Акты применения правовых норм:понятие, особенности и виды

Акт применения норм права, или индивидуальный акт,представляет собой официальный правовой акт, который содержит индивидуальное государственно-властное предписание, вынесенное компетентным органом по конкретному юридическому делу.

Правоприменительные акты — это особый вид правовых актов, обладающих следующими признаками.

1. Они принимаются компетентными органами или должностными лицами в строгом соответствии с законом. Государственные органы, органы местного самоуправления, реже общественные организации и должностные лица осуществляют правоприменительную деятельность в конкретных сферах общественных отношений, опираясь на определенные нормы права;

2. Правоприменительные акты обладают государственно-властным характером и охраняются принудительной силой государства. Все, кому адресованы содержащиеся в актах конкретные предписания, обязаны соблюдать и исполнять их. В необходимых случаях они могут быть реализованы принудительным путем;

3. Акты применения права носят индивидуальный характер. Это значит, что они адресованы определенным субъектам и определяют их права, обязанности и ответственность исходя из конкретной жизненной ситуации. Правоприменительные акты конкретизируют общие предписания применительно к отдельным лицам, регулируют единичное отношение и имеют разовое значение;

4. Правоприменительные акты имеют установленную законом форму и точное наименование. Они могут приниматься в письменной форме (в виде самостоятельного письменного документа или письменной резолюции на другом документе), устно (наложение штрафа на месте), посредством официальных знаков (жесты регулировщика и т. д.).

Акты применения норм права как документы имеют определенную структуру, состоящую из следующих обязательных элементов:

1.) вводной части, содержащей наименование правоприменительного акта (приказ, постановление, решение, распоряжение, приговор и др.), название органа, должностного лица, издавшего его, время издания, конкретный адрес принятия;

2) описательной части, в которой излагаются фактические обстоятельства дела и перечисляются собранные доказательства;

3) мотивировочной части, обосновывающей принятое решение. В нее входит описание добытых по делу доказательств, их оценка, доводы, которыми руководствовался правоприменитель;

4) резолютивной части, излагающей содержание принятого решения, а также сведения о порядке его обжалования.

Акты применения права классифицируют на определенные виды по различным основаниям.

1. По форме внешнего выражения правоприменительные акты подразделяются на:

— акты-документы (приговоры, указы, решения, постановления, резолюции и др.);

— акты-действия (словесные — устные распоряжения начальника и конклюдентные — жесты постового милиционера).

2. По субъектам, применяющим нормы права, различают:

— акты представительных органов;

— акты исполнительных органов;

— акты правоохранительных органов;

— акты государственного контроля (налоговой инспекции, таможенного органа и др.);

— акты органов местного самоуправления.

3. По функциональному признаку выделяют:

а) акты-регламентаторы, которые выполняют следующие функции:

— определяют субъектов определенного отношения;

— указывают объем их субъективных прав и юридических обязанностей;

— предусматривают моменты возникновения конкретного правоотношения, условия его развития и прекращения;

б) правоприменительные акты, обеспечивающие реализацию правоотношений и достижение целей правового регулирования.

4. По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) различают:

— акты конституционно-правовые;

— акты административно-правовые;

— акты уголовно-правовые;

— акты применения материального и процессуального права.

5. В зависимости от характера общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты подразделяются на:

— регулятивные, устанавливающие права и обязанности (приказ ректора вуза о зачислении);

— охранительные, устанавливающие ответственность за правонарушения (приговор суда).

6. По способу принятия акты применения права систематизируются по группам:

— принятые коллегиально;

— принятые единолично.

7. По характеру решения правоприменительные акты бывают:

— запрещающие;

— обязывающие;

— управомочивающие.

8. По своему юридическому значению акты применения права подразделяются на:

— основные, содержащие завершенное решение по юридическому делу (приговор, решение суда);

— вспомогательные, содержащие предписания, подготавливающие издание основных актов (надзора и контроля).

9. В зависимости от действия во времени различают:

— акты однократного действия (наложение штрафа);

— длящиеся акты (регистрация брака, назначение пенсии и др.).