Воплощение дизайн-концепции.

Как правило, стоящие перед дизайнером проектные задачи, не имея проверенным временем прототипов, допускают разные варианты их решения - как в части функциональных технологий, так и в области декоративно-пластических поисков. Поэтому дизайн-концепция, изучая сравнительные достоинства этих вариантов, рассматривая перспективность их реализации в свете выявленных во время анализа задания функционально-эстетических проблем, вырабатывает своего рода предпроектную идею будущего решения, формулирующую принципы работы. Часто - в виде нетривиального суждения, метафоры, нацеливающей проектировщика на дальнейшие действия. Таковы «самоформирующиеся» надувные кресла Г. Пеше, «летающие» элементы освещения Ф. Старка, соединяющие в оригинальной дизайн-форме казалось бы несовместимые подходы к предметной организации среды.

Еще большую роль играет дизайн-концепция в объектах сверхкрупных, особенно средовых. Таков, например, новый комплекс МГУ им. М.В. Ломоносова, который должен стать маяком организации университетского образования в стране, - как сплав уникального и обыденного, устойчивости целей и динамики оснащения, традиций и нововведений, свободы общения и соблюдения правил, т.е. всего многообразия форм жизнедеятельности, объединенных высшей целью - постижением системы знаний миррового уровня. Все это делает среду такого университетского комплекса весьма непохожей на другие городские структуры, требует выработки общих принципов ее формирования. Для чего необходимо:

- определить параметры и характеристики самого объекта, представить его как закономерно организованную систему разного типа средовых компонентов;

- выявить возможные средства архитектурно-дизайнерского формирования того или иного архетипа среды;

- рассмотреть пути минимизации набора этих средств;

- ставить дизайн-концепции формирования с их помощью полноценных потребительских характеристик среды нового комплекса МГУ, представив ее как своеобразный алгоритм дальнейшего проектирования.

Основная посылка концепции - несовместимое, казалось бы, сращение представлений об уникальности, обособленности будущего комплекса в ряду территории столицы, с одной стороны, и неразрывности, слитности «страны знаний» и окружающего, пронизывающего ее большого города, с другой,- выражена метафорой «ансамбль в городе», ставшей девизом дальнейших размышлений.

Вторая часть положений дизайн-концепцииносит более проектный характер и говорит об желательности тех или иных свойств предстоящих дизайнерских решений. Эта часть концепции в конечном счете определяет «фирменный стиль» комплекса, выдвигая в качестве особых условий дизайн-проектирования:

- необходимость постоянного обновления и смены технологии выработки и реподуцирования научных знаний, соответственно перманентной реконструкции всей материальной (предметной) базы университетского дизайна;

- скрупулезный учет местных природно-климатических условий на макро- и микроуровнях в качестве основы утилитарно-технических обоснований ряда проектных предложений и активное включение элементов природной среды в структуру комплекса, что формирует специфическую атмосферу его помещений и территорий и способствует оптимальной организации главных компонентов комплекса - зон свободного общения;

- отказ от визуальных и социальных стереотипов «международного стиля», навязанных нашей жизни некритическим воспроизводством общепринятых технологий, обращение к национальным традициям композиции и декора предметно-пространственных систем.

Таким образом, положения дизайн-концепции реализуется через структурную организацию объекта в процессе его «идеального» формообразования.

Иначе говоря, дизайн-концепция. не должна предполагать реальные проектные решения, хотя при ее разработке вполне может быть использована методика составления экспериментальных или альтернативных проектов либо иллюстрирующих ее положения, либо выдвигающих (в ходе сравнения) новые идеи, поскольку разработка собственно дизайнерского проекта, особенно сложного или крупного объекта - это ряд самостоятельных актов проектирования, лежащих за рамками концептуальных разработок, даже если их отдельные черты войдут в окончательный проект.

Таким образом, от дизайн-концепции зависит новизна и перспективность авторских предложений, особенности их дальнейшего развития и даже судьба приятия их зрителем, который будет оценивать привлекательность и практичность данного произведения средового искусства.

 

#42.Пионеры советского дизайна.

К пионерам советского дизайна первого поколения можно отнести тех, кто завершил свое профессиональное

художественное образование к началу 20-х годов и активно участвовали в формировании левых течений в изо. Это В. Татлин, К. Малевич, А. Родченко, А. Экстер, А. Веснин, Л. Попова, В. Степанова, В. Стенберг, Г. Стенберг, Г. Клуцис, А. Ган, К. Иогансон и Л. Лисицкий.

Те, кто получили образование на основе дизайнерских факультетов ВХУТЕМАСА ВХУТЕИНА.

20-е годы XX века. В России в сфере послереволюционного промышленного становления происходит знаменательное событие - вопреки общей тенденции к дифференциации специальностей появляется новый универсальный специалист - дизайнер, который теперь представляет интересы человека в сфере машинного производства изделий для организации предметно-пространственной среды труда, быта и культуры. До XX века проблемы авторского права в технике и искусстве никогда практически не соприкасались.

В изобразительном искусстве в 1910 - 1920 годы группа художников в процессе экспериментов с формой обратила свое внимание на предметный мир. Техника стала потенциальным вдохновителем. Речь здесь уже шла о приоритете в вопросах формообразования и о проблеме изобретения в художественном творчестве. В сложившейся ситуации возникла острая проблема - соотнесение областей искусства, в свое время формировавших новую стилевую действительность, с данной новой сферой искусства - с дизайном. Теперь уже он все чаще диктует направление поисков в области формообразования и во многом определяет условия их реализации.

В первые годы советской власти основными сферами массового приложения зарождавшегося дизайна были: праздничное оформление, плакат, реклама, книжная продукция, оформление выставок, театр и т. д. Реальный социальный заказ носил тогда ярко выраженный агитационно-идеологический характер.
Дизайнеры (художники-производители, художники-конструкторы) работали тогда в очень широком диапазоне предметно-художественого творчества. Это способствовало перетеканию художественных идей внутри этой сферы, генерированию формообразующих концепций и созданию оригинальных произведений.