РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРИЗРЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ
1.1.История призрения детей-сирот
История воспитания сирот стара, как сама история человечества. История их воспитания и специальных учреждениях — коро-че: но также насчитывает много столетий. История научного изучения феномена сиротства и специфики становления личности в интернатных условиях - совсем коротка. Что же касается практики психологической помощи детям, лишенным родительского попечения, то тут можно вести речь лишь о совсем недавней, новейшей истории, которая творится буквально у нас на глазах нашими современниками [240].
Процесс исторического развития призрения детей-сирот, социально-педагогической защиты, рассматриваемый в социокультурном плане позволяет проследить связи и противоречия между установками п потребностями общества К социальной защите детей, лишенных семейного воспитания, и условиями их реализации на практике.
Мыслители прошлого не отдавали себе отчета, насколько психологически обделен ребенок, лишенный родительской семьи. По их убеждению, общественное воспитание не только компенсирует, но и с верх ком пе нсирует отсутствие семьи. Если условия общественного воспитания в чем-то уязвимы Для критики, то лишь своей бытовой, материальной стороной — стоит создать достаточно комфортные условия, и общественные институты справятся с делом воспитания гораздо лучше родителей. Те, со своей стороны, смогут с облегчением сложить с себя родительские обязанности, О психологическом аспекте этой ситуации теоретикам даже не думалось.
К счастью, до официально санкционированного искоренения семейного воспитания дело ни разу не доходило. Однако во все времена немалое количество детей вне зависимости от каких-то тео-
рий оказывались без родительского попечения. Л порой и сами родители избавлялись от нежеланного потомства, тем более что на протяжении веков умерщвление нежеланного ребенка считалось не большим грехом, чем утопление слепых котят.
Проблема помощи и поддержки детей, оставшихся по тем или иным причинам без родителей, возникла давно. Первое упоминание о ней дошло до нас из IV в. до н. э. (170].
В дохристианскую эпоху, как известно, право ребенка на жизнь не было защищено, она всецело зависела от желания отца или матери, убийство ребенка не каралось ни законом, ни судом совести. Только на заре христианства в 312 г. император Константин издал первый закон, воспрещающий убийство.
С установлением в Европе христианства церковь осудила детоубийство и призывала к милосердию. Милосердие в основном проявилось в том, что младенцев перестали бросать на верпую смерть, а стали подкидывать, благо церковь это поощряла — во многих храмах появились специальные чаши, куда незамужние матери могли тайком класть своих новорожденных детей в надежде на общественное попечение.
Первый приют для покинутых детей был основан в Цареграде еще в 335 г., однако никаких подробностей его деятельности не сохранилось. Детально документировано основание в 787 г. в Милане приюта для младенцев под покровительством епископа Даттея. По данным исторических хроник, подобные учреждения вскоре появились в Сиене, Падуе, Монтенеллье и других городах.
Папа Иннокентий III учредил в 1198 г. при больнице Святого Духа приют, снабженный особым поворачивающимся устройством, называемым торпо, которое позднее стало широко применяться. Собственно говоря, это был ящик в стене храма, в который можно было вложить ребенка только определенного размера и, повернув ящик, переправить ребенка внутрь, под защиту церкви. Таким образом, могли быть спасены дети, которые в противном случае одним своим существованием толкали своих несчастных матерей на то, чтобы от них греховно избавляться (52-53].
Торно впоследствии распространилось повсеместно, и в 1811 г. император Наполеон издал указ, чтобы оснащенные подобным образом приюты были устроены во всех французских департаментах. Это, однако, не столько решало проблему, сколько создавало новую. Торно постоянно служило для злоупотреблении, а фактически и просто провоцировало на оставление детей. Примечательный факт: в городе Мапгейме в 1799-1811 гг. было зафиксировано 30 случаев подкидывания детей, когда же в городе было сооружено такое
устройство, им на протяжении трех лет воспользовались 516 раз (!). После ликвидации торно за 9 лет в местный приют поступило всего 7 детей.
Благотворительные учреждения, устраивавшиеся при средневековых храмах и монастырях, принимали не только покинутых детей, но и всех лиц, нуждавшихся в милосердной помощи, — беспомощных, больных, одряхлевших одиноких стариков. Постепенно стали выделяться самостоятельные приюты, сиротские дома и детские учреждения.
В России история призрения сирот начинается еще в период оформления феодального государства—с 988 г. С тех пор государственные указы касались в основном институциальной формы устройства этих детей [169-170].
В развитии системы призрения детей-сирот и социально-педагогической защиты детей, оставшихся без попечения родителей, можно выделить четыре основных периода; патриархальный, общественно-религиозный, институализации и деинституализации.
Один из критериев, влияющих на выделение периодов, — установка общества по отношению к данной категории детей, их социальному статусу, который в значительной мере определяется причинами их сиротства, принадлежностью к тому или иному классу, сословию (дворянство, духовенство, мещанство, крестьянство и т.д.).
Другой критерий, который находится в органическом единстве с первым, — уровень объективных научных знаний об особенностях развития личности и социализации детей, лишенных попечения родителей, он во многом определяет содержание и формы организации процесса социально-педагогического воздействия.
Первый период (патриархальный) — X-XVII вв. Характеризуется отчуждением обществом ребенка, «выпавшего» из патриархальной семьи, сложившейся на заре цивилизации — в рабовладельческих и феодальных обществах. Характеризуя патриархальную семью, следует отметить большую психологическую дистанцию между детьми и родителями (160].
В этом периоде на Руси исторически сложились несколько групп детей, выпадающих из системы детско-родительских отношений: внебрачные дети, дети сироты, дети нищенствующие. В условиях слабого развития системы социального призрения первые две группы детей составляли основной контингент третьей, просящей милостыню, группы, границы между ними обозначены весьма условно. Наиболее остро проблема сохранения жизни стояла в отношении внебрачного ребенка.
На этапе распространения христианства возникла особая ситуация. С одной стороны, новая религия смягчила нравы, выработала более мягкое отношение к ребенку, заострила внимание на его чистоте, выдвинуло призыв «будьте как дети», резко осудила убийство ребенка, возвело это деиние в ранг греха и в этом смысле выступила своеобразным гарантом его жизни. С другой стороны, христианство отвергло равенство детей, рожденных от рабыни, с детьми, рожденными в законном браке. Исторически сложившееся в эпоху христианства отношение к женщине, рождающей ребенка вне брака, поставило вне закона ее собственную жизнь и жизнь ее ребенка. Дети, рожденные вне брака, очень рано стали составлять группу риска в отношении права на жизнь.
Правовое положение ребенка, рожденного вне брака, вплоть до начала XV11I в. можно охарактеризовать как катастрофическое. Об этом говорит хотя бы тот факт, что понятие незаконнорожденности несет на себе печать позора, применительно к человеку рассматривается как брань и оскорбление, требующие наказания. Анализ официального отношения к незаконнорожденному ребенку, представленного в законоположениях начиная от времени правления царя Алексея Михайловича и вплоть до окончания XIX в., показывает следующую картину.
Прежде всего, наблюдается резкое размежевание детей, рожденных в браке и вне брака, в отношении их правового статуса. Соответственно наблюдается разное отношение официальных властей к убиению законного и незаконного ребенка. Защита права на жизнь ребенка, рожденного вне брака, регулировалась Уложением 1649 г. Это была первая в России юридическая попытка защитить жизнь ребенка на основе устрашения и жестокого наказания матери: убийство матерью законнорожденного ребенка карается годом тюрьмы; убийство незаконнорожденного ребенка карается «смертью без всякой пощады» в целях предотвращения не столько убийства младенца, сколько «блуда* матери.
Нововведения в области развития попечения детей, лишенных родителей, связаны с именем Петра I. Они сводились к следующим основным положениям;
— признание обязанностей государства по отношению к призре
нию нуждающихся, в том числе И детей;
- признание за государством права создавать обязательные нормы в области призрения и требовать их выполнения;
— по требованию государства обеспечить призрение детей при
званы были местные органы власти, городские магистраты; откры
тие школ поручалось монастырям [170].
Во времена Петра I призрение подкинутых младенцев рассматривалось как одно из направлений государственной деятельности. Для реализации планов обновления России Петру I нужны были солдаты, и в этой связи надо было сохранить жизнь детей, пополняющих их ряды. Указы от 1714 и 1715 г., сохраняющие жизнь брошенному ребенку, представляют собой попытки защитить жизнь ребенка на основе предупреждения убийства. Согласно указам, проводилась борьба с детоубийством, устройство особых домов призрения, куда ребенок приносился тайно.
Следует отметить, что в обществе периодически осуществлялись попытки не только выработать законы, защищающие право на жизнь, но и реализовать это право на основе помещения ребенка в сиропитальницы, приюты, воспитательные дома. Первый такой опыт относится к началу XVIII столетия и принадлежит Пову Благочестивому, который открыл в 1706 г. целый ряд «шпитален» для брошенных детей. Второй общеизвестный опыт относится к 20-м годам XVIII столетия и связан с именем Петра I, предлагавшего более гуманный путь призрения зазорного, подкинутого ребенка в особых учреждениях, построенных по типу приютов Иова.
Практика существования этих учреждений в полной мере высветила социальный аспект проблемы. Сохранение жизни «несчастно-рождсппого» тесно связано с понятием тайного принятия ребенка в учреждение призрения. Понятие «тайного приема» несет особую смысловую нагрузку: в условиях господства отрицательного отношения к фактам незаконного рождения ребенка мать, стремящаяся сохранить ему жизнь, одновременно хотела сохранить и тайну его рождения.
Механизм приема в учреждения, открываемые Петром I, осуществлялся по образцу, существующему в странах Европы в XI-XII вв. и перенесенному в Россию. Он состоял в том, что мать или Другое лицо могли положить ребенка в так называемые люльки, лоты, после чего, благодаря особому устройству, ребенок оказывался по другую сторону стены воспитательного дома, имя принесшего его человека оставалось в тайне. В более позднее время, стремясь сохранить хотя бы тонкую нить отношений между матерью и ребенком, учредители домов выдавали ей свидетельство с номером, под которым с этого дня числился ее ребенок в доме, что давало несчастным матерям возможность как-то отследить судьбу ре-°енка. Однако это право было уничтожено в дальнейшем рядом Указов.
Призрение детей, лишенных родителей, осуществлялось не в полной мере, силами отдельных общественных деятелей, благо-
творительных организаций и церковью, сыгравшей прогрессивную роль в зарождении первых ростков социальной помощи.
Несмотря на некоторое разнообразие форм детских учреждений — приюты, работные дома, крестьянские «фермы»: — авторы отмечают, что положение детей в них было одинаково ужасным: голод, нищета, унижения, побои, непосильный труд.
Контингент приютов составляли дети из числа обнищавших семей, дети умерших от голода и болезней родителей и так называемые незаконО])ожденные дети, родители которых стремились
скрыть свой «грех».
Основатели приютов руководствовались в основном благородными намерениями спасти детей, которые иначе погибли бы или превратились в столь распространенный в то время предмет подпольной: торговли и злоупотреблений. Одним из ярких примеров тому — образ Гуинплена из романа В. Гюго «Человек, который смеется» (1869). Так, основатель известного парижского приюта Вен-сан де Боль (1638) с удовлетворением констатировал, что за 10 лет существования этого приюта были спасены 600 покинутых детей
[130].
Уже в это время стали проявляться парадоксальные результаты деятельности подобных благотворительных учреждений. Выло очевидно, что большинство детей в учреждениях умирает, что судьба выживших, спасенных, как правило, не бывает особенно благополучной. Имеются, например, данные, что в 1678 г. из 2000 детей, принятых в приют в городе Венеции, осталось в живых в течение 10 лет лишь 7 человек. Смертность детей в приюте в городе Флоренция колебалась в начале XVII в. от 66% до 97%, В лондонском приюте только каждый шестой ребенок доживал до шести
лет [52J.
Вероятно, на развитии воспитанников детских учреждений негативно сказываются и дурная наследственность (не секрет, что в приюты чаще попадают дети родителей в чем-то ущербных, страдающих психической патологией, умственной отсталостью, алкоголизмом), и скудные бытовые условия. Но даже когда эти факторы исключены, само пребывание в учреждении остается отягощающим
фактором.
Уже с конца XVIII в. обращалось вынимание на неестественность среды в детских учреждениях и подчеркивались достоинства семейного воспитания. Так, например, Обтцество искусств и ремесел в Гамбурге в 1760 г. объявило конкурс для решения вопроса: «Следует ли отдавать предпочтение воспитанию сирот в учреждениях или за оплату в семьях?»
Некоторые филантропически настроенные философы и теологи стремились практически совершенствовать воспитание в общественных учреждениях. Здесь следует вспомнить о великом швейцарском педагоге И. Г. Песталоцци, по идеям которого были основаны учреждения совершенно иного типа, по так называемой семейной системе, распределении детей на небольшие группы.
В целом же особых перемен в сложившейся ситуации не наблюдалось вплоть до XX столетия, и практически повсеместно положение детей в приютах и детских домах мало отличалось от того, что было описано Ч. Диккенсом в «Оливере Твисте».
Однако были и исключения, одним из них стал приют Поля Ро-бена во Франции, который был создан более 100 лет назад и просуществовал 14 лет. Среди принципов, которые лежали в основе этого учреждения, многие не потеряли своей актуальности и в наши дни. Вот некоторые из них.
- Воспитание должно быть всесторонним, т.е. направленным
на развитие всех сторон человеческой природы.
- В основу воспитания должен быть положен организованный
физический труд.
- Воспитание должно быть совместным, т. е. равным для юно
шей и девушек.
- Нравственное воспитание должно занимать центральное ме
сто в общей системе воспитания.
— Педагоги и учащиеся должны строить свои взаимоотношения на основе сотрудничества и признания свободы воспитанников.
Особая роль в приютах отводилась нравственному воспитанию, которое имело весьма своеобразный характер. Главная его особенность заключалась в том, что воспитанники приюта не получали никакого религиозного (в общепринятом смысле слова) воспитания, а ведь именно оно по традиции должно было закладывать основы нравственности.
Цель нравственности определялась в соответствии с основным принципом утилитаризма И. Бетама: достижение наибольшего счастья для наибольшего числа людей- П. Робен считал, что нравственность необходимо «преподавать» практически, на живых примерах, на деле. Главным фактором в его доме поэтому являлся сам строй жизни: совместный труд, сотрудничество и взаимопомощь во всех ее видах [220].
При составлении распорядка дня во главу угла ставилось здо-
ювье детей. Поэтому расписание дня включало: физические
1ражнения (гимнастика, коньки, велосипед, игры, прогулки), руч-
й ТРУД (работа в мастерских и на полях), труд умственный (клас-
сные занятия, часто на воздухе), чтение, отдых и еду, сон. Домашние задания не задавались.
В целом на физические упражнения отводилось 7 часов, на умственный труд—7,5 часов, на отдых и сон —9,5 часов. Эта равномерность в распределении физического и умственного труда создавала естественную основу нравственного воспитания. Важную роль в нем играла и самостоятельность, которой в полной мере обладали воспитанники приюта, Достаточно сказать, что в сиротском доме не только не использовали наказаний, но и старались избсгагь прямых приказов. Воспитанники постепенно осознавали смысл и содержание своих обязанностей, обусловленных всей совокупностью общих условий жизни.
Чтобы завоевать доверие ребенка, учил П. Робей, нужно с первых шагов жизни внушать ему одну простую истину: «Ты свободен! Делай так, как считаешь нужным!» Французский педагог твердо верил, что, только почувствовав собственную свободу и самостоятельность, ребенок научится ценить и признавать свободу окружающих.
Достижений приюта не могли не признать правительственные чиновники. Однако против П. Робсна ополчилось духовенство. Под надуманными предлогами он был отстранен от должности. С того момента, как П. Робен покинул стены приюта Прево, заведение стало медленно угасать. Однако разработанные им принципы и формы деятельности легли в основу многих «новых школ» Европы.
Жизнь ребенка в то время напрямую зависела от существования системы социального призрения, которая развивалась крайне медленно и даже в годы своего расцвета не могла охватить своими учреждениями всех подкинутых детей. Но если они и попадали в эти учреждения, выживание их во многом зависело от медицинского обслуживания и прокормления, особенно в младенческие годы. Отсутствие надлежащего числа кормилиц, некачественное искусственное вскармливание уносили жизни большинства детей в воспитательных домах и сиротских учреждениях. Однако становление социальной защиты детей, лишившихся родительского попечения, в целом в X-XVIII вв. носило прогрессивный характер как призрение детей, направленное на поддержание их жизни.
Второй период (общественно-религиозный) — XVIII-XIX вв. характеризуется распространением прогрессивных идей о необходимости создания государственной системы попечения детей, лишенных родителей. Развитие сети учреждений идет по трем
направлениям:
— общественная помощь силами благотворителей;
- помощь церкви:
— становление го суд арст венной системы учреждений.
Одним из таких типов учреждений стали воспитательные дома {дома ребенка).
Указом Петра I воспитательные дома были открыты во всех губерниях в начале XVIII в. Продолжая существовать па подаяния благотворителем, в годы правления Екатерины II воспитательные дома и приюты были причислены к государственным учреждениям.
При Екатерине II в 17С4 г. открыли Московский, а в 1770 г. Петербургский (по инициативе И. И. Бецкого) воспитательные дома. К 1900 г. насчитывалось уже 126 детских приютов, убежищ и яслей, не считая тех, которые имелись при каждом церковном приходе.
В последней трети XVIII столетия в обиход было введено понятие *несчастнорожденный». Оно объединило в себе две категории детей: рожденных вне брака и покинутых родителями под влиянием общественного мнения, и иных в браке, но лишенных родительской опеки в силу крайней бедности. И.И.Бецкой раскрывал его содержание следующим образом: «Я разумею тех невинных детей, ко 1'орых злосчастные, а иногда и бесчеловечные матери покидают, оставляют или умерщвляют, которые, хотя и от законного супружества, но в крайней скудости родясь, от родителей оставлены» (циг. по [170]). Правовыми проектами уголовных уложений 1754-1768 гг. «О таковых отцах и матерях, которые детей своих убьют» детоубийство рассматривалось как преступление против жизни и наказывалось в зависимости от сословного положения виновных наказанием кнутом, пожизненной каторгой, ссылкой в женские монастыри и проч.
При Александре I в условиях общей демократизации положение незаконнорожденных младенцев несколько смягчилось. Оно могло быть изменено посредством брака родителей. Однако уже при Николае I все просьбы об узаконении прижитых до брака младенцев оставлялись без движения. Наконец, только в конце XIX —начале XX в. осуществляется некоторое уравнивание в общих нравах законного и незаконного ребенка.
В XIX в. наказания за убийство ребенка были дифференцированы но нескольким направлениям. Была обозначена граница между Детоубийством (вытравливание плода) и чадоубийством (убийство Ребенка), между убийством и подкидыванием младенцев, между убийством законно- и незаконнорожденного ребенка. Предлагалось принимать во внимание мотивацию стыда, отчаяния, учитывать эмоциональное и болезненное состояние матери при родах, повлек-за собой смерть младенца [52|.
Ближе к концу XIX в. спектр проблем, от которых зависела жизнь незаконнорожденного ребенка, был изучен более полно. С введением земств взгляд на способы и характер призрения детей существенно изменился. Острой критике была подвергнута сама идея создания специальной системы призрения и воспитания ребенка, рожденного вне брака.
Этот период связан с распадом патриархальной семьи и зарождением нуклеарной семьи, закреплением в общественном сознании родительских ролей. Проблема лишения ребенка родительского попечения остро встает в нуклеарной семье.
Второй период в развитии социальной помощи детям, лишенным попечения родителей, характеризовался высокой смертностью детей, которая сопровождала деятельность учреждений, занимающихся опекой.
В этом периоде начинается поиск новых форм организации приютов в связи с возникшими гуманистическими идеями в области воспитания, высказанными Ж. Ж. Руссо и И. Г. Песталоцци.
Таким образом, до начала XX в. социальная защита детей, оставшихся без попечения родителей, представляла собой в Европе и Северной Америке достаточно широкую сеть детских учреждений, количество которых, однако, не могло удовлетворить потребности общества. Приюты, работные дома, крестьянские «фермы» и прочие учреждения давали детям лишь убежище, призрение, в лучшем случае — примитивное ремесло. В этих учреждениях отмечалось отсутствие системы воспитания и обучения, а также низкий уровень материального обеспечения, санитарно-гигиенических условий, что приводило к высокой смертности детей. Политика государства по отношению к обездоленным детям на практике была достаточно пассивной, слабая централизация способствовала злоупотреблениям среди лиц, осуществляющих попечение детей.
Отличительной чертой социальной защиты детей в России начиная со второй половины XVIII в. следует считать создание централизованной системы попечительской помощи детям, лишенным родителей, в создании которой принимали активное участие вели-кис педагоги и общественные деятели И.И.Бецкой, А.А.Барсов, Ф. И. Янкевич, Н. И. Новиков, Н. М. Карамзин, В. Г. Белинский, А.Н.Радищев, А.Н.Голицын, В.Ф.Одоевский, Д.И.Писарев и другие [170].
Эта система попечительской помощи активно развивалась и совершенствовалась. В ее основе лежали гуманистические идеи, многие не утратили своей актуальности и сегодня:
— забота о нравственном воспитании гражданина Отечества;
— предпочтение общего образования специальному;
- учет индивидуальных особенностей и интересов воспитанни
ков;
— эстетическое воспитание;
- «обучение ремеслу», т.е. профессиональное обучение.
Наряду с государственными существовала разветвленная сеть
муниципальных, церковно-приходских и частных учреждений для детей, лишенных попечения родителей.
Учреждения носили сословный характер, количество учреждений для детей низших сословий было недостаточным, уровень материального обеспечения весьма различался. Развитие сети государственных приютов и воспитательных домов шло по пути «разукрупнениям.
К концу XIX в. стало очевидным неблагоприятное влияние «казарменной обстановки» на личность воспитанников. Крайне высокой была детская смертность.
Выдающиеся педиатры, педагоги, общественные деятели того времени, обсуждая причины детской смертности, начинали понимать, что кроются они не только в ужасной гигиенической и эпидемиологической ситуации в учреждениях, но и в несоответствии самой психологической среды в них.
Обращается внимание на достоинства семейного воспитания по сравнению с воспитанием в детских учреждениях.
Отличительной чертой российской системы попечительства было то, что в учреждениях занимались не только призрением, но и пытались зоспитывать гражданина, труженика. Воспитанники получали хорошую профессионачьную подготовку, т. е. происходила их социально-трудовая адаптация.
Таким образом, российская система попечения к началу XX в. представляла собой систему социально-педагогической реабилита-гцщ детей, лишенных родителей, в элементарном виде и с учетом социокультурных и исторических условий того времени.
Третий период (институциализации) — XX в. (до 90-х годов) характеризуется осознанием государствами необходимости социально-педагогической защиты детей, лишенных родителей, вне зависимости от их сословной и классовой принадлежности. На основе знаний, полученных в процессе изучения особенностей развития личности ребенка, испытывающего социалыю-психологическую де-привацию, и в соответствии с перспективой развития общества происходит развитие системы воспитания и социально-педагоги ческой реабилитации.
Примером новой системы может служить гуманистическая си-
стема воспитания в воспитательных учреждениях в Варшаве, которую возглавлял Януш Корчак {ПО].
У Я.Корчака сложилась своеобразная концепция, согласно которой общество делится на класс взрослых и класс детей. Два разных мира — взрослых и детей — противостоят друг другу, хотя и не могут существовать раздельно. Я. Корчак, с одной стороны, становится защитником интересов и прав детей от деспотизма и произвола взрослых, с другой — пытается найти пути примирения, достижения взаимопонимания между ними.
Воспитательная система Я. Корчака построена на идее абсолютной целостности детства. Он неоднократно подчеркивал значение счастливого, радостного детства в формировании личности, считая, что без пережитого во всей иолноте детства искалечена вся жизнь человека.
Убеждение 51. Корчака в том, что у ребенка есть право быть тем, что он есть, не означает, однако, что он отрицал значение воспитания в формировании личности ребенка. Ни в мировоззренческом, ни в собственно педагогическом плане его нельзя отнести к сторонникам теории свободного воспитания. Он критикует две крайности в воспитании —ту, которая действует средствами запугивания и деспотизма, и ту, которая предоставляет полную свободу и неизбежно приводит к расхлябанности. Я.Корчака можно отнести к сторонникам своеобразного «разумного воспитания».
Разумное воспитание, по Я. Корчаку, характеризуется бескорыстием, конкретным и диалектическим видением ребенка, постоянным и глубоким изучением его, пониманием и терпимостью воспитателя во взаимоотношениях с детьми. Основной метод разумного воспитания •••ослабление отрицательных и развитие положительных черт характера детей.
Придавая большое значение воспитанию. Я. Корчак в то же время подчеркивал, что «воспитания без участия в нем самого ребенка не существует». Не случайно одну из важнейших задач, разумного воспитания, а значит, и воспитания в своих детских домах он видел в развитии в детях стремления к самовоспитанию и привитии им навыков самопознании, самообладания и самостоятельности. В основе его концепции самовоспитания, охватывающего все стороны жизни ребенка, лежит психологи чески обоснованное убеждение в том, что дети имеют право на собственное детство и собственную жизнь в рамках организованного общества, что они способны к совместной :лизни и самоконтролю.
В отличие от многих детских приютов, целевая установка системы Я.Корчака предполагала воспитание активной и самостоя-
тельной личности с развитыми гуманистическими качествами. Воспитательные, опекунские и организационные задачи этих детских домов складывались в тщательно продуманную систему и включили в себя:
1) обеспечение правильного нравственного и физического развития ребенка;
2} организацию детского самоуправления в интересах воспитания и самовоспитания;
3) организацию жизни детского дома на законах равноправия;
4) организацию воспитательного воздействия общественного
мнения детского коллектива в целях стимулирования детской са
мовоспитывающей активности;
5) введение гласности в жизнь детского дома;
6} осуществление связи детского дома со средой, в которой большое значение придавалось взаимодействию с семьей [119].
Наиболее выразительной чертой, отличавшей воспитательную систему Я. Корчака, была организация общественного мнения детского коллектива в целях воспитательного воздействия на отдельного ребенка. Именно развитое общественное мнение делало детский коллектив в корчаковских домах незаменимым воспитателем, который помогал своим членам в самопознании, самооценке и вызывал стремление к самосовершенствованию.
Воспитательная система Януша Корчака была исключительным явлением в педагогической жизни Европы XX в. Его детские дома были новым типом воспитательного учреждения, где организация жизни и быта детей была проникнута глубоким гуманизмом, заботой о благе ребенка, о создании условий для его развития.
До революции в России государственной системы защиты детей-сирот не существовало [83]. Начало ее созданию было положено после февраля 1917 г., с образованием Министерства социальной помощи, в составе которого работало управление помощи беспризорным детям и нуждающимся. В ноябре того же года его функцииперешли к Наркомату государственного призрения, на который в числе прочих были возложены обязанности охраны материнства и детства и помощи несовершеннолетним (в апреле 1918 г. переименован в Наркомат социального обеспечения).
В феврале 1919 г. был создан Совет защиты детей, куда вошли представители различных наркоматов — просвещения (председатель), соцобеспечсния, здравоохранения, продовольствия и труда. Он должен был заниматься снабжением детей пищей, одеждой, помещениями, эвакуацией их в хлебородные губернии [169-170].
Помимо советских государственных органов с осени 1918 г. во многих городах России действовала общественная Лига спасения детей, которая не делала различий между детьми красных и белых. Ее организации вначале «направляли детей в "санаторию" па излечение, которая была "станцией спасения брошенных детей", потом пересылали их в колонию, где учили их ремеслам». Всего за годы гражданской войны через Лигу было устроено 3,5 тыс. детей.
Система учреждений для детей-сирот сложилась в основном в 20-х годах, когда шла борьба с беспризорностью. Различными категориями детей, оказавшимися вне семьи, занимались разные учреждения и ведомства. Для первичного приема беспризорников и дальнейшего их устройства были созданы детские приемники-распределители (далее ДПР), подчиненные Наркомпросу РСФСР и его местным органам.
С 1917 г. были упразднены приюты. Для детей-сирот раннего возраста предназначались дома младенцев, а для детей дошкольного и школьного возраста—детские дома.
Помимо ДПР в 20-х годах была создана широкая сеть различных интернатских учреждении: дома ребенка, детские дома, трудовые колонии и т.п., подчинявшиеся соответственно наркоматам здравоохранения, просвещения и внутренних дел. Благотворительность, иа которой базировалась дореволюционная система социальной защиты сирот, практически прекратилась с исчезновением зажиточных слоев населения.
Среди организаторов борьбы с беспризорностью существовало два подхода к перспективе развития системы внесемейного воспитания детей. Одни считали, что государственное учреждение лучше сможет воспитать гражданина социалистического общества, чем его зараженные пережитками прошлого родители. Другие, в их числе был нарком просвещения А.В.Луначарский, рассматривали детский дом не в качестве «родоначальника социалистической системы интернатского воспитания будущего», а скорее как «воспитательную лабораторию» (170].
В конце 20-х годов в социальной политике возобладал реалистичный подход в этой сфере. Об этом свидетельствуют постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 марта 1926 г. «О мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью в РСФСР*- и от 14 апреля 1928 г, «О мероприятиях по оказанию помощи детям беднейших семейств», которые обозначили отказ от идеи практического перехода к всеобъемлющему государственному воспитанию.
История детских учреждений для детей-сирот в России свидетельствует, что забота о жизни, здоровье осиротевшего ребенка по-
степенно уступает место воспитанию, что считается естественным и понятным.
У истоков создания новой системы воспитания стояли А. В. Луначарский, В.М.Бопч-Бруевич, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, М. П. Покровский, П, П. Блонский, С. Т. Шацкий.
Как основные черты новых подходов к воспитанию следует выделить следующие:
- государственность образования и воспитания;
—принцип коллективизма в воспитании;
—работа с детьми под лозунгом «Все дети — дети государства»,
т.е. государство принимало на себя попечение о всех детях;
новые подходы к семье как «ячейке общества», «ослабление семейного влияния» на воспитание подрастающего поколения.
Таким обратом, опыт российского попечительства был кардинально пересмотрен. «Женщина-работница не может не оценить всех благ общественного воспитания. Материнское чувство заставляет ее желать общественного воспитания детей, социалистического строя, победы рабочего дела!» — писала Н. К. Крупская [125].
Семейное воспитание считалось буржуазнымпережитком, акцент делался на воспитание в коллективе, через коллектив.
На смену сословному воспитанию, существовавшему в дореволюционной России, пришло воспитание всего подрастающего поколения для решения новых социальных целей, выдвигаемых обществом,— идеи свободной трудовой школы. Для этого разрабатывались пути приближения школы к жизни, подчеркивалась воспитывающая роль труда в процессе школьного обучения, выдвигался вопрос о фактическом уравнивании в правах мужчины и женщины.
В это время начинает активно пропагандироваться опыт воспитательной системы А.С.Макаренко [148-150]. Идеологически акцентировалась ведущая роль коллектива в развитии ребенка. Можно предположить, что успехи системы А. С. Макаренко, сформировавшейся в условиях исправительной колонии для несовершеннолетних, привели многих управленцев и специалистов к убежденности в преимуществах детского дома как системы воспитания сирот.
В создании различных моделей учреждений для детей-сирот и разработке содержания их деятельности активное участие принимали последователи и единомышленники А. С. Макаренко, выдающегося педагога, обогатившего теорию воспитания новыми идеями, методами и приемами. Он по-новому разработал теорию воспитания в коллективе, в семье и успешно реализовал свои идеи на практике. Им были созданы учреждения по успешному перевоспитанию несовершеннолетних правонарушителей: трудовая колония
им. А. М.Горького (с 1920 по 1927 г.), детская трудовая коммуна им. Ф. Э. Дзержинского (1927-1935).
В 1920-1925 гг. вопросом воспитания детей-сирот занимался в России замечательный ученый Виктор Николаевич Сорока-Росин-ский. Он возглавлял школу для трудновоспитуемых им. Ф.М.Достоевского в Петрограде, описание которой вошло в литературу как «Республика ШКИД». Основную часть воспитанников составляли беспризорники и сироты.
Перевоспитание в этой школе начиналось участием во всех хозяйственных и трудовых делах. Это был коллективный, общественный и четко организованный труд, который стал основным орудием нравственного и общественного воспитания. Труд как наказание никогда не применялся, в труде осуществлялся принцип «добровольчества».
Организация обучения на первых норах проходила с распределения ребят не по знаниям и по возрасту, а по желанию и по нежеланию учиться. Свободное от уроков время заполняли занятиями в кружках. Выручала библиотека: увлечение литературой сменялось увлечением историей, готовились инсценировки на исторические сюжеты. Игры, которые проводились в школе, охватывали всю школу, и взрослые и дети были ими увлечены, это был также один из рычагов перевоспитания.
Перед педагогическим коллективом ставилась одна задача: научить ребят учиться. Тезис «всякое учение превращать в деяние» осуществлялся так, что после урока истории ребята в кружке изобразительного искусства рисовали на исторические темы, изготовляли наглядные пособия. Ученические литературные журналы и газеты ребята выпускали самостоятельно, без учителей.
В центре педагогической системы в школе им. Ф. М. Достоевского была личность. Дневник школы, лежавший на столике дежурного воспитателя, куда воспитанники записывали свои дела, был инструментом объединения коллективных интересов и интересов каждого воспитанника.
В 1920-х годах на роль индивидуальности в педагогическом процессе многие педагоги, увлеченные идеей воспитания коллектива, не обращали внимания, считая детский дом, а- впоследствии и школы-интернаты, идеальной формой организации коммунистического воспитания.
В. Н. Сорока-Росипский указывал на отрицательное влияние на ребенка постоянного пребывания в коллективе. Это, по его мнению, утомляет, принижает творческую способность. Для разгрузки психического напряжения он предла!ал создание в детском доме
творческих комнат, где ребенок мог бы уединиться, поразмышлять. Такие комнаты вводил в своей практике и А. С. Макаренко. Из опыта руководства школой им. Ф. М. Достоевского для трудновоспитуемых В.Н.Сорока-Росинский формулирует принципы новой педагогики коллектива, в основу которой он ставит не принуждение, а самодеятельность, самоуправление, соревнование, само активность [170].
Начало 1930-х годов было отмечено повой волной роста беспризорности, следствия разрушения традиционного уклада крестьянской жизни, голода 1932-1933 гг. и репрессий. 29 января 1933 г. вышло постановление СНК РСФСР «О мерах борьбы с детской беспризорностью и ликвидации уличной безнадзорности» и постановление ВЦИК и 10 ноября 1934 г. — постановление СНК РСФСР «О порядке устройства детей лиц, находящихся под стражей или отбывающих исправительно-трудовые работы».
Рубежом в развитии системы социальной помощи детям стал 1935 г., когда были опубликованы постановления «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности* и «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних». В первом из них было официально заявлено, что детская беспризорность в СССР ликвидирована. Ответственность за своевременное устройство детей, оставшихся без попечения родителей, возлагалась на местные органы власти. Однако численность детей, поступавших ежегодно в ДПР, продолжала оставаться высокой. Во втором постановлении были ужесточены меры к малолетним правонарушителям: комиссии по делам несовершеннолетних были упразднены, вводилась уголовная ответственность с двенадцати лет, учреждения для несовершеннолетних правонарушителей, находившиеся в ведении различных наркоматов — просвещения, юстиции, внутренних дел, — были переданы в ведение НКВД, где создавался специальный отдел трудовых колоний, который в 1939 г. был подчинен ГУ ЛАГ у [83].
Таким образом, государственная система социальной защиты детей-сирот, сложившаяся в СССР к началу войны, была ориентирована не на предупреждение сиротства, а преимущественно на борьбу с его отрицательными последствиями. Иначе и не могло быть в условиях, когда рост числа безнадзорных детей был прямым следствием государственной политики — коллективизации, выселения кулачества, голода, массовых репрессий.
Новый рост беспризорности пришелся на военные и послевоенные годы. Он связывался не только с военными потерями. Данные 1945 г. по РСФСР свидетельствуют, что среди детей, поступивших 1 Дома ребенка и детские дома, доля тех, чьи родители погибли
на фронте или в оккупации, составляла около 20%. В числе других причин беспризорности были: голод 1946 г., тяжелые материальные условия жизни большинства населения, новая волна репрессий, последовавшая за указами об усилении уголовной ответственности за мелкие хищения.
Общая численность детей, оставшихся без присмотра родителей после войны, достигла беспрецедентного уровня — примерно 3 млп
человек.
После окончания Великой Отечественной войны начинается новый этап в развитии детских домов. Состав детей детских домов — сироты и полусироты, родители которых погибли на войне, дети репрессированных родителей, а также и совсем иная категория детей — дети, прошедшие через ужасы оккупации и концентрационных гитлеровских лагерей. Детские дома были представлены следующими типами: дошкольные — для детей 3-7 лет; школьные — для детей 7-14 лет; смешанные (объединяющие дошкольный и школьный возраст); специальные — для детей, родители которых погибли
в борьбе с фашизмом.
Поиск потерянных детей и родителей занимал долгие годы, которые сироты зачастую при живых родителях проводили в детских домах, куда принимали детей от 3 до 14 лет. По достижении ими 14-летнего возраста они направлялись в ремесленные и железнодорожные училища. Туда же устраивали беспризорных подростков 13-16 лет, если они имели необходимый образовательный минимум. В особую группу выделялись дети с дсвиантным поведением и те. кто длительное время бродяжничал, неоднократно бежал из детского дома или училища, как правило, они направлялись в детские
колонии МВД.
Вопросы устройства и воспитания детей, оставшихся без родителей, находились в ведении местных советов, а также нескольких министерств — просвещения (детские дома), здравоохранения (дома ребенка и детские дома больничного типа для инвалидов), трудовых резервов (ремесленные училища и школы ФЗО), внутренних дел (детские комнаты, приемники-распре делите ли, колонии). В первые послевоенные годы ведущим и координирующим органом был отдел по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью НКВД/МВД СССР. Когда положение дел в этой сфере стало выправляться, он был переименован (в 1950 г.) в отдел детских колоний.
Устройство детей в первые послевоенные годы, особенно зимой 1946/47 г., было сопряжено с серьезными трудностями. Комиссии но устройству детей при исполкомах работали плохо, многие без-
действовали, и тысячи детей, оставшихся без родителей, оказывались на улице. Здесь рано или поздно их задерживала милиция и направляла в ДПР, откуда их путь лежал в детский дом, ремесленное училище или в колонию. Мест в детских домах катастрофически не хватало, поэтому в ожидании устройства дети часто задерживались в приемниках-распределителях. Сами условия содержания в детских учреждениях были крайне тяжелыми. В системе централизованного распределения при дефиците потребительских товаров и продовольствия детские дома снабжались в последнюю очередь.
Дети жаловались на жестокое обращение, побои, попытки изнасилования со стороны воспитателей. Случаи насилия, избиения, издевательств над воспитанниками редко выносились за стены детских домов и обычно покрывались местным начальством. Так, директор Рождественского детского дома (Ставропольский край) в течение долгого времени угрозами и силой заставлял 10-12-летних девочек вступать с ним в интимные отношения. Вряд ли подобные преступления были редкими в условиях, когда в детских домах работало множество случайных людей. Официальные документы стыдливо замалчивали педофильство: формулировка судебного приговора директору Рождественского детдома —в 1948 г. он был осужден на 25 лет «за бандитизм» — подтверждает это предположение.
В начале 1950-х годов число детей, задержанных на улице и направленных в ДПР, уменьшилось. Главным образом, это были беглецы из детских домов, среди которых преобладали подростки от 14 лет и старте. Большая часть детей, поступавших в ДПР, имели родителей, чаще одного. Дети военных лет в середине 50-х годов повзрослели, и проблема беспризорности решалась сама собой. На первый план вышли социальные источники сиротства: невозможность или неспособность родителей содержать и воспитывать детей по причине нужды, болезни, инвалидности или аморального образа жизни. Из 124 тыс. детей, прошедших через ДПР в 1954 г., большинство сами ушли из семьи: из-за недостатка внимания — 43%, материальной необеспеченности— 17.2%, любители «попутешествовать» - 14,5%.
В связи с тем что большинство воспитанников имели родителей или родственников, было принято решение о сокращении детских домов и строительстве интернатов. Наиболее распространены оЫли общеобразовательные школы-интернаты, куда попадали В основном дети из неблагополучных семей и сироты. Преимущество новых учебных заведений было в том, что они позволяли сохранять
более тесные связи воспитанников с их семьями. Родители должны были оплачивать содержание своих детей в интернате, в то время как детские дома полностью были на балансе государства. Считалось, что воспитание сирот вместе с детьми, имевшими родителей, оказывает положительное воздействие на тех и других.
Кампания расширения сети школ-интернате в была начата в 1956 г., после того как в отчетном докладе на XX съезде КПСС Н. С, Хрущев назвал их «школами будущего». В сентябре 1956 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «Об организации школ-интернатов». Очередное партийное постановление 1959 г. установило перспективный план развития школ-интернатов до 1965 г. Основной позицией государства была идея максимально полного изживания сиротства я интеграция оставшихся сирот в коллектив сверстников, имеющих семью.
Среди воспитанников школ-интернате в преобладали дети из малообеспеченных семей. В 1964/65 учебном году в целом по стране они составляли до 50% от общей численности. Около 25% были детьми матерей-одиночек, у 10% родители были инвалидами, 15% не имели родителей.
Параллельно с расширением сети интернатных учреждений закрывались многие детские дома.
В 1959-1965 гг. в целом по"РСФСР было закрыто 206 детских домов в городах и 483 —в сельской местности. 200 из них были реорганизованы в школы-интернаты. Закрывались прежде всего детские дома, расположенные в старых, неблагоустроенных зданиях, без водопровода, канализации, центрального отопления.
Трудности в работе детских домов и интернатов в 1960- 1970-х годах были обусловлены и большой наполняемостью воспитательных групп (30-35 человек) при одном воспитателе. Индивидуальный подход в таких группах было осуществлять весьма сложно.
Проблемой было и трудоустройство выпускников. Возраст (в основном, 14 лет) препятствовал их устройству на работу. Впоследствии это положение было пересмотрено, и выпускники могли находиться в детском доме до 16-18 лет.
В 1970-е годы жизнь воспитанников становилась все более регламентированной планом воспитательной работы. Такая «заорга-низованность» воспитанников по существу нивелировала развитие их личности, появлялись различные непедагогическис меры воздействия на детей. Система воспитания становилась все более формальной, догматичной,авторитарной.
К началу 1980-х годов в детских домах почти в три раза увеличился контингент детей [260]. Изменился и социальный состав
воспитанников. Большой размах получило «социальное» сиротство, увеличивается количество детей, имеющих нарушения в развитии. Все это значительно осложняло воспитательную работу в детских домах, а их «закрытость» только усугубила положение.
Четвертый период (деинституциализации) — с конца 80-х годов XX в. Начало перестройки в нашей стране связано со сменой государство-центристского подхода в обеспечении воспитания детей на «дето-центристский», т.е. когда в центре внимания оказывается не коллективное воспитание гражданина, а индивидуальное развитие личности ребенка с учетом потребностей общества [104, 205].
В 1950 -1980 гг. в детских домах выспитывалось много талантливых людей. В те годы выпускники легче адаптировались в окружающей жизни, чего, к сожалению нельзя сказать о нашем времени. В отличие от 1920-1980 гг., когда в детских домах содержались в основном сироты, сейчас большинство детей, живущих в детских домах,—это дети, родители которых лишены родительских прав, находятся в заключении, т. с. это так называемое «социальное» сиротство, влияющее на детскую психику самым пагубным образом. Только единицы могут нормально войти в окружающую жизнь, адаптироваться в ней.
С началом перестройки и гласности бедственное положение дел в детских интернатских учреждениях стало широко известно. Начали создаваться благотворительные организации и фонды, которые включали в свои программы помощь детям-си ротам. Поворот в социальной политике по отношению к детям-сиротам наметился в 1987-1988 гг. с принятием постановлений Совета Министров СССР «О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и «О создании детских домов семейного типа».
С 1985 по 1991 г. число воспитанников домов ребенка уменьшилось по РСФСР с 21,3 до 17,8 тыс, человек (на 16%), детдомовцев—с 63,2 до 39,9 тыс. человек (37%). учащихся школ-интернатов для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — с 35,7 до 25,6 тыс. человек (28%).
Однако эта картина меркнет при сопоставлении этих данных с
демографическими показателями. За годы перестройки с 1985 по
"91 г. рождаемость в России сократилась на 27%. Таким образом,
сокращение общей численности младенцев опережало уменьшение
контингента домов ребенка.
В начале 1990-х годов демографическая ситуация, сложившаяся
в России, оценивалась как самая неблагоприятная за весь послевоенный период, В последующие годы она продолжает ухудшаться.
К концу перестройки, по мере ухудшения экономического положения страны, обострения национальных конфликтов и нарастания продовольственного кризиса, число детей, оставшихся без присмотра родителей, стало расти. Если в 1988 г. 48 тыс. детей подлежало устройству как оставшиеся без попечения родителей, то в 1991 г. их число составило 59 тыс. человек. Срединих все больше и больше росло количество хронически больных, вследствие врожденной патологии, из-за которой родителям предлагают оставить ребенка в детском учреждении, или плохого ухода за детьми в неблагополучных семьях, где родители пьют, ведут аморальный образ жизни и
т.д.
Созданная за годы советской власти система социальной защиты детей-сирот не могла справиться в новых условиях с нарастающей волной детского сиротства. Сказывались общее ослабление органов власти и управления, падение дисциплины. Тяжелейшая социально-экономическая ситуация, в которой оказалась наша страна после распада СССР, усугубила трудность решения «детских» проблем, не находящих до сих пор адекватного внимания и помощи со стороны правительственных структур.
По-прежнему наиболее распространенной формой устройства детей, лишившихся попечения родителей, остается их направление в интернатные учреждения. Ежегодно в них оказывается около трети детей, лишившихся родительского попечения.
По данным статистики, круглые сироты составляют не более 15%, остальные — сироты «социальные», сироты при живых родителях. И трудно сказать, что тут страшнее: потерять близкого человека один раз или знать, что родные где-то есть, только ты им
не нужен.
Таким образом, основной особенностью четвертого периода развития системы социальной зашиты становится кардинальное изменение се контингента —примерно 90% из них— «социальные» сироты (79, 170, 205].
Следует отметить, что в настоящее время на всех уровнях государственного управления и общественной жизни активно формируется понимание, что каждый такой ребенок нуждается в помощи, которая не может и не должна ограничиваться помещением его в детское учреждение, где есть еда. одежда и присмотр.
Каждый ребенок имеет право на достойную жизнь и счастливое полноценное детство в семейных условиях. Для обеспечения этих прав необходима эффективная реализация государственной
политики в области охраны прав детей в семье или создания в интернатных учреждениях условий жизни и воспитания, близких к семейным.
1.2.Реформирование системы интернатных учреждений
В настоящее время в России —в эпоху социально-экономических перемен — организационная структура образовательных учреждений для детей-сирот нуждается в создании новых форм и содержания. Недостаточные контакты в социально-культур ной сфере усугубляют социальную депривацшо. снижают степень готовности воспитанников к вступлению в самостоятельную жизнь. Нельзя не учитывать, что, как правило, в детских домах концентрируются подростки, имеющие отставание в психологическом развитии, ставшие жертвами преступных посягательств, испытавшие унижение достоинства, психическое и физическое насилие |79, 112, 116],
В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 июня 1996 г. за №612, предполагалось создание условий, приближенных к семейным, организация разновозрастных и одновоз-растных по составу воспитательных групп в количестве детей не более десяти человек.
Начался процесс реформирования интернатных учреждений. В целях обеспечения полноценного физического, психического и социального развития детей был изменен возрастной ценз их пребывания в детских домах —от 1.5 до 18 лет. Стали создаваться условия для проживания детей, сохраняющих родственные связи, небольшими группами (по 10-12 человек), что облегчает их социальную адаптацию. Продолжался процесс разукрупнения групп и самих учреждений, ликвидация возрастной ступенчатости, организации жизнедеятельности в разновозрастных группах, приближенных к условиям семейного воспитания, наметилась положительная тенденция в подготовке воспитанников к самостоятельной жизни.
С 1996 г. из-за сокращения бюджетного финансирования приостановился процесс разукрупнения интернатных учреждений, перевода их на организацию жизни по семейному типу: почти не создавались смешанные детские дома, дома детства, центры профессиональной подготовки и постинтернатной адаптации.
Однако более быстрый, чем в других образовательных учреждениях переход многих детских домов и школ-интернатов для детей-СИР°Т на новые хозяйственные и экономические механизмы управ-
л он и я позволили им не только выжить в трудных финансовых условиях, но и занять в современном образовательном пространстве России более благоприятное положение. Это стало возможным благодаря последовательной государственной политике, ориентирующей педагогические коллективы интернатных учреждений на реализацию задач социализации детей-сирот как ведущей педагогической цели. Средствами социализации стали не только образовательные и воспитательные программы, но и большая мобильность и свобода в выборе форм и организации воспитательного процесса, В настоящее время в России сложились достаточно разнообразные типы и виды социально-педагог и ческой защиты детей-сирот, обусловленные запросами и возможностями социума и требованиями педагогической целесообразности:
- детский дом (для детей раннего, дошкольного и школьного
возраста, смешанный);
—детский дом-школа;
—пт кол а-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без по
печения родителей;
- санаторный детский дом для детей-сирот, нуждающихся в
длительном лечении;
- специализированный (коррекционный) детский дом для де
тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклоне
ниями в развитии;
— семейный детский дом;
—негосударственный детский дом;
—приюты и социальные гостиницы;
—патронатная семья;
—приемная семья;
—опека и попечительство;
- усыновление.
Для воспитательного процесса в отношении детей-сирот характерно выстраивание многозвеньевой и многофункциональной системы психолог о-педагогическо и и ме дико-социальной поддержки и защиты прав ребенка-сиро ты.
Как показывает анализ опыта работы учреждений интернатного типа, успех достигается в тех коллективах, где должное внимание уделяется развитию детского самоуправления, подготовке детей к социальной самозащите, созданию ситуаций свободного выбора, педагогическому регулированию взаимодействия детей разного возраста [193].
Основой социализации детей-сирот стала трудовая подготовка. В связи с этим в образовательных учреждениях изменяется содер-
жание трудового обучения в сторону его индивидуализации. Соо вететвенно местным условиям, сельские дети приобщаются к зем.г городские получают дополнительно навыки индивидуальной труд Бой подготовки.
На практике создаются механизмы согласованных действий р ализации творческого потенциала детей-сирот и детей, оставших без попечения родителей, как получения ими общего, так и профе спонального образования. Качественно расширились возможное' выбора учреждения для общего и профессионального образовани ярко выражена тенденция отказа от закрепления учреждения пр фессионального образования за определенными детскими дома! и школами-интернатами, появились новые формы постинтернат hi адаптации. Проектируются и внедряются в практику новые вщ учреждений, такие как социальные гостиницы, центры семейно воспитания, центры постинтернатной адаптации, негосударстве ные учреждения разных типов (семейный пансион, детская дерев] «социальное общество» (SOS), частные детские дома и др.).
Изменение общей ситуации в развитии системы образования сочетании с действием ряда экономических и политических факт ров требуют пересмотра ряда концептуальных положений в отн шспии воспитания и образования детей-сирот и детей, оставших без попечения родителей.
К названным выше факторам можно отнести и сохранение ri сокого процента детей, заботу о которых вынуждено брать на сс( государство. Несмотря на резкое падение рождаемости в Росси ской Федерации, количество детей, нуждающихся в государстве ной поддержке, год от года увеличивается. сВажно отмстить, ч-собствснно сироты занимают в образовательных учреждениях м нее 10%, большинство воспитанников сиротских образовательн! учреждений «социальные» сироты, т.е. дети, лишенные возможн сти расти в семье из-за родительской несостоятельности, военнь конфликтов, миграционных процессов и др. [55, 175].
Содержание огромной системы учреждений для сирот создав в настоящее время самостоятельную проблему: содержание ребе ка в детском доме более дорого по сравнению с другими форма*устройства, хотя сегодня расходы объективно снизились. Очеви, но, что Постановление Правительства РФ от 20 июня 1992 г. № 41 *О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и дете ^ставшихся без попечения родителей» полностью не выполняет' ни в одном регионе. Уже несколько лет интернатные учрежден! Получают средства только по статьям 2-3 (питание и зарплата). В эти причины еще более обостряют действие негативных факторо
1!
Воспитание и образование детей-сирот остается актуальной социально-педагогической проблемой. Дети-сироты в силу их особого социального статуса часто более подвержены негативному воздействию общественных процессов, таких как апатия, потребительское отношение к жизни, асоциальное поведение, наркотизация и т.д. Среди многих проблем вхождения в жизнь общества для детей-сирот доминируют неумение жить самостоятельно, строить свою
семью [18].
Разрыв между их представлениями о жизни и реальностью проявляется е отсутствии способностей ориентироваться в современной ситуации, изменять свое поведение и запросы в зависимости от обстоятельств, в неумении работать и др.
/ Особенно важно подготовить воспитанников к самостоятельной жизни, не только подсказать и помочь в выборе профессии, но и сформировать самостоятельность мышления, инициативу и ответственность, поисковую активность и предприимчивость, умение творчески решать возникающие проблемы.
Большинство выпускников интернатных учреждений не могут успешно адаптироваться в жизни. После выхода из интерната, детского дома выпускник не в состоянии решить многие проблемы, с которыми ему приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых (родителей, родственников). .
Выпускники школ-интерната в и детских домов испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, не умеют общаться со взрослыми, обустроить свой быт, составлять и соблюдать бюджет, отстаивать свои юридические права. К сожалению, в государственной структуре социальной защиты населения до Сих пор отсутствует система организованной помощи детям-сиротам после выхода из детского дома, интерната до совершеннолетия.
"В результате в некоторых регионах России почти каждый второй выпускник детского дома относится к группе риска (является бомжем, находится под следствием, либо совершает правонарушения в основном имущественные: грабежи, разбои). Очевидно, что судьбы детей-сирот зависят от более сложных процессов, заложенных в жизнедеятельности самих интернатных учреждений.
Воспитание в условиях государственных интернатных учреждений, смена учреждений и опекунов ребенка, позднее усыновление-этапы, травмирующие психику ребенка, делающие невозможной реализацию его потенциальных возможностей, кардинально меняющие его судьбу, надолго разрушают систему его взаимоотношений с окружающим миром.
В наши дни, когда «традиционное» сиротство усугубляется «социальным» сиротством, принявшим катастрофические масштабы, Проблема психологической помощи детям, лишенным родителей, приобрела особую актуальность и остроту. Сегодня десятки И сотни подвижников по всей стране прилагают самоотверженные усилия для разрешения создавшейся ситуации, опираясь при этом на весьма скромный набор генетических оснований и наработанных практических приемов в данной области.
Одним из первых научных исследований влияния условий воспитания на развитие и социализацию ребенка-сироты в рамках сиротского учреждения была работа известного американского ученого Дж.Боулби в 1951 г. [26] по заказу Всемирной организации здравоохранения. Результаты этого исследования выявили задержку эмоционального, когнитивного и социального развития детей и не вызвали сомнений в необходимости отказа от сиротских учреждений как модели воспитания. Дж. Боулби пришел к выводу, что проблема коренится не в самой сути общественного воспитания, а в отсутствии условий, при которых ребенок-сирота мог бы установить интимные, эмоционально насыщенные и устойчивые отношения с объектом привязанности, способствующие формированию здоровой, активной и социально адаптированной личности. Именно изучение сиротских учреждений и особых нарушений развития, формирующихся в их стенах, привели Дж. Боулби к созданию теории привязанности.
В обзоре И. Лангмейера и 3. Матейчнка у воспитанников сиротских учреждений при нормальном физическом развитии выявлен дефицит речевого развития и социализации [130]. Вместе с тем надо сказать, что'более позитивное развитие детей наблюдалось в тех учреждениях, где проявлялось много заботы о создании максимально благоприятного социального окружения.