Психологические
• психическая депривация
(общее психическое
недоразвитие)
• эмоциональная депривация
• коммуникативная депривация
Рис. 5. Схема причин школьной дезадаптации детей-сирот.
мозга вследствие внутриутробной интоксикации, перенесенные родовые травмы, нейроинфскция раннего детского возраста. Почти у всех детей отмечаются признаки ысвротизации, у многих —выраженный невроз, обусловленный психическими травмами, связанными с неблагополучием в бывшей семье и утратой родителей.
Проблемы психологического характера чаще определяются недостатком родительской ласки и любви, ранней депривацией неформального общения со взрослыми. Этот фактор, как известно, накладывает отпечаток на весь дальнейший период формирования личности. Недоразвитие вследствие такой депривапии механизмов идентификации становится причиной эмоциональной холодности, агрессивности и в то же время повышенной уязвимости воспитанника детского дома. У части воспитанников имеются психологические проблемы противоположного плана, когда после эмоционально теплого семейного детства они оказываются без попечения родителей в государственном учреждении. Такие дети постоянно переживают состояние фрустрации и предрасположены к невротическим срывам.
Проблемы педагогического характера наиболее часто связаны с социально-педагогической запущенностью детей-сирот, поступающих в детский дом. с дсвиаитным поведением до поступления в детский дом и в первые месяцы после поступления, это наблюдается у 70% детей и подростков. Вместе с психопатологическими проявлениями почти у половины поступающих воспитанников выявляется
общее психическое недоразвитие, что затрудняет реабилитационный процесс [112, 266].
Таким образом, нарушения социально-психологи чес кой адаптации приводят к ди с гармонизации отношений личности с социальной средой. Это проявляется в низкой социализации воспитанников детских домов, неприспособленности к жизни, школьной дезадан-тапии, а зачастую девиантпом поведении.
Неотъемлемой частью социальной адаптации и оказании комплексной помощи детям-сиротам с проблемами в развитии становится система их изучения, направленная не на постановку диагноза как такового и навешивания ярлыков, а на подбор соответствующих психоразвивающих, коррекциейных и реабилитационных программ, условий обучения, общения и подготовки к будущей жизни, интеграции в общество сверстников, имеющих родителей, а также в среду нормально развивающихся детей.
2.4. Причины эмоциональнойдепривации
Семья как совокупность человеческих отношений является в то же время инструментом для осуществления определенных социальных функций. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводник» его — родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям.
В основе эмоциональной привязанности ребенка к родителям первоначально лежит зависимость от них, причем мать в этом отношении детям ближе, чем отец. Ребенок, лишенный родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и дружеские отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ Я. Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывают враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим родителям, так и скрытно. Нарушение эмоциональной связи ребенка с матерью— главная причина эмоциональной депривации. Постоянство материнской заботы служит предпосылкой возникновения у ребенка чувства доверия к миру, который необходим для нормального развития личности.
Очевидно, что разрыв или послабление эмоциональной связи с матерью существенно деформирует индивидуальное развитие ребенка. Прекращение эмоционального воздействия с матерью порождает у него первичную тревогу, которая с течением времени усиливается. На фоне выраженного чувства тревоги протека-
1G8
ет дальнейшее формирование личности ребенка. Соответственно и его развитие приобретает все более отчетливый дисгармоничный характер.
В условиях эмоциональной депривации ребенок оказывается неспособным к конструктивным социальным контактам. Дефицит опыта общения усугубляет его эмоциональную и социальную де-привацию.
Наблюдение за детьми из неблагополучных семей свидетельствует о том, что такие дети значительно отстают в физическом и психическом развитии от своих сверстников из благополучных семей. Некоторые исследователи считают, что в неблагополучных семьях степень депривации даже сильнее, чем в детских учреждениях интернатного типа.
Нарушение материнской привязанности представляет собой материнскую депривацию, вызывает у ребенка, эмоциональные нарушения. Отсутствие отца ребенок переживает гораздо менее болезненно, чем отсутствие матери. Однако ребенок без отца не имеет примера регуляции поведения, страдает от недостатка авторитета и контроля.
Такие дети становятся агрессивными и недисциплинированными. Если мать учит ребенка теплоте и любви к человеку, то отец открывает ему путь к человеческому обществу. Образно говоря, «мать учит давать, отец отдавать».
Родительская любовь способствует возникновению и укреплению чувства собственного достоинства и самоуважения у человека. Ребенок, лишенный любви, чувствует себя неудовлетворенным, недостойным и униженным недоброжелательностью или невниманием со стороны родителей, что вызывает осознанную взаимную враждебность у детей. Враждебность может проявляться как явно по отношению к самим родителям, так и скрытно.
Безотчетная, немотивированная жестокость может проявляться по отношению к другим людям. Если эта бессильная агрессия направлена внутрь, она вызывает чувство вины, тревоги.
Депривация может возникнуть и в условиях полной семьи. Причиной становится алкоголизация родителей, неудовлетворенность взаимоотношениями, эмоциональная незрелость родителей, их жестокое обращение с ребенком и холодность. Дети тотально не защищены. Не защищены, прежде всего, от криминальной среды, как дома, так и на улице. Особенно страдают от этого «социальные» сироты, сироты при живых, морально деградировавших родителях, бросающих своих детей на произвол судьбы.
Изучение детей, страдающих психофизиологическими и пси-
хосоматическимн нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями в общении, умственной деятельности или в учебе, показывает, что все эти явления значительно чаще наблюдаются у детей с нарушением привязанности, т. е. у тех, кому в детстве недоставало родительского внимания и тепла (12, 266].
Условиям жизни, особенностям социально-эмоциональной сферы воспитанников детского дома или школы-интерната для детей, лишенных родительского попечительства, посвящен целый ряд исследований [12, 112, 133]. Большинство ученых сходится во мнении, что социальная изоляция негативно влияет на процесс развития. Причина деформации —в отсутствии у ребенка эмоционального контакта с матерью и соответствующего его природе общения со взрослыми. Его контакты поверхностны, нервозны, поспешны. Он одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя в агрессию или пассивное отчуждение (67, 74, 133]. Негативное отношение к другим людям у детей связано с затруднением в рефлексии на эмоциональное состояние другого человека.
Нереализованная потребность в любви и признании, эмоциональная нестабильность положения ребенка открывает ему «двери к правонарушению». Дети интуитивно понимают: полагаться можно только на себя, и поэтому утверждают себя всеми доступными средствами: нарушают нормы, дерзят, превосходствуют над другими и т. п. Это говорит о демонстрации потребности в самостоятельности.
У воспитанников детского дома ограничен жизненный опыт. Главный источник информации — воспитатель. Кинофильмы со сверхсильными героями и нестандартными ситуациями не дают детям адекватного представления о реальных ситуациях, в которые они попадут в жизни.
В детских домах у детей слабо формируется картина мира и не складывается система взглядов, соответствующая высокому уровню развития личности. Когда важнейшие потребности ребенка не удовлетворены, он переживает устойчивое эмоциональное неблагополучие, выражающееся в ожидании постоянного неуспеха. Такие Дети не уверены в правильности собственного поведения, своих решений: «всего боятся», «очень ранимы», «мнительны», «повышенно чувствительны» и т.п. (196].
Тип личности, формирующийся в условиях материнской депривации, называют безэмоциональным. Такой ребенок отличается вялостью эмоционального поведения, неумением вступать в значимые отношения как со сверстниками, так и со взрослыми. Нарушение эмоциональных контактов приводит к тому, что он чувствует се-
бя слабее других, у него развивается низкая самооценка., чувство неполноценности. Основным переживанием таких детей становится «кажущаяся враждебность мира по отношению к нему» [182].
Нельзя упустить из внимания и тот факт, как у детей стихийно складывается детдомовское «мы». Это особое психологическое образование, весь мир они делят на «своих» и «чужих». У них особая нормативность и ко всем «чужим», и к «своим», детдомовцам, чаще всего не соответствующая социальным нормам. Негативные формы взаимоотношений являются следствием нереализованной потребности в любви и признании, что ведет к эмоциональной нестабильности положения ребенка. Важно понять это, и тогда можно объяснить факты жестокого обращения детей-сирот со сверстниками или младшими по возрасту.
В трудной ситуации поведение ребенка непредсказуемо. Развитие эмоционального неблагополучия может возникать в разных случаях—переживание неуспеха, отвращение к определенной пище, в ситуации жесткой регламентации. В состоянии утомления или при общем ослаблении организма дети на любые мелочи реагируют вспышками раздражительности. Бросается в глаза агрессивность, стремление обвинить окружающих, неумение и нежелание признать свою вину, т. е. но существу доминирование защитных форм поведения в конфликтных ситуациях и неспособность к конструктивному решению конфликта. Вместо умения самому справляться с трудной ситуацией отмечается тенденция к аффективному реагированию, обиде, перекладыванию ответственности на других.
Особое место среди эмоций у детей в детском доме занимает тревожность, если принять ее как термин, относящийся к любой комбинации взаимодействий страха и других аффектов. Доминирующей эмоцией в синдроме тревожности является страх [93]. Многие исследователи, изучая индивидуальные различия в эмоциональной жизни детей-сирот, не раз отмечали резкое изменение основных характеристик эмоциональной сферы — внезапное возникновение тревожности или жизнерадостности [89, 93].
Следует различать значения тревожности: «состояние» и «черта личности», эмоциональное состояние имеет большую интенсивность, чем эмоциональная черта [93]. Тревожность часто оказывается связанной с чувствительностью и уязвимостью. Те слова, на которые обычный ребенок не обратит внимания, «тревожный» реагирует остро, испытывает большее чувство вины, чем на это рассчитывал накалывающийего взрослый.
Как правило, тревогу вызывает эмоциональное отторжение со стороны близкого человека. Тревожность может быть разбита на
некоторое число аффективных факторов. В качестве аффективных компонентов тревожности могут быть страх, страдание, стыд, гнев, интерес, наиболее высоки значения страха, интереса, вины и гнева. Следовательно, тревога — эмоция, возникающая при общей оценке ситуации как неблагоприятной — частый эмоциональный феномен, поэтому некоторые исследователи считают ее нашим «сторожем» и определенный уровень — нормой, которая просто необходима для гармоничной полноценной жизни. Если она мобилизует на преодоление препятствий и решение задач, это — конструктивная тревога. Критерии конструктивной тревоги — умение дать себе отчет в ее причинах, не впасть в отчаяние в сложной ситуации, наметить разумные пути к выходу из положения.
Человека в тревоге легко узнать: он скован и в то же время суетлив. Активность практически равна нулю. Тревожность как черта личности может стать предвестником развития невроза. Тревожность может стать независимой от вызвавших ее причин, приобрести форму устойчивого личностного реагирования.
Итак, личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Очень высокая тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами.
В разных возрастах наблюдаются различные переживания: дошкольники страдают от возможного отрыва от дома и неспособности управлять своими телесными функциями, школьники беспокоятся из-за взаимоотношений со сверстниками. Сложность в том, что тревожность всегда в конфронтации с существенными личностными потребностями, такими как потребность в эмоциональном благополучии, чувстве уверенности, безопасности [21-22, 94].
Тревожные дети специфично относятся к успеху—неуспеху, оценке и результату. В основе травмирующих переживаний и тревог лежит страх неудач, собственной неполноценности, гипертрофированная зависимость от взрослого. В учреждениях интернатного типа зависимость эмоционального благополучия ребенка от отношения к нему взрослого определяет сверхценность этого отношения [196].
Важно понять подлинную причину детских переживаний — Чрезмерную ранимость, обидчивость, плаксивость, следствие гиперсоциальных и тревожно-мнительных черт характера у родителей, их невротического состояния. По мнению Е.В.Новиковой и Н. И. Наенко, уровень тревожности начинает резко повышаться после 11 лет, достигая апогея к 21.' годам. Выявлено, что в дошкольном
и младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. После 12 лет —наоборот [166, 171].
Тревожность в условиях детского дома имеет достаточно широкий диапазон проявлений: страхи, обида, отклоняющееся поведение. Устойчивый характер страхов указывает на высокий уровень тревожности, беспокойства, сниженный жизненный тонус, на отсутствие достаточных жизненных сил организма, на недоверчивость и настороженность. Страх —одна ли наиболее опасных эмоций, так как человек может быть запуган «до смерти». Страх не врожденное свойство, часто он не осознается и приобретает самые разные формы. У детей с эмоциональными трудностями страхи не связаны с какими-либо предметами и проявляются в форме тревоги, беспричинного страха. Тревога произвольно «летит» на предметы или ситуации, и именно их впоследствии ребенок начинает бояться [81, 98].
Таким образом, в условиях детского дома у детей могут отмечаться эмоционально обусловленные неустойчивость, противоречивость; повышенная возбудимость аффектов; сильная острота симпатий и антипатий к людям; импульсивность поступков; гнев; пугливость н чрезмерные страхи (фобии); пессимизм и беспричинная веселость; равнодушие, безучастность. Особенно отчетливо эти особенности эмоциональных состояний выявляются у детей с психическим недоразвитием.
Эмоциональные нарушения у детей-сирот с ЗПР. Изучение детей, страдающих психофизиологическими и психосоматическими нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями в общении, умственной деятельности или в учебе, показывает, что все эти явления значительно чаще наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало родительского внимания и тепла.
Как следует из данных литературы, основной причиной эмоционального неблагополучия являются фиксируемые у детей те или иные нарушения психического развития. Речь идет не только о серьезных отклонениях от нормы, но и о временных, преходящих отклонениях, о нарушениях * пограничного» уровня [35, 44, 145, 249]. Например, дети с ЗПР имеют полюсные переживания: положительные и отрицательные. Дифференцированных тонких оттенков переживаний как нормы почти нет. Чувства часто неадекватны, непропорциональны воздействиям внешнего мира по своей динамике: от чрезмерной легкости и поверхности переживаний серьезных жизненных событий до чрезмерной силы и инертности переживаний, возникающих по малосущественным признакам.
Более выраженными у детей с ЗПР оказываются базовые эмоции — радости, гнев, печаль, страдание и др. Исследования показывают, что осведомленность об этих эмоциях у детей с ЗПР из детских домов значительно отстает от детей, имеющих семью [225].
Проявлением незрелости личности у детей с ЗПР является влияние эгоцентрических эмоций на оценочные суждения. Наиболее высоко ребенок оценивает тех, кто ему приятен, кто ближе к нему. Так же оценивает он и события окружающей жизни — хорошо то, что приятно.
Для ребенка с ЗПР характерно находиться в «плену эмоций», потому что он не может ими управлять. Именно психическое несовершенство, неспособность управлять своими действиями становится причиной сломанных жизней, страданий, конфликтов со средой.
Наблюдения за деятельностью детей-сирот с ЗПР на уроках в школе, во внеурочное время позволили увидеть проблемы детей — частые конфликты, агрессивность, неуверенность в себе, отклоняющееся поведение. Проблему составляет также то, что педагоги и воспитатели не знают, как правильно оценивать различные поведенческие реакции ребенка, специфику его развития, особенности эмоционального состояния в момент общения, мало кто связывает эти проявления с состоянием тревоги у ребенка. Хотя зачастую подобное поведение не отражает реального состояния воспитай пика, а направлено исключительно на то, чтобы взрослые обратили на него внимание. Об этом свидетельствуют, например, исследования Т.А.Власовой, М.С. Певзнер, А. Ы. Прихожан, Н.Н.Толстых (см., например, [35, 196]).
В целях изучения особенностей эмоциональной сферы, уровня тревожности детей-сирот с ЗПР, а также способности адекватно оценивать и интерпретировать жизненные ситуации, умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками были проведены исследования в учебно-воспитательном комплексе г. Миасса Челябинской области — детском доме семейного типа. Это учреждение объединяет около 100 детей в возрасте от 3 до 18 лет, лишенных родительского попечения и детей-сирот. Дети живут «семьями» в отдельных квартирах по 10-12 человек. Условия в «семьях» приближены к домашним, с круглосуточным пребыванием воспитателей. Эксперимент проводился с группой детей 7-8 лет с задержкой психического развития. Дети обучались в подготовительном и первом классе при систематическом наблюдении психоневролога, психолога i дефектолога и логопеда. Контрольная группа состояла из учеников первого класса общеобразовательной школы, проживающих в семьях.
Тест «тревожности» (Р.Тэмпл, М.Дорки, В. Амен) [7] позволяет диагностировать тревожность у детей по отношению к ряду- типичных для него жизненных ситуаций, а также общению с другими людьми. Авторы теста рассматривают тревожность как вид эмоционального состояния, назначение которого состоит в обеспечении безопасности субъектов на личностном уровне. Повышенный уровень тревожности, по их мнению, свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Анализ результатов выполнения теста показал (табл. 5), что наиболее «высокотревожными» являются воспитанники детского дома (в 80% случаях), особенно мальчики. Вероятность повышения индекса тревожности наблюдалась в 70% случаях. У детей-сирот с ЗПР выявлен травмирующий опыт общения (80%), неумение объективно оценивать жизненные ситуации, а также общаться с. детьми и взрослыми.
Таблица 5. Результаты обследования детей-сирот с ЗПР
по сравнению с нормально развивающимися детьми (по тесту «Тревожность» Р. Тамила, М.Дорки, В. Амена) [7), %
Исс ле дус мые показатели | Возможные варианты ответа | Результаты выполнения | |
Группа детей с нормальным развитием | Группа детей- ей рот с ЗПР | ||
Опенка жизненных ситуации | Объект ивная | 45,0 | 5,0 |
Необъективная | 55.0 | 95,0 | |
Взаимоотношение со взрослыми и детьми | Затруднения в общении со взрослыми | 20,0 | 40,0 |
Затруднения в общении с детьми | 80,0 | 85,0 | |
Опыт общения | Нормальный | 75,0 | 20. U |
Травмирующий | 25,0 | 80,0 | |
Индекс тревожности | Высокий | 25,0 | 80,0 |
Средний | 75,0 | 20,0 | |
Низкий | - | - | |
Вероятность повышения индекса тревожности | 30,0 | 70,0 |
В контрольной группе средний индекс тревожности, т. е. конструктивную тревожность, обнаружили 75% детей. Но у таких детей достаточно много проблем выявлено при оценке жизненных ситуаций, хотя они иного плана, чем у воспитанников детского дома (ревность к младшим братьям и сестрам, обдсленность вниманием со стороны родителей), а в группе с 3I1F выявлены проблемы, связанные в основном с режимными моментами.
В обеих группах выявлены дети, которые испытывают трудности во взаимодействии со сверстниками, и дети, которые нуждаются в особом контроле, своевременной коррекцией ной работе.
Тест «Сказка» (Луиза Дюсс) [7] позволяет выявить области действительности, объекты, которые стали для младших школьников основными источниками тревоги. Ребенку предлагается к десяти сказкам, заканчивающимся вопросительной фразой, дать свой вариант ответа. В зависимости от ответов определяется норма или патология и соответствующая проблема в развитии личности, объект тревоги и страхов.
В результате исследования (табл. 6} выявлены некоторые общие -проблемы в основной и контрольной группах детей: это ревность и обделенность вниманием взрослых, неоправданная тревожность и страхи.
Таблица 6. Результаты обследования детей-с и рот с ЗПР
по сравнению с нормально развивающимися детьми
(по тесту «Сказка» Л. Дюсс), %
Исследуемые показатели | Результаты выполнения | |
Группа детей с нормальным развитием | Группа детей-сирот с ЗПР | |
Зависимость иг взрослого | 10,0 | 10,0 |
Ревность, обделенное! ь вниманием | 45,0 | 80.0 |
Ревность к младшему | 10,0 | 15,0 |
Отношение к смерти, агрессия, вина | 40.0 | |
Скрытая агрессия, вина, самобичевание | 35,0 | 70,0 |
Сексуальные проблемы | 10,0 | 50.0 |
Отношение к собственности, личным вещам | 15,0 | 15,0 |
Соперничество с родителем своего пола | 40,0 | 60,0 |
Неоправданная тревожность, страхи | 85,0 | 80,0 |
Так, дети из детского дома боятся скелетов, чудовищ, привидений, маньяков, мертвецов, вампиров, сказочных персонажей, животных, смерти и физического ущерба. Мало кто боится темноты, ветра, грома, ночи, своей тени.
В контрольной группе страхи больше связаны с темнотой, физическим ущербом, разного рода стихийными бедствиями, смертью. Изредка встречаются страхи привидений, призраков. Кроме того, у воспитанников детского дома есть проблемы сексуальные, отношения к смерти, скрытой или явной агрессии, вины и самобичевания.
Методика «Страхи» [7] состоит из 22 вопросов, на которые ре-ренкунеобходимо ответить, обнаружив, боится он или нет конкретного объекта или явления.
Ситуация угрозы (опасность) вызывает эмоцию, когда ста находит выражение в трех основных формах: страха, гнева и печали. Если опасность препятствует удовлетворению потребности, возникает тенденция к гневу и нападению. Если опасность велика, преобладает тенденция к страху и избеганию. Если ни нападение, ни избегание невозможны, возникает чувство подавленности и отказ от активных действий.
На основе полученных результатов было выявлено, что эмоция страха весьма четко проявляется у воспитанников детского дома как доминирующая. Страх определяет характер их поведения, взаимоотношения с окружающими.
Все перечисленные страхи были сгруппированы по видам: медицинские, физический ущерб, страх смерти; страх животных и скал очных персонажей, кошмарных снов; страхи социально опосредованные, пространственные.
В той и другой группах на первое место вышли страхи смерти; на второе — социально опосредованные и пространственные страхи, а на третье — кошмарные сны.
Многие психологи считают, что в каждом возрастном периоде есть свои страхи, но в дальнейшем они либо исчезают, либо появляются новые. Боязнь темноты в младшем школьном возрасте признается нормой и не требует коррекции, если это не связало с боязнью физического ущерба или смертью.
Основные проблемы у детей-сирот с ЗПР в эмоционально-личностной сфере представлены в таил. 7.
Результаты сравнительного анализа выявляют:
—очевидную разницу в степени тревожности у детей детского
дома и детей, воспитывающихся в семьях;
—для большинства детей более значимой, по сравнению с дру
гими эмоциями, оказалась эмоция страха, что связано с имеющимся
негативным жизненным опытом и трудностями в общении;
— имеется более значительная разница в показателях, характе
ризующих поведение у воспитанников детского дома по сравнению
с семейными детьми, что выражается в усилении конфликтности,
агрессивности, вины, а также показателей неуверенности в себе и
враждебности к другим.
Таким образом, больший индекс тревожности, с тенденцией к увеличению, наблюдается у воспитанников детского дома. Проблемы общения у этих детей связаны с негативным опытом, отсутствием умения объективно оценивать ситуации, затруднениями в различении эмоций. На общение со сверстниками и взрослыми влияет повышенная конфликтность, враждебность, деструктивная агрес-J78
Таблица 7. Основные проблемы, выявленные в ходе обследования детей-сирот младших классов с ЗПР и нормальным развитием, %
Основные проблемы | Характеристика проблем | Группы детей | |
норма | ЗПР | ||
ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ | Травмирующий опыт | ||
Необъективная оценка жизненных ситуаций | |||
I рудности взаимоотношений со взрослыми с детьми | 20 80 | 40 85 | |
Конфликтность | |||
ПРОБЛЕМЫ ПОВЕДЕНИЯ | Лгресс явность | so | |
Вина | |||
Неуверенность в себе | 20 | ||
В раж дебност ь | |||
ТРЕВОЖНЫЕ СОСТОЯнГИЯ | Незащищенность | ||
Одиночество | |||
Депрессия | |||
Смерти | SO | ||
Социально опосредованные и пространственные | |||
СТРАХИ | Кошмарные сны. сказочные персонажи | ||
Медицинские | |||
Физический ущерб |
сия, чувство вины. Неадекватное поведение ребенка зависит от состояния тревожности — чувства одиночества, незащищенности и депрессии, а также страхов разного рода. Все эти условия формируют у ребенка неуверенность в себе, чувство неполноценности, затрудняют социальную адаптацию.
Интересные данные получены относительно детей с нормальным развитием. Наибольшие трудности выявлены у них во взаимоотношениях со сверстниками. Можно предположить, что это связано с неумением объективно оценивать жизненные ситуации, с чувством незащищенности и наличием разнообразных страхов. Ярче, чем в группе детей с ЗПР, у них проявились ревность, об-деленность вниманием, соперничество с родителями своего пола. Выявлено, что наиболее высоким индексом тревожности обладают мальчики но сравнению с девочками.
Общими проблемами младших школьников, независимо от условий их обучения и воспитания, оказались проблемы взаимоотношений со сверстниками, трудности в общении, в оценке объективных, жизненных ситуаций и наличие неопределенной тревожности, страхов.
Существенные отличия в проявлениях тревожности у воспитанников детского дома связаны с повышенной конфликтностью,
деструктивной агрессивностью, чувством вины, что гораздо реже встречается у детей, воспитывающихся в семье.
Эмоциональные нарушения у детей-сирот с умственной отсталостью. Эмоции умственно отсталых детей часто бывают неадекватны, непропорциональны воздействиям окружающего мира. У одних детей можно наблюдать чрезмерную легкость и поверхностность восприятия серьезных жизненных событий, быстрые переходы от одного настроения к другому, у других детей (такие встречаются часто) наблюдается чрезмерная сила и инертность переживаний, возникающих по малосущественным признакам и поводам. Например, незначительная обида может вызвать очень сильную длительную эмоциональную реакцию.
Эмоции умственно отсталого ребенка вообще недостаточно дифференцированы [35, 44, 263]. В этом отношении он несколько напоминает малыша. Известно, что у очень маленьких детей диапазон переживаний невелик: они либо чем-то довольны и радуются, либо, напротив, огорчаются и плачут. У нормального ребенка более старшего возраста можно наблюдать множество различных оттенков переживаний.
Переживания умственно отсталого школьника более примитивны, он испытывает только удовлетворение или неудовлетворение, а дифференцированных оттенков тонких переживаний почти нет. Переход ребенка от низших форм эмоциональной жизни к высшим, иначе говоря, развитие высших чувств непосредственно связано с изменением отношений между эффектом (эмоциональностью) и интеллектом [40],
Слабость интеллектуальных чувств обнаруживается в том, что дети никак не корригируют своих чувств сообразно ситуации, не могут найти удовлетворения какой-либо своей потребности в ином действии, замещающем первоначально задуманное. Например, они не могут найти утешения после какой-либо обиды.
Слабость интеллектуальной регуляции эмоций приводит также к тому, что у учащихся специальных (коррекционных) школ для умственно отсталых детей с опозданием и с трудом формируются так называемые высшие духовные чувства (совесть, чувство долга, ответственности и т. д.). Однако такие чувства могут быть воспитаны у умственно отсталых детей. Лишь совместная коррекционно-развивающая работа учителя и семьи, направленная на развитие высших духовных потребностей, способствует формированию высших чувств и обеспечивает этим чувствам ведущую роль [35].
У многих детей с нарушением интеллекта наблюдаются дисфо-
рии (эпизодические расстройства настроения), нередко отмечаются тревога и агрессивные проявления, направленные на себя и взрослых. Например, это может проявляться следующим образом. Уче-ник> который на протяжении длительного времени был спокоен, послушен, вдруг приходит в класс в угнетенном состоянии и со злобой реагирует на замечания. Спустя день или два такое расстройство настроения бесследно проходит само по себе. Учитель должен понять, что у ребенка наступил период дисфории и в этот период его лучше не трогать и не расспрашивать.
Иногда расстройства настроения проявляются в виде особого, также ничем не мотивированного повышения настроения, эйфории. В этом состоянии дети становятся нечувствительными к объективной реальности. Они продолжают смеяться, веселиться даже после получения «двойки» и т.п. [Там же].
Встречаются и такие эмоциональные состояния, как апатия. Иногда учащиеся с нарушением интеллекта высказывают мысли, совершенно не свойственные детскому возрасту: безразличие к жизни, к людям, утеря интересов. Преобладающие переживания, постепенно фиксируясь, образуют те или иные свойства его характера (угрюмость, раздражительность, гнев, равнодушие или жизнерадостность, легкомыслие).
В условиях материнской депривации у детей с нарушением интеллекта, проживающих в интернатных учреждениях, отмечается изменение эмоциональных реакций, что, видимо, может выражаться в нарастании чувства тревоги и агрессивности. Для проверки этой гипотезы было проведено изучение эмоциональных особенностей умственно отсталых детей, воспитывающихся в детском доме, и умственно отсталых детей из семей, обучающихся в специальной (коррекционной) школе.
Сравнительный анализ индекса тревожности (ИТ), полученный при сопоставлении двух групп детей с нарушением интеллекта, показал, что по этому показателю между группами нет достоверных различий (табл.8).
Та6лиц1 8. Индекс тревожности у детей с умственной отсталостью
Детского дома и семьи (по методике «Тревожность» Р. Тэмпла,
М. Дорки, В.Амена), %
Оценка индекса тревожн ости | Группа детей из семей | Группа детей из детского дома |
вреднее значение И Т | 54,8 | 50,8 |
Высокий уровень тревожности | 40,0 | 33,3 |
Средний уровень тревожности | 60,0 | 60,0 |
Низкий уровень тре пожности | - | 6,7 |
Следует отметить, что тенденция более высокого уровня тревожности (по среднему значению) выявляется у детей из семей по сравнению с детьми из детского дома. Вероятно, это может быть связано с тем, что дети из детского дома находятся в более стабильной обстановке с постоянным режимом дня. Это обстоятельство важно для детей с умственной отсталостью, так как их характерная особенность--стереотипное мышление, трудно поддающееся переделке.
Обследованные дети были хотя и из полных, но неблагополучных семей. В основном неблагополучие связано с алкоголизмом и конфликтными отношениями между родителями. Дети из неблагополучных семей часто находятся в состоянии эмоционального стресса, и поэтому, вероятно, уровень тревожности у них выше, чем у детей из детского дома.
Структура тревожности у детей с нарушением интеллекта, воспитывающихся в детском доме и в семье, изучалась в трех ситуациях— «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый», «одиночество» (табл.9).
Таблица 9. Структура тревожности у детей с умственной отсталостью из детского дома и семьи, %
Ситуации | Группа детей из сеней | Группа де-iefi из детского дома |
Ребенок-pefjei юк | 61,2 | 68,2 |
Ребенсж-из рослый | 47,2 | 55,7 |
Одиночество | 71,0 | 35,9 |
У детей из семей высокий уровень тревожности отмечается в ситуациях «одиночество» и «ребенок-ребенок», а в детском доме уровень тревожности выше в ситуациях «ребенок-ребенок» и «ребенок-взрослый».
В ситуации «одиночество» уровень тревожности почти в два раза ниже у детей из детского дома. Находясь в детском доме в постоянном взаимодействии с ребятами и взрослыми, дети не имеют возможности побыть наедине. Дети из детского дома не задумываются о завтрашнем дне. Ко многим ситуациям, выходя из детского дома, приспосабливаются с трудом. Но пока они находятся в детском доме, у них нет проблемы одиночества и потери себя л социальном окружении. Все решения за них принимают взрослые. Видимо, поэтому у них реже возникает страх одиночества.
У детей из семей возникает страх одиночества и потеря себя в социальном окружении. Дети видят тяжелые материал ьно-быто-
вые трудности, конфликты в семье. Все это способствует усилению тревоги и страха остаться один на один с жизненными трудностями.
Итак, эмоциональной депривашш подвержены не только те дети, которые в силу разных обстоятельств в детстве оказались лишенными условий, чрезвычайно важных для личностного развития (эмоциональный контакт с матерью, родительское тепло и т. п.). но и дети, которые проживают в семье, по страдают от недостатка родительского тепла.
Для большинства воспитанников детского дома старшего школьного возраста с умственной отсталостью характерны:
- ограниченность знаний, интеллектуальная пассивность, огра
ниченность и своеобразие словарного запаса;
- равнодушие к происходящему, снижение интереса к различ
ным видам деятельности, мотивации к их освоению;
- отсутствие стремления проявить себя;
- недостаток критичности, завышенная или слишком занижен
ная самооценка, неадекватность уровня притязаний;
- повышенная внушаемость и готовность принимать асоциаль
ные формы поведения (алкоголизм, наркомания, курение, бродяж
ничество) ;
- недоразвитие сложных эмоциональных проявлений, агрессив
ность поведения;
- иждивенчество; отсутствие стремления к ответственности за
свои поступки;
- отсутствие желания самому благоустроить свой быт, безыни
циативность в отношении улучшения своей жизни;
— неумение самостоятельно организовать свой досуг.
Система требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов, не соответствует тому потенциалу, на который способны умственно отсталые подростки детского дома, что провоцирует их на не всегда адекват-иьге эмоциональные реакции и поступки.
Достаточно часто этой категории воспитанников свойственно нежелание приспосабливаться к социальному окружению, отсутствие стремления учитывать мнение других людей, дефицит искренних эмоциональных отношений, замкнутость. Очевидно, что подростки испытывают значительные трудности в общении не только с взрослыми, но и со сверстниками, при этом имеющиеся Контакты «бедны» по содержанию и эмоционально не насыщены.
Таким образом, исследование особенностей эмоционально-личностных качеств детей с нарушением интеллекта, воспитывающих-
ся в разных условиях, показало, что социально-психологическая де-привация в детском доме и в семье нарушает психическое развитие ребенка и является причиной деформации личности.
Контрольные вопросы и задания
1.Составьте таблицу сравнительного анализа развития психических
функций у детей дошкольного и школьного возраста, воспитывающихся
в семье и в детском доме (по данным литературы).
2. Подберите комплекс методик для исследования психических функ
ций у детей дошкольного и младшего школьного возраста с нормальным
и задержанным развитием.
3. Проведите сравнительный анализ мышления, памяти и произволь
ной деятельности у детей с нормальным и задержанным развитием, вос
питывающихся в разных семейных условиях (по данным литературы),
4. Дайте определение понятия «социализация*.
5. Определите факторы социализации и их особенности у детей-сирот.
6. Какие причины могут привести к школьной дезадаптации?
7. Опишите эмоциональную депривацию и ее причины у детей-сирот.
Глава 3