Структура экскурсий.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (70 АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ)
Основы экскурсионной деятельности.
Функции и признаки экскурсий.
Требования к экскурсиям.
Структура экскурсий.
Экскурсия - это:
1) процесс наглядного познания окружающего мира: особенностей природы, современной и исторической ситуации, элементов быта, т.е. достопримечательностей определенного города или региона - заранее избранных объектов, которые изучаются на месте их расположения;
2) тематический маршрут с целью посещения достопримечательных объектов и местностей.
Экскурсия имеет свои признаки (элементы):
· протяженность по времени проведения ( от одного академического часа до одних суток);
· наличие экскурсантов (группы или индивидуалов);
· наличие экскурсовода, проводящего экскурсию;
· показ экскурсионных объектов, первичность зрительных впечатлений;
· передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту;
· целенаправленность показа объектов, рассказа экскурсовода, наличие определенной темы.
Экскурсант - это:
1) временный посетитель, находящийся менее 24 часов в стране или на объекте посещения;
2) субъект, участник экскурсии.
Схема1
Конечно, непосредственному проведению экскурсии предшествует большая работа. Прежде всего, определяется ведущая подтема экскурсии - своеобразный композиционный центр, вокруг которого строится весь рассказ экскурсии. Далее идет стадия подбора и формирования материала и содержания экскурсии.
Подготовка новой экскурсии проходит две основные ступени:
1. предварительная работа – подбор материалов для новой экскурсии, их изучение, отбор объектов, на которых она будет построена;
2. непосредственная разработка самой экскурсии – составление экскурсионного маршрута, обработка фактического материала; работа над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из подтем и нескольких основных вопросов, входящих в каждую их них; написание контрольного текста; работа над методикой проведения; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовка методической разработки новой экскурсии.
Взаимоотношения этих двух ступеней для вновь подготавливаемых экскурсий почти всегда одинаковы. Примерно половину времени участники творческой группы затрачивают на сбор материалов и отбор объектов. В отдельных случаях на предварительную работу расходуется больше времени.
Под методикой проведения экскурсии подразумевается совокупность приемов, составляющих основу работы экскурсовода во время проведения экскурсии.
Понятие включает в себя:
· общую методику, т.е. всю систему методических приемов показа и рассказа, независимых от темы экскурсии, состава группы и других факторов;
· частную методику, то есть конкретизацию методических приемов применительно к особенностям определенного экскурсионного маршрута.
Методика или приемы:
· анализ - мысленное разделение предмета, вычленение из целостного части с целью более глубокого познания объекта;
· синтез - мысленное соединение частей предмета в одно целое;
· ассоциация по времени;
· ассоциация по единству;
· словесный метод (беседа, объяснение, пересказ, цитирование, чтение);
· наглядный метод (рекомендации объектов в натуральном виде или изображении);
· осмотр объекта;
· метод наблюдения.
Вполне естественно, что методика экскурсионного дела находится в постоянном развитии в соответствии с развитием социальной системы, культуры и личности. Классификация экскурсий также подверглась изменениям.
В основу классификации, предложенной одним из основоположников экскурсионного дела Б.Е. Райковым более пятидесяти лет назад, были положены шесть основных признаков деления. В этих признаках заключались основные направления и содержание экскурсионной работы того времени.
Это следующие признаки:
по продолжительности:
· однодневные,
· однодневные с ночевкой,
· многодневные;
по содержанию:
· естественно-географические,
· гуманитарные,
· производственные;
по объему:
· на одну тему,
· на несколько близких тем,
· интегрированные или комплексные;
по заданию:
· исследовательского типа,
· иллюстративного типа;
по логическому построению:
· аналитические,
· синтетические;
по составу участников:
· индивидуальные,
· коллективные,
· для местного населения,
· для приезжих туристов,
· для школьников,
· для взрослых
· прочее с учётом особенностей восприятия
В настоящее время не существует многодневных экскурсий. Также нецелесообразным стало делить экскурсии на аналитические и синтетические. Анализ и синтез используются в каждой экскурсии. Деление по составу участников стало сложнее.
В основе современной классификации экскурсий лежит деление по следующим основаниям: содержанию, составу участников, месту проведения, способу передвижения, форме проведения.
По содержанию экскурсии подразделяются на:
· обзорные;
· тематические.
Обзорные экскурсии, как правило, многотемны. В них используется современный и исторический материал. Строятся они на показе различных объектов: памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменательных событий, элементов устройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т.д. События при этом излагаются "крупным планом". Это дает общее представление о городе, крае, государстве в целом. Хронологические рамки при этом простираются с первого упоминания города по сегодняшний день, включая перспективы развития.
Тематические экскурсии посвящены раскрытию одной темы. Если это историческая тема, то в ее основу положено одно или несколько знаменательных событий, объединенных одной темой. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, архитектурные ансамбли, расположенные на улицах и площадях города.
Тематические экскурсии подразделяются на шесть групп:
1. исторические - делятся на:
· историко-краеведческие (например, "История возникновения города N");
· археологические;
· этнографические;
· военно-исторические.
2. производственные – делятся на:
· производственно-экономические;
· производственно-исторические;
· производственно-технические;
· производственно-ориентационные (для учащихся).
3. природоведческие
4. искусствоведческие – подразделяются на:
· театральные (например, "Минск театральный");
· историко-музейные (скульптуры);
· музейные (показывающие картинные галереи, музеи, выставочные залы);
5. литературные
· литературно-биографические;
· историко-литературные, показывающие определенные периоды развития литературы);
· литературно-художественные, т.е. по местам, описанным в произведениях;
· архитектурно-градостроительные, имеющие своими объектами памятники архитектуры, новостройки.
По составу участников экскурсии делятся на:
· взрослую аудиторию и детей;
· местное население и приезжих туристов;
· городское и сельское население;
· организованные группы и индивидуалов.
По месту проведения экскурсии делятся на:
· городские;
· загородные;
· производственные;
· музейные.
По способу передвижения:
· пешеходные;
· транспортные;
экскурсионных объектов (рассказ производится по ходу движения транспортного средства).
По форме проведения:
· экскурсия-массовка, когда происходит передвижение на нескольких автобусах, возможны фольклорные праздники, фестивали и т.д.;
· экскурсия-прогулка, при этом совмещаются элементы познания с элементами отдыха;
· экскурсия-лекция, при этом преобладает рассказ над показом.
Процесс экскурсии выполняет многие функции и задачи:
· образовательная;
· воспитательная;
· рекреационная;
· рекламная;
· коммуникативная.
Экскурсия как процесс познания окружающего мира, его предметов, свойств и отношений опирается на две формы познания: чувственное и логическое мышление.
Чувственное познание основывается на ощущениях, воздействиях на органы чувств; восприятии - совокупности ощущений, то есть отражении в сознании человека образа предмета в целом; представлении – чувственно-наглядном образе объекта, сохраненном в сознании и воспроизведенном без непосредственного воздействия самого объекта.
Логическое познание – это мышление, в процессе которого человек сравнивает, анализирует и синтезирует. Результатом является образование понятий - совокупности суждений о наиболее существенных признаках объекта.
Экскурсии как эффективная форма обучения активно используется в педагогическом процессе.
Педагогические задачи экскурсии:
· построить экскурсию на основе максимальной активности экскурсантов;
· стимулировать творческую самодеятельность участников экскурсии;
· вооружить навыками самостоятельного наблюдения;
· стимулировать навыки самостоятельного анализа зрительных впечатлений.
Сегодня, когда заметно вырос интерес к внутреннему туризму, "душой" которого являются экскурсии, перед специалистами-экскурсоводами стоит задача: тщательно осмысливать все функции, возложенные на этот процесс, используя в своей деятельности принципы дифференцированного подхода.