Структура экскурсий.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (70 АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ)

Основы экскурсионной деятельности.

Функции и признаки экскурсий.

Требования к экскурсиям.

Структура экскурсий.

Экскурсия - это:

1) процесс наглядного познания окружающего мира: особенностей природы, современной и исторической ситуации, элементов быта, т.е. достопримечательностей определенного города или региона - заранее избранных объектов, которые изучаются на месте их расположения;

2) тематический маршрут с целью посещения достопримечательных объектов и местностей.

Экскурсия имеет свои признаки (элементы):

· протяженность по времени проведения ( от одного академического часа до одних суток);

· наличие экскурсантов (группы или индивидуалов);

· наличие экскурсовода, проводящего экскурсию;

· показ экскурсионных объектов, первичность зрительных впечатлений;

· передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту;

· целенаправленность показа объектов, рассказа экскурсовода, наличие определенной темы.

Экскурсант - это:

1) временный посетитель, находящийся менее 24 часов в стране или на объекте посещения;

2) субъект, участник экскурсии.

Схема1

 

Конечно, непосредственному проведению экскурсии предшествует большая работа. Прежде всего, определяется ведущая подтема экскурсии - своеобразный композиционный центр, вокруг которого строится весь рассказ экскурсии. Далее идет стадия подбора и формирования материала и содержания экскурсии.

Подготовка новой экскурсии проходит две основные ступени:

1. предварительная работа – подбор материалов для новой экскурсии, их изучение, отбор объектов, на которых она будет построена;

2. непосредственная разработка самой экскурсии – составление экскурсионного маршрута, обработка фактического материала; работа над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из подтем и нескольких основных вопросов, входящих в каждую их них; написание контрольного текста; работа над методикой проведения; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовка методической разработки новой экскурсии.

Взаимоотношения этих двух ступеней для вновь подготавливаемых экскурсий почти всегда одинаковы. Примерно половину времени участники творческой группы затрачивают на сбор материалов и отбор объектов. В отдельных случаях на предварительную работу расходуется больше времени.

Под методикой проведения экскурсии подразумевается совокупность приемов, составляющих основу работы экскурсовода во время проведения экскурсии.

Понятие включает в себя:

· общую методику, т.е. всю систему методических приемов показа и рассказа, независимых от темы экскурсии, состава группы и других факторов;

· частную методику, то есть конкретизацию методических приемов применительно к особенностям определенного экскурсионного маршрута.

Методика или приемы:

· анализ - мысленное разделение предмета, вычленение из целостного части с целью более глубокого познания объекта;

· синтез - мысленное соединение частей предмета в одно целое;

· ассоциация по времени;

· ассоциация по единству;

· словесный метод (беседа, объяснение, пересказ, цитирование, чтение);

· наглядный метод (рекомендации объектов в натуральном виде или изображении);

· осмотр объекта;

· метод наблюдения.

Вполне естественно, что методика экскурсионного дела находится в постоянном развитии в соответствии с развитием социальной системы, культуры и личности. Классификация экскурсий также подверглась изменениям.

В основу классификации, предложенной одним из основоположников экскурсионного дела Б.Е. Райковым более пятидесяти лет назад, были положены шесть основных признаков деления. В этих признаках заключались основные направления и содержание экскурсионной работы того времени.

Это следующие признаки:

по продолжительности:

· однодневные,

· однодневные с ночевкой,

· многодневные;

по содержанию:

· естественно-географические,

· гуманитарные,

· производственные;

по объему:

· на одну тему,

· на несколько близких тем,

· интегрированные или комплексные;

по заданию:

· исследовательского типа,

· иллюстративного типа;

по логическому построению:

· аналитические,

· синтетические;

по составу участников:

· индивидуальные,

· коллективные,

· для местного населения,

· для приезжих туристов,

· для школьников,

· для взрослых

· прочее с учётом особенностей восприятия

В настоящее время не существует многодневных экскурсий. Также нецелесообразным стало делить экскурсии на аналитические и синтетические. Анализ и синтез используются в каждой экскурсии. Деление по составу участников стало сложнее.

В основе современной классификации экскурсий лежит деление по следующим основаниям: содержанию, составу участников, месту проведения, способу передвижения, форме проведения.

По содержанию экскурсии подразделяются на:

· обзорные;

· тематические.

Обзорные экскурсии, как правило, многотемны. В них используется современный и исторический материал. Строятся они на показе различных объектов: памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменательных событий, элементов устройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т.д. События при этом излагаются "крупным планом". Это дает общее представление о городе, крае, государстве в целом. Хронологические рамки при этом простираются с первого упоминания города по сегодняшний день, включая перспективы развития.

Тематические экскурсии посвящены раскрытию одной темы. Если это историческая тема, то в ее основу положено одно или несколько знаменательных событий, объединенных одной темой. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, архитектурные ансамбли, расположенные на улицах и площадях города.

Тематические экскурсии подразделяются на шесть групп:

1. исторические - делятся на:

· историко-краеведческие (например, "История возникновения города N");

· археологические;

· этнографические;

· военно-исторические.

2. производственные – делятся на:

· производственно-экономические;

· производственно-исторические;

· производственно-технические;

· производственно-ориентационные (для учащихся).

3. природоведческие

4. искусствоведческие – подразделяются на:

· театральные (например, "Минск театральный");

· историко-музейные (скульптуры);

· музейные (показывающие картинные галереи, музеи, выставочные залы);

5. литературные

· литературно-биографические;

· историко-литературные, показывающие определенные периоды развития литературы);

· литературно-художественные, т.е. по местам, описанным в произведениях;

· архитектурно-градостроительные, имеющие своими объектами памятники архитектуры, новостройки.

По составу участников экскурсии делятся на:

· взрослую аудиторию и детей;

· местное население и приезжих туристов;

· городское и сельское население;

· организованные группы и индивидуалов.

По месту проведения экскурсии делятся на:

· городские;

· загородные;

· производственные;

· музейные.

По способу передвижения:

· пешеходные;

· транспортные;

экскурсионных объектов (рассказ производится по ходу движения транспортного средства).

По форме проведения:

· экскурсия-массовка, когда происходит передвижение на нескольких автобусах, возможны фольклорные праздники, фестивали и т.д.;

· экскурсия-прогулка, при этом совмещаются элементы познания с элементами отдыха;

· экскурсия-лекция, при этом преобладает рассказ над показом.

Процесс экскурсии выполняет многие функции и задачи:

· образовательная;

· воспитательная;

· рекреационная;

· рекламная;

· коммуникативная.

Экскурсия как процесс познания окружающего мира, его предметов, свойств и отношений опирается на две формы познания: чувственное и логическое мышление.

Чувственное познание основывается на ощущениях, воздействиях на органы чувств; восприятии - совокупности ощущений, то есть отражении в сознании человека образа предмета в целом; представлении – чувственно-наглядном образе объекта, сохраненном в сознании и воспроизведенном без непосредственного воздействия самого объекта.

Логическое познание – это мышление, в процессе которого человек сравнивает, анализирует и синтезирует. Результатом является образование понятий - совокупности суждений о наиболее существенных признаках объекта.

Экскурсии как эффективная форма обучения активно используется в педагогическом процессе.

Педагогические задачи экскурсии:

· построить экскурсию на основе максимальной активности экскурсантов;

· стимулировать творческую самодеятельность участников экскурсии;

· вооружить навыками самостоятельного наблюдения;

· стимулировать навыки самостоятельного анализа зрительных впечатлений.

Сегодня, когда заметно вырос интерес к внутреннему туризму, "душой" которого являются экскурсии, перед специалистами-экскурсоводами стоит задача: тщательно осмысливать все функции, возложенные на этот процесс, используя в своей деятельности принципы дифференцированного подхода.