Неценовые факторы, влияющие на потребительский спрос.

1.1. Благосостояние потребителей (величина богатства). Богатство домохозяйств складывается из финансовых активов (денежные средства и ценные бумаги) и материальных активов (недвижимость, земельные участки), имеющихся в распоряжении потребителей. Уменьшение реальной стоимости этих активов побуждает потребителей наращивать сбережения (и соответственно сокращать текущие потребительские расходы), чтобы поддерживать свое благосостояние на достигнутом уровне. В результате уменьшается совокупный спрос, и кривая совокупного спроса смещается влево. И, наоборот, увеличение реальной стоимости богатства ведет к росту совокупного спроса. Изменение реальной стоимости богатства в этом случае не должно быть связано с изменением общего уровня цен в экономике, иначе это будет эффект богатства. Например, рост курса акций, имеющихся в распоряжении домохозяйств, приводит к увеличению благосостояния потребителей даже при неизменном общем уровне цен. То же, самое можно сказать об изменении реальной стоимости домов или земельных участков, независимо от того, меняется уровень цен или нет.

Ожидания потребителей.

Ожидания могут быть связаны с изменением:

- уровня цен (инфляционные – ожидания повышения цен в будущем, дефляционные – ожидания снижения цен в будущем);

- объемов товаров и услуг (дефицитные – ожидания отсутствия или нехватки товаров в будущем);

- дохода в будущем.

Например, если люди ожидают увеличения реальных доходов в будущем, то они сейчас могут позволить себе потратить большую часть текущего дохода на покупки товаров и услуг. Рост текущего потребления ведет к сдвигу кривой совокупного спроса вправо. К такому же результату приведут инфляционные и дефицитные ожидания. Напротив, ожидание сокращения доходов в будущем, а также дефляционные ожидания ведут к сокращению потребительских расходов и сдвигу кривой совокупного спроса влево.