Общая социологическая теория

Уровни социологического познания.Система научного позпания марксистской социологии обладает сложной структурой, отражаю­щей различные типы и уровни исследования социальной действи­тельности. Теоретический и прикладной аспекты изучения общест­венной жизни присутствуют здесь в неразрывном единстве.

Особое место в структуре социологического знания занимает исторический материализм, С одной стороны, он является фило­софской теорией общества, а с другой общей социологической теорией. Философское содержание исторического материализма диалектико-материалистическое понимание истории раскрывается в философии марксизма, специально-научное, собственно социологи­ческое в марксистской социологии. Будучи социально-философской теорией общества, исторический материализм опосредует связь фи­лософии со всеми социальными и гуманитарными науками. Будучи общей социологической теорией, исторический материализм в то we время является общей теоретической и методологической осно­вой всех других социальных и гуманитарных наук.

Исторический материализм как общая социологическая теория и специальные (частные) социологические теории входят в состав теоретического уровня знания.

Как общая социологическая теория, исторический материализм изучает взаимодействие различных сторон общественпо-экопомиче-ских формаций: производительных сил и производственных отноше­ний, производственных и социально-классовых отношений, базиса п надстройки, экономики и политики, социально-классовых отноше-пий и форм общественного сознания, форм общественного сознания и социально-политической организации общества и т. д. при опре­деляющем значении стороны экономической.

Предметом исследования общей социологической теории высту­пает общество в целом с присущими ему законами развития и функционирования. Сформулированные в общей социологической теории законы и категории отражают существенные и необходи­мые связи между важнейшими структурными компонентами об-щестЕа: экономикой, политикой и идеологией.

Специальные социологические теории изучают формы прояв­ления и механизмы действия в отдельных сферах жизни общества общих и специфических законов, характерных для данной общест­венно-экономической формации или данного переходного периода, а также те законы, которые действуют только в этих сферах.

Предметом специальных социологических теории являются от­носительно самостоятельные сферы социальной жизни, отдельные виды социальной деятельности и социальных общностей, законо­мерности их развития и функционирования.

Специальные теории выполняют роль переходных звеньев от общей социологической теории к эмпирическим социологическим исследованиям, проводимым в различных областях социальной дей­ствительности. Знания, полученные в результате эмпирических со­циологических исследований, составляют эмпирический уровень1 со-Циологического знания, служат эмпирической базой специальных социологических теорий и обеспечивают связь общей социологиче­ской теории с живой действительностью. Указанные уровни образу­ют вертикальный срез социологического познания.

Горизонтальный срез образует большое число отраслевых со-Циолепш, которые изучают отдельные сферы жизнедеятельности об-

шества. Необходимость дифференциации социологии на отдельные отрасли обусловлена многообразием социальных явлении и про­цессов, наличием в обществе относительно самостоятельных сфер материальной и духовной жизни.

Основные отрасли социологической науки определяются специ-» фикон этой пауки, рассматривающей общество в его целостности, в органической взаимосвязи экономической, социальной, политиче­ской, идеологической сторон его жизнедеятельности. При исследо­вании различных сторон и сфер жизнедеятельности общества со­циология выделяет свой специфический аспект. Социологический подход к отдельным сторонам общественной жизни и их сферам отличается от подхода частных общественных наук своей комплекс­ностью. Это означает, во-первых, что люди, участники событий в любой сфере общественной жизни, рассматриваются социологией! как носители всей совокупности общественных отношений; во-вто­рых, что деятельность людей исследуется как единство объективных! и субъективных факторов. С одной стороны, социология учитывает объективные условия человеческого существования, объективные < бщественные отношения, в которые включена личность, объективные потребности, диктующие основные направления и цели ее деятель­ности. С другой стороны, она призвана исследовать субъективные факторы, мотивы, установки и ценностные ориентации людей. Это характерно для всех уровней социологического знания.

Общая социологическая теория и материалистическое понинанн< истории. Общая социологическая теория рассматривает любое со« циальл'ое явление как элемент социальной целостности. В ее рам­ках формируются основные методологические установки изучения данного социального явления или процесса, которые конкретизиру­ются па уровне специальных социологических теорий. Ценность ее состоит в том, что она дает возможность соотнести отдельные соци­альные явления п процессы с социальным целым и тем самым на­учно объяснить их, выявить их подлинный генезис, структуру и функцию.

Подход к пониманию общества с позиций общей социологиче­ской теории марксизма — это прежде всего подход материалисты-' ческий. Материалистическое понимание истории выводит социаль­ные явления и их изменения не из божественного начала или аб­солютной идеи, как религия и объективный идеализм, не из созна­ния и волн отдельных личностей, как субъективный идеализм, а из реальных условий жизнедеятельности реального общественно­го человека. «Не сознание определяет жизнь, а жизпь определяет сознание. При первом способе рассмотрения исходят из сознания, как если бы оно было живым индивидом; при втором, соответству­ющем действительной жизни, исходят из самих действительных; живых индивидов и рассматривают сознание только как их сознапие»1.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 3, с. 25, 28

Одновременно историко-материалистический подход к обществу, и социальной действительности есть подход диалектический. В ка­честве материалистического понимания истории исторический ма-< териализм выступает как научная методология познания и объ­яснения явлений и процессов общественной жизни в их законо* мерной взаимосвязи и взаимозависимости, как способ обнаружения источников общественных процессов в их внутренних объективных, диалектических противоречиях.

Нсторико-материалистнческий подход предполагает рассмотре­ние общества как целостного социального организма, выявление общего в мировой истории п специфического для данного ее этапа; анализ разнообразных социальных явлений и процессов в определен­ном социально-историческом «контексте» соответственно нх соб-« ствешюй природе.

Только через анализ конкретно-исторических ступеней развит тия общества 'первобытнообщинная, рабовладельческая, феодаль­ная, капиталистическая, коммунистическая) можно постичь его реальную сущность, через исследование отношений и действий' реальных личностей конкретной эпохи — выявить действительную природу человека. и через познание определенных исторических процессов — вскрыть общие закономерности социального процесса. Исторический материализм и теория научного коммунизма. Кон­кретно-исторический анализ, применяемый к исследованию соци­альных явлений и процессов коммунистической общественно-эко­номической формации, наряду с историческим материализмом как общей социологической теорией включает теорию научного ком­мунизма.

Теория научного коммунизма, созданная К. Марксом, Ф. Эн­гельсом, В. II. Лениным, развитая в новых исторических условиях; и примененная па практике Коммунистической партией Советско­го Союза, братскими коммунистическими партиями, есть теорети­ческая основа социологических исследований любых явлений, про­цессов н сфер жизнедеятельности социалистического общества. Эта теория, изучающая закономерности перехода от капитализма к коммунизму и закономерности развития коммунистической обще­ственно-экономической формации, есть одновременно и самостоятель­ная наука, и необходимая теоретическая основа социологических исследований развитого социалистического общества.

Основные структурные элементы общества и их взаимодей­ствие. Основополагающим принципом общей- социологической тсо-* рии является принцип социального взаимодействия.

Взаимодействие различных сторон общественной жизни при оп­ределяющем значении экономического фактора придает развитию общества характер естественноисторического процесса. «Возьмите определенную ступень развития производительных сил людей,— писал К. Маркс,— и вы получите определенную форму обмена.., и потребления. Возьмите определенную ступень развития производ­ства, обмена и потребления, и вы получите определенный общест­венный строй, определенную организацию семьи, сословий или

классов, — словом, определенное гражданское общество. Возьмито определенное гражданское общество, и вы получите определенный политический строй, который является лишь официальным выра­жением гражданского общества»2.

Каждая из сторон жизни общества представляет собой сложную систему взаимодействующих элементов.

Система экономических отношений людей данного общества выступает в качестве основы социального развития, определяет ха­рактер всех других социальных систем. «Экономическая структу­ра общества каждой данной эпохи образует ту реальную основу, которой и объясняется в конечном счете вся надстройка, состоящая из правовых и политических учреждений, равно как и из рели­гиозных, философских и иных воззрений каждого данного истори­ческого периода»3.

Функционирование и развитие способа производства есть вза­имодействие его составных элементов — собственно производства, распределения, обмена и потребления. Все эти элементы «образуют собой части единого целого, различия внутри единства. Производ­ство господствует как над самим собой, если его брать в противо­поставлении к другим моментам, так и над этими другими момен­тами, С него каждый раз процесс начинается снова... Конечно, и производство в его односторонней форме, со своей стороны, опре­деляется другими моментами. Например, когда расширяется рынок, т. е. сфера обмена, возрастают размеры производства и становится глубже его дифференциация. С изменением распределения изме­няется производство,— например, с концентрацией капитала, с раз­личным распределением населения между городом и деревней п т. д. Наконец, иуждн потребления определяют производство. Меж­ду различными моментами имеет место взаимодействие. Это свойст­венно всякому органическому целому»4.

Систему экономических отношений людей характеризуют сле­дующие моменты:

во-первых, отношения людей к средствам производства (вла­дение— невладение); определяемое этими отношениями их место в системе общественного производства (господство — подчинепие); вытекающая отсюда их роль в системе производства (труд умствен­ный — физический, управленческий — исполнительский); размер (распределение материальных доходов различных социальных групп в национальном бюджете) и" способы (прибыль за счет эксплуата­ции — за счет непосредственного труда) получения доли обществен­ного богатства;

во-вторых, социально-экономическое положение (статус) раз­личных групп людей в процессе труда (общественное разделение трудовых функций, условия, содержание и характер труда); роль,

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 27, с. 402. 5 Там же, т. 19, с. 208. 4 Там же, т. 40, ч. I, с. 36.

закрепленная за человеком в соответствии с его статусом, совокуп­ность функций, выполняемых им в процессе производства.

Люди, «занимающиеся производственной деятельностью, вступа­ют в определенные общественные и политические отношения», ко­торые складываются в процессе их жизнедеятельности и которые определяют то, «как они действуют, материально производят и, следовательно, как они действенно проявляют себя в определенных материальных, не зависящих от их произвола границах, предпо­сылках и условиях»5.

Социальные отношения, являющиеся формой п условием со­циального взаимодействия, возникают в результате «совместной деятельности различных индивидов»' и проявляются в общении я но взаимосвязи этих индивидов. Вследствие этого «все вопросы, касающиеся взаимных отношений между людьми, являются... также и социальными»1. Социальные позиции выражают «обусловленное современными общественными отношениями взаимное положение иидивидов»8.

Совокупность социально-классовых, национально-этническик и социально-демографических отношений, обусловливающих взаимное положение индивидов, образует социальную структуру общества.

Система социальных отношений определяет: а) интересы и де­ли различных классов, социальных групп и отдельных индивидов, отражающие их взаимное социально-экономическое и социальное положение и роль в данном обществе; б) их отношение к своему месту в системе общественного производства и роли |В процессе трудовой деятельности; в) отношение к своему социально-бытовому* положению, которое опосредуется их социально-экономическим по­ложением в процессе производства.

Экономпческпе и социальные отношения между классами, груп­пами и индивидами находят выражение в политической структуре данного общества и определяют их идеи и представления об окру­жающей действительности.

Система политических отношений — это официальное выражение системы социальных отношений. Политические отношения явля­ются также «социальными общественными отношениями, как и все отношения, в которых люди находятся друг с другом»9. Система по­литических отношений предполагает наличие: а) общепринятых или юридически установленных социальных порм и ценностей, опреде­ляющих положение п роль различных социальных классов, соци­альных групп и индивидов в системе экономических, социальных ir идеологических отношений и их отношений друг с другом, т. е. социальных институтов (экономических, политических, правовых, семейных н др.); б) организаций п учреждений, контролирующих соблюдение индивидами и группами индивидов социальных норм it

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 3, с. *lh.

* Там же, с. 33.

7 Там жр, т. 4, с. 301.

* Там же, т. 3, с. 438.
' Тамже, т. 4, с. 301.

обладающих дня этого необходимой властью, авторитетом и мате­риальными средствами.

Изменение социально-политических форм взаимодействия лю­дей, равно как и их социальных и идеологических отношений, де­терминируется изменением экономических отношений. Для того чтобы не потерять плодов цивилизации, люди «вынуждены изме­нять все унаследованные общественные формы в тот момеит, когда •способ пх сношений [commerce] более уже не соответствует при­обретенным производительным силам»10.

Экономические, социальные, политические и идеологические от­ношения, определяя характер социальной деятельности людей, в то же время сами являются результатом этой деятельности. Экономи­ческие отношения образуют оспову всех других общественных от-ношепий, но не оказывают своего воздействия автоматически,— писал Ф. Энгельс,— как это для удобства кое-кто себе представляет, а люди сами делают свою историю, однако в данной, их обуслов­ливающей среде, на основе уже существующих, действительных от­ношений, среди которых экономические условия, как бы сильно нге влияли па них прочие — политические и идеологические,— являют­ся в конечном счете все же решающими и образуют ту красную нить, которая пронизывает все развитие и одна приводит к его пониманию".

Выведение социальных, идеологических и политических отноше­ний из экономической структуры общества предполагает исследо­вание конкретных явлений и процессов, определяющих характер и цели общества на каждом историческом этапе его развития. Это исследование требует учета самых различных факторов, взаимо­действующих в данной конкретной ситуации, с тем чтобы научно объяснить ту или иную форму социальной деятельности людей it этой ситуации.

Изучение социальной, идеологической и политической сторон жизни общества как единого социального организма предполагает широкое развитие социодогических исследований. Говоря о труд­ностях исследования этих сторон жизнедеятельности человеческого общества, Ф. Энгельс писал: «Чем дальше удаляется от экономи­ческой та область, которую мы исследуем, чем больше она прибли­жается к чисто абстрактно-идеологической, тем больше будем мы нахлднть в ее развитии- случайностей, тем более зигзагообразной является ее кривая. Если Вы начертите среднюю ось кривой, то найдете, что чем длинйее изучаемый период, чем шире изучаемая область, тем более приближается эта ось к оси экономического раз­вития, тем более параллельно ей она идет»".

Такпм образом, исследовать движущие причины, которые ясно или неявно, непосредстзенно и-опосредованно, в форме идеологии отражаются в виде сознательных побуждений в головах действую-

11 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 27. с. 403.

11 См.: там же, т 39, с. 175.

12 Там же, с. 170.

щих индивидов — «это единственный путь, ведущий к познанию законов, господствующих в истории вообще и в ее отдельные пери­оды или в отдельных странах»13.

Общественные отношения и социальная деятельность людей. Эко­номические, социальные, идеологические и политические отпоше-ния людей каждой данной общественно-экономической формации существуют объективно, независимо от воли и сознания человека. В то же время только человек является реальным носителем об­щественных отношений.

В сознании и поведении людей экономические, социальные, идеологические и политические отношения исторически определен­ного типа общества преломляются и проявляются по-разному, опре­деляя социальное качество каждого человека, характер его социальной деятельности. Социальное качество и, следовательно, социальная деятельность человека -зависят от ряда объективных и субъектив­ных факторов и их различных сочетаний в конкретных условиях. Среди этих факторов следующие:

общие и специфические условия и формы жизнедеятельности человека, так как человек является продуктом, с одной стороны, его природной организации, а с другой — условий, окружающих его в течение всей жизни;

классы, социальные и социально-психологические группы и от­дельные индивиды, с которыми человек находится в прямом или косвенном общении и которые опосредуют его связь с общими и специфическими условиями и формами жизнедеятельности и об­ществом в целом;

разделение труда как между основными сферами общественно?? жизни (производство, политика, идеология), так и внутри этих сфер (промышленность, сельское хозяйство, наука, искусство и т. д.). Люди, которые осуществляют свою деятельность в различных сфе­рах общественной жизни, принадлежат «к особым областям разде­ления труда, и им кажется, что они разрабатывают независимую область. И поскольку они образуют самостоятельную группу внут­ри общественного разделения труда, постольку их произведения, включая и их, ошибки, оказывают обратное влияние на все обще­ственное развитие, даже на экономическое»14;

физиологические и психологические особенности человека. Процесс социальной деятельности человека включает производ­ство материальных условий его жизнедеятельности, формирование и реализацию потребностей,- присущих человеку, воспроизводство па этой основе общественных отношений людей, т. е. объективиза1-цию субъективного. Причем и первое, и второе, и третье оказы­вают обратное воздействие на людей, «но при всем том они сами: опять-таки находятся под господствующим влиянием экономиче­ского развития»". Отсюда следует необходимый вывод, что «общест-

13 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 21, с. 308. н Там же, т. 37, с. 419. 15 Там же.

веппая история людей есть всегда лишь история их индивидуаль­ного развития, сознают ли они это, или нет»".

Исторический материализм предполагает внутреннее единство теоретического и эмпирического подходов к познанию социальной деятельности, а исходным пунктом социального познания — челове­ка и его социальную деятельность. Эту деятельность осуществляют люди, взятые в своем действительном, эмпирически наблюдаемом процессе развития, протекающем в определенных, условиях и формах.

Социологическое исследование начинается с тщательного изу­чения состояния производительных сил и экономических отношений" данной страны. Но это только одна сторона дела. Главная и более сложная задача — показать, как сухой остов экономики покрывает­ся «живой плотью социально-политических форм, а затем — и это самая интересная, самая увлекательная сторона задачи — челове­ческих идей, стремлений, идеалов. В руки исследователя поступа­ет, можно сказать, мертвая материя, из его рук должен выйти полный жизни организм»11.