ВОЗРАСТ И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА

 

В 3-й и 9-й главах мы говорили о различиях между ролями, основанными на личных достижениях или достигнутыми, и ролями унаследованными, или приписанными (предписанными).

Возрастным статусом (ребенка, подростка, взрослого гражданина) называется положение в обществе, которое человек занимает в зависимости от своего возраста, т.е. количества лет, прожитых со дня рождения. (Конечно, с другой точки зрения возраст можно рассматривать как нечто "достигнутое"; например, многие старики полагают, что дожили до старости (сохранив хорошее здоровье) потому, что жили разумно, не курили, не пили и т.п.) Но даже, несмотря на то, что возраст обычно определяется исходя из даты рождения, возрастной статус представляет собой более широкое понятие. Кроме того, в любом обществе устанавливаются возрастные роли, или совокупность ожиданий, связанная с возрастным статусом. Например, предполагается, что влечение к людям противоположного пола должно проявляться уже у подростков; ожидается (даже требуется по закону), что дети в возрасте от 5 до 16 лет должны ходить в школу; считается, что активная трудовая деятельность человека продолжается с 19 или 20 лет (в зависимости от требований к квалификации) До 65 лет. В этом разделе мы рассмотрим взаимосвязь между хронологическим возрастом и социальными ожиданиями, связанными с процессом старения.

Биологические факторы и возрастные роли

Общество и возрастные нормы

Формальные возрастные нормы

Неформальные возрастные нормы

 

 

 


Раздел II. СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО.

Глава 12. Возраст и неравенство