Идеология французского Просвещения. Великая Французская Революция.

1732 – Вольтер «Письма из Лондона об англичанах». Начало Французского Просвещения.

1751 – 1780 – издание «Энциклопедии наук, искусств и ремёсел». (Из Предисловия д’Аламбера к «Энциклопедии»: «Ибо всё имеет свои регулярные перевороты, и мрак рассеется при наступлении нового просвещённого века. Проведя некоторое время в ночной темноте, мы будем потом более поражены ярким светом дня. Эти революции будут вроде анархии, чрезвычайно гибельной самой по себе, но иногда полезной по своим следствиям»).

Просвещение(Французское) – не просто распространение знаний, но такая пропаганда научных знаний, которая противопоставляет их христианской вере и внушает своим слушателям, что только такие знания, усвоенные людьми, сделают жизнь этих людей – и всего общества - радикально лучше. Для просветителей характерен взгляд на Средние века как на «тёмные» века – то есть не просвещённые.

Наиболее известные и яркие просветители:

Монтескьё (Montesquieu, 1689 – 1755), Шарль Луи де Секонда – наиболее консервативный и один из самых интересных. «О духе законов» (1748, 1-й русск. перевод – 1775, наиболее доступный - 1955) - попытка объяснить разнообразие законов и нравов у разных народов; Монтескьё связывал его с различием климатов и географических условий жизни народов: «В жарких климатах обыкновенно царит деспотизм». Защитник свободы совести, но считал веру в Бога необходимым условием поддержания общественного порядка и сохранения нравственности.

Вольтер (Voltaire - псевдоним, наст. фамилия Аруэ – Arouet, 1694 – 1778), Франсуа Мари – яркий, но поверхностный писатель, сатирик, памфлетист, защищавший пострадавших от произвола властей. Поборник «просвещённого абсолютизма» и веротерпимости. Ненавидел Католическую церковь (откуда его призыв: «Раздавите гадину!»), отвергал догмат Троицы, однако в Единого Бога верил, говорил: «Если бы Бога не было, Его следовало бы выдумать». Видел в Боге, в Которого верят люди из народа («на худой конец» в Триединого Бога), справедливого и грозного Судью всех человеческих проступков. Говорил, что невозможно было бы управлять даже одной деревней, если бы она была населена безбожниками.

Дидро (Diderot, 1713 – 1784), Дени – философ, сын ремесленника, несколько лет учился в иезуитском училище и вышел оттуда вольнодумцем, материалистом и атеистом, за антицерковные памфлеты попал в тюрьму. Освободившись, инициировал издание «Энциклопедии»: великолепный организатор, он и сам много писал для этого издания, а при проблемах с цензурой печатал очередные тома в соседних странах. В 1773 по приглашению Екатерины II посетил Россию (на доме, где он жил в СПб., есть памятная доска). Наиболее яркие философские работы – «Разговор д’Аламбера и Дидро» (1769), «Племянник Рамо» (1762 – 1779).

Руссо (Rousseau, 1712 – 1778), Жан-Жак – один из наиболее радикальных просветителей. Курьёзно, что его известность началась с «Рассуждения о науках и искусствах» (1750): он ответил на вопрос Дижонской академии: «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов?» - и ответил отрицательно. Тем не менее сотрудничал в Энциклопедии. Автор трактатов: «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755) «Об общественном договоре» (1762). Руссо во всяком неравенстве видел «эксплуатацию» и зло, а наилучшей формой организации общества считал республику с явными тоталитарными чертами: такую, которая всех своих граждан воспитывает в духе «добродетели», а неподдающихся изгоняет или казнит. Отвергал как христианство, так и атеизм: он считал необходимой «гражданскую религию» (которую пытался создать Робеспьер: культ «Верховного Существа»). Писал педагогические трактаты, а собственных незаконных детей сдавал в приюты. Поклонниками Руссо были Кант и Робеспьер.

1761 – дело Жана Каласа (казнь гугенота по ложному обвинению)

1763 – изгнание иезуитов

1774, 10 мая – умер Людовик XV. Новый король - Людовик XVI.

1789, 5 мая – Генеральные Штаты открылись в Версале

10 июня – Третье сословие заявило, что представляет всю нацию, и начало заседать как Национальное собрание, отдельно. К ним присоединились отдельные делегаты духовенства и дворянства.

20 июня – «Клятва в зале для игры в мяч»: не расходиться, пока не будет выработана конституция.

9 июля – Национальное Собрание провозгласило себя Учредительным (с тех пор кратко называлось «Конституанта»), т.е. присвоило себе право вырабатывать её.

14 июля – штурм Бастилии

Ночь на 5 августа – «Ночь чудес»: отмена сеньориальных прав

26 августа – Декларация прав человека и гражданина

5 – 6 октября – «поход на Версаль»: короля принудительно переместили из Версаля в Париж. Монархия фактически становится конституционной.

После чего полтора года борьба носила парламентский характер: вокруг отдельных статей будущей конституции. Но:

В 1790 приняты декреты об организации церкви. Епископы сделаны избираемыми епархиальными собраниями: не требовалось их утверждения Римскими папами! От всех клириков требовалась присяга на верность конституции. От присяги клирики в большинстве своём отказались. Власти организовали выборы 80 новых «епископов», а те рукоположили 20 тыс. новых «кюре». Их называли «конституционными» епископами и кюре, непослушных – «неприсяжными». Большинство воцерковлённых католиков считало «настоящими» только «неприсяжных» (NB казус с женитьбой Дантона).

1791, 20 – 21 июня – попытка короля бежать из страны (задержан в Варенне – отсюда Вареннский кризис или Вареннское бегство – названия события).

17 июля – расстрел на Марсовом поле демонстрации, которая требовала отречения короля.

27 августа - Пильницкая декларация Австрии и Пруссии в защиту короля, с угрозами революционерам

1791, 3 сентября – Учредительное Собрание своим голосованием ввело в действие Конституцию 1791. Франция – конституционная монархия. Король делит власть с однопалатным Законодательным собранием.

1791, 1 октября – открылось Законодательное Собрание («Легислатива»)

Политические группировки: фельяны (или фейяны), жирондисты, от которых отделяются якобинцы

1792, 20 апреля – Законодательное Собрание объявило войну императору Австрии. (К войне стремились обе стороны: жирондисты мечтали об экспорте революции в соседние с Францией государства, монархи же, руководившие ими, видели в войне простое и действенное средство быстро восстановить власть Людовика XVI, т.к. эмигранты из Франции убеждали их, что дворянский офицерский корпус за революцию воевать не будет. Так начались войны Французской революции, которые затем продолжились Наполеоновскими войнами, с небольшими перерывами до июня 1815. Но никто этого не мог предвидеть!)

1792, 1 августа – манифест герцога Брауншвейгского: пригрозил сравнять Париж с землёй, если хоть волос упадёт с головы короля. Подействовал как провокация.

1792, 10 августа – восстание в Париже. Король отстранён от власти и арестован.

11 августа – Национальное Собрание, признав, что Конституция 1791 перестала действовать, назначило выборы в Национальный Конвент, которому вручалась вся полнота власти.

1792. 2 – 5 сентября – «сентябрьские убийства» (истребление ок. 1 500 заключённых в тюрьмах: они якобы могли, когда «добрые патриоты» уйдут на фронт, перерезать их семьи).

1792, 20 сентября – открылся Национальный Конвент (Первоначальный состав – 749 чел., на место выбывших новых не выбирали). В этот же день французская армия одержала важную победу при Вальми (генерал Дюмурье).

1792, 21 сентября – Франция провозглашена республикой.

1793, 21 января – казнь Людовика XVI.

1793, 1 февраля – Великобритания вступила в войну с Францией

1793, 4 мая – заморожены цены на хлеб. Начало политики принудительной таксации.

1793, 31 мая – 2 июня – восстание радикального плебса в Париже. Восставшие заставили Конвент декретировать арест 29 депутатов-жирондистов. Установление якобинской диктатуры (руководители – Марат, Робеспьер, Дантон).

1793, 24 июня – Конвент в принципе одобрил новую конституцию: Вся власть передавалась единой законодательной палате, избирали её все мужчины с 21 года. Провозглашались все обычные права и свободы. Однако введение этой Конституции в действие откладывалось до окончания войны! (И она так никогда и не вступила в действие). 10 октября 1793 Конвент заявил, что до победы в войне будет действовать «революционный порядок управления».

1793, 17 сентября – Декрет о «подозрительных» (по которому посадить можно было практически любого не угодного начальству).

1794, 5 апреля – казнь Жоржа Дантона и других «умеренных» якобинцев

1794, 10 июня – декрет 22 прериаля II года Республики – апогей террора. Обвиняемые лишены права на защиту. Смертная казнь объявлена единственным наказанием для «врагов народа».(С 11 июня по 27 июля 1794 только в Париже казнено 1 376 человек).

1794, 27 июня – победа французов при Флёрюсе, ликвидация внешней угрозы

1794. 27 июля – переворот 9 термидора. Падение якобинской диктатуры, казнь Робеспьера и начало постепенного демонтажа «революционного порядка».

1794, декабрь – отмена «всеобщего максимума» (на цены и зарплаты), начало перехода к режиму свободной торговли.

1795, 22 августа – Конвент одобрил новую Конституцию. Законодательная власть вручалась Законодательному корпусу из 2 палат: Совету 500 (нижняя) и Совету старейшин (верхняя). Исполнительная власть – Директории из 5 чел., из этой коллегии каждый год выбывал один член по жребию и на его место Законодательный корпус избирал другого. Чтобы закрепить власть за консервативными собственниками, введены такие имущественные цензы, что избирателей оказалось 30 тыс. на всю Францию. Тем не менее Конвент принял ещё и бесстыдный «декрет о 2/3», по которому 2/3 мест в обеих палатах резервировались за членами Конвента.

1795, 4 – 5 октября – восстание 12 – 13 вандемьера в Париже: монархисты и якобинцы объединились в требовании отменить декрет о 2/3 и сделать выборы свободными. Восстание разгромлено войсками Конвента под командованием Наполеона Бонапарта (стреляли картечью в гущу толпы).

1795, 25 октября – Конвент разошёлся.

1796, октябрь – начало перехода от бумажных денег к звонкой монете

1797, 4 сентября – «удар направо»: переворот 18 фрюктидора (три директора – Баррас, Рёбель, Ларевельёр-Лепо - сместили и попытались арестовать двух – Карно и Бартелеми, обвинив их в монархическом заговоре, и аннулировали мандаты избранных в Законодательный корпус монархистов)

1798, 11 мая – «удар налево»: переворот 22 флореаля (аннулированы мандаты избранных в Законодательный корпус якобинцев)

1799, 9 – 10 ноября – переворот 18 – 19 брюмера. Отмена Конституции 1795 г., роспуск Директории и обеих палат. Учреждено Консульство (Первый Консул – Наполеон Бонапарт).

1799, 13 декабря – Конституция 22 фримера VIII года: Вся полнота власти у Первого Консула.(Утверждена референдумом 25.12.1799: за 3 011 007, против – 1 562).

1800, 13 февраля – основан Французский Банк.

1800, 17 февраля – закон об административной реформе. «Восстановление исполнительной вертикали»: Первый Консул стал назначать начальников на всех уровнях: мэров - в коммуны, супрефектов – в дистрикты (округа), префектов – в департаменты.

1800, 12 августа – назначена комиссия из юристов высшей квалификации по составлению Гражданского Кодекса. Кодекс введён в действие 21 марта 1804 и поныне является основой гражданского права Франции и некоторых связанных с нею стран.

1801, 14 июля – подписан конкордат с Римским Папой. Раскол на «неприсяжных» и «конституционных» преодолён. Впредь кандидатуры епископов и архиепископов Первый Консул согласовывал с Папой, назначал их, после чего Папа утверждал канонически. Всех священников назначали только епископы. В конце литургии полагалось произносить такую молитву: Domine, salvam fac Rempublicam, Domine, salvos fac Сonsules.

1802, 19 мая – Наполеон провозглашён пожизненным Первым Консулом

1804. 2 декабря – Наполеон коронован как император папой Пием VII в соборе Нотр-Дам

Историография Великой Французской революции

Великий социальный катаклизм, каким была ВФР, привлекает пристальное внимание историков, писателей, поэтов всего мира. Пушкин, напр., посвятил ей поэму «Андрей Шенье». По прихотливому стечению обстоятельств французскую литературу в Лицее ему преподавал господин де Будри – родной брат знаменитого кровожадного публициста Жана Поля Марата. О многих деятелях революции написаны толстые книги, о некоторых (напр. о Робеспьере) – целые библиотеки. Поэтому вот кое-какие сведения для ориентации.

Есть одна книга о ВФР, которую, я считаю, должен прочитать каждый:

Токвиль. Алексис. Старый порядок и Революция. СПб., 2008. – Токвиль (Tocqueville, 1805 – 1859) – историк и политик, несколько месяцев в 1849 г. министр иностранных дел Франции, написавший ещё одну великую книгу – «О демократии в Америке» (1835 – 1840), которую успел оценить Пушкин. Мне говорили, что текст нетрудно найти в Интернете.

Из ныне живущих и пишущих историков лучше всех знает историю ВФР Чудинов Александр Викторович, проф. Московского университета. Рекомендую его книгу, где учтены новейшие достижения историографии : Чудинов А.В. Французская революция: История и мифы. М., 2007. К сожалению, это только отдельные очерки. Правда, последний из них – 29 стр. - это обзор революции в целом.

Самый подробный и фактологически точный очерк истории ВФР, со всеми именами, датами и описаниями сколько-нибудь значимых событий, какой есть по-русски –

Олар, Альфонс. Политическая история Французской революции. Происхождение и развитие демократии и республики. 1789 – 1804. М., 1938. 979 страниц! (Aulard, 1849 – 1928)

Очень красноречиво написана английским историком изданная впервые в 1837 г. кн.:

Карлейль, Томас. Французская революция. История. М., 1991. (Сarlyle, 1795 – 1881)

Наиболее доступная (практически всегда есть у букинистов) история ВФР –
Ревуненков В.Г. Очерки по истории Великой Французской революции 1789 – 1814 гг. СПб., издательство СПб университета, 1996. – Ревуненков, Владимир Георгиевич (1911 – 2004) – профессор Ленинградского университета. Книга написана с марксистских позиций. Особая позиция Ревуненкова состояла в том, что он превозносил экстремиста из экстремистов – Жака Рене Эбера – упрекая Робеспьера и Марата в «буржуазной ограниченности», тогда как официальная точка зрения советской историографии была более благоприятна для Робеспьера и Марата. (Заметьте, что до сих пор в СПб. в честь Робеспьера называется та набережная, через которую В.И.Ленин с броневика у Финляндского вокзала указывает на Большой Дом, в честь Марата – улица в центре города, в честь Эбера же не названо нигде ничего). Тем не менее книга написана живо и пользоваться ею для справок можно. Кстати, дочь этого Ревуненкова – Наталья Владимировна – заведует Отделом западного христианства в Музее истории религии.

Книга, вокруг которой споры не умолкают уже сто лет –

Кошен О. Малый народ и революция. Сборник статей об истоках Французской революции. М., Айрис пресс, 2004. – Огюстен Кошен (Cochin, 1876 – 1916) – историк, монархист и крайне консервативный католик, погибший в сражении на Сомме - считал инициаторами и виновниками ВФР масонов и собрал по провинциальным архивам впечатляющие документальные свидетельства существования и немалого влияния масонских лож и связанных с ними «неформальных объединений».

Замечательный писатель-белоэмигрант Марк Александрович Алданов(Ландау, 1886 – 1957) посвятил ВФР первую из трёх книг своего исторического цикла «Мыслитель»: «Девятое термидора», «Чёртов мост», «Заговор» (вторая книга посвящена началу карьеры Наполеона, третья – убийству Павла I). В советское время эти книги были абсолютно запретными, но в последние 20 лет многократно издавались в составе собраний сочинений Алданова и отдельно.