Методы анализа документов
Методы анализа документов чрезвычайно многообразны и непрерывно пополняются и совершенствуются, что объясняется практическими потребностями, спецификой форм документов, направлениями и целями анализа. Однако во всем этом многообразии можно выделить два основных типа анализа: традиционный (классический) и формализованный [количественный, контент-анализ). Существенно различаясь между собой, они не исключают, а взаимно дополняют друг друга, позволяя компенсировать имеющиеся в каждом недостатки, так как оба в конечном счете преследуют одну и ту жо цель — получение интересующей социолога достоверной и надежной информации.
Традиционный анализ. Под традиционным, классическим анализом понимается все многообразие умственных операций, направленных на интерпретацию сведений, содержащихся в документе, с определенной точки зрения, принятой исследователем в каждом конкретном случае. Интересующая социолога информация, заложенная л документе, обычно присутствует там в скрытом виде, в форме, отвечающей целям, с которыми документ был создан, но далеко не исегда отвечающей целям социологического анализа. Проведение традиционного анализа означает преобразование первоначальной формы этой информации в необходимую исследовательскую форму. Фактически это не что иное, как интерпретация содержания документа, его толкование,
Традиционный анализ — это цепочка умственных, логическим построений, направленных на выявление сути анализируемого материала. Он позволяет улавливать основные мысли и идеи, прослеживать их генезис, выяснять логику их обоснования, взвешивать следствия.
Традиционный, классический анализ позволяет охватывать глубинные, скрытые стороны содержания документа: этот анализ стремится как бы до конца проникнуть в глубь документа, исчерпать его содержание. Традиционный анализ есть анализ интенсивный.
Основной слабостью этого четом является субъективность. Как бы ни был добросовестен исследователь, как бы ни старался он предельно беспристрастно рассмотреть материал, интерпретация всегда в большей или меньшей степени будет субъективна.
Анализ документа в рамках каждого исследования есть само* стоятельный творческий процесс, зависящий от формы и содержания самого документа, целей и условии проведения исследования, богатства опыта и творческой интуиции исследователя и т. п. Однако можно выделить и некоторые общие требования.
При проведении традиционного анализа социолог должен ответить на следующие вопросы.
Что представляет собой документ? (Задаваясь этим вопросом, следует обратить внимание па вид, форму документа, решить, по* требует ли его анализ применения каких-либо специальных методов и т. п.)
Каков его контекст?
Кто его автор? |0
Каковы цели, с которыми был создан документ?
Какова надежность самого документа?
Какова достоверность зафиксированных в нем данных?
Каково общественное действие, общественный резонанс документа? (Этот вопрос вытекает из того обстоятельства, что документы могут представлять собой только свидетельства о каких-либо общественных явлениях, например записки политического деятеля о событиях, а могут и сами быть этими явлениями, например публичное выступление того же политического деятеля.)
Каково оценочное содержание документа? (Результатом ответа па этот вопрос должпа быть полная ясность относительно того, что именно в документе можно считать выражением оценок мотивопг установок — вообще ценностных представлений, получивших в нем отражение.)
Какие выводы можно сделать о фактах, содержащихся в документе?
Какие выводы можпо сделать об оценочных установках, содержащихся в документе?"
10 Автором докумепта может быть как одип человек, так и коллектив.
11 Деление на фактическое и оценочное содержапие документа (кроме раз
личной направленности исследования) имеет смысл потому, что независи
мо от добросовестности исследования выводы о фактах ргегда значительно
более объективны,чем выводы о ценностных представлениях.
Какие пыподы можно сделать относительно автора документа? Этим вопросом задаются далеко не всегда, а лишь в тех случаях, когда целью исследования является получение представления о личности автора, о ценностных представлениях социальной среды или эпохи, к которым принадлежит автор.
Достаточно ли полны сведения, содержащиеся в проанализированном документе, насколько эти сведения отвечают целям исследования, есть ли необходимость привлекать для дальнейшей работы дополнительный материал?
Перечисленные вопросы служат лишь ориентировочиыми пунктами для постановки более конкретных вопросов.
Например, если публичные выступления, агитационные документы избирательных кампаний анализируются с точки зрения пх действенности, то подлинность документа почти всегда очевидна, однако возпикает вопрос о правдивости фактов, ссылками на которые аргументировалась агитация. Если людям, к которым была обращена агитация, было заведомо известно о ложности приводии-шнхея примером, то это могло резко повлиять па действенность агитации. Первейшее значение приобретает в ташпт случае вопрос об общественном резонансе документа. Но вопросы о выводах, которые можно сделать относительно фактов и оценок, а также от-лосителыю автора и контекста документа, возникают только в том ■случае, если исследователь задается дополнительным вопросом: почему данная агитация имела то или иное воздействие.
Если исторический документ анализируется с целью установления достоверности фактов, то неважно, какие выводы можно сделать из его содержания или какой общественный резонанс оп получил в свое время. В данном случае основное значение приобретают проблемы подлинности документа.
В традиционном анализе различают внешний и внутренний. Внешний анализ — это анализ «исторического контекста» документа, т. е. анализ контекста документа в собственном смысле этого слова и всех тех обстоятельств, которые сопутствовали его появлению. Цель внешнего анализа — установить вид документа, его форму, время и место появления, автора, инициатора, цели его создания, насколько он надежен и достоверен, каков его контекст.
Пренебрежение таким анализом во многих случаях грозит не-лерным истолкованием содержания документа. Определенная политическая ситуация может способствовать тенденциозному освещению событий в прессе; требования цензуры могут заставить автора скрыть свои взгляды или выразить их в завуалированной форме; ■внутренние трения между членами руководства какой-либо организации могут отразиться на содержании документов, описывающих деятельность этой организации, и т. д.
Внутренний анализ — это исследование содержания документа. По существу, вся работа социолога направлена на проведение внутреннего анализа документа, включающего выявление различия между фактическим и литературным содержанием, установление уровня компетенции автора документа в делах, о которых ои вы-
сказывается, выяснение его личного отношения к описываемым п. документе фактам.
Предубеждения или симпатии автора часто являются источником намеренных или ненамеренных, искажений. Но искажения могут возникать не только в результате личной симпатии или антипатии автора; источником искажения выступает и методологическая позиция автора. Так, авторы, придерживающиеся разных мировоззренческих теорий, могут признать существенными в объяснении конкретного явления два разных факта. Немало таких примеров можно найти в работах буржуазных социологов, которые, исходя из субъективно-идеалистических концепции, объясняют многие социальные явления и процессы.
Отдельные виды документов в силу своей специфики требуют специальных методов анализа и привлечения для их выполнении специалистов данных областей знании.
Юридический анализ применяется для всех видов юридических документов. Его специфика заключается прежде всего в том, что я правовой науке разработан особый словарь терминов, в котором значение каждого слова строго однозначно определено. Незнание юридического словаря при анализе юридических документов может привести исследователя к грубым ошибкам.
Психологический анализ. Этот вид анализа применяется, как правило, при рассмотрении личных документов. Его основная цель — получить выводы об авторе документа на основе заключенной в документе информации.
Этот вопрос может быть несколько расширен; внимание может Сыть сосредоточено, например, не на личности автора, а па его от-ношении к какому-либо политическому или социальному явлению. В результате может быть получено представление о формировании общественного мнения, общественных установок и т. п.
Формализованный анализ. Желание избавиться от субъективности традиционного анализа породило разработку принципиально иных, формализованных, или, как часто их называют, количестве)[-пых .методов анализа документов (контент-анализ).
Суть этих методов сводится к тому, чтобы найти такие легко подсчитываемые признаки, черты, свойства документа (например, частота употребления определенных терминов), которые с необходимостью отражали бы определенные существенные стороны содержания. Тогда содержание делается измеримым, доступным точным; вычислительным операциям. Результаты анализа становятся в достаточной мере объективными. Ограниченность формализованного анализа заключается в том, что далеко не все богатство содержания документа может быть измерено с помощью формальных показателей. Формализованный, количественный апализ охватывает, как правило, широкий материал и характеризуется как экстенсивный. Его основным недостатком следует считать неполное, пеисчерпыва-ющее раскрытие содержания документа.
Работа, связанная с анализом содержания документов, в марксистской социологии имеет свои традиции. Они восходят к трудам
К. Маркса, содержащим анализ современной ему прессы. В частности, рукописи подготовительных материалов к работе «Гражданская воина во Франции»12 содержат систематический анализ публикаций различных органов печати: К. Маркс подверг изучению почти 30 английских и французских источников, главным образом газет. Анализ содержания документов имеет место также в работе Ф. Энгельса «Положение рабочего класса в Англии»13 и в работах В. И. Ленина ".
Контент-анализ — это техника выведения заключения, произвол ди.чого благодаря объективному и систематическому выявлению соответствующих задачам исследования характеристик текста. При этом подразумевается, что применение такой техники включает некоторые стандартные процедуры, часто предполагающие измерение. Полученные данные должны обладать заданным в исследова--нии уровнем обобщенности.
В практике определились некоторые общие принципы целесообразности применения контент-анализа:
когда требуется высокая степень точности или объективности анализа;
при наличии обширного по объему и несистематизированного материала, когда непосредственное использование .последнего затруднено;
когда категории, важные для целей исследования, характеризуются определенной частотой появления в изучаемых документах, например при работе с ответами на открытые вопросы анкет или глубинных интервью;
когда большое значение для исследуемой проблемы имеет язык изучаемого источника информации, его специфические характеристики.
Основными направлениями использования коитент-апалпла являются: а) выявление и оценка характеристик текста как показателей определенных сторон изучаемого объекта; б) выяснение причин, породивших сообщение; в) оценка эффекта воздействия сообщения.
Исследование характеристик текста проводится с целью проверки гипотезы о фокусе внимания, основных тенденциях или же особенностях различных источников коммуникации. Иначе говоря, речь идет о поиске ответа на вопрос: «.Что?» (Что хочет подчеркнуть коммуникатор в своем сообщении.) Такой поиск целесообразно проводить при сравнении различных средств массовой коммуникации (например, содержания радиопередач и материалов прессы) или сообщений определенных средств массовой коммуникации во времени (например, содержания радиопередач «Маяка» за год).
Многое может дать также изучение характеристик содержания различного рода официальных документов. Так, ira основании дап-
12 Архив Маркса и Энгельса. М., 1934, т. III, VIII.
13 См.: Маркс /Л, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 2, с. 231—517.
14 Подробней об этом см.: Ленин и социология/Отв. ред. Ф. М. Бурлацкий,
Г. В. Осипов. М., 1970, Вып. 1,
пых о том, какого рода информация передается от одного подразделения организации к другому или от одной организации к другой. можно судить о характере функциональных связей, существующих между ними.
Анализ личных документов с этой точки зрения может помочь выявить наиболее важные, ключевые события, которые оказывали влияние на автора в момент составления документа (широко известны дневники времен второй мировой войны).
Изучение характеристик текста позволяет выяснить, как содержание сообщения будет меняться в зависимости от аудитории (т. е. ответить на вопрос, кому передается сообщение).
Например, при исследовании эффективности пропагандистской работы можно проанализировать различие текстовых характеристик лекций одного и того же лектора в зависимости от различного состава слушателей (профессионального, возрастного и т. п.).
Важным аспектом изучения характеристик текста является исследование стилистических особенностей тех или иных документов. Это связано о ответом па вопрос, как построено сообщение. Такого рода анализ может дать представление об определенных структурных характеристиках объекта исследования, ибо стилистические особенности текста, адресованного конкретному объекту (группе людей), можно рассматривать как одни из показателей состояния данногообъекта.
При работе с материалами средств массовой коммуникации можно решать задачу сравнения стилистических особенностей сообщений па одну и ту же тему, одно из которых оказалось эффективный, а другое — нет. При изучении социальной организации (министерства, промышленного предприятия, научного учреждения и т. д.) отклонения от обычного стиля официальных документов л некоторых случаях могут рассматриваться как признаки изменения состояния тех или иных подразделений этой организации. Наконец, изучение стиля личных документов позволяет более полно описать особенности личности автора.
Постановка задачи исследования причин появления сообщения связана прежде всего с попыткой установить соотношение между фактами содержания и процессами, протекающими в объектах, порождающих сообщение. Речь идет об ответах на вопросы, кто и почему передает сообщение.
Между содержанием сообщения, его отдельными характеристиками и намерениями коммуникатора существует определенная связь. Следовательно, можно найти такие характеристики текста, который будут выступать показателями состояний или процессов, намерений или установок коммуникатора. Вопрос, однако, заключается в том, чтобытакое соотнесение было обоснованным.
В любом процессе коммуникации весьма важным является вопрос, насколько эффективным было воздействие коммуникаторов на адресат, т. е. насколько то, что хотел сообщить первый, было понято вторым, насколько это было принято или не принято. Такого рода вопрос можно решить путем анализа содержания каких-либо
сообщений адресата, переданных после того, как воздействие было оказано.
Весьма важным является вопрос о том, как изменяются установки воспринимающего сообщение в зависимости от характера сообщения. Обычно такого рода исследования — это исследования экспериментальные и часто проводятся в лабораторных условиях. С помощью специально разработанных шкал оцениваются установки испытуемых до и после предъявления им того пли иного сообщения. Сравнивая различные сообщения со степенью изменения установки, можно судить о том, насколько эффективно было их воздействие. Далее можно обратиться к поиску ответа на вопрос, почему одно сообщение оказалось более эффективным, чем другое.
Требование объективности анализа делает необходимым перевод исследуемого материала на язык гипотез в единицах, которые поз-поляют точно описать характеристики текста. В связи с этим исследователю приходится решать ряд проблем, связанных: а) с выработкой категорий анализа; б) с выделением единиц анализа; и) с выделением единиц счета.
Категории анализа — это понятия, в соответствии с которыми будут сортироваться единицы анализа {единицы содержания).
При разработке категорий важно учитывать, что от их выбора будет в значительной степени зависеть характер полученных результатов. Как правило, исследователь стоит перед необходимостью по нескольку раз переходить от теоретической схемы к документальным данным, а от них снова к схеме, чтобы выработать пате-* горин, соответствующие задачам исследования.
Категории должны быть исчерпывающими, т. е. охватывать все части содержания, определяемые задачами данного исследования, отвечать требованию взаимоисключаемости (одни и те же части не должны принадлежать различным категориям).
Категории должны отвечать требованию надежности, т. е. их следует сформулировать таким образом, чтобы у различных исследователей была достаточно высокая степень согласия по поводу того, какие части содержания следует отнести к той или иной категории. Чем четче определены категории, тем менее проблематичным становится отнесение частей содержания к определенным категориям.
Наиболее радикальным способом увеличения степени надежности категории является ее исчерпывающее определение (перечисление всех входящих в нее элементов — частей содержания). Тогда функции обработчика текста сводятся к чисто техническим, ему не приходится принимать решения по собственной инициативе. Однако такие случаи встречаются весьма редко, и исчерпывающее определение категории возможно для решения узкого класса сравнительно простых задач.
При оценке надежности категорий следует помнить, что тонкая градация категорий, когда последние становятся мелкими и дробными, ведет к тому, что кодировщики расходятся в оценке принадлежности того или иного элемента содержания к данной кате-
горип. Этот недостаток можно преодолеть укрупнением категорий. Однако укрупнение должно ограничиться совершенно определенными пределами, заданными целями исследователя. Чрезвычайное укрупнение может привести к уменьшению степени дифференциации исследуемого явления, т. е. исследователь не заметит тех различий, которые могут оказаться существенными для целей исследования.
Вопрос о приемлемом уровне надежности решается только л рамках программы каждого исследования. Высокая надежность категорий обычно свойственна простым формам контент-анализа. Усложнение, более тонкая дифференциация категории связаны с понижением их надежности, однако это дает большую информацию об исследуемом объекте. Решение о соотношении надежности и значимости категории принимается исходя из поставленных перед исследованием задач.
При проведении формализованного анализа содержания нужно четко указать признаки, по которым определенные единицы относятся к определенным категориям. Единицей анализа — смысловой или качественной — является та часть содержания, которая выделяется как элемент, подводимый под ту или иную категорию.
Выделение единиц анализа представляет собой важную методологическую задачу, решение которой зависит от исходных теоретических посылок исследователя, от его мировоззренческих принципов.
В. И. Ленин, анализируя течения в российском рабочем движе-гии 1912—1914 гг. по материалам большевистской и меньшевистской печати, в качестве единицы анализа, свидетельствующей с сознательной и организованной поддержке рабочими того или иного политического течения, выделил групповой денежный взнос в пользу газеты. Результаты анализа позволили выяснить, что большевики но силе связи с рабочим классом в 4 раза превосходят меньшевиков '5
Смысловой единицей контент-анализа должна быть социальная идея, социально значимая тема |в. В тексте она может быть выражена по-разному: одним словом, некоторым устойчивым сочетанием слов, может вообще не иметь явного терминологического выражения, а преподноситься описательно или скрываться в заголовке абзаца, раздела и т. п. В связи с этим перед исследователем возникает задача выделения признаков (показателей), по которым определяется наличие в тексте темы или идеи, значимой с точки зрения целен исследования.
Показатели по своему характеру могут быть неоднородными: относящиеся к теме слова и словосочетания, термины, имена людей, названия организаций, географические названия, упоминаниъ исторических событий и т. п.
Примером отбора показателей может служить исследование по определению условии, необходимых для успешного овладения пе-
15 См.: Ленин и социология; Журналист, пресса, читатель. Л., 1969,
16 Проблемы коптеит-аиализа в социологии. М., 1970.
редовым опытом, проведенное В. С. Ананьевым и М. П. Ларионовым ".
В качестве показателей ими рассматривались данные, которые характеризовали: производство нового инструмента и приспособлений для осуществления передовых методов работы; изменения в системе организации труда; создание службы технической информации по заимствованию высших достижений отечественной и зарубежной науки и техники; разработку системы учета итогов соревнования, предусматривающую точную фиксацию действительного положения дел, с обязательным соотношением числа соревнующихся с количеством рабочих, среди которых нужно распространить данное начинание, и определением воздействия соревнования на экономические показатели работы предприятия; создание хорошо поставленной системы обучения рабочих новым методам труда.
При изучении политических проблем смысловые единицы могут включать внутренние и внешние международные события; лиц и авторов, описывающих эти события или являющихся их инициаторами и пропагандистами; отношение к событиям (оценкам) в терминах: «за — против», «выгодно — невыгодно», «хорошо — плохо», в чьих это интересах, насколько целесообразны действия и т. п.; целевую установку деятельности общественных организаций, партий, лиц; преследуемые интересы (политические, экономические, партийные, национальные, личные); объект направленной деятельности (конкретные лозунги, программы, цели); способ достижения цели (убеждение, насилие, экономическое давление, моральное или политическое воздействие); характер авторитетов, которые привлекаются в аргументах (деятели, организации, печатные органы, логические выводы, эмоциональные стереотипы); адресат деятельности или пропаганды (какие социальные слон, общественные группы и т. п.).
В исследованиях сообщений массовых коммуникаций, где кои-гент-анализ распространен наиболее широко, определились некоторые «стандартные» смысловые единицы.
Понятие, выраженное отдельным словом, термином или сочетанием слов. Применение такой смысловой единицы весьма целесообразно при изучении стиля того или иного источника информации, а также способов, с помощью которых источник информации организует сообщение, передает свои намерения тем, кому оно па-правлено.
Тема, выраженная в единичных суждениях, смысловых абзацах, целостных текстах. Тема является важной смысловой единицей при анализе направленности интересов, ценностных ориентации, установок тех, кто передает сообщение. Однако определение темы часто затруднено в связи с ее неявностью в тексте. Тому, кто проводит анализ, приходится определять тему и ее границы внутри
17 Ананьев В. С, Ларионов М. П. Методы подбора и анализа документов в коп-кретном социальном исследовании.— Филос. науки, 1965, № 2,
текста. Выбор темы в качестве единицы анализа подразумевает также внутреннее разделение текста на определенные части (единицы контекста), внутри которых тема может быть определена.
Имена людей, географические названия, названия организаций, упоминание какого-либо события. Выделение такого рода фактов i« качестве смысловой единицы обусловлено тем влиянием, которое, по мнению коммуникатора, они могут оказать на реципиента. G другой стороны, частота и длительность промежутка времени, с которыми они присутствуют в сообщении, могут послужить показателями их важности, значимости для исследуемого объекта.
Выбрав смысловую единицу и ее показатели, исследователь должен определить также и единицу счета, которая станет основанием для количественного анализа материала. Она может совпадать или не совпадать с единицей анализа или ее показателем. Единицы счета обладают различной степенью точности измерения, различно также время, уходящее на кодировку материала, попадающего в выборку. Обычно чем выше требования к точности, тем выше затраты времени на кодировку. В то же время большак точность приводит к получению более дифференцированных результатов, что позволяет получить большую информацию об объекте. Поэтому, приступая к исследованию, необходимо решить, какая степень точности дифференциации нужна для решения поставленных задач и как можно получить ее с минимальными затратами В ходе практической работы были выделены некоторые общие единицы счета, отвечающие различным исследовательским требованиям. \. Время — пространство. Подсчет в этой системе пригоден н основном при исследовании сообщений, передаваемых средствами массевой коммуникации. За единицы счета здесь принимаются числа строк, абзацев, квадратных сантиметров площади, знаков, колонок в печатных текстах, посвященных тому пли иному вопросу, мнению, оценке. Для кино, радио и телевидения единицей счета будет время, отведенное освещению определенного события, или даже метраж израсходованной кино- или магнитной пленки. Измеряется, например, количество сантиметров колонок, частота упоминания тем и размер заголовка. Обычно эти способы дают сходные результаты, однако кодирование по единице пространства, как правило, занимает значительно меньше времени.
Следует отметить, что система счета «пространство — время» может выявить лишь самые общие характеристики содержания и не подходит для оценки установок, намерении и т. д.
2. Появление признаков в тексте. Такая система счета подразумевает необходимость отмечать наличие определенной характеристики содержания в любом ее проявлении (признаке) в каждой из единиц контекстов (т. е. частей, на которые разбит анализируемый текст). В этом случае иногда отмечается лишь появление признака, а повторение данной характеристики внутри единицы контекстов не учитывается.
Например, если за единицу контекста принят абзац, то появление любогр признака значимой смысловой единицы засчитывает-
сп лишь один раз, независимо от количества повторений ее приз-паков в данном абзаце.
Такая система счета подразумевает допущение о том, что не существует линейной зависимости между частотой появления в тексте и значимостью смысловой единицы; важно лишь паличив или отсутствие ее в определенных частях текста.
Этот способ прост в применении; кодировщику приходится при-» шшать самое простое решение (наличие—отсутствие), что в свою очередь обеспечивает его достаточно высокую надежность. Даппые, закодированные подобным образом, могут быть представлены в числовом выражении (например, процентное отношение элементов текста, в которых дапная смысловая единица появилась).
3. Частота появления. Самым распространенным способом измерения характеристик содержания является подсчет частот их, употребления, когда фиксируется каждое появление любого признака данной характеристики. В зависимости от того, какие единицы счета выбираются, частота может использоваться для решения различных задач.
Частота появления темы в том или ином документе может служить показателем ее значимости с точки зрения автора документа. Подсчет оценочных характеристик^текста (например, всех «за» и «против» в отношении какого-либо вопроса или события) позволяет подойти к исследованию установок автора сообщения и к выявлению намерений, которыми было продиктовано сообщение.
Учет своеобразия цели исследования является непременным условием определения специфических единиц анализа и единиц счета при разработке конкретных методик контент-анализа.
Так, Л. В. Баранов", определив цель своего исследования как измерение удельного веса субъективного фактора в жизни общества и выявление динамики общественных оценок мотивов человеческого поведения, провел исследование газеты «Известия» за период с 1919 по 1964 г., выбрав в качестве показателей присутствия субъективного фактора на страницах газеты упоминание психологических качеств личности или группы. Конкретная процедура представляла собой подсчет частоты упоминания психологических качеств личности или группы в заголовках статей и их тексте.
Пример схожей методики описан в работе Т. В. Новиковой по контент-анализу должностных инструкций работников предприятии. Компоненты должностей деятельности фиксировались путем подсчета отдельных слов, групп слов, высказываний, соответствующих единице информации об элементе регламентации19.
В. 3. Коган и Ю. И. Скворцов20, анализируя газету «Труд» за
"Варанов А. В. Опыт текстового анализа газеты.— Нпформ. бюл. ССЛ и ИКСИ АН СССР, 1966, № 9, с. 80-88.
19 Новикова Т. В. Применение контент-аналяза должпостиых инструкции в социально-психологическом исследовании.— Социол. исслед., 1978, К 4, с. 144-151.
10 Коган В. 3., Скворцов Ю. И. Строки, темы, жанры.— В кп.: Проблемы социологии печати. Новосибирск, 1970,
четыре месяца 1967 г., выделили в качестве таких едшшц распределение газетной площади по темам, жанрам и по Стабильности этой площади. Авторы выделили основные классы тем и жанров, а зачем измерили количество строк, отведенных под эти группы тем. Анализировалась степень стабильности отводимого количества строк. 1! результате сопоставления показателен был сделан вывод о «непрерывности воздействия» газеты па аудиторию.
Дополнительные возможности применении контент-анализа открываются с привлечением к нему лингвистики и психолингвистики, успешно объясняющих многие вопросы анализа текстов.
В лингвистике существуют методы, с помощью которых можно выделить один и тот же смысл в различных по написанию словах п целых оборотах речи (т. е. установить семантическое равенство различных форм). В контент-анализе при оценке степени совпадения смыслового содержания, заключенного в отдельных словах (или их сочетании) конкретного текста, с тем, которое интересует исследователя, в большинстве случаев полагаются на здравый смысл кодировщика. Лингвистика же дает возможность объективно выяснить совпадение смыслового содержания. Из нескольких синонимов в языке различных групп какие-то употребляются чаще, какие-то реже. Можно выделить частотные нормы употребления различных значений одного и того же слова и использовать индивидуальные отклонения от общих норм как содержательные характеристики.