защитить себя или удовле­творить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки или, но крайней мере, сло­весных угроз, тем более что для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя в глазах окружающих с помощью кула­ков—устоявшаяся линия поведения, отражающая нормы, приня­тые в определенных социальных группах.

Таким образом,в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих детей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объ­ективные предпосылки для возникновения и проявления агрессив­ности.

4.4. Особенности агрессивности детей-сирот

Сравнительный анализ уровня агрессивности подростков из дет­ского дома и подростков, живущих в семье, дает возможность по­нять глубину проблемы. Столкнувшись с препятствием «один на один», дети из детского дома теряются, им нужно приложить боль­ше усилий, чтобы справиться с проблемой самостоятельно, чем ре­бенку того же возраста, живущему в семье.

Дети из детского дома более агрессивны к окружающим. В их ответах содержится больше обвинений, упреков, у таких детей име­ется тенденция отрицать свою вину и обвинять другого. Эта враж­дебность направлена как на детей, так и на взрослых — это, очевид­но результат лишения (детей из детского дома) родительской люб­ви, эмоционального тепла, материнской заботы. На фоне агрессив­ности и тревоги протекает формирование личности такого ребенка.

Нами были обследованы подростки (мальчики) трех разных групп в возрасте 11-15 лет (126 чел.).

Экспериментальная группа первая — воспитанники дет­ского дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей («социальные» сироты), они имели родителей, которые были лишены родительских прав, но поддерживали контакты с детьми;

Экспериментальная группа вторая — воспитанники спе­циальной закрытой школы для подростков с девиантным поведе­нием, многие из них отличались агрессивным поведением: частые конфликты, др^ки со сверстниками, вызывающее поведение по от­ношению к взрослым, частое употребление нецензурных выраже­ний, применение физической силы против младших по возрасту.


Все подростки имели родителей, хотя у некоторых они были ли­шены родительских прав, но поддерживали контакты со своими детьми.

Контрольная группа—учащиеся (S--8 классов, обучающиеся в гимназии, они не отличались агрессивным поведением в характе­ристиках со стороны учителей и родителей, все из полных семей.

Для изучения разных форм агрессивности подростков исполь­зовались анкеты агрессивности А.Басса и А.Дарки [14]. Результа­ты исследования показали, что подростки экспериментальной груп­пы (дети-сироты и агрессивные подростки) в значительно большей степени демонстрировали физическую, вербальную и косвенную агрессию, чем мальчики из гимназии (рис. б).

% 12

Физическая агрессия Косвенная агрессия Вербальная агрессия

Дети-сироты L'"'IJ Дети с девиантным 5^"Д Дети из гимназии поведением

Рис. 6. Уровни агрессии

Выявилось, что у подростков экспериментальных групп уровень агрессивности выше, а чувство вины после совершенной агрессии значительно меньше, чем у подростков из благополучных семей (рис.7).

%30

Комплексное изучение агрессивных реакций, полученных с ис­пользованием адаптированного опросника «Подростковая агрес­сия» А. Бандуры и Р. Уолтерса, позволило выявить направленность


 





агрессивных тенденций ранных групп испытуемых. Данный опрос­ник позволяет проводить оценку не в целом агрессивности, а от­дельно физической, вербальной и косвенной агрессии по отноше­нию к родителям, учителям и сверстникам [10].

Для оценки агрессивного поведения было использовано двена­дцать основных шкал уровней агрессивности, а также дополнитель­но три шкалы, изучающие враждебность к сверстникам, к матери и к отцу, и две шкалы, определяющие чувство вины из-за агрессии против матери и против отца.

Под физической агрессией понималось прямое физическое на­падение, как-то: попытка начать драку, удары кулаками или раз­ными предметами, бросание предметов с целью нанесения телес­ных повреждений. Под вербальной агрессией понимались нападе­ние в любой форме, которое включало в себя прямое взаимодей­ствие и открытую агрессию или неповиновение. В эту категорию были включены не только оскорбление или словесное унижение, но и отказ повиноваться взрослым, и угрозы, при условии, что все это выражалось открыто тому, кому предполагалось причинить вред. В категорию косвенная агрессия были включены такие формы пове­дения, как инспирирование агрессии со стороны других, хлопанье дверью, бросание на пол предметов.

Подростки из первой и второй экспериментальной группы про­являли большую агрессивность и враждебность по отношению к преподавателям, сверстникам и родителям (табл. 12).

Среди испытуемых первой группы уровень физической агрессии в отношении преподавателей оказался больше уровня физической


Таблица 12, Уровни агрессивных реакций в отношении преподавателей, сверстников и родителей, балл


агрессии, чем в третьей группе, в два раза, и фактически не отли­чался от уровня физической агрессии против преподавателей среди испытуемых второй группы. Некоторые мальчики из первой и вто­рой экспериментальных групп даже нападали на преподавателей с кулаками или кидали в них предметами. Большинство повыша­ли голос и пререкались. Часто враждебное отношение мальчиков к школьному персоналу проявляется в их постоянном и демонстра­тивном неподчинении и вызывающем поведении. Такое поведение у подростков проявлялось в том, что они ходили по классу, пускали голубей и самолетики, все время задавали вопросы учителю, дела­ли громкие замечания в адрес других учеников и мешали им иными способами. Все это в большей или меньшей степени представляет собой агрессивные формы поведения, основная цель которых— воз­будить к себе интерес и привлечь внимание других.

Мальчики из контрольной группы в целом демонстрировали по­зитивное отношение к персоналу в школе. Они избегали открытых столкновений со своими преподавателями и старались обсуждать любые разногласия или просто лучше работать, чтобы заслужить учительское одобрение.

Мальчики из экспериментальных групп в большей степени и в более открытой форме проявляли физическую агрессию против сверстников, чем мальчики из контрольной группы. Они также от­носились к сверстникам значительно враждебнее. Однако по сте­пени вербальной агрессии против сверстников значимых различий между тремя группами мальчиков выявлено не было. С другой сто­роны, мальчики из контрольной группы значительно больше де­монстрировали косвенную агрессию к сверстникам, чем подростки первой и второй группы.

Данные интервью с мальчиками показали, что имеются некото­рые различия между мальчиками всех групп в степени открытой агрессии против матери, но в отношении отцов уровень открытой агрессии практически одинаков для первой и второй группы и в два раза ниже в контрольной группе. Хотя мальчики из экспери­ментальных групп чувствуют большую враждебность к своим от­цам, чем мальчики из контрольной группы, не вызывает сомнений, что большинство из них не отваживаются выражать свою агрессию открыто.

Экспериментальные данные, полученные с использованием ме­тодики диагностики доминирующей стратегии психологической за­щиты в общении (табл. 13) позволили установить, что наименьший Уровень агрессивности в общении наблюдался у подростков кон­трольной группы, наибольшш —у детей из детского дома. Напро-


тив, уровень миролюбия в общении был наиболее высокий у под­ростков контрольной группы.

Таблица 13. Доминирующие стратегии психологической защиты у подростков, балл

 

 

Группа Стратегия
Миролюбие Избегание Агрессия
Первая 5,9 6,5
Вторая 5,6 9.7 8.7
Третья 9,0 4,9

Факторный анализ позволил изучить психологические зависи­мости разных признаков агрессивности в обследованных группах (табл. 14).

Таблица Ц. Результаты факторного анализа

 

 

Фактор Группа
I II III
Соперничество В р аждебность Coi lejwiH честно Агрессивность Жестокость Избетние любых форм агрессивности
2 ,4 Скрытность Уровень интеллекта Скрытность Уровень интеллекта Впеч атлите л ыюсть Уровень интеллекта
Необидчивость Общительность
Спокойствие ... Адекватность

Основные факторы проявления агрессии у воспитанников шко­лы-интерната—соперничество и враждебность к окружающим. У подростков с девиантным поведением, кроме соперничества и всех форм агрессивности, на первый план выступает еще и жестокость. Подростки из контрольной группы стремятся к избеганию любых форм агрессивности.

Таким образом, родительская депривация и нарушение взаимо­отношений в семье влияют на проявление агрессии в подростковом возрасте, а также на другие отклонения в поведении, и тем больше, чем более проблемной является семья и взаимоотношения в ней.

4.5. Агрессивное поведение детей с нарушением интеллекта

Нарушение поведения умственно отсталых детей, в частности агрессивное поведение, связано с радом биологических и социаль­ных факторов, вступающих во взаимодействие:

— общие признаки психического недоразвития, имеющиеся при любой форме умственной отсталости;


- частные проявления недоразвития, свойственные отдельным
формам умственной отсталости;

—специфические, общие и частные поражения головного мозш,
присущие отдельным формам умственной отсталости;

—особенности высшей нервной деятельности;

- своеобразная система отношений, которая устанавливается
между умственно отсталым ребенком и его ближайшим социаль­
ным окружением.

Во многом агрессивное поведение умственно отсталого учени­ка заведомо связано с тем, что у него недоразвита (может быть, и извращена) система высших потребностей и мотивов действий. У него недоразвиты высшие потребности: интеллектуальные, мо­рально-нравственные, этические и преобладают потребности низ­шие. Торможение низших потребностей в связи с недоразвитем во­ли затруднено. Поэтому часто приходится наблюдать у умственно отсталых детей агрессию, разрушительные действии, возбуждение (моторное и речевое) и т. д.

Е.С.Иванов предлагает следующую классификацию агрессив­ного поведения умственно отсталых детей в возрасте 7-12 лет:

- как проявление компенсаторной реакции при инфаитильно-
гсдопистической мотивации в связи с трудностями учебной дея­
тельности;

— как проявление эксплозивности;

- как проявление извращенных влечений (сексуального, ин­
стинкта самосохранения и др.);

—при психомоторном и аффективном возбуждении больных;

—как реакция протеста на трудности во взаимоотношениях:

—при дистрофических нарушениях;

—как проявление групповой солидарности.

Громадное значение при этом приобретает положительный или отрицательный мнкросоциальный фактор. Большое количество ум­ственно отсталых детей находится в проблемных семьях с отрица­тельным средовым фактором. В учреждениях же для умственно отсталых детей (специализированные детские сады, специальные (коррекционныс) пжолы, школы-интернаты) пока еще не всегда имеется тот благоприятный климат, посредством которого можно оыло бы возместить ущербность в развитии и воспитании ребен­ка, полученную им в проблемной семье. Многие из этих детей мо­гут быть включены в группу риска по нарушениям в поведении, в частности агрессивности [265].

Таким образом, социально-психологические и физические ха­рактеристики нормального реНенка и связанные с ними нарушения


поведения свойственны и умственно отсталому ребенку. И у здоро­вых детей, и у умственно отсталых могут возникать аффективные реакции с агрессией, самодеструктивное поведение, грубые нару­шения дисциплины и т.д. Но, учитывая, что различные факторы, которые ведут к этим проявлениям, ь большей степени действуют на умственно отсталого ребенка, можно предположить, что наруше­ния поведения умственно отсталых детей, в частности агрессивное поведение, будут более тяжелыми, грубыми и более частыми, чем у нормального ребенка.