Виды исторических источников и методы работы с ними.

История как наука.

История – это наука, предметом которой является прошлое и настоящие человеческого общества, развитие общественного производства, сознание и отношение, деятельность отдельных исторических личностей. История – соц-гум. наука. История зародилась в древней Греции, Геродот «отец истории». Дохристианские историки видели историю, как циклично-возвратный процесс, с христианских времен – линейно направленный. Привычная сегодня трехзвенная периодизация ( античность - средние века - новое время), появилась в 18 веке. Наукой история стала в 18/19 веке. История связана с социологией, культурологией, психологией. В фокусе истори

человек – он же предпосылка исторического развития, источник и двигатель, Главная функция – анализ прошлого. Без знания истории невозможен прогноз на будущее, однако в истории нет строгой предопределенности. Следует говорить о тенденциях (они могут и не состоятся). Историческое событие – это реализация одной из возможнх альтернатив в результате развития существ. Тенденций и столкновений множества человеческих целей. Цель истории – непредвзятое установление исторических истин. 3 принципа изучения истории: историзм, объективизм, системность.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИСТОРИИ:
1) Изучение закономерностей смены и утверждения исторических концепций и их анализ. Под исторической концепцией понимается система взглядов одного историк или группы учёных, как на весь ход исторического развития в целом, так на его различные проблемы и стороны. Истография изучает, как создавалась и развивалась концепция, какую роль она сыграла в развитии науки и т. д.
2) Анализ теоретико-методологических принципов различных направлений в исторической науке выяснение закономерностей их смены и борьбы. При этом недопустима подмена исследования философских основ того или иного научного течения изучением общественно-политических взглядов его отдельных представителей.
3) Исследование процесса накопления фактических знаний о человеческом обществе, введение в научный оборот ранее неизвестных источников расширения круга исторических памятников, доступных исследователям. Однако в задачи не входит поиск и публикация новых источников.
4) Изучение процесса изменения и совершенствования методов и приёмов историковедческого анализа.
5) Анализ закономерностей изменения проблематики исторических исследований выяснение факторов и направлений этого процесса.
6) Изучение развития и особенностей функционирования исторических научных учреждений, а также системы подготовки кадров для исторической науки всей системы исторического образования в стране.
7) Анализ процесса эволюции средств научной деятельности, органов научной и научно-популярной периодической печати.
8) Исследование международных связей отечественной исторической науки, воздействия зарубежной философской и научной мысли на российских учёных.
9) Изучения объективных условий развития исторической науки и особенно правительственной политики в области исторической науки и образования, ибо от неё во многом зависят, например, условия использования историками архивных материалов, возможности публикации результатов исследований.

Виды исторических источников и методы работы с ними.