Междисциплинарный синтез и социально-гуманитарные науки.

Предмет социально-гуманитарных наук.

В СССР не было ни гум.наук, ни соц.наук. А были общественные науки – это все науки, которые изучают общество. Изучают ли они человека? В СССР да, сейчас этот термин употребляется крайне редко. На замену пришел:

Соц-гум. науки – изучают один и тот же объект «человек и общество», но под разным углом. Соц.науки изучают в большей степени общество, а гум.науки человека.

1. Социальные науки – науки, изучающие общество, их главными признаками являются:

· Ориентация на построение соц.знания по модели естественных наук(матем, физика, биология), подражание естественным наукам в сфере методологии и теории.

· Акцент на изучение соц.взаимодействий и соц.связей, противовес личностным и индивидуальным особенностям индивидов, вступающих в эти связи. Исследуется в первую очередь об-во, а потом уже индивиды, составляющие его.

· Делают упор на изучение объективных характеристик соц.взаимодействия при этом субъективная составляющая этих взаимодействий относительно минимизируется (П.Бурдье).

2. Гум.науки – науки, главной целью которых является изучение человека на фоне общества и разработка собственной специфической методологии отличной (противоположной) от естественных наук.

Характеристики Гум.наук:

- Гум.науки придерживаются собственной гум.методологии;

- В социальных взаимоотношения индивидов акцент делается на уникальное, персональное;

- Основной объект исследования – текст, осн.задача – интерпретация текста, с целью понимания текста.

- Гум.науки более коммуникативны, чем соц.науки.

Классификация. Деление условно, т.к. любая соц наука в той или иной степени гуманитарна, а любая гум.наука в той или иной степени социальна. Но есть более гум науки и более соц. (так например: история: с-г, политические науки: с, социология: с, антропология: г, юриспруденция: с, культурология: с-г.) В отношении разделения Гум. и Соц.наук очень сложно разделить философию этих наук.

Междисциплинарный синтез и социально-гуманитарные науки.

Если окружающий нас мир представляет собой единое и целостное образование, в котором предметы и явления находятся во взаимосвязи и взаимодействии, то адекватное представление о нем должно быть отражено в единстве всего нашего знания. В отличие от позитивистской унификации наук подлинное единство научного знания формируется в диалектическом процессе взаимодействия дифференциации и интеграции знания в ходе эволюции конкретных наук.

В прошлом было широко распространено мнение, что развитие науки происходит путем постепенного, непрерывного накопления все новых и новых научных истин. Такой взгляд, названный кумулятивизмом, в лучшем случае может относиться к отдельным этапам и периодам развития науки, но не отражает целостной картины ее развития, ибо на протяжении более длительных периодов наблюдается пересмотр прежних представлений и концепций. Поэтому развитие любой науки не сводится к простому процессу накопления знаний. Наиболее радикальные изменения в науке связаны с научными революциями, которые сопровождаются пересмотром, уточнением и критикой прежних идей, программ и методов исследования, т.е. всего того, что теперь называют парадигмой науки. Переход к новой парадигме связан с взаимодействием и развитием двух дополняющих друг друга процессов дифференциации и интеграции знания. Дифференциация научного знания служит необходимым этапом в развитии науки, и направлена на более тщательное и глубокое изучение отдельных явлений и процессов определенной области действительности. В результате такого исследования появляются отдельные научные дисциплины со своим предметом и специфическими методами познания. Впервые отдельные естественнонаучные дисциплины возникают в эпоху Возрождения, когда появляется экспериментальное естествознание. По мере дальнейшего научного прогресса происходит ускоренный процесс появления новых научных дисциплин и их ответвлений. Хотя при этом значительно возрастают точность и глубина наших знаний о явлениях природы, одновременно ослабевают связи между отдельными научными дисциплинами и взаимопонимание между учеными. Сама наука выработала средства и методы для преодоления ограниченности чисто дисциплинарного подхода к изучению мира. Новый подход называют интегративным, или междисциплинарным. Интеграция научного знания осуществляется в различных формах, начиная от применения понятий, теорий и методов одной науки в другой и кончая возникшим в нашем столетии системным методом. Когда биология начала использовать физические методы в своих исследованиях, она достигла впечатляющих результатов, которые завершились возникновением на стыке биологии и физики новой науки — биофизики. Аналогичным образом возникли биохимия, геофизика, геохимия и другие науки.

Примером для гуманитарных наук может служить такая наука, как геополитика. Многие исследователи видят в геополитике науку, изучающую комплекс географических, исторических, политических и других факторов, взаимодействующих между собой и оказывающих большое влияние на стратегический потенциал государства. – учебник по геополитике

Выделим три основных варианта синтеза знаний в науке: 1) внутридисциплинарный синтез, проходящий в рамках одной дисциплины, 2) междисциплинарный синтез в пределах ряда дисциплин, входящих в единый комплекс наук, например, естествознание или технические науки, 3) полидисциплинарный синтез, объединяющий знания многих областей, существенно различных по своей предметной характеристике. Следует отметить, что в процессе исторического развития науки на фоне явного преобладания внутридисциплинарного синтеза постепенно усиливается влияние междисциплинарного, а в последнем столетии и полидисциплинарного синтеза.

Лекция Орехова – в продолжение к междисциплинарному синтезу