Виды перевозок, сообщений, классификация перевозок по видам и роду отправок, по скорости доставки и роду грузов.
Виды сообщений:
- местное сообщение – перевозка в пределах одной железной дороги;
- прямое железнодорожное сообщение – перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа между ж/д станциями в РФ с участием двух и более инфраструктур по единому перевозочному документу, оформленному на весь маршрут следования;
- прямое смешанное сообщение – перевозки, осуществляемые в пределах территории РФ несколькими видами транспорта по единому транспортному документу, оформленному на весь маршрут следования;
- непрямое смешанное сообщение – перевозки, осуществляемые в пределах территории РФ несколькими видами транспорта по отдельным перевозочным документам;
- прямое международное сообщение – перевозка в международном сообщении пассажиров, грузов, багажа, г/б, осуществляемые между ж/д станциями в различных государствах или несколькими видами транспорта в различных государствах по единому перевозочному документу на весь маршрут следования;
- непрямое международное сообщение - перевозка в международном сообщении пассажиров, грузов, багажа, г/б, осуществляемые через расположенные в пределах пограничной территории ж/д станции и порты по перевозочным документам, оформленным в государствах, участвующих в перевозках, а также перевозки несколькими видами транспорта по отдельным перевозочным документам на транспорте каждого вида.
Виды перевозок:
· специальные ж/д перевозки – ж/д перевозки, предназначенные для удовлетворения особо важных государственных и оборонных нужд, а также ж/д перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей;
· воинские ж/д перевозки – ж/д перевозки воинских частей и подразделений, воинских грузов, воинских команд и отдельных лиц, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, сотрудников органов федеральной гос. службы безопасности.
Виды отправок:
- мелкие отправки (МО) – партия груза массой от 20 кг до 5 т и по объему не превышающие 1/3 крытого вагона;
- малотоннажная отправка (МТО) – партия груза массой 10 – 20 т, не более половины вагона по объему;
- повагонная отправка (ВО) – партия груза, требующая для перевозки целого вагона;
- групповая отправка – партия груза, требующая для перевозки более одного вагона, но менее маршрута;
- маршрут – состав поезда определенной массы или длины, сформированный на станции отправления в соответствии с требованиями ПТЭ одним или несколькими отправителями в адрес одного или нескольких г/п и проходящий без переработки не менее одной технической станции. Маршруты формируют и расформировывают только на п/п, загружают только одним видом груза.
По условиям организации различаются следующие виды маршрутов: отправительские, ступенчатые.
В зависимости от пунктов назначения: прямые, в распыление; по условиям обращения: кольцевые, и составы, которые не возвращаются на станцию погрузки после выгрузки.
По скорости доставки грузов перевозки бывают:
перевозки грузовой скоростью – перевозят все категории грузов, кроме скоропортящихся;
перевозки большой скоростью – перевозка СПГ, г/в имеет право перевозить любые категории грузов большой скоростью за отдельную плату.
Размер скорости зависит от расстояния перевозки, чем больше расстояние, тем выше скорость, выбирается по таблице (Правила перевозок грузов).
В зависимости от свойств грузов различают следующие категории грузов:
тарно-упаковочные – грузы, перевозимые в таре и упаковке и боящиеся воздействия атмосферных осадков, перевозятся в крытых вагонах, хранятся в крытых складах на станции;
навалочные – грузы, перевозимые без счета мест навалом, не боятся воздействия атмосферных осадков, перевозятся в полувагонах или на платформах, хранятся на открытых площадках;
насыпные – грузы, перевозимые насыпью, но боящиеся атмосферных осадков (цемент, зерно, минеральные удобрения). Перевозятся либо в крытых, либо в специализированных вагонах-хопперах, хранятся в закрытых складах (бункерах);
наливные – перевозятся наливом в цистернах, хранятся на п/п в резервуарах;
живность – перевозится в скотских вагонах.