Этнокультурные стереотипы

Студенты Принстонского колледжа дважды (в 1933 и 1951 годах) должны были охарактеризовать несколько разных этнических групп при помощи восьмидесяти четырех слов-характеристик («умный», «смелый», «хитрый» и т.д.) и затем выбрать из этих характеристик пять черт, которые кажутся им наиболее типичными для данной группы. Получилась следующая картина:

американцы - предприимчивые, способные, материалистические, честолюбивы, прогрессивны;

англичане - спортивны, способны, соблюдают условности, любят традиции, консервативны;

евреи - умны, корыстолюбивы, предприимчивы, скупы, способны;

итальянцы - артистичны, импульсивны, страстны, вспыльчивы, музыкальны;

ирландцы - задиристы, вспыльчивы, остроумны, честны, очень религиозны и т.д.

Уже в этом простом перечне определенных черт, которые приписываются той или иной группе, отчетливо прослеживается определенный эмоциональный тон, оказывается отношение к группе, что оценивается. Каждый из нас, уже заранее настраивается на восприятие человека определенной нации, опираясь на стереотипы, что сформировала наша культура. То есть, наш менталитет имеет решающее значение при восприятии других народов. Именно он формирует стереотипы в способах жизненного существования и поведении выходцев разных культур. Существуют две формы стереотипов:

1.«Автостереотипы» - то, как люди думают о самих себе и как воспринимают свою культуру;

2.«Гетеростереотипы» - то, как люди думают о те черты, которые, с их точки зрения, присущи другому народу.

Этнический автостереотип является составной частью этнического самосознания, в структуре которого выделяют два компонента:

- когнитивный - представление о прошлом и настоящем своего народа;

- эмоциональный - национальные чувства.

Под этническим стереотипом принято понимать обобщенное представление о физическом, нравственную и умственную внешность представителей различных этнических групп. К тому, что особенно часто подпадает под категорию стереотипизации определенного народа, можно отнести:

- вербальное поведение;

- невербальную поведение (мимика, жесты, движения тела);

- национальный характер и представления о нем других наций;

- социальные ситуации, поведение в социальных ситуациях;

- особенности быта и повседневной жизни нации;

- национальную кухню;

- религиозные и национальные обряды.

Социальные стереотипы и установки могут приобретать различные формы:

- стереотипные действия и ритуалы;

- типичные эмоциональные реакции и доминирующие чувства;

- обобщенные представления;

- устойчивые запреты;

- социальные ярлыки;

- общественное мнение;

- доминирующие ценности.

Этнические стереотипы влияют на этнические антипатии (этногонизм) и симпатии, которые определяют поведение людей в ситуациях межэтнического контакта, в нашем случае - это многонациональный экипаж. Этнические стереотипы всегда образуются под влиянием социальных и политических условий, определенных культурных факторов и отражают межэтнические установки.

Например: Европейские стереотипы хорошо проиллюстрировано в следующей шутке:

“Paradise is where cooks are French, mechanics are German, policemen are British, lovers are Italian, and it is all organized by the Swiss. Hell is where cooks are British, policemen are German, lovers are the Swiss, mechanics are French, and it is all organized by Italians

Рай там, где повара - французы, механики - немцы, полицейские - англичане, любовники - итальянцы, а организуют все швейцарцы. Ад там, где повара - англичане, полицейские - немцы, любовники - швейцарцы, механики - французы, а организуют все итальянцы.

Стереотипизация в межэтническом общении

Актуализация внимания на наличии стереотипов, особенно согласованных, выразительных и эмоционально окрашенных, в определенной мере способствует стабильности существующих отношений в многонациональных экипажах. В спокойной межэтнической ситуации распространенные характеристики этносов могут быть отодвинуты на периферию человеческих отношений или могут восприниматься с юмором и не играть практически никакой заметной роли в отношениях между членами экипажа. В то же время, мобилизованные в момент любой напряженности, что зарождается в экипаже, стереотипы, особенно негативные, могут существенно усугубить конфликт, резко разграничивая людей на этнические или этноконфисейные группы, вызывая образы и усиливая противостояние. Хотя более очевидной является действие стереотипов не на межэтнические отношения как разновидность социальных отношений, а на межличностные взаимоотношения представителей разных этнических групп и на их совместную деятельность. Поэтому, разрушение негативного стереотипа может «улучшить» отношение к конкретному человеку определенной национальности.

Культурно-исторический опыт разных народов не может быть идентичным. Достаточно большая вариабельность фольклора, традиций, обычаев и т.д., создает основу, на которой формируются те ключи (стереотипы), что достаточно сильно отличают одну культуру от другой, которые в условиях своей культуры обеспечивают быструю и достаточно верную ориентацию личности в ее непосредственном социальном окружении. В нетипичных условиях те же самые ключи могут превратиться в препятствия для формирования адекватного представления о личности другого человека.

Последствия стереотипизации:

- этнические стереотипы ограничивают сферу общения между представителями разных этнических групп, вызывают настороженность с обеих сторон, мешают установлению открытых человеческих отношений. Отчужденность же, в свою очередь, затрудняет контакты и порождает новые недоразумения.

- при высокой степени предвзятости этническая принадлежность становится решающим психологическим фактором, и качества личности теряются в общем и сознательно одностороннем стереотипе.

- дискриминация даже в «мягких» формах негативно влияет на психическое состояние и личностные особенности человека, что поддается ей. Это вызывает у одних повышенную раздражительность и агрессивность, у других - заниженную самооценку, чувство собственной неполноценности, готовность довольствоваться более низким положением.

Пути преодоления влияния стереотипов в многонациональном экипаже:

Большую роль в смягчении и преодолении враждебных установок играют неформальные личностные контакты между представителями различных этнических групп. Совместный труд и непосредственное общение ослабляют стереотипную установку, в принципе, позволяя увидеть в человеке другой расы или национальности не частный случай «этнического типа», а конкретного человека.

Стремление к общим целям, позитивное сотрудничество и взаимозависимость друг от друга, а также активная поддержка руководителя - вот те основные факторы, которые должны обеспечить стабильный положительный психологический климат в многонациональном экипаже.

1.Модель Г. Ховстеда

В современной науке модель Г. Ховстеда [41] считается наиболее удачной в отношении толкования особенностей взаимодействия людей разных национальностей. Эта модель помогает определить не только внешние признаки той или иной организационной культуры, но и глубинные психологические связи, которые возникают между членами многонациональных коллективов (в нашем случае - это многонациональный экипаж, который является коллективом, но со специфическими условиями трудовой деятельности) и влияют на производство и эффективность деятельности. Г. Ховстед выделяет несколько основных параметров, которые и формируют отношение человека к своей деятельности, обязанностей и т.д.