Акты применения правовых норм:понятие, особенности и виды
Акт применения норм права, или индивидуальный акт,представляет собой официальный правовой акт, который содержит индивидуальное государственно-властное предписание, вынесенное компетентным органом по конкретному юридическому делу.
Правоприменительные акты — это особый вид правовых актов, обладающих следующими признаками.
1. Они принимаются компетентными органами или должностными лицами в строгом соответствии с законом. Государственные органы, органы местного самоуправления, реже общественные организации и должностные лица осуществляют правоприменительную деятельность в конкретных сферах общественных отношений, опираясь на определенные нормы права;
2. Правоприменительные акты обладают государственно-властным характером и охраняются принудительной силой государства. Все, кому адресованы содержащиеся в актах конкретные предписания, обязаны соблюдать и исполнять их. В необходимых случаях они могут быть реализованы принудительным путем;
3. Акты применения права носят индивидуальный характер. Это значит, что они адресованы определенным субъектам и определяют их права, обязанности и ответственность исходя из конкретной жизненной ситуации. Правоприменительные акты конкретизируют общие предписания применительно к отдельным лицам, регулируют единичное отношение и имеют разовое значение;
4. Правоприменительные акты имеют установленную законом форму и точное наименование. Они могут приниматься в письменной форме (в виде самостоятельного письменного документа или письменной резолюции на другом документе), устно (наложение штрафа на месте), посредством официальных знаков (жесты регулировщика и т. д.).
Акты применения норм права как документы имеют определенную структуру, состоящую из следующих обязательных элементов:
1.) вводной части, содержащей наименование правоприменительного акта (приказ, постановление, решение, распоряжение, приговор и др.), название органа, должностного лица, издавшего его, время издания, конкретный адрес принятия;
2) описательной части, в которой излагаются фактические обстоятельства дела и перечисляются собранные доказательства;
3) мотивировочной части, обосновывающей принятое решение. В нее входит описание добытых по делу доказательств, их оценка, доводы, которыми руководствовался правоприменитель;
4) резолютивной части, излагающей содержание принятого решения, а также сведения о порядке его обжалования.
Акты применения права классифицируют на определенные виды по различным основаниям.
1. По форме внешнего выражения правоприменительные акты подразделяются на:
— акты-документы (приговоры, указы, решения, постановления, резолюции и др.);
— акты-действия (словесные — устные распоряжения начальника и конклюдентные — жесты постового милиционера).
2. По субъектам, применяющим нормы права, различают:
— акты представительных органов;
— акты исполнительных органов;
— акты правоохранительных органов;
— акты государственного контроля (налоговой инспекции, таможенного органа и др.);
— акты органов местного самоуправления.
3. По функциональному признаку выделяют:
а) акты-регламентаторы, которые выполняют следующие функции:
— определяют субъектов определенного отношения;
— указывают объем их субъективных прав и юридических обязанностей;
— предусматривают моменты возникновения конкретного правоотношения, условия его развития и прекращения;
б) правоприменительные акты, обеспечивающие реализацию правоотношений и достижение целей правового регулирования.
4. По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) различают:
— акты конституционно-правовые;
— акты административно-правовые;
— акты уголовно-правовые;
— акты применения материального и процессуального права.
5. В зависимости от характера общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты подразделяются на:
— регулятивные, устанавливающие права и обязанности (приказ ректора вуза о зачислении);
— охранительные, устанавливающие ответственность за правонарушения (приговор суда).
6. По способу принятия акты применения права систематизируются по группам:
— принятые коллегиально;
— принятые единолично.
7. По характеру решения правоприменительные акты бывают:
— запрещающие;
— обязывающие;
— управомочивающие.
8. По своему юридическому значению акты применения права подразделяются на:
— основные, содержащие завершенное решение по юридическому делу (приговор, решение суда);
— вспомогательные, содержащие предписания, подготавливающие издание основных актов (надзора и контроля).
9. В зависимости от действия во времени различают:
— акты однократного действия (наложение штрафа);
— длящиеся акты (регистрация брака, назначение пенсии и др.).